Инновационные технологии
В настоящее время в условиях модернизации российского образования изменяются стоящие перед учителями цели и задачи. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетенций».
Цель каждого учителя – активизировать познавательную деятельность и обеспечить положительную мотивацию обучения. Для достижения этой цели необходимо использовать эффективные методики и инновационные технологии.
Инновационные методики - это новый стиль организации образовательной деятельности, меняющий и способы подачи знаний, и тип овладения ими.
Цель таких методик - активизировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями.
Для инновационных технологий характерна активная и интерактивная модели обучения.
В настоящий момент в образовании применяют самые разнообразные инновационные технологии. К ним относятся:
1. Проблемные технологии и методы обучения. При такой организации учебных занятий, предполагается создание под руководством учителя проблемных ситуаций и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. К проблемным технологиям относятся:
-проблемное обучение;
-проектное обучение;
-исследовательские задания;
-творческие задания.
2. Диалоговые технологии и методы обучения. Под учебным диалогом понимается создание ситуаций межсубъектного общения с целью разрешения изучаемых проблем и поисков личностного смысла, содержащихся в изучаемом материале. К диалоговым технологиям относятся:
-учебная дискуссия;
-диспут;
-дебаты;
-учебная конференция.
3. Игровые технологии и методы обучения. Данная технология включает в себя обширную группу методов и приемов. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает признаком обучения и педагогическим результатом. К игровым технологиям относятся:
-игровое проектирование;
-деловая игра;
-игра путешествие;
-игра по станциям;
-игры-имитации общественной жизни;
-разыгрывание ролей.
4. Неигровые имитационные технологии и методы обучения:
-анализ конкретной ситуации;
-решение ситуационных задач и проблем.
Основными чертами инновационного обучения являются:
-ориентация на процесс обучения;
-субъект - субъектные отношения;
-ориентация образовательного процесса на самоценность ученика;
-проектирование образовательной среды, адекватной индивидуальным особенностям учащихся;
-результатом обучения является способность ученика к самоопределению и саморазвитию.
В настоящее время эти идеи должны быть восприняты педагогами как нормы методической деятельности.
Таким образом, инновационные технологии в обучении помогают развивать:
-умение классифицировать;
-умение мыслить критически;
-умения высказать суждения, делать умозаключения и выводы;
-умения и навыки наблюдения;
-умения и навыки работы с имеющейся информацией, ее нахождение и ранжирование;
-навыки экспериментирования;
-познавательные способности и потребности;
-навыки творческого проектирования и исследовательского поиска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.