Конкурс «Современный классный руководитель»
Тема: «Инновационные методы работы с родителями»
Пояснительная записка.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтерисованны в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у подростка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Совместная деятельность педагогов, родителей и подростков может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Целью данного родительского собрания является проведение диагностики взаимоотношений подростка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекция.
Родительское собрание позволяет решить следующие задачи:
- повысить педагогическую культуру родителей;
- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей;
- обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- предотвратить возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своим детям.
Форма проведения родительского собрания диалог – обсуждение с элементами игры.
Началом подготовительной работы стало исследование микроклимата в семьях студентов группы II курса. По результатам исследования определенны тема, форма и этапы родительского собрания.
На собрании использованы: самоанализ деятельности родителей, педагогическое просвещение членов родительского коллектива, коллективное творчество, игра, анализ коллективной деятельности.
Решение ситуационных задач в игровой форме позволяет каждому участнику собрания проникнуться проблемой, задуматься над ее решением и высказать свою точку зрения. При этом родитель из пассивного слушателя превращается в активного участника воспитательного процесса.
Используемая игра позволяет создать банк идей, на основании которых выносится коллективное решение.
Заключительной частью родительского собрания является разработка памятки с советами родителям.
Родительское собрание
«Как поощрять и наказывать своих детей»
Цели: 1. Способствовать формированию умения родителей воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
2. Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.
Участники: Родители, классный руководитель, психолог, студенты II курса.
Подготовка: Проводится анкетирование детей и родителей. Анкеты обрабатываются и на основе анализа формируются вопросы для обсуждения.
ТЕСТ для детей «Твои контакты с родителями»
(да - 2 балла, иногда - 1 балл, нет - 0 баллов)
-Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
-Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?
-Интересуешься ли ты работой своих родителей?
-Знают ли родители твоих друзей?
-Бывают ли твои друзья у тебя дома?
-Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?
-Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?
-Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?
-Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
-Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе тобой и твоими гостями?
-Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
-Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи и/или фильмы?
-Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?
-Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
-Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?
Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10 баллов - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.
ТЕСТ для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?»
Я знаю, кто его/ее лучший друг:
1) совершенно точно,
2) приблизительно,
3) не знаю.
Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:
4) делаю вид, что ничего не замечаю,
5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю,
6) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.
Как обо мне думают его/ее друзья?
7) положительно,
8) меня это не интересует,
9) не очень хорошо.
Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи?
10) отрицательно.
11) постараюсь узнать его/ее поближе,
12) все оставлю на его/ее усмотрение.
Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:
13) запрещу дружить,
14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод,
15) не обращу внимания.
Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?
16) был,
17) не был,
18) не могу сказать.
Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:
19) он плохо влияет на сына/дочь,
20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,
21) он не соответствует моим представлениям о друге.
Друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?
22) в большинстве случаев могу,
23) это удается только иногда,
24) вообще не удается.
Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:
25) всегда подробно,
26) не рассказывает совсем,
27) рассказывает только об отдельных случаях.
Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с Вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:
28) радуюсь,
29) категорически возражаю,
30) мне все равно.
Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1-5б, 2-3б, 3-0б, 4-2б, 5-0б, 6-5б 7-5б, 8-0б, 9-1б, 10-0б, 11-5б, 12-2б, 13-1б, 14-5б, 15-1б, 16-3б, 17-1б, 18-0б, 19-3б, 20-1б, 21-1б, 22-5б, 23-3б, 24-1б, 25-1б, 26-0б, 27-3б, 28-5б, 29-1б, 30-0б.
Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше балов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.
Ход собрания:
I. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, какую роль в воспитании играют похвала и наказание. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. В последнее время отношения между детьми и родителями стали более сложными и напряженными. Связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи ценностей. Воспитывая детей, Вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаетесь найти выход из ситуации и найти подходящую для Вас и ваших детей систему воспитания.
Вместе с вами мы постараемся ответить на следующие вопросы:
- наказывать ли детей?
- как и когда это делать?
- можно ли испортить человека похвалой?
- за что нужно хвалить ребенка?
Что нужно делать взрослым, что бы избежать конфликта в общении с ребенком? Быть мудрее и не провоцировать ребенка на грубость.
Психологи советуют родителям следующие
правила поведения:
- дайте свободу;
- никаких нотаций;
- идите на компромисс;
- уступает тот, кто умнее;
- не надо обижать;
- будьте тверды и последовательны.
способы выхода их конфликтной ситуации:
- прояснение конфликтной ситуации;
- сбор предложений;
- совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;
- детализация решения;
- выполнение решения, проверка.
II. Работа с родителями.
Следуя этим советам, рассмотрим конфликтные ситуации и пути выхода из них.
Ситуация 1.
Ребенок плохо учится в колледже. Родителей вызвали в колледж. После посещения колледжа состоялся разговор с ребенком.
Ситуация 2.
Ребенок возвращается поздно ночью.
Ситуация 3.
Вы услышали, что ваш ребенок в компании друзей выражается нецензурными словами
Сейчас я прошу Вас разделить лист бумаги на две части, в одной графе напишите слова, которыми вы хвалите детей, а в другой – какими ругаете.
Проанализируйте, в какой графе больше слов и сделайте для себя вывод. (Анализ результатов самообследования).
Данные, полученные в результате социологического опроса студентов колледжа, говорят о том, что большинство родителей в случае нежелательного поведения детей прибегают к чтению морали, окрикам, причем даже с использованием ненормативной лексики.
Какими же словами наказывают и поощряют своих детей родители нашей группы. (Результаты анонимного анкетирования студентов).
Дети не ангелы и поэтому из сложных ситуаций, в которые они ставят своих родителей, следует выходить с уважением к их и своему человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.
Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, проявляет глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Кроме того, он непрерывно ощущает страх, что сказывается губительно на его психике и развитии.
Словесное оскорбление - обидные замечания, грубые слова, ненормативная лексика не менее унизительны и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
К ненормативной лексике, особенно в последнее время, так привыкли, что многие не замечают и удивляются, что данные слова и выражения не приемлемы в жизни.
Корни появления нецензурных слов уходят в глубокую языческую древность. И в дохристианский период, люди с целью ограждения своих семей и себя от демонических злобных нападок вступали с ним в контакт, который мог быть двояким. Демона либо ублажали, либо пугали его и именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Таким образом, нецензурные слова являются средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остается. Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека, но самое большое несчастье в такой семье - это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше ребенок познает данный диалект, тем медленнее будет идти духовное и умственное развитие. Родители должны учесть, что при использовании таких слов, уничтожают в своем ребенке чувство стыда и зачастую являются мостом к последующим преступлениям. Кто-то может сказать, что сквернословить вынуждает их среда, воспитание, иногда их употребляют для «связки» слов, не вникая в их смысл. Одновременно из уст человека не может исходить благословение и проклятие, как из одного источника – соленая и сладкая вода.
«НАРОД» в переводе со славянского означает «Язык».
Язык народа – это то, что создает, характеризует и объединяет народ. Немецкий философ В. Гумбольт ставил формирование и развитие национального характера культуры и быта в прямую зависимость от языка народа. Поэтому от нашей небольшой слабости страдает вся наша жизнь: личная, семейная и государственная. Исходя, из этого можно сказать, наказание допустимо, но оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы хотим воспитать социально зрелую личность.
Поощрение является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Подросток, у которого формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении взрослых. Похвала способствует воспитанию у него веры в собственные силы. Поощрять надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то с каким старанием и прилежанием он выполняет эту работу.
Причина непослушания подростка кроется в его психике, и эти причины нужно знать:
– борьба за внимание;
– борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;
– желание отомстить;
– потеря веры в собственный успех.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается позитивное ощущение о себе. Необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне, чтобы не допускать его глубокого разочарования в окружающем мире. Для поддержания высокой самооценки используют следующие принципы :
– безусловно принимать его;
– слушать, сопереживать и знать о его потребностях;
– бывать вместе;
– не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам;
– помогать, когда просит;
– поддерживать успехи;
– делиться своими чувствами;
– конструктивно решать конфликты;
– использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Предлагаю Вам вновь посмотреть, как часто и какими высказываниями Вы хвалите и наказываете детей (результаты самоанализа родителей ).
III. Коллективный поиск путей решения проблемы.
Проведем с вами игру «Как поощрять и наказывать своих детей», которая позволит нам найти коллективно пути решения этой проблемы. Игра проводится в группах по пять человек.
Проведение игры.
1.Формируется проблема.
2.Создаются игровые группы.
3.Каждая группа получает игровую карточку и в течении 5 минут записывают идеи в колонку.
4.Карточки передаются по игровому столу, и каждый участник в своей графе записывает 2 способа решения проблемы.
5.Карточка возвращается хозяину.
Карточка участника игры
Проблема: «Как поощрять и наказывать своих детей?»
№ п/п |
Пути решения проблемы |
Идеи по решению проблемы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Наказание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Поощрение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
Другое |
|
|
|
|
|
Финал
1.Предложить каждой группе проанализировать все и подготовить краткое выступление с наиболее интересными идеями.
2.Собирают карточки, и создается творческая группа по обобщению полученных идей и созданию программы действия.
IV. Решением родительского собрания является памятка с советами родителей о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.
Список литературы
1. И. Кадман, М. Гилат Воспитание без насилия // Классный руководитель № 4, 2000.
2. А. С. Спиваковская Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.
3. Т. Н. Колегаева Доброе слово, что ясный день // Классный руководитель № 2, 2006.
4. Л. В. Шлаузер Педагогика семейных отношений // Классный руководитель № 6, 2004.
Анализ воспитательного мероприятия
1.Общие сведения.
Дата посещения: 27.10.2007
Группа: А-22
Классный руководитель Т.И. Машина
Форма мероприятия: Тематическое родительское собрание
Тема: «Как поощрять и наказывать своих детей»
Цель посещения: определение целесообразности и эффективности использования элементов игры при проведении родительских собраний
2.Организация мероприятия.
Педагогическая целесообразность:
Запланированное мероприятие соответствует уровню общей культуры родительского коллектива.
Общественная активность:
На предварительно проведённом классном часе студенты заинтересованно изучали анкеты и делились своими мнениями на заданную тему. Ненормативная лексика не вызывает у них чувства отвращения и отторжения, но при этом высказывается обида на недостаток позитивной оценки в семье. Родители приняли активное участие в обсуждении проблемы.
Подготовленность:
Классный руководитель ответственно подошёл к подготовке родительского собрания. Проанализировав сложившуюся ситуацию в группе, выбрал тему родительского собрания, использовал комплекс форм и методов для активизации работы родителей.
3. Содержание мероприятия.
Интеллектуальный фон:
Мероприятие направлено на формирование основных принципов семейного воспитания с учётом индивидуальных особенностей подростков и социального статуса семьи. На основе диагностики классным руководителем при поддержке психолога проведено психолого-педагогическое просвещение родителей, предусмотрены индивидуальные консультации, собеседования.
Эмоциональный фон:
Родительское собрание прошло в доброжелательной творческой атмосфере. Игра позволила снять сдерживающее эмоциональное напряжение родителей. Проблема поощрения и наказания подростков вызвала всеобщий интерес.
Эстетический фон:
Родительское собрание проводилось в читальном зале библиотеки, оформлена выставка книг на заданную тему, выставка творческих работ студентов «Твой выбор», посвящённая выборам в Государственную думу, коллаж «Каким я вижу своё будущее».
4. Организация среды воспитания.
Родители получили консультацию психолога по исследуемой проблеме, обменялись мнениями, работая в команде, приняли решение.
5. Качество педагогических условий.
При проведении родительского собрания, педагог, используя анонимную анкету студентов и полученную в процессе индивидуальной работы информацию, тактично, не нарушая прав и свободы выбора родителей, провёл конструктивный диалог и завершил работу игрой, позволившей родителям самим найти пути решения проблемы.
6. Итоги воспитательного мероприятия.
Мероприятие достигло поставленной цели, показав эффективность и целесообразность использования активных методов при проведении родительских собраний.
Зам. директора по ВР Н.М. Королёва
Зам. директора по НМР Т.П. Почтарькова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.