Инновационные методы работы с родителями
Оценка 4.6

Инновационные методы работы с родителями

Оценка 4.6
doc
16.10.2023
Инновационные методы работы с родителями
Род собр. (методичка).doc

Конкурс «Современный классный руководитель»

Тема: «Инновационные методы работы с родителями»

  

Пояснительная записка.

 

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтерисованны в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению к друг другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у подростка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

Совместная деятельность педагогов, родителей и подростков может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Целью данного родительского собрания является проведение диагностики взаимоотношений подростка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекция.

Родительское собрание позволяет решить следующие задачи:

- повысить педагогическую культуру родителей;

- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей;

- обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- предотвратить возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своим детям.    

Форма проведения родительского собрания диалог – обсуждение с элементами игры.

Началом подготовительной работы стало исследование микроклимата в семьях студентов группы II курса. По результатам исследования определенны тема, форма и этапы родительского собрания.

На   собрании использованы: самоанализ деятельности родителей, педагогическое просвещение членов родительского коллектива, коллективное творчество, игра, анализ коллективной деятельности.

Решение ситуационных задач в игровой форме позволяет каждому участнику собрания проникнуться проблемой, задуматься над ее решением и высказать свою точку зрения. При этом родитель из пассивного слушателя превращается в активного участника воспитательного процесса.

Используемая игра позволяет создать банк идей, на основании которых выносится коллективное решение.  

Заключительной частью родительского собрания является разработка памятки с советами родителям.


Родительское собрание

«Как поощрять и наказывать своих детей»

 

Цели: 1. Способствовать формированию умения родителей воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2. Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: Родители, классный руководитель, психолог, студенты II курса.

Подготовка: Проводится анкетирование детей и родителей. Анкеты обрабатываются и на основе анализа формируются вопросы для обсуждения.

ТЕСТ для детей «Твои контакты с родителями»

(да - 2 балла, иногда - 1 балл, нет - 0 баллов)

-Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

-Беседуешь ли ты со старшими по душам, советуешься ли с ними по личным вопросам?

-Интересуешься ли ты работой своих родителей?

-Знают ли родители твоих друзей?

-Бывают ли твои друзья у тебя дома?

-Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?

-Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить свободное время вне дома?

-Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения?

-Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

-Хочешь ли ты, чтобы в «детские праздники» родители были вместе тобой и твоими гостями?

-Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

-Обсуждаешь ли ты с родителями телепередачи и/или фильмы?

-Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?

-Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

-Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?

 

Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благопо­лучными.

От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Менее 10 баллов - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

 

ТЕСТ для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?»

 

Я знаю, кто его/ее лучший друг:

1)     совершенно точно,

2)     приблизительно,

3)     не знаю.

Мой сын/дочь поссорился со своим лучшим другом:

4)     делаю вид, что ничего не замечаю,

5)     сразу же подробно обо всем расспрашиваю,

6)     проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заго­ворит сам.

Как обо мне думают его/ее друзья?

7)     положительно,

8)     меня это не интересует,

9)     не очень хорошо.

Как я отреагирую, если у моего сына/дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи?

10) отрицательно.

11) постараюсь узнать его/ее поближе,

12) все оставлю на его/ее усмотрение.

Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно:

13) запрещу дружить,

14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему само­му сделать вывод,

15) не обращу внимания.

Был ли у меня самого/самой в жизни хороший друг/подруга?

16) был,

17) не был,

18) не могу сказать.

Я запрещу сыну/дочери дружить с каким-то конкретным человеком, если:

19) он плохо влияет на сына/дочь,

20) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой,

21) он не соответствует моим представлениям о друге.

Друзья сына/дочери пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

22) в большинстве случаев могу,

23) это удается только иногда,

24) вообще не удается.

Сын/дочь рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

25) всегда подробно,

26) не рассказывает совсем,

27) рассказывает только об отдельных случаях.

Лучший друг/подруга сына/дочери выразил желание участвовать вместе с Вашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке:

28) радуюсь,

29) категорически возражаю,

30) мне все равно.

Подсчитайте баллы за каждый ответ: 1-5б, 2-3б, 3-0б, 4-2б, 5-0б, 6-5б  7-5б, 8-0б, 9-1б, 10-0б, 11-5б, 12-2б, 13-1б, 14-5б, 15-1б, 16-3б, 17-1б, 18-0б, 19-3б, 20-1б, 21-1б, 22-5б, 23-3б, 24-1б, 25-1б, 26-0б, 27-3б, 28-5б, 29-1б, 30-0б.

Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше балов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.

 

Ход собрания:

I.                                                 Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, какую роль в воспитании играют похвала и наказание. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями  - это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. В последнее время отношения между детьми и родителями стали более сложными и напряженными. Связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи ценностей. Воспитывая детей, Вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаетесь найти выход из ситуации и найти подходящую для Вас и ваших детей  систему воспитания.

Вместе с вами мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- наказывать ли детей?

- как и когда это делать?

- можно ли испортить человека похвалой?

- за что нужно хвалить ребенка?

Что нужно делать взрослым, что бы избежать конфликта в общении с ребенком? Быть мудрее и не провоцировать ребенка на грубость.

Психологи советуют родителям следующие

 правила поведения:

- дайте свободу;

- никаких нотаций;

- идите на компромисс;

- уступает тот, кто умнее;

- не надо обижать;

- будьте тверды и последовательны.

 

способы выхода их конфликтной ситуации:

- прояснение конфликтной ситуации;

- сбор предложений;

- совместное обсуждение предложений и выбор более приемлемого;

- детализация решения;

- выполнение решения, проверка.

 

 

 

II.                                              Работа с родителями.

Следуя этим советам, рассмотрим конфликтные ситуации и пути выхода из них.

 

Ситуация 1.

Ребенок плохо учится в колледже. Родителей вызвали в колледж. После посещения колледжа состоялся разговор с ребенком.

 

Ситуация 2.

Ребенок возвращается поздно ночью.

 

Ситуация 3.

Вы услышали, что ваш ребенок в компании друзей выражается нецензурными словами

 

Сейчас я прошу Вас разделить лист бумаги на две части, в одной графе напишите слова, которыми вы хвалите детей, а в другой – какими ругаете.

Проанализируйте, в какой графе больше слов и сделайте для себя вывод. (Анализ результатов самообследования).

Данные, полученные в результате социологического опроса студентов колледжа, говорят о том, что большинство родителей в случае нежелательного поведения детей прибегают к чтению морали, окрикам, причем даже с использованием ненормативной лексики.

Какими же словами наказывают и поощряют своих детей родители нашей группы. (Результаты анонимного анкетирования студентов).

Дети не ангелы и поэтому из сложных ситуаций, в которые они  ставят своих родителей, следует выходить с уважением к их и своему человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, проявляет глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Кроме того, он непрерывно ощущает страх, что сказывается губительно на его психике и развитии.

Словесное оскорбление  - обидные замечания, грубые слова,   ненормативная лексика не менее унизительны и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

К ненормативной лексике, особенно в последнее время, так привыкли, что многие не замечают и удивляются, что данные слова и выражения не приемлемы в жизни.

Корни появления нецензурных слов уходят в глубокую языческую древность. И в дохристианский период, люди с целью ограждения своих семей и себя от демонических злобных нападок вступали с ним в контакт, который мог быть двояким. Демона либо ублажали, либо пугали его и именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Таким образом, нецензурные слова являются средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остается. Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека, но самое большое несчастье в такой семье  - это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше ребенок познает данный диалект, тем медленнее будет идти духовное и умственное развитие. Родители должны учесть, что при      использовании  таких слов, уничтожают в своем ребенке чувство стыда и зачастую являются мостом к последующим преступлениям. Кто-то может сказать, что сквернословить вынуждает их среда, воспитание, иногда их употребляют для «связки» слов, не вникая в их смысл. Одновременно  из уст человека не может исходить благословение и проклятие, как из одного источника – соленая и сладкая вода.

«НАРОД» в переводе со славянского означает «Язык».

Язык народа – это то, что создает, характеризует и объединяет народ. Немецкий философ В. Гумбольт ставил формирование и развитие национального характера культуры и быта в прямую зависимость от языка народа. Поэтому от нашей небольшой слабости страдает вся наша жизнь: личная, семейная и государственная. Исходя, из этого можно сказать, наказание допустимо, но оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы хотим воспитать социально зрелую  личность.

   Поощрение является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Подросток, у которого формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении взрослых. Похвала способствует воспитанию у него веры в собственные силы. Поощрять надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то с каким старанием и прилежанием он выполняет эту работу.

Причина непослушания подростка кроется в его психике, и эти причины нужно знать:

борьба за внимание;

борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;

желание отомстить;

потеря веры в собственный успех.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается позитивное ощущение о себе.  Необходимо постоянно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне, чтобы не допускать его глубокого разочарования в окружающем мире. Для поддержания высокой самооценки  используют следующие принципы :

безусловно принимать его;

слушать, сопереживать и знать о его  потребностях;

бывать вместе;

не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам;

помогать, когда просит;

поддерживать успехи;

делиться своими чувствами;

конструктивно решать конфликты;

использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Предлагаю Вам вновь посмотреть, как часто и какими высказываниями Вы хвалите и наказываете детей (результаты самоанализа родителей ).

III.                                           Коллективный поиск путей решения проблемы.

Проведем с вами игру «Как поощрять и наказывать своих детей», которая  позволит нам найти коллективно пути решения этой проблемы. Игра проводится в группах по пять человек.

 

Проведение игры.

1.Формируется проблема.

2.Создаются игровые группы.

3.Каждая группа получает игровую карточку и в течении 5 минут записывают идеи в колонку.

4.Карточки передаются по игровому столу, и каждый участник в своей графе записывает 2 способа решения проблемы.

5.Карточка возвращается хозяину.

 

Карточка участника игры

 

Проблема: «Как поощрять и наказывать своих детей?»

 

№    п/п

 Пути решения проблемы

Идеи по решению проблемы

1

2

3

4

5

1

  Наказание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

  Поощрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    3

   Другое

 

 

 

 

 

 

 

Финал

1.Предложить каждой группе проанализировать все и подготовить краткое выступление с наиболее интересными идеями.

2.Собирают карточки, и создается творческая группа по обобщению полученных идей и созданию программы действия.

 

IV.                                           Решением родительского собрания является памятка с советами родителей о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

 

Список литературы

 

1.      И. Кадман, М. Гилат Воспитание без насилия // Классный руководитель № 4, 2000.

2.      А. С. Спиваковская  Как быть родителями (о психологии родительской любви). – М., 1986.

3.      Т. Н. Колегаева Доброе слово, что ясный день //  Классный руководитель № 2, 2006.

4.      Л. В. Шлаузер Педагогика семейных отношений //  Классный руководитель № 6, 2004.

 

                              Анализ воспитательного мероприятия

1.Общие сведения.

            Дата посещения:  27.10.2007

            Группа:                  А-22

            Классный руководитель     Т.И. Машина

            Форма мероприятия:    Тематическое родительское собрание  

            Тема:                            «Как поощрять и наказывать своих детей»

            Цель посещения:  определение целесообразности и эффективности использования элементов игры при проведении родительских собраний         

2.Организация мероприятия.

            Педагогическая целесообразность:

            Запланированное мероприятие соответствует уровню общей культуры родительского коллектива.

            Общественная активность:

            На предварительно проведённом классном часе студенты заинтересованно изучали анкеты и делились своими мнениями на заданную тему. Ненормативная лексика не вызывает у них чувства отвращения и отторжения, но при этом высказывается обида на недостаток позитивной оценки в семье. Родители приняли активное участие в обсуждении проблемы.

            Подготовленность:

            Классный руководитель ответственно подошёл к подготовке родительского собрания. Проанализировав сложившуюся ситуацию в группе, выбрал тему родительского собрания, использовал комплекс форм и методов для активизации работы родителей.

3. Содержание мероприятия.

            Интеллектуальный фон:

            Мероприятие направлено на формирование основных принципов семейного воспитания с учётом индивидуальных особенностей подростков и социального статуса  семьи. На основе диагностики классным руководителем при поддержке психолога проведено психолого-педагогическое просвещение родителей, предусмотрены индивидуальные консультации, собеседования.

Эмоциональный фон:

Родительское собрание прошло в доброжелательной творческой атмосфере. Игра позволила снять сдерживающее эмоциональное напряжение родителей. Проблема поощрения и наказания подростков вызвала всеобщий интерес.

            Эстетический фон:

            Родительское собрание проводилось в читальном зале библиотеки, оформлена  выставка книг на заданную тему, выставка творческих работ студентов «Твой выбор», посвящённая выборам в Государственную думу, коллаж «Каким я вижу своё будущее».

4. Организация среды воспитания.

Родители получили консультацию психолога по исследуемой проблеме, обменялись мнениями, работая в команде, приняли решение.

5. Качество педагогических условий.

            При проведении родительского собрания, педагог, используя анонимную анкету студентов и полученную в процессе индивидуальной работы информацию, тактично, не нарушая прав и свободы выбора родителей, провёл конструктивный диалог и завершил работу игрой, позволившей родителям самим найти пути решения проблемы.

6. Итоги воспитательного мероприятия.

Мероприятие достигло поставленной цели, показав эффективность и целесообразность использования активных методов при проведении родительских собраний.

 

Зам. директора по ВР                                                               Н.М. Королёва

Зам. директора по НМР                                                            Т.П. Почтарькова


Конкурс «Современный классный руководитель»

Конкурс «Современный классный руководитель»

Родительское собрание «Как поощрять и наказывать своих детей»

Родительское собрание «Как поощрять и наказывать своих детей»

Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно: 13) запрещу дружить, 14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему само­му сделать вывод, 15) не обращу…

Узнав, что друг/подруга моего сына/дочери вел себя недостойно: 13) запрещу дружить, 14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему само­му сделать вывод, 15) не обращу…

I.

I.

Таким образом, нецензурные слова являются средством «связи» с демоническими силами

Таким образом, нецензурные слова являются средством «связи» с демоническими силами

Каждая группа получает игровую карточку и в течении 5 минут записывают идеи в колонку

Каждая группа получает игровую карточку и в течении 5 минут записывают идеи в колонку

Родители приняли активное участие в обсуждении проблемы

Родители приняли активное участие в обсуждении проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2023