Технология проектного обучения как эффективное средство формирования профессиональных компетенций студентов
Вопросы развития СПО занимают важное место в процессе модернизации российского образования. В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государственная политика предусматривает опережающее развитие системы СПО. Однако следует иметь в виду, что опережающее развитие - это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и, прежде всего, коренное изменение качества образования.
Современная парадигма образования состоит в переходе от образования знаниевого к деятельностному, личностно-ориентированному. В условиях быстро меняющейся действительности нашему обществу нужны специалисты с глубокими, широкими и мобильными интегративными знаниями, межпредметным видением основных проблем действительности, а это в свою очередь поможет в будущем готовить специалистов, способных к решению постоянно обновляющихся и усложняющихся задач. В этом плане большие дидактические возможности открывает один из наиболее прогрессивных в наши дни метод обучения - метод проектов, а также сформированная и развивающаяся на его основе технология проектного обучения.
Установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез). Суть проектного обучения сводится к тому, что обучающиеся совместно с педагогом (либо самостоятельно) формулируют проблему, исследуют её, находят пути решения, которые затем реализуют в виде проекта [1, c. 269]. Проектное обучение способствует эффективному опредмечиванию и распредмечиванию знаний студентов. Оно направлено на развитие творческой активности студентов, поднимает качество обучения на более высокий уровень. Использование проектной технологии в обучении позволяет формировать не только знания, умения, навыки по конкретной дисциплине, но и развивает интегративные компетенции обучаемых.
Метод проектов и проектная технология обучения позволяет:
- удачно сочетать черты исследовательского, творческого, информационного проектов;
- одновременно ориентировать на междисциплинарные связи.
Необходимо заметить, что неслучайно метод проектов вначале назывался методом проблем. Проектное обучение представляет собой один из возможных способов реализации проблемного обучения. Когда преподаватель ставит студенту задачу, он тем самым очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Преподаватель сообщает информацию, создает ситуацию познавательного конфликта, необходимости поиска объяснения. [3, c. 81]. А студентам предстоит наметить промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин.
Интеграция знаний студентов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному их восприятию. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания проектной технологии обучения [2, с. 187]. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности студентов, особенно, если речь идет о курсовых и дипломных проектах, которые могут выступать в роли интегрирующих факторов, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего профессионального образования. На такой же основе должна строиться технология проектного обучения в ходе изучения тех междисциплинарных курсов профессиональных модулей, в которых предусмотрено выполнение и представление студентами курсовых проектов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность студента и предполагает исследование и решение какой-либо проблемы [3, c. 83]. Преподаватель может подсказать студенту источники информации, направить студента в нужном направлении.
При выполнении проектов к проектанту предъявляются следующие требования:
1. Самостоятельность в принятии решений по существу проекта;
2. Творческий подход к решению поставленной задачи, требующей знаний нескольких дисциплин и поиска ее решения;
3. Познавательная, практическая, теоретическая значимость результатов проектных исследований (получение нового конструкторского решения, тенденции по охране окружающей среды, современное решение вопросов демографии в регионе и пр.)
4. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: сбор, систематизация и анализ полученных данных; выдвижение вариантов решения задачи; выбор вариантов решения задачи (экспериментальных, аналитических, графических, графо-аналитических, пр.); оформление результатов; выводы о целесообразности проделанной работы.
Выполнение курсового и дипломного проектов является завершающим этапом изучения междисциплинарного курса или курсов профессиональных модулей по выбранной специальности. Курсовой и дипломный проекты представляют собой самостоятельную работу, которая должна свидетельствовать об умении студента работать по существу темы проекта (технологии, технологическом оборудовании, ремонте, технической эксплуатации и монтаже оборудования, автоматическом регулировании и средствах автоматизации), ориентироваться во всех аспектах деятельности предприятий пищевой промышленности.
В этом свете задачи курсового и дипломного проектирования можно сформулировать так:
1. Развитие у студентов способности критического подхода к оценке достоинств и недостатков решаемой проектом проблемы, сопоставления различных вариантов ее решения;
2. Освоение студентами знаний по технологии, компоновки технологического оборудования, компоновки и монтажной увязки отдельных узлов и агрегатов машин, сборки и ремонту, охране труда и защите окружающей среды от негативных процессов, возникающих при изготовлении изделия, экономичности изготовления изделия и т.п.;
3. Формирование у студентов навыков выполнения технических расчетов, компоновки технологического оборудования, конструирования отдельных узлов и деталей машин, умений пользоваться литературой, справочниками, каталогами, ГОСТами и нормами;
4. Изучение и использование студентами по возможности новейших научных достижений;
5. Ознакомление студентов с имеющейся нормативно-технической документацией на выпуск и работу изделия: технологическими инструкциями, различными техническими условиями, паспортами, правилами и инструкциями по эксплуатации и др.,
Задания на курсовое и дипломное проектирование выдаются строго индивидуально. Тема проекта может быть комплексной, а один из частных вопросов нужно разработать более подробно. Темы курсовых и дипломных проектов должны отвечать требованиям науки и техники, включать основные вопросы, с которыми студенты будут встречаться на производстве и вместе с тем соответствовать по степени сложности объему теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения. При выдаче заданий на проектирование обязательно учитываются индивидуальные возможности студента.
Проектирование – важнейшее звено технического процесса, связывающее науку с производством. Проектирование человеко-машинных систем, сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность проектирования, позволяет быстро и качественно влиять на процессы, протекающие в трудовых коллективах, решать вопросы на социальном, инженерно-психологическом уровнях и других аспектах жизни и деятельности человека в современных условиях. Самостоятельное выполнение студентами проектов по специальности позволит быстро адаптироваться в трудовом коллективе и занять активную позицию в их дальнейшей трудовой деятельности.
Литература
1. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа. 2001.
2. Кужель С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. №5.
3. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.