Инновационные методы взаимодействия с семьями воспитанников
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Все участники образовательного процесса только выигрывают, если родители оказывают своё влияние на развитие ребенка.
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего: 1. в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия. 2. недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых ребенку.
Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. Набирая новую группу, я стремлюсь поближе познакомиться с родителями своих воспитанников, семейными увлечениями и традициями; понять особенности воспитания в каждой семье. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Помощь семьи в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у близких родственников есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения.
Взаимодействие педагога с родителями направлено:
1. на обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы и ДОУ;
2. на изучение отношения родителей и педагогов к различным вопросам обучения, развития и воспитания детей;
3. на обучение навыкам общения с ребенком;
4. на помощь родителям в адекватном оценивании развития ребенка;
5. на привлечение семей к участию в совместных мероприятиях с педагогом.
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в ДОУ способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в саду и за его пределами.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
Изучив особенности человеческого восприятия, педагоги и психологи сделали вывод, что наиболее качественное усвоение нового материала достигается при сочетании словесного изложения и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Сейчас очень актуально высказывание философа Конфуция: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю».
Изучив возможности владения родителями компьютера, я пришла к выводу, что 80% родителей группы – это активные пользователи интернет ресурсов. Поэтому возник вопрос о создании сайта группы «Солнечные зайчики». На страничках сайта разные рубрики:
· «А что у нас» ( информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду)
· «Кладовая воспитания» (приглашаю к обсуждению текущих ситуаций в развитии детей и принятию решений о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников; а также предлагаю различные консультации специалистов)
· «Копилка творчества» (представлены детские работы, а также предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе).
· «Повторенье – мать ученья» (родителям предлагаются задания с детьми дома по темам недели)
· «Почитай мне мама» (предложена литература для чтения с ребенком, вопросы по содержанию текста)
· «Фотоальбом группы» (где представлены фотографии детей в различных видах деятельности)
· «Гостевая книга» (для обратной связи с родителями воспитанников)
Для остальных 20% использую пространство раздевалки для информации родителей по тем же рубрикам, только отредактированном для печати варианте.
Эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей. Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц.
Еженедельно обновляется информационный лист по лексической теме. Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После показа части образовательной деятельности с детьми перехожу к показу моментов из жизни группы по теме собрания, включаю совместные практические задания родителей с детьми, игры, эстафеты, музыкальное оформление. А далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей.
Для лучшего знакомства с родителями воспитанников и укрепления чувства любви и привязанности дошкольников к близким провожу совместные вечера досуга:
· «Сказки из бабушкиного сундука»
· «Вместе весело играть, бегать, прыгать и скакать» (участниками игр являются дети, родители и педагоги)
· «Раз, два, три, четыре, пять с нами будешь ты играть» (вспоминаем игры из детства наших родителей)
Совместное участие в различных конкурсах помогает детям и родителям найти общие интересы, показывает возможности каждой семьи:
· тематические выставки (темы выставок «Красивая посуда», «Визитная карточка осени», «Игрушки для театра», «Елочка-красавица», «Подарки для любимой мамы» и др.)
· Родительский клуб «Мы вместе» (педагог или кто-то из родителей проводит мастер-класс по творчеству с детьми и взрослыми)
· Клуб «Отцы-молодцы» (совместные мероприятия «Папин день», «Папина гордость», спортивные праздники, турпоходы, лекции «Идеальными папами не рождаются, а становятся», «Роль папы в разные периоды жизни детей»)
Изучив увлечения родителей своих воспитанников, я узнала, что не все проявляют интерес к творчеству. Таким родителям были предложены другие варианты участия в жизни группы:
· оформление групповых газет, фотоальбомов в виде презентаций («Знакомьтесь-это моя семья», «А в детство заглянуть так хочется», «Мы живем в Усинске», «Выходной с моей семьей»)
· Спортивные праздники («На зарядку с мамой», «Папа может все что угодно!», «Папа, мама, я-спортивная семья»)
· Познавательные презентации ( родители вместе с детьми готовят мини-сообщения по различным темам: «Страны мира», «Птицы-какие они разные», «Этот загадочный космос», «Детям о войне» и т.п.)
· Совместные экскурсии педагога с семьями воспитанников в лес на тропу здоровья, в музей, по городу.
· Вечерние посиделки (дети приглашают родителей вечером посидеть с ними в группе, поиграть в любимые настольные игры или доделать поделку, рисунок)
Таким образом, взаимодействие педагога и родителей является необходимым условием социально-нравственного воспитания детей и эффективным решением задач по обучению.
В ходе проводимой работы получены результаты:
• повысился уровень родительской компетентности;
• гармонизировались детско-родительские отношения;
• улучшился эмоциональный климат в семье;
• повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.