РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Седанкинская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Седанкинская СОШ»)
688612 Камчатский край, Тигильский район, с. Седанка, ул. Школьная, 6
тел./факс 8(415)37 24-0-17, e-mail: sedschool@mail.ru
ОКПО 47949859, ОГРН 1024101417636, ИНН/КПП 8202002326/820201001
Проект
«Инновационные подходы к организации и развитию школьного музея в современной образовательной организации»
Автор проекта:
Т.А. Немчинова
2020 г.
Содержание
1. Актуальность, цели и задачи проекта ---------------------------------3-4
2. Концепция проекта ------------------------------------------------------------5
3. Сроки реализации ----------------------------------------------------------6-15
4. Ресурсное обеспечение ------------------------------------------------------16
5. Перспективы развития и распространения проекта -------------------17
6. Планируемые результаты -----------------------------------------------18-19
7. Предполагаемые факторы риска и способы их устранения ---------20
8. Источники ------------------------------------------------------------------21-22
9. Приложение --------------------------------------------------------------------23
«Народ, не помнящий своего прошлого- не имеет будущего»
В. И. Ключевский
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, село, народ, который в нём живет - значит, укрепить основы государственности.
Поэтому очень важно каким будет человек будущего, в какой мере он освоит основные социальные роли - гражданина и патриота. Система гражданско-патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Сегодня особенно актуальной становится проблема памяти поколений и сохранения традиций.
Необходимость данного проекта вызвана тем, что в последнее время падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура нравственности. Наблюдается незначительный интерес к истории Отчизны, непонимание её закономерностей, представлений о прошлом, углубляются противоречия между старшим и молодым поколениями. Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания.
Центром реализации такой системы является школьный музей. Он становится незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании, так как решает задачи формирования патриотического сознания.
Цель:
- создание школьного музея, отвечающего современным требованиям школьного образования, включающего в себя разнообразные события по регионально-национальному компоненту, патриотическому воспитанию, краеведению, истории малой Родины и образовательной организации.
Задачи:
- приобретение школьниками опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах;
- формирование патриотизма, гражданской позиции обучающихся;
- расширение и углубление знания обучающихся о родном селе, школе;
- проявление творческих способностей обучающихся, развитие навыков исследовательской работы;
- вовлечение родителей обучающихся, школьников, педагогический коллектив в изучение истории и традиций села, школы;
- создание условия для профессионального самоопределения обучающихся;
- повышение интереса обучающихся к процессу обучения, формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности;
- организация методической работы учителей, ориентированную на разработку и внедрение элементов краеведения в образовательный и воспитательный процесс;
- повышение привлекательности образовательного учреждения в социуме.
Концепция проекта
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея МБОУ «Седанкинская СОШ», задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, принимающего участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
Инновационность проекта - определяется следующими позициями:
- виртуальная версия школьного музея раскрывает и представляет общественности коллекцию подлинных документов, имеющих культурно-историческое значение;
- системообразующим элементом виртуальной версии школьного музея выступает педагогика музейной деятельности – активно развивающаяся современная технология;
- виртуальный школьный музей основан на реальных экспонатах, имеет собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Все это позволяет создать единое информационное образовательное пространство для развития ученической исследовательской и проективной деятельности;
- творческая интерпретация содержания экспозиции в разнообразных формах деятельности школьного музея акцентирует значение человеческой индивидуальности, способствует активизации процесса взаимовлияния и взаимообогащения культур, развитию толерантности и культурной самоидентификации в российском обществе;
- виртуальная версия школьного музея ускоряет процесс интеграции школы, музея, как социальных институтов, и социума для осуществления целей воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения.
Тип проекта: долгосрочный, коллективный, исследовательский, творческий, информационный и практико-ориентированный.
Участники проекта: классные коллективы 1-11 классов, родительская общественность, педагогический коллектив, выпускники школы, представители общественности и социальных партнеров.
Срок реализации: сентябрь 2019 г. – сентябрь 2021г.
Инновационный проект предполагает включение в работу всего педагогического коллектива, что позволит решить целый комплекс образовательных и воспитательных задач, станет средством повышения качества образования. Работа над проектом даст возможность не только глубже и лучше понять историю школы, судьбу учителей, их вклад в развитие школы, судьбу выпускников школы, поможет наметить пути совершенствования школы. Надеемся, что результаты проекта откроют новые странички в Летописи, станут маленьким вкладом в сохранение исторических данных о школе. Ведь знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее.
План–график
этапов деятельности по проекту
№ |
Название этапа и сроки
реализации |
Содержание |
Ответственные |
1 |
Организационно- подготовительный сентябрь 2019 г – декабрь 2019 г. |
1. Исследование состояния проблемы гражданско-патриотического воспитания в школе 2.Определение проблематики проекта, изучение различных условий реализации проекта 3.Определение возможностей педагогического коллектива и материально-технической базы 4.Определение объема планируемых результатов проекта 5.Проведение заседания органа ученического самоуправления, Совета школы, классных родительских собраний 6.Создание инициативной группы для работы над проектом 7.Доведение до сведения обучающихся школы и их законных представителей содержания проекта 8.Разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию с использованием возможностей школьного музея (социальные проекты, встречи, диспуты, уроки мужества, экспедиции, акции, экскурсии и т.д.) |
Администрация ОО, педагогический коллектив, представители
ученического самоуправления |
2 |
Основной |
1.Составление сметы расходов на реализацию проекта 2.Поиск социальных партнеров, меценатов (спонсоров) 3.Проведение косметического ремонта помещения музея 4.Монтаж нового музейного оборудования 5.Систематизация работы по проекту реализация программных документов на плановом уровне 6.Работа с архивными материалами и документами из различных источников 7.Создание страницы "Поисково-исследовательская деятельность обучающихся" на сайте школы 8.Организация "Школы юного экскурсовода" 9.Организация и сопровождение поисково-исследовательских экспедиций школьников 10.Обеспечение мониторинговых исследований по реализации проекта |
Администрация ОО, заведующий музеем,педагог-организатор, зав. библиотекой, инициативная
группа
|
3 |
Корректировка по ходу реализации проекта |
Анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта |
Заведующий музеем, инициативная группа |
4 |
Завершающий январь 2021г – |
1.Презентация
положительных результатов 5.Проведение мониторинга по результатам проектной деятельности |
Заведующий музеем, инициативная группа
|
5 |
Анализ реализации проекта сентябрь 2021г. |
1.Обработка данных мониторинга по результатам проектной деятельности2.Оценка состояния деятельности школьного музея, определение перспектив развития 3. Перспективное планирование работы на последующие периоды |
Администрация ОО, педагогический коллектив, представителиученического самоуправления |
План мероприятий по реализации проекта
№ п |
Мероприятие |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
1. Обновление содержания образования |
||||
1 |
Использование материала по истории школы и города на уроках истории России |
Обучающиеся 5 – 11 классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя истории и литературы |
2 |
Включение элементов исторического краеведения в курс обществознания |
Обучающиеся 6-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя обществознания |
3 |
Преподавание национально-регионального компонента в курсе географии, биологии, истории |
Обучающиеся 6 – 11 классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя географии, биологии и истории |
4 |
Использование дидактического материала историко-краеведческого характера на уроках русского языка |
Обучающиеся 1-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя русского языка |
5 |
Использование материалов литературного творчества поэтов и писателей-земляков на уроках литературы и внеклассного чтения |
Обучающиеся 1-9 классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя литературы |
6 |
Разработка и внедрение в уроки иностранного языка элементов исторического краеведения по темам: «Мое село», «Моя семья», «Известные выпускники», «Моя школа» |
Обучающиеся 2-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя иностранных языков |
7 |
Формирование системы знаний о природе региона, его природных ресурсах, экологическом состоянии на уроках биологии, географии и окружающего мира |
Обучающиеся 1-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя окружающего мира, биологии, географии и экологии |
8 |
Изучение химических явлений, составляющих основу производства местных предприятий |
Обучающиеся 8-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учитель химии |
9 |
Разработка и использование на уроках математики, физики, информатики задач практического содержания историко-краеведческой направленности |
Обучающиеся 5-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя математики, информатики и физики |
10 |
Использование на уроках технологии, изобразительного искусства, основ безопасности жизнедеятельности, историко-краеведческих материалов |
Обучающиеся 2-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Учителя ОБЖ и ИЗО |
2. Совершенствование воспитательной работы |
||||
11 |
Разработка и проведение классных часов об истории школы и села
|
Обучающиеся 1-11классов, родители и учителя |
По воспитательному плану школы |
Классные руководители |
12 |
Пополнение фондов школьного краеведческого музея материалами исследовательской деятельности учащихся |
Обучающиеся и родители |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея, инициативная группа и обучающиеся школы |
13 |
Использование учителями школы материалов музея для проведения уроков и внеклассных мероприятий |
Учителя школы |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея |
14 |
Создание при музее секции научно-исследовательского общества школьников |
Обучающиеся 3-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Научные руководители, руководитель школьного музея |
15 |
Проведение школьной научно-практической конференции |
Научные руководители, обучающиеся 3-11классов
|
По плану школы |
Научные руководители, руководитель школьного музея и администрация ОО |
16 |
Организация кружковой раб, внеурочной деятельности, краткосрочных курсов по темам «Юный краевед»; «Мой родной край», «Музейное дело» |
Обучающиеся 3-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель музея |
17 |
Организация выставок творческих работ |
Обучающиеся 3-11классов, учителя и родители |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель музея |
18 |
Участие в работе Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры; |
Научные руководители, обучающиеся 3-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея, администрация ОО |
19 |
Участие в работе по природоохранной деятельности совместно с социальными партнерами |
Обучающиеся 3-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Классные руководители, руководитель школьного музея, и администрация ОО |
20 |
Участие в муниципальных конкурсах историко-краеведческой направленности |
Обучающиеся 3-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Классные руководители, руководитель школьного музея, администрация ОО |
21 |
Викторина «Знаем всё о нашей школе» |
Обучающиеся 1-11классов |
По плану школы |
Библиотекарь |
3. Развитие традиций школы |
||||
1 |
Организация и проведение экскурсий в музее истории школы |
Обучающиеся 1-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея |
2 |
Проведение торжественных памятных мероприятий в помещении школьного музея |
Обучающиеся 1-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея, администрация ОО |
3 |
Проведение встреч учащихся школы с выпускниками прошлых лет |
Обучающиеся 1-11классов |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея, администрация ОО |
4 |
Функционирование и развитие музея школы |
Обучающиеся 1-11классов, учителя и родители |
В течение всего периода реализации проекта |
Руководитель школьного музея |
5 |
Оформление стендов об истории школы. |
Актив музея, педагог-организатор |
В течение всего периода реализации проекта |
Администрация ОО |
4. Совершенствование работы с родителями |
||||
1 |
Обогащение тематики родительских собраний историко-краеведческим материалом |
Родители и учителя |
В течение всего периода реализации проекта |
Классные руководители |
2 |
Публичная презентация историко-краеведческих проектов |
Учителя и обучающиеся |
В течение всего периода реализации проекта |
Классные руководители |
3 |
Привлечение родителей к проектно-исследовательской деятельности детей |
Родители и обучающиеся |
В течение всего периода реализации проекта |
Научные руководители проектов |
5. Обновление содержания методической работы учителей |
||||
1 |
Научно-практический семинар «Нестандартные формы урока» с привлечением элементов исторического краеведения |
Учителя |
В течение всего периода реализации проекта |
Администрация школы, руководитель школьного НОУ |
2 |
Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с привлечением элементов исторического краеведения |
Учителя |
В течение всего периода реализации проекта |
Администрация ОО, руководитель школьного музея |
3 |
Создание банка методических разработок занятий с привлечением историко-краеведческого материала |
Учителя |
В течение всего периода реализации проекта |
Администрация ОО, руководитель школьного музея |
Ресурсное обеспечение
1.Помещение музея со стеллажами и экспонатами, инвентарная книга
2.Информационные ресурсы:
- наличие в библиотеке учебных пособий по краеведению;
- наличие сайта общеобразовательного учреждения;
-наличие сервера в локальной сети школы для размещения банка методических разработок уроков и внеклассных мероприятий;
-регулярные отчёты о текущем и предстоящем этапах работ;
- интервьюирование участников проекта;
- публикация новостей проекта на сайте;
- освещение мероприятий, в которых принимают участие лекторы школьных музеев;
- подготовка текстовых, аудио и видеоматериалов для СМИ.
3.Методическое обеспечение:
-непрерывное повышение квалификации и самообразование педагогов и педагогов-наставников;
- цикл методических семинаров для работников школьных музеев;
- анализ деятельности работы музея с целью корректировки планов и повышения качества в следующем учебном году.
Перспективы развития проекта
Перспективами развития и распространения проекта являются:
-достижения высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея;
-выработка этих компетенций в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;
-учение по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутри школьном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея;
-развитие навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, а также в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания обучающихся.
Планируемые результаты
1.Обновление, улучшениематериальной базы музея школы села Седанка, Тигильского района, Камчатского края.
2.Организация новых экспозиций по темам:
- культура и быт коренных народов камчатского края
- история возникновения Тигильского района и села Седанка
- история малой родины, как отражение судьбы всей страны
- история школы
- быт и повседневность земляков
3.Организация на базе школьного музея внеурочной деятельности, кружковой работы, краткосрочных курсов.
4. Подготовка и проведение научно-практических конференции обучающихся с использованием материально-технической базы школьного музея на различных уровнях.
5. Удовлетворение потребностей обучающихся в реализации
творческого потенциала, увеличение количества учащихся, желающих участвовать в
поисковой деятельности.
6. Создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы,
совместные мероприятия с родителями, интересными людьми и представителями
старших поколений.
7. Воспитание, уважения, патриотизма у обучающихся через знакомство с историей
родного края, судьбы земляков, трагические истории нашей страны к своей малой
родине.
8.Формами распространения результатов проекта являются статьи и репортажи для СМИ
9.Создание электронной базы об экспонатах школьного музея.
Планируемые социальные эффекты от реализации проекта
- Участие в проектной деятельности по разработке востребованных проектов виртуального музея не менее 95% обучающихся
-Создание:
а)не менее десяти виртуальных экскурсий
б) методических материалов по программам подготовки руководителей школьных музеев
в) электронного банка данных
-Реализация программ внеурочной деятельности
- Разработка и реализация индивидуальных профориентационных программ
-Подготовлено не менее двух руководителей школьных музеев
- Использование возможностей виртуального музея (уроки, виртуальные экскурсии, экспедиции, конференции, исследовательские проекты, лекторий, обучающие семинары, вебинары).
Возможные риски проекта и пути их преодоления
Возможные риски |
Пути преодоления |
Недостаточное оснащение материально-технической базы музея экспонатами |
1. Работа со спонсорами 2. Совместное оснащение с семьями воспитанников |
Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных кадров |
1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации. 2. Моральная и материальная мотивация творчески работающих педагогов |
Недостаточный уровень сформированности умений исследовательской деятельности у обучающихся
|
1.Введение курса «Проектная деятельность», где формируются навыки проектно-исследовательской деятельности |
Источники
1.Атлас. «Люби и знай свой край» Для школ Камчатской области, Корякского автономного округа Российской Федерации.
2.Литература Родного края: Хрестоматия для учащихся 5-9 кл. школ Камчатской обл./ Авт.- сос. А.Г. Гропянова, Е.В. Гропянов. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга» 1999.
3. Вопросы истории Камчатки. Выпуск 1.-Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга» 2008.
4. Вопросы истории Камчатки. Выпуск 2.-Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга» 2008.
5. Автограф времени. Камчатка. Люди, События.Факты 1637-1950: [справ. пособие ] /Н.И. Курохтина; сост.И.А. Верхозина, И.В. Шамашова.- Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга» 2016.
6. Фольклор народов Крайнего Севера И Дальнего Востока России/Сост.
Е.Р. Акбальян.-М.: Северные просторы,2002.
7. Занимательная «Берингия». Авт. А. Агафонова. М.: ООО «Пресс-Код», 2017г.
8. Коянто В.В. Тумми: Проза.-Петропавловск-Камчатский: Холд. комп. «Новая книга», 2006.
9. История и культура коряков. Российская Академия Наук Дальневосточное отделение. Санкт-Петербург. «Наука»,1993.
10. Валерий Кравченко. Менго. РИО-КОТ Петропавловск-Камчатский,1995
11. Описание Земли Камчатки. С. П. Крашенинников. Санкт-Петербург. «Наука»,1994.
12. Обряды и праздники коряков. В.В. Горбачева. Санкт-Петербург. «Наука»,2004.
13. На доброй земле. Аркадий Нинани. Серия «Камчатское детство». Петропавловск-Камчатский: Холд. комп. «Новая книга», 2014.
14. Тигиль река времени. События, документы, воспоминания/ авт.- сост. В.Т. Кравченко.- Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс,2012.
15. Пой, мой бубен. Л.П. Киселева. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2008.
16.Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982
17. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и
Л.Е.Янбых.-М.: 1980
18. Новоселова А.С., Зобачева Р.Д. Музейная педагогика как средство саморазвития личности.– Пермь, 2000
19.Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.
20.Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика. – М., 2003.
Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
www.npstoik.ru
http://festival.1september.ru/articles/634674/
http://минобрнауки.рф/documents/1450
Приложение
Смета расходов на выполнение проекта
№ |
Перечень оборудования и материалов |
кол-во |
1 |
Жалюзи |
1 |
2 |
Витрины профильные |
5 |
3 |
Настенный проекционный экран |
1 |
4 |
Подставка для проектора и ноутбука |
1 |
5 |
Напольная демонстрационная система |
2 |
6 |
Напольная стойка для печатной продукции |
2 |
7 |
Настольная вращающаяся демонстрационная система |
2 |
8 |
Светильники |
6 |
9 |
Подсветка для витрин и экспозиций |
10 |
10 |
Двусторонняя настольная демонстрационная табличка |
30 |
11 |
Буклетницы |
2 |
12 |
Самоклеющаяся пленка |
10 |
13 |
Канцтовары |
|
14 |
Навесные и напольные стенды |
6 |
15 |
Стойки ограждения |
5 |
16 |
Принтер |
1 |
17 |
Ксерокс |
1 |
18 |
Сканер |
1 |
19 |
Ноутбук |
1 |
20 |
Диктофон |
|
21 |
Видеокамера |
1 |
22 |
Форма для экскурсоводов |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.