Смирнова Марина Юрьевна –
учитель русского языка и литературы
МОУ «Дороховская СОШ» города Бежецк-5
Инновационные подходы сопровождения одарённых и талантливых детей в предметных областях «Русский язык» и «Литература»
«…Врожденные дарования подобны диким растениям
и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий»
Ф. Бэкон
Проблема работы с одаренными обучающимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Цель работы - создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся 5-11 классов в области филологии.
Задачи:
· выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
· сформировать банк данных «Одарённые дети». Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися.
· конкурсы, олимпиады, марафоны и конференции; индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня; проектная деятельность; экскурсии; интеллектуальные игры, викторины.
Учителем проводится анализ успехов каждого ученика (желательно включить и результаты начальной школы) и, опираясь на портфолио обучающегося, характеристику классного руководителя, переводные административные работы, составляется банк данных.
Однако работа с одаренными детьми в сельской школе осложняется тем, что наполняемость классов составляет 1-13 человек; следовательно, талантливых и способных детей не так уж и много. Большой «+» работы в том, что обучение индивидуальное, дифференцированное; есть все необходимые условия для работы с такими детьми.
План работы с одаренными и талантливыми детьми
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Форма проведения |
Срок |
Ответствен-ный |
1 |
Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе. |
Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО |
Август-сентябрь |
Рук. ШМО
|
2 |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. |
Практические занятия |
Октябрь |
Рук. ШМО учитель |
3 |
Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней.
|
Инд. занятия с победителями |
Ноябрь |
Учитель |
4 |
Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. |
Инд. занятия с победителями |
Декабрь |
Учитель |
5 |
Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в мероприятиях |
Бюллетень |
Октябрь - декабрь |
Рук. ШМО, учитель |
6 |
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления работ. Проектная деятельность. Подготовка к научно-практической конференции, выбор тем для конференции «Первые шаги в науку» Работа с портфолио (итоги 1-2 четверти). |
Лекц.-практическое занятие |
Январь |
Учитель |
7 |
Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах. |
Лекц.-практическое занятие.
|
Февраль |
Учитель |
8 |
Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Предварительная защита научных работ на заседании ШМО гуманитарного цикла. |
Заседание ШМО Учебное занятие |
Март |
Рук. ШМО |
9 |
Месячник «Портфолио достижений одаренных детей» - «Книга творческих работ». Участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» |
Неделя творчества. |
Апрель |
Рук. ШМО |
10 |
Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Заседание ШМО «Анализ и планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год» |
Составление плана. Заседание ШМО |
Май |
Рук. ШМО |
В течение года |
Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках. |
Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых детей. |
|
Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности |
|
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. |
|
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей. |
В.А Сухомлинский настойчиво советовал учителям беречь детский огонёк пытливости, жажды знаний, вознаграждать каждый успех ребёнка, каждое преодоление трудностей залуженной оценкой. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. В 5-7 классах при помощи игровых моментов и ситуаций можно поддерживать интерес обучающихся к учению, а также создавать простор для детского творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.