Инновационные технологии развития речевой коммуникации младших школьников с нарушениями слуха
Г.С.Ибраева
«Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии
Важнейшей проблемой при обучении языку детей с нарушениями слуха является развитие устной речи. Поскольку речь формируется на основе слуха, снижение его отражается на развитии речи ребенка и создает проблемы социальной адаптации его в обществе.
Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с неслышащими детьми, но и предполагающий использование слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха детей не только по силе звука, но и по частотному диапазону. Верботональный метод – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека.
Для стимуляции слухового восприятия и развития речевой коммуникации мы используем используют уникальную верботональную электроакустическую аппаратуру «Верботон ВТ15», Аппаратура позволяет неслышащим детям воспринимать речь через вибрацию и через наушники. Данный аппарат имеет один фильтр с частотными срезами 500 или 100 Гц и один линейный прямой канал от 1 Гц ло 18 кГц. Верботон позволяет эффективно развивать слушание неслышащего человека, используя звуки низких частот. В верботональной системе для формирования устной речи у детей с нарушениями слуха огромное внимание уделяют развитию вестибулярного аппарата, моторики тела и ориентации в пространстве - учат детей слушать всем телом.
Электроакустичекая аппаратура состоит из микрофона, системы фильтров, и наушников, вибратора и «вибротактильного стола».
Дети с нарушениями слуха воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцетивные ощущения, а также через наушники. Они учатся воспроизводить нормальные ритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. Дети развивают осмысленную речь, участвуя в созданных речевых ситуациях.У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества перед теми методами, которые используются в коррекционной педагогике.
Во-первых, процесс реабилитации детей с нарушенным слухом проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях. Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, формируется слуховая картинка в коре головного мозга.
Весь реабилитационный процесс на занятияз выстраивается в единой системе: ребёнок- сурдопедагог – Верботон ВТ 15. Неслышащий ребёнок постоянно воспринимает звук, что стимулирует его слушание, а восприятие речи стимулирует речь и таким образом осуществляется необходимая связь в развитии слушания и речи. В аппарате реализуется принцип максимальной активизации низкочастотных составляющих речевого сигнала, как через наушники, так и через вибратор.
Задачи верботонального метода:
1. Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить.
2. Формирование базы развивающих показателей (4 показателя - дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение).
3. Развитие слухового восприятия.
В нашей школе на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи при помощи верботонального метода мы формируем слуховое восприятие. Ребёнок учится расширять слуховые способности и начинает понимать информацию, которая находится в образцах речи. На занятиях мы применяем наушники и вибратор. Использование вибратора приводит не только к лучшему пониманию обращённой речи к ребёнку но и контролю собственной речи. Вибратор находится в ладони ребёнка для улучшения восприятия. Главный принцип реабилитации слушания по верботональному методу - это обязательная ежедневная тренировка слуха с вибратором и без него. Сурдопедагог выбирает в каких условиях он будет работать: это может быть линейная стимуляция или использование фильтра. Когда ребенок начинает слышать ритм и интонацию через воздушную проводимость, то вибратор ему больше не нужен.
Используя весь потенциал этого метода могут быть развиты слуховые и речевые возможности ребёнка с нарушениями слуха, что способствует нормальному общению с окружающими.
Литература:
1. Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха и речи: кто и как использует его в России? // Вестник образования. - №18, 2008.
2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - ООО издательство «Школьная пресса», №2 - 2005.
3. К.А. Волкова, В.Л. Казанская, О.А. Денисова. - Методика обучения глухих детей произношению. - М.: Владос, 2008.
4. Л.Г.Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: Владос, 2001.
5. Развитие устной речи у глухих школьников.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС", 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.