ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
25.03.2018
Сегодня многие методические инновации связаны с использованием инновационных интерактивных методов обучения. Внедрение интерактивных методов обучения является одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в современном ВУЗе. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории, но и необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.
Инновационные интерактивные методы обучения в ВУЗе.doc
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Кузнецова Е.В.
Модернизация высшего профессионального образования в Российской
Федерации характеризуется переориентацией его на инновационную личностно
развивающую парадигму и компетентностный подход как приоритетный, что
отражено в ФГОС ВПО 3го поколения.
В соответствии с ФГОС ВПО 3го поколения
«реализация
компетентностного подхода должна предусматривать широкое внедрение в
учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий», потому
что в современных условиях развивающего обучения встает необходимость
обеспечить максимальную активность самого студента в процессе формирования
его ключевых компетенций. Удельный вес таких занятий в учебном процессе
должен составлять 20–30% аудиторных занятий, в зависимости от направления
подготовки.
Сегодня многие методические инновации связаны с использованием
инновационных интерактивных методов обучения. Внедрение интерактивных
методов обучения является одним из важнейших средств совершенствования
профессиональной подготовки студентов в современном ВУЗе. Преподавателю
теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины,
давая теоретические знания в аудитории, но и необходимо несколько иначе
подходить к современному учебному процессу.
Для начала уточним смысл данного понятия. Слово «интерактивный»
английского происхождения, от слова «interact», «İnter» - это «взаимный», «act»
действовать. «Интерактивный» указывает на способность взаимодействовать,
находится в режиме беседы, диалога с чемлибо (например, с компьютером) или с
кемлибо (с человеком). Интерактивное обучение означает диалоговое обучение,
в процессе данного обучения осуществляется взаимодействие преподавателя и
студента. Рассмотрим основные характеристики интерактивного обучения.
Интерактивное обучение это особая форма организации познавательной
деятельности, которая включает конкретные и прогнозируемые цели. Одна из
важных целей состоит в создании комфортных и благоприятных условий
свою
обучения, при которых студент чувствует свою успешность,
интеллектуальную состоятельность, а это позволяет замотивировать каждого
студента и сделать позитивным и плодотворным сам процесс обучения.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный
процесс организован соответственно таким образом, что практически все
студенты учебной группы оказываются вовлеченными в процесс познания,
обучающиеся имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того,
что они знают и думают. Осуществляемая деятельность студентов в процессе
освоения учебного материала означает, что каждый из обучающихся вносит свой
индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями и способами
деятельности. Притом, выражается это в атмосфере доброжелательности и
взаимной поддержки, а это в свою очередь позволяет не только получить новое
знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более
высокие способы совместной деятельности и сотрудничества.
Интерактивные методы обучения являются одним из наиболее
эффективных средств вовлечения студентов в учебнопознавательную
деятельность, они дают не только обучающий эффект, но и воспитательный,
когда преподаватель начинает влиять на обсуждение не только высказыванием
научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного
отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции.
Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует группу
методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических
задач, которые он ставит перед занятием. Интерактивные формы и методы можно
применять на всех этапах занятий.
В современной педагогической литературе описано достаточное количество
интерактивных методов, среди которых можно выделить следующие: продуктивная работа в парах и малых группах;
обучающие игры, среди которых деловые, ролевые и имитационные;
использование общественных ресурсов, например посещение экскурсии;
разработка социальных проектов, игровое проектирование;
интерактивная лекция,
использование наглядных пособий,
видеоматериалов, использование вопросов, Сократический диалог;
изучение и закрепление нового материала посредством обучающих игр
(«студент в роли преподавателя», «каждый учит каждого»),
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «займи
позицию (шкала мнений)», проективные техники, дебаты, круглый стол;
разрешение проблем, casestudy анализ определенных профессиональных
ситуаций («дерево решений»,
казусов»).
«мозговой штурм», «брейнсторм», «анализ
тренинги креативности, личностного роста, психологические и другие
внеаудиторные занятия (издание газет, конференции);
Интерактивное обучение характеризуется:
субъектной позицией
обучающегося, опыт которого служит основным источником учебного познания;
активностью преподавателя, которая уступает место активности студента;
задачей педагога является создание условий для проявления инициативы
обучающихся.
Интерактивные методы обучения помогут решить следующие проблемы:
формирование у студенческой аудитории интереса к дисциплине;
оптимальное усвоение учебного материала;
развитие интеллектуальной самостоятельности, поскольку студентам
необходимо индивидуально искать пути и варианты решения проблемы;
обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения;
обучение уважению права каждого на собственное мнение, его
достоинства;
формирование у студентов профессиональных и жизненных навыков,
личных мнений, отношений. Таким образом, внедрение интерактивных методов обучения – одно из
важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в
современном ВУЗе и обязательное условие эффективной реализации
компетентностного подхода.
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.