Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ
Оценка 4.7

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Оценка 4.7
Памятки
docx
воспитательная работа
Детсад
02.07.2017
Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ
В рекомендациях выделены цели, задачи и принципы организации профориентационной работы в ДОУ, представлен перечень технологий, рекомендованных для реализации данного направления развития дошкольников.В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально- положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление работы. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, узнать, что именно выполняют они на работе. Данные рекомендации сориентируют педагогов в широком спектре данного направления воспитательной деятельности.
Методические рекомендации по ранней профорпиентации.docx
профессиональнее образовательное учреждение Николаевский-на-Амуре промышленно- Краевое государственное бюджетное гуманитарный техникум МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ 1 Николаевск­на­Амуре, 2017 Автор-составитель: студентка специальности «дошкольное образование» Тарасова А.А. Руководитель: Сальникова Т.Г., преподаватель высшей кв. категории КГБПОУ НПГТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ 2 Николаевск-на-Амуре, 2017 Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным  задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет   достигнут   только   при  условии   использования   системно­   Важно   создать   максимально деятельностного   подхода. разнообразную   палитру   впечатлений   о   мире   профессий,   чтобы затем   на   основе   этого   материала   ребенок   мог   анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В       рекомендациях   выделены цели, задачи и принципы   организации     профориентационной   работы   в   ДОУ, представлен   перечень   технологий,   рекомендованных   для реализации данного направления развития дошкольников. 3 Содержание Пояснительная    записка…………………………………………………………….… 5 Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников…………………………………………………..8 Технологии реализации ранней профориентации старших  дошкольников……………………………………………………… ……………………..10 Диагностический материал ……………………………………...18 Игра­квест...……………………………………………...………...21 Заключение ………………………………………………………..27 4 Пояснительная   записка              Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня   –   врач,   завтра   –   банкир   и   даже   президент.… Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности   на   всех   возрастных   этапах,   поэтому   дошкольный возраст   рассматривается   как   подготовительный,   в   котором закладываются основы для профессионального самоопределения в   будущем.   Для   того   чтобы   воспитать   у   детей   уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах   профессий   взрослых,   о   роли   труда   в   жизни   людей,   о результатах   труда,   о   мотивах,   которые   движут   людьми   в процессе труда.          Что   такое   профессиональная   ориентация?   Это   система мероприятий,   направленных   на   выявление   личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих   его   индивидуальным   возможностям.   Это касается не только выпускников школ. Пяти­семилетний ребенок уже   проявляет   себя   как   личность.   У   него   проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной   деятельности.   Зная   психологические   и   педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его   личностный   рост   в   том   или   ином   виде   деятельности.   Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и 5 знаний   в   какой   либо   конкретной   области.   В   рамках преемственности   по   профориентации   детский   сад   является первоначальным   звеном   в   единой   непрерывной   системе образования.   Дошкольное   учреждение   –   первая   ступень   в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду   дети   знакомятся   с   многообразием   и   широким   выбором профессий.   Дети   дошкольного   возраста   способны   осознавать сущность   деятельности   взрослых,   мотивы   и   цели   их   труда, способы достижения результата.                        В   современной   педагогической   науке   проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова   предлагают   знакомить   детей   с   тружениками,   с   их отношением   к   труду,   формировать   представления   о   том,   что профессии   появились   в   ответ   на   потребности   людей   (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают   упор   на   формирование   представлений   о   содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса   и   Т.С.   Комарова,   рекомендуют   знакомить   детей   с видами   труда,   наиболее   распространенными   в   конкретной местности.                          В   настоящее   время   в   дошкольных   учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:  ­ потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;  ­ не отработана система  ознакомления дошкольников с миром профессий;  ­   работа   педагогов   в   ДОУ   по   ознакомлению   дошкольников   с трудом  взрослых   не   нацелена   на   современный   региональный   и муниципальный рынок труда;  ­ нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.          На основании анализа изученных работ, учѐта современных образовательных   технологий   можно   определить   цель   и   задачи работы по ранней профориентации детей.  6 понимание   взаимосвязи   между        Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к ми­ ру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.        Задачи:  –   обогащать   и   конкретизировать   представления   детей   о профессиональной   деятельности   жителей   города   Пензы, воспитывать   интерес   к   промышленным   предприятиям   нашего города;  – формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой  деятельности   человека, компонентами трудовой деятельности;  – закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;  –   стимулировать   развитие   познавательных,   коммуникативных, творческих способностей детей;   –   воспитывать   бережное   отношение   к   труду   взрослых   и   его результатам;  –   помочь   детям   осознать   важность,   необходимость   и незаменимость каждой профессии.            Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:  1.   Принцип   личностно   ориентированного   взаимодействия (организация   воспитательного   процесса   на   основе   глубокого уважения   к   личности   ребенка,   учета   особенностей   его индивидуального   развития,   на   отношении   к   нему   как сознательному,   полноправному   участнику   воспитательного процесса).  2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.  3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать   в   какой­либо   деятельности,   предоставлять   или   не предоставлять   результаты   своего   труда,   предоставлять   в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель,   принять   решение   о   продолжении,   завершении работы).  4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив 7 продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат). 5.   Принцип   активного   включения   детей   в   практическую деятельность   (экскурсия,   наблюдение,   трудовые   поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).  6. Принцип   рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных   отношений.   В   результате   у   ребенка   формируется представление  о себе,  своих возможностях,  своей  успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.  7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной   и   воспитательной   практики   в   соответствие   с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.        Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников                   В основу реализации комплексно­тематического принципа построения   работы   положен   системно­деятельностный   подход. Это   обеспечивает   социально­личностную   ориентированность   и мотивацию   всех   видов   детской   деятельности,   поддерживает эмоционально­   положительный   настрой   ребёнка.   Работа осуществляется   во   время   непосредственно   образовательной деятельности,   в   ходе   режимных   моментов,   в   самостоятельной деятельности   детей.   Решению   задач   во   многом   способствует совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития   детей,   создания   равных   условий   образования дошкольников   независимо   от   материального   достатка   семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.                  На   сегодняшний   день   ранняя   профориентация   преимущественно   носит   информационный   характер   (общее знакомство   с   миром   профессий),   а   также   не   исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного 8 им   в   каких­то   видах   трудовой   деятельности   (в   плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Ознакомление   с   трудом   взрослых   и   с   окружающим   миром происходит уже в дошкольном возрасте через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей,   психологических   особенностей   темперамента   и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей   профессии   нужно   серьезно   готовить   ребенка.   Ему необходимо знать, кем работают его родители или  работали   бабушки   и   дедушки,   познакомить   со   спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.                Раннее   начало   подготовки   ребенка   к   выбору   будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен   стать,   по   мнению   родителей   (потому   что,   например, многие   в   роду   работают   в   этой   сфере),   а   в   том,   чтобы познакомить   ребенка   с   различными   видами   труда,   чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.                       Необходимо   развить   у   него   веру   в   свои   силы   путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.           Задача педагога   готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно,   чтобы дети:   ­ понимали, что труд,  работа занимают  в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;  ­ уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;  ­ познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; 9 ­   были   готовы   трудиться   сами   —   по   причине,   что   это   им нравится и интересно, и потому, что это надо;  ­   учились   бы   труду,   овладевая   необходимыми   навыками, трудились   бы,   принося   пользу   людям,   и   развивали   бы   свои трудовые способности.                 Работа по ранней профориентации дошкольников может быть   осуществлена   через   совместную   деятельность   педагога   с детьми   и   самостоятельную   деятельность   детей,   которая проходит   через   познавательную,   продуктивную   и   игровую деятельность.   Данный   подход   способствует   активизации интереса   детей   к   миру   профессий,   систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Мир профессий   в   обществе   –   сложная,   динамичная,   постоянно развивающаяся   система.   Отношение   к   профессии вырабатывается   в   процессе   социализации   личности,   который охватывает   и   дошкольный   период.   Большое   влияние   на   детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду.                           Знакомство детей с трудом взрослых ­ это не только средство   формирования   системных   знаний,   но   и   значимое социально­эмоциональное   средство   приобщения   к   миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают   возможность   расширить   и   уточнить   знания   о профессиях , активизировать словарный запас. Непринужденная беседа   взрослых   с   детьми   обеспечивает   развитие   детского мышления,   способность   устанавливать   простейшие   связи   и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность,   заинтересованное   отношение   к   детским вопросам,   поощрение   выступления   в   диалоге   позволяют преодолеть застенчивость, нерешительность.   Дошкольный   возраст   наиболее   благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут   развиты   в   школе.   Задача   любого   педагога,   состоит   в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом   непрерывного   процесса   обучения   и   воспитания   при подготовке   детей   к   труду   с   постоянным   поиском   наиболее 10 замкнутость,   в   детях совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения                  Внедряя различные формы работы с воспитанниками,  используются дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные   образовательные   методики   и   технологии,   что позволяет педагогам ДОУ значительно повышать эффективность занятий и результативность обучения и развития дошкольников. Технологии реализации ранней профориентации старших дошкольников           Формирование представлений дошкольников о мире труда и   профессий   –   это   актуальный   процесс   в   современном   мире, который   необходимо   строить   с   учётом   современных образовательных технологий.  1.Технология   проектной   деятельности  (Л.С.   Киселева,   Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования; Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями   взрослых   является   метод   создания   лэпбука,   так как  позволяет   детям   усвоить   сложный   материал   через совместный   поиск   решения   проблемы,   тем   самым   делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Лэпбук­ систематизация материала по конкретной теме с целью закрепления   полученных   знаний   в   самостоятельной деятельности.   Изготовление   лэпбука   помогает   связать   процесс обучения   и   воспитания   с   реальными   событиями   из   жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый   ребёнок   имеет   возможность   проявить   себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих   силах.   Насыщенная,   четко   спланированная   совместная деятельность   детей   и   взрослых   эффективно   отражается   на качестве самостоятельной деятельности детей.  11 Технология   исследовательской   деятельности  2. (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская  деятельность – это   особый   вид   интеллектуально­творческой   деятельности, порождаемый   в   результате   функционирования   механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.       Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:  •   опыты   (экспериментирование)   –   освоение   причинно­ следственных связей и отношений;  3. Педагогическая технология организации сюжетно­ролевых игр  (Д.Б.   Эльконин,   А.В.   Запорожец,   Р.И.   Жуковская,   Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).  Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную   (или   воображаемую)   действительность   с   целью   еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.  4. Технология интегрированного обучения  (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова,   О.А.   Скоролупова)   является   для   дошкольных учреждений   своего   рода   инновационной.   Интеграция   –   это состояние   (или   процесс,   ведущий   к   такому   состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных   областей   содержания   дошкольного образования, обеспечивающее целостность.               Основная   сложность   работы   по   ознакомлению   детей   с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.  Алгоритм ознакомления с профессией. 1. Название профессии. 2. Как и где можно получить данную профессию  (учебное заведение). 3. Место работы представителя профессии. 4. Личностные качества представителя профессии. 5. Оборудование  для осуществления трудовой  деятельности. 12 6. Трудовые действия представителя профессии (чем  занимается). 7. Форменная одежда представителя профессии. 8. Результат труда представителя профессии(продукты деятельности). 9. Польза труда для общества представителя  профессии. 5. Информационно­коммуникационные технологии  ­ это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.  Использование ИКТ   предполагает моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского   сада   не   удалось   воссоздать:   видео­эккурсии, презентации, ролики о профессиях.                 Помочь ребенку сделать правильный выбор ­ непростая задача   для   воспитателей   и   родителей.   Но   разнообразие технологий     при   реализации   ранней   профориентации   ребенка дошкольного возраста, даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость. 6.     Самостоятельная   деятельность  детей   в   процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:  – игры (сюжетно­ролевые, дидактические, театрализованные);  –   продуктивные   виды   детской   деятельности   (оформление альбомов,   изготовление   атрибутов   к   играм,   рисование, аппликация,   выполнение   коллажей   и плакатов);  –   выполнение   трудовых   действий   (по   просьбе   или   поручению взрослого);  – экспериментирование.           Игры, связанные с профессией. Самое главное правило для взрослых:  ребенку   мало   знать   о   профессии,   в   нее   нужно поиграть!   В   ходе   игры   дошкольники   начинают   отражать содержание   деятельности   представителей   самых   разных профессий.                   Важную   роль   в   работе   по   профориентации   играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника     развитие   умственных 13   конструирование, знаний,   умений, Для   решения   дидактической   задачи ­   знакомство   с способностей.   Дидактическая   игра   является   средством всестороннего   развития   ребенка.   Содержание   игр   формирует правильное   отношение   к   предметам   окружающего   мира,   к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных   профессий   и   национальностей.   Дидактическая   игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.   профессиями взрослых, необходимо использовать такие игры:   ­       с   предметами   ­   подразумевают   использование   игрушек   и реальных   предметов   с   целью   ознакомления   с   профессиями взрослых;  ­ настольно­печатные игры.        Настольно­печатные игры бывают нескольких видов:  1) подбор картинок по парам .   2)   подбор   картинок   по   общему   признаку     Дети   подбирают картинки   с  соответствующими   предметами,   тем  самым   учатся классифицировать   предметы   как   результат   определѐнной трудовой деятельности;  3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.            Словесные игры       помогают пополнить словарный запас ребёнка   понятиями   из   профессиональной   сферы.   Грамотное проведение   дидактических   игр   позволяет   расширить представления детей о людях разных профессий. Независимо от вида   дидактическая   игра   имеет   определённую   структуру, которая отличает её от других видов игр и упражнений. ­ словесные игры.            Каждая   игра   обязательно   должна   содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту дидактическую задачу,   выполняя   определённые игровые   действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры. При выполнении   игровых   действий   необходимо   соблюдать определённые правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет   поведением   детей   и   самим   воспитательно­  Грамотное   проведение образовательным   процессам. дидактических   игр   позволяет   расширить   представления детей о людях разных профессий. 14 Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный   мешочек».   В   мешочек   складываются   различные предметы,   связанные   с   разными   профессиями.   Не   заглядывая внутрь его, ­ только на ощупь, – дети  должны угадать предметы и связать их с какими­то профессиями.          Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов представленной   профессии. К профориентационным   играм,   которые   можно   предложить старшим   дошкольникам,   можно   отнести   целый   класс   игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на   букву...»,   «Кто   использует   в   работе?»   (назвать   профессии, которые   используют   заданный   инструмент   или   материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию   с   помощью   ассоциативных   вопросов   типа   «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).              В сюжетно­ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое   главное,   эта   деятельность   порождает   стремление   к самореализации, самовыражению.             Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться   к   поставленным   перед   ними   задачам.   Важны групповые игры для дошкольников по профориентации, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или   иную   роль   в   игре,   то   есть   получают   коммуникативные навыки   (учатся   работать   в   коллективе   и   слушать   других участников   игры).  В   играх   на   тему   "транспорт" совершенствуются   знания   правил   дорожного   движения, воспитанники   учатся   выполнять   свои   замыслы,   играть   в соответствии   с   ролью.   В   играх   воспитанники   пытаются изобразить профессии своих родителей.         Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями   нужно   обладать,   чтобы   работать   в   интересующей профессии.   Профориентация     дошкольников   ­   это   важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а   игры 15   по профориентации – это первые шаги   к тому, что, возможно, когда­нибудь станет смыслом жизни.   6.   Беседа   с   приглашенными   представителями   профессий (мастер­класс).  Важно помнить, что специалистов  необходимо готовить   и   направлять   их   речь   в   русло,   понятное   детям.   Как правило, в первую очередь, это могут быть   родители, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Многие родители стесняются   выступать   перед   аудиторией   и   сами   не   смогут составить   план   выступления   –   с   ними   надо   работать. Рекомендуется   следующий   алгоритм   проведения   встречи   со специалистами:   заранее   договориться   с   родителями   о   визите,   о   цели посещения, сроках;  определиться   с   экскурсоводом   (это   может   быть   сам родитель   дошкольника   или   другой   человек,   способный выполнить эту работу, с учетом возраста детей);  экскурсовод рассказывает о работе предприятия в целом и о деятельности отдельно взятого работника – родителя.        Результатом подобного мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, яркие впечатления от   экскурсии, интересные фотографии, но и гордость конкретного ребёнка за родителей,   профессии   которых   являются   значимыми   для современного общества.           Оформление уголка профессий в пространстве   группы. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, раскраски так или   иначе   связанные   с   профессией.   В   процессе   проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был оформлен для «галочки».  7.   Организация экскурсий на предприятия и организации. Речь идет не только о крупных предприятиях и организациях. О наблюдении   за   деятельностью   специалиста   на   рабочем   месте можно   договориться   с   руководителем   ближайшего   от     ДОУ малого   предприятия   и т.д.  В проведении  экскурсии  главное   – сосредоточиться   на   одной   какой­то   профессии   или   группе взаимосвязанных   профессий,   а   не   смотреть   «вообще организацию».   Для   целей   профориентации   важно   показать 16 существенные   характеристики   профессии.   Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания   и   представления   о   современных   и   традиционных технологиях,   заглянуть   в   мир   «живого»   производства.   Такая экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Для того, чтобы   оценить,   насколько     дети     усвоили   основные   элементы профессии,   можно   попросить     их     нарисовать,   как   они   себе представляют человека, выполняющего эту работу.  8.Работа   с   родителями.   В   каком   возрасте   ребенок   может решить,   кем   он   хочет   стать?   Как   понять,   к   каким   видам деятельности   ребенок   имеет   наибольшие   способности, внутреннюю   склонность?   В   зависимости   от   особенностей характера,   его   темперамента   и   способностей   у   него   начинает проявляться   интерес   к     определенным   профессиям.   Кто­то просит родителей купить ему машинку, кто­то аптечку, кому­то интересно шитье, а кто­то не может усидеть на месте: его тянет бегать,   танцевать,   петь   и   т.п.   Понимание   своих   детей,   их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.  9. Игра­квест Сказать   ребенку   «посиди   на   месте»   все   равно,   что   отправить   в заточение! Дети не любят сидеть без дела. Чем же занять непосед? Квесты для детей – отличный вариант для времяпровождения, ведь можно устроить самые  разные конкурсы: в движении, логические загадки, задания на внимательность  Задания   для   детского   квеста   по   профориентации   могут   быть самыми разнообразными: загадки;        ребусы;  игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;  пазлы или разрезные картинки;  творческие задания;  алгоритмы трудового процесса ;  профессиональные пробы­ эстафеты.  Как и всякая игра, квесты для детей требуют особых  правил: 17    Во­первых, все игры должны быть безопасными. Во­вторых, нужно учитывать возраст юных конкурсантов,  подбирая задания для всех. В­третьих, важны призы. Кто бы что ни говорит о духе  состязательности, каждый ребенок обрадуется подаркам. В  их роли могут быть билеты в кино, детская игра на большую компанию. Если вы решили раздать небольшие сувениры,  выбирайте предметы, поддерживающие по тематике  выбранный сценарий квеста для детей. Приложение 1  Анкета для родителей  «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» Приведен   ряд   суждений.   Внимательно   прочтите   каждое.   Если считаете,   что   оно   соответствует   вашим   взглядам,   то   ответьте «да», если не соответствует, то «нет».  1.   Я   часто   рассказываю   дома   о   своей   профессии,   успехах   и трудностях на работе.  18 2.   Мы   с   ребенком   часто   обсуждаем   прочитанные   книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.  3. Я не знаю, имеет ли какое­нибудь поручение мой сын или дочь. 4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.  6.   Я   никогда   бы   не   выступила   с   рассказом   о   свое   работе   и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.  7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.  8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.  10.   Если   в   школе   будет   организован   летний   лагерь   труда   и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.  11. Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).  12.   Я   не   хочу   советовать   своему   ребенку,   чем   заниматься   в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.  14.   Я   знаю,   какие   учебные   предметы   больше   всего   нравятся моему ребенку, а какие нет.  15.   Я   считаю,   что   можно   наказывать   трудом   за   проступок   и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.                 Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ «да» ­ 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» ­ 3,5,6,9,12,13,15.  Суммируйте полученные баллы.          Если сумма их находится в пределах 12­16 баллов, то можно сделать   вывод,   что   Вы   стремитесь   активно   научить   ребенка полезным трудовым   умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.  19 8­10   баллов   –   Вы   понимаете   важность   семейного воспитания   в   подготовке   ребенка   к   труду,   однако   у   Вас   есть резервы   для   более   активного   участия   в   трудовом   воспитании своего ребенка.           4­7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет   впереди   нелегкая   учеба,   работа,   надо   сейчас   учить   его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.             0­3 баллов ­ у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем­то помочь своему ребенку, поэтому относитесь   к   воспитанию   в   семье   не   очень   серьезно.   Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может   столкнуться   с   серьезными   затруднениями   в профессиональном   обучении   и   трудовой   деятельности. Поддержите   своего   ребенка   в   учебе,   общественной   работе, домашних делах. Методика «Кем быть?»  Цель:   выявить   интерес   детей   к   профессиям,   роду   занятий, определить мотивы их выбора. Ребятам предлагается:  А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. При обработке материалов   воспитатель   или   психолог   могут   осуществить: классификацию   профессий   (по   содержанию   труда,   по   уровню образования,   по   характеру   труда:   исполнительский   или творческий   ),   сравнение   рисунков   и   ответов   детей   (выяснить, насколько   они   совпадают   по   содержанию,   если   этого   нет,   то необходимо выяснить, почему не совпадают), влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался   наиболее   близким   для   ребенка,   почему?).   Подобные обобщения   могут   оказаться   очень   ценными   в   адресной профориентационной   работе   не   только   с   детьми,   но   и   с родителями.  Б – предложить закончить  предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» .  20 В – предложить закончить   предложение: «Когда я вырасту, я стану…» .  Г   –   предложить   ответить   детям   на   прямой   вопрос:   «Что   ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на ……….?»,  Игровая методика «Угадай­ка».                  Детям  предлагается  обыграть  (показать)  нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни. При обработке   и   анализе   детских   работ   (можно   и   в   группе,   паре) обратить   внимание,   насколько   точно   им   удалось   показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа  профессии.     Приложение 2 Квест­игра  «В мире профессий» Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной  компетентности воспитанников. 21 Задачи: •    Образовательная: формирование и закрепление  первичных знаний о различных сферах и  видах профессий; •    Развивающая: развивать познавательный интерес и  творческую деятельность детей, развивать мотивы  образовательной деятельности (Для нас учеба – главный  труд);  •    Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе  отношение к людям разных профессий, воспитывать  коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в  команде, сотрудничать, сопереживать другому. Возраст участников: для воспитанников начальной школы. Инновационная технология: игра ­квест Оборудование: таблички (для каждой команды),  презентация, листы бумаги, ручки, конфеты.  Ожидаемые результаты: •    активизация процесса профессионального  самоопределения; •    расширение представлений о различных сферах труда,  мире профессий. Ход мероприятия: I. Вступительное слово. ­ Здравствуйте  ребята!                  ­Чтобы узнать,  о чём пойдёт речь на нашей игре, надо   соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его. (Слайд 1,2) Пир   рис   оса   фрукт   ель   сосулька   слон   ирис  яблока ­Ребята, когда  вы вырастите, перед Вами станет выбор­  какую профессию получить. В вашем возрасте это сделать  не легко. Помочь вам могут ваши воспитатели, старшие  братья и сестры, люди, к мнению которых вы  прислушиваетесь, которые служат вам примером. ­ Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить  можно долго. “Все профессии нужны, все профессии  22 важны”  Прекрасных профессий на свете огромное множество, и  каждой профессии слава и честь. ­ С некоторыми из них  сегодня мы познакомимся. ­ Своё знакомство с профессиями  мы проведем в форме  игровых конкурсов  «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3), в которой  участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то  поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет  таблички, та и имеет право отвечать на вопрос.  Если  команда дала неправильный ответ, то право ответа  получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та  команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее  количество баллов – будет победителем игры. Если  команды не дают ответ, то ответить могут болельщики,  заработав сладкий приз. II. Основная часть: Для начала проведем небольшую игровую разминку. 1ТУР: «Наши профессий» (Слайд 4) Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких  профессиях идёт речь в пословицах и  поговорках)   (Слайды 5­16) 1.    Какой водитель парит в облаках? (Пилот, лётчик, космонавт.) 2.    Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка.) 3.    Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.) 4.    Назовите имя самого известного в нашей стране  ветеринара. (Айболит, ведь он лечил зверей.) 5.    Как звали первую женщину­лётчицу? (Баба­Яг.) 6.    Звёздный бухгалтер – это... Кто? (Астроном.) 7.    Ухажер за деревьями ­ это…Кто?   (Садовод, садовник) 23 8.    Преобразователь ткани в одежду­ это …  Кто ? (Портной, швея) 9.    Представители какой профессии всё время задают   детям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя.) Конкурс №2. «Головоломка»  (Слайд 17) вам необходимо  (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых  скрыта профессия. (Слайд 18 ­ 19) РВАЧ = В­ ­ ­ (медработник) ТЁРКА = А ­ ­ ­ ­ (театральная и кинематографическая   профессия) КУЛОН = К ­ ­ ­ ­ (весёлая цирковая профессия) МАРЛЯ = М ­ ­ ­ ­ («разноцветный рабочий») СТАРИНА = С ­ ­ ­ ­ ­  ­ (младший медработник) ВОДОСТОК = С ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ (животноводческая профессия) КРЕДИТОР = Д ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ (руководитель предприятия,  начальник) Конкурс №3 "САМАЯ­САМАЯ " (Слайд 20)   А теперь вы  ответите на вопросы с элементами юмора.  (Слайд 21) Назовите профессии:  (3 минуты на обдумывание) 1.    Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод­декоратор ...) 2.    Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском  отделе ...) 3.    Самая денежная (банкир) 4.    Самая волосатая (парикмахер...) 5.    Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...) 6.    Самая смешная (клоун, пародист...) 7.    Самая общительная (журналист, экскурсовод) 8.    Самая серьезная (разведчик, милиционер) 2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд  22) 24 Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому  принадлежат вещи (предметы) (Слайд 24)  Колесо  Кирпич  Таблетки  Нитки  Мука  Мел  Ножницы Ответы:  Водитель  Каменщик, строитель  Врач  Портной, швея  Повар, пекарь, кондитер  Учитель, педагог  Парикмахер Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать  профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.  Чья команда это сделает лучше?    (Слайд 25,26 )    К                          Р                          Ф                       П Каменщик           Разведчик          Фрезеровщик   Портной       Киноартист         Рыбак                 Фотограф         Плотник Крановщик         Редактор            Фигурист          Пилот          Кочегар               Радиоведущий   Фармацевт       Пожарный Космонавт           Радист                Фокусник         Повар Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27)  В цепочке слов  найдите лишний предмет (кто быстрее справится с  25 заданием?) (Слайд 28) 1)Шприц­ лекарство­ вата­ спица спица 2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента гвоздь 3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы ножницы 4) Фен –нож –расческа –ножницы нож 3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29) Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд  30­37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет  таблички ­ имеет право отвечать) •    Кончил дело ­ гуляй смело. •    Терпение и труд всё перетрут •    От труда здоровеют, а от лени болеют. •    Глаза страшатся, а руки делают. •    На работу с радостью, а с работы с гордостью. •    Не игла шьёт, а руки. •    Хозяин тот, кто трудится. Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте,  немного  отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений  покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной  профессии и по одному от команды болельщиков. (Слайд 38­39) ­Как делает шофёр? ­Как делает повар? ­Как делает маляр? ­Как делает парикмахер? ­Как делает пианист? ­Как делает дворник? ­Как делает врач? 26 III. Награждение победителей: Сноровку, ловкость и умение  Сегодня показать сумели вы. А теперь, справедливое жюри, Игроков по достоинству оцени. (слово жюри) IV. Заключительное слово ведущего ­ Вот мы и подвели  итоги нашей игровой  программы.  Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество  разнообразных профессий и специальностей. Возможно не  обычных для нашего региона, но востребованных в стране и  в мире. В будущем я желаю вам в будущем выбрать себе профессию по душе. Много здесь профессий разных, Выбрать что – не знаешь сразу. В жизни много пригодится – Стоит только научиться. 27 Заключение                Профориентация – в настоящее время является важным направлением   работы   образовательных   учреждений.   Грамотно построенная система профориентационной работы на начальном этапе обучения способствует формированию в сознании  старших дошкольников   разнообразных   представлений   о   мире   труда   и профессий,   воспитывает   у   них   бережное   отношение   к результатам   труда,   а   также   понимание   значимости   труда специалистов   для   жизни   и   развития   общества.   Современные подходы к профессиональной ориентации старших дошкольников рассматривают   ее   как   комплекс   средств,   направленных   на формирование   у   ребёнка   отношения   к   себе   как   к   субъекту будущей   профессиональной   деятельности.   В   связи   с   этим, педагогу   необходимо   владеть   разнообразными   методами   и приемами, выстраивать профориентационную   работу   со   старшими   дошкольниками. Настоящие   методические   рекомендации   делают   первый   шаг   к активизации процесса познания  дошкольниками мира профессий и труда.   позволяющими   эффективно   28 29

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ

Инновационные методы  организации ранней профориентации старших дошкольников в условиях ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017