На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Инновационные технологии обучения в вузе.doc
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Кузнецова Е. В.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла
социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях.
Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в
умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение
этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих
специалистов.
Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения,
приемы работы и приложения их к делу.
Одни утверждают, что технология это синоним прежнего термина
«методика». Другие полагают, что технология (в отличие от методики)
содержит только воспроизводящие действия, но не содержит описания личности
преподавателя, которая всегда неповторима, в то время как методика, кроме
алгоритма действий, включает и характеристики личности ее автора, без чего
методика не дает желаемых результатов.
Третьи полагают, что все дело во времени: в прошлом веке термин
«методика» был жестко привязан к той или иной учебной дисциплине. Теперь
же, в XXI веке, его употребляют как «технологию» в более широком, в более
общем смысле (не методика, а технология обучения, воспитания, развития и
т.д.).
Четвертые утверждают, что технология (в отличие от методики) должна
жестко удовлетворить трем требованиям: описывать алгоритм действий, быть
воспроизводимой в разных условиях (разными преподавателями и по отношению
к разным студентам) и третье – должна давать гарантированный результат. С
первыми двумя требованиями можно согласиться, но как быть с
неповторимостью, индивидуальностью каждого педагога, который может улучшить, усилить результаты любой технологии, а может и обесценить их, а то
и свести на нет?
Под технологией обучения подразумевается определенный способ
обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет
средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая
роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает студентов, а
выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также
функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство
преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить
оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и
поставленными педагогическими задачами.
Новые требования общества к уровню образованности и развития
личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня
продуктивными являются технологии, позволяющие организовать учебный
процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также
ориентацией на личность студента его интересы, склонности и способности.
Одна из важнейших проблем дидактически – проблема методов обучения
остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В
зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность
преподавателя и студентов, а следовательно и результат обучения.
Метод – это способ продвижения к истине. Успех обучения зависит в
основном от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их
деятельности, степени самостоятельности, проявления творческих способностей
и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н.
Снаткин предложили выделить 5 методов обучения.
1. Объяснительно – иллюстративный метод.
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично – поисковый, или эвристический метод. 5. Исследовательский метод.
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в
исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы
непосредственно перерастают в методы научного исследования. Ю. К.
Бабанский выделяет 7 шагов алгоритма «оптимальный выбор методов
обучения».
1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под
руководством преподавателя; если студент может без излишних усилий и затрат
времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь
педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она
необходима.
2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.
Если есть условия предпочтение нужно отдать продуктивным методам.
3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики,
аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для
дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне
по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более
строгие, экономные, близкие к научному изложению.
4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических
методов.
5. Решение о необходимости введения методов стимулирования
деятельности студентов.
6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального
процесса обучения от запланированного.
Какие бы методы обучения ни применялись для повышения
эффективности высшего профессионального образования важно создать такие
психологопедагогические условия, в которых студент может занять активную
личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и
профессиональном самоопределении обуславливает систему требований к
учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в
едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы,
потребности и мотивы. Соотношение этих характеристик определяет выбор
содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия
организации всего процесса формирования активной творческой личности. В
последнее время постоянно читаем и слышим: «Нужно использовать активные и
изживать пассивные методы обучения». Любой метод сам по себе не может быть
ни активным, ни пассивным, тем и другим его делает исполнитель. Все зависит
от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом. Универсально
эффективных или неэффективных методов не существует.
Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в
зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально
сочетать. Вот почему, точнее корректнее говорить: «Процесс обучения может
быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения)
или пассивным (где обучаемый играет только роль объекта чего – то
воздействия). Качество образования складывается из качества обучения и
качества воспитания. Качество обучения может быть достигнуто только в
результате обеспечения эффективности каждой ступени обучения. То есть, весь
процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить –
применить – проверить. Чтобы добиться качества обучения, необходимо
последовательно пройти через все эти ступени познавательной деятельности.
Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения
способствует повышению качества обучения.
Основные формы и методы обучения, способствующие повышению
качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары, конференции,
диспуты, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита социальных
проектов, индивидуальная работа, творческие работы, доклады, сообщения, тестирование, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии
обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Чтобы добиться эффективности от использования методов обучения,
нужно составить психологический портрет группы и выяснить какие методы
можно применять, а какие нельзя. Исходя из этого условно методы можно
разбить на группы:
методы, не требующие особой предшествующей подготовки
(проблемное обучение, выполнение действий по алгоритму);
методы, требующие особой предшествующей подготовки (проведение
самостоятельной работы, самостоятельного исследования на занятии).
Известно, что в группах с преобладанием неподготовленных к
самостоятельной работе студентов нельзя сразу же давать материал для
самостоятельного изучения (если этого избежать нет возможности)
преподаватель должен тщательно разработать задание, с учетом группы,
уровнем их подготовки, четко сформулировать вопросы, составить
методические рекомендации, указать литературу. И здесь нельзя пренебрегать
двумя принципами дидактики: посильности и обучения на высоком уровне,
трудности.
Эмоциональное состояние студента в значительной степени определяет
умственную и физическую работоспособность. Высокий эмоциональный тонус
аудитории и её включённость в учебный процесс обеспечивает реализацию на
раскрытие резервов личности студента. Если нет психологического комфорта на
занятии, то парализуются и другие стимулы к учебнопознавательной
деятельности главная ценность отношений между преподавателем и студентами
– их сотрудничество, которое предполагает совместный поиск, совместный
анализ успехов и неудач. В этом случае студент превращается в инициативного
партнера. Психологический подход к организации процесса обучения и выбору его
методов позволяет не только повысить успеваемость, но и избежать стрессовых
ситуаций.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.