ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Оценка 4.6

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
30.03.2018
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Инновационные технологии обучения в вузе.doc
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Кузнецова Е. В. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная   потребность   в   нестандартно   мыслящих   творческих   личностях. Потребность   в   творческой   активности   специалиста   и   развитом   мышлении,   в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов. Технология   –   наука   техники.   Техника   –   искусство,   знание,   умения, приемы работы и приложения их к делу. Одни   утверждают,   что   технология   ­   это   синоним   прежнего   термина «методика».   Другие   полагают,   что   технология   (в   отличие   от   методики) содержит только воспроизводящие действия, но не содержит описания личности преподавателя, которая всегда неповторима, в то время как методика, кроме алгоритма действий, включает и характеристики личности ее автора, без чего методика не дает желаемых результатов. Третьи   полагают,   что   все   дело   во   времени:   в   прошлом   веке   термин «методика» был жестко привязан к той или иной учебной дисциплине. Теперь же, в XXI веке, его употребляют как «технологию» в более широком, в более общем смысле  (не методика, а технология обучения, воспитания, развития и т.д.). Четвертые утверждают, что технология (в отличие от методики) должна жестко удовлетворить трем требованиям: описывать алгоритм действий, быть воспроизводимой в разных условиях (разными преподавателями и по отношению к разным студентам) и третье – должна давать гарантированный результат. С первыми   двумя   требованиями   можно   согласиться,   но   как   быть   с неповторимостью,   индивидуальностью   каждого   педагога,   который   может улучшить, усилить результаты любой технологии, а может и обесценить их, а то и свести на нет? Под   технологией   обучения   подразумевается   определенный   способ обучения,   в   котором   основную   нагрузку   по   реализации   функции   выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль   отводится   средствам   обучения:   преподаватель   не   обучает   студентов,   а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию   управления   средством   обучения.   Педагогическое   мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные   методы   и   средства   обучения   в   соответствии   с   программой   и поставленными педагогическими задачами. Новые   требования   общества   к   уровню   образованности   и   развития личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными   являются   технологии,   позволяющие   организовать   учебный процесс   с   учетом   профессиональной   направленности   обучения,   а   также ориентацией на личность студента его интересы, склонности и способности. Одна из важнейших проблем дидактически – проблема методов обучения остается   актуальной   как   в   теоретическом,   так   и   в   практическом   плане.   В зависимости   от   ее   решения   находятся   сам   учебный   процесс,   деятельность преподавателя и студентов, а следовательно и результат обучения. Метод – это  способ  продвижения   к истине.  Успех  обучения зависит  в основном от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степени самостоятельности, проявления творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Снаткин предложили выделить 5 методов обучения. 1. Объяснительно – иллюстративный метод.  2. Репродуктивный метод. 3. Метод проблемного изложения. 4. Частично – поисковый, или эвристический метод. 5. Исследовательский метод. Инициатива,   самостоятельность,   творческий   поиск   проявляются   в исследовательской   деятельности   наиболее   полно.   Методы   учебной   работы непосредственно   перерастают   в   методы   научного   исследования.   Ю.   К. Бабанский   выделяет   7   шагов   алгоритма   «оптимальный   выбор   методов обучения». 1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством преподавателя; если студент может без излишних усилий и затрат времени   достаточно   глубоко   изучить   материал   самостоятельно,   помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима. 2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия предпочтение нужно отдать продуктивным методам. 3.   Определение   соотношения   индуктивной   и   дедуктивной   логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению. 4.   Меры   и   способы   сочетания   словесных,   наглядных,   практических методов. 5.   Решение   о   необходимости   введения   методов   стимулирования деятельности студентов. 6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля. 7.   Продумывание   запасных   вариантов   на   случай   отклонения   реального процесса обучения от запланированного. Какие   бы   методы   обучения   ни   применялись   для   повышения эффективности высшего профессионального образования важно создать такие психолого­педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную   позицию   и   в   полной   мере   проявить   себя   как   субъект   учебной деятельности.   Дидактический   принцип   активности   личности   в   обучении   и профессиональном   самоопределении   обуславливает   систему   требований   к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности   и   мотивы.   Соотношение   этих   характеристик   определяет   выбор содержания   воспитания,   конкретных   форм   и   методов   обучения,   условия организации   всего   процесса   формирования   активной   творческой   личности.  В последнее время постоянно читаем и слышим: «Нужно использовать активные и изживать пассивные методы обучения». Любой метод сам по себе не может быть ни активным, ни пассивным, тем и другим его делает исполнитель. Все зависит от того, как преподаватель пользуется тем или иным методом. Универсально эффективных или неэффективных методов не существует. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Вот почему, точнее корректнее говорить: «Процесс обучения может быть активным (где обучаемый участвует как субъект собственного обучения) или   пассивным   (где   обучаемый   играет   только   роль   объекта   чего   –   то воздействия).   Качество   образования   складывается   из   качества   обучения   и качества   воспитания.   Качество   обучения   может   быть   достигнуто   только   в результате обеспечения эффективности каждой ступени обучения. То есть, весь процесс обучения строится по схеме: воспринять – осмыслить – запомнить – применить   –   проверить.   Чтобы   добиться   качества   обучения,   необходимо последовательно   пройти   через  все   эти  ступени  познавательной   деятельности. Использование   разнообразных   форм   и   методов   в   процессе   обучения способствует повышению качества обучения. Основные   формы   и   методы   обучения,   способствующие   повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары, конференции, диспуты,   проблемное   обучение,   самостоятельная   работа,   защита   социальных проектов,   индивидуальная   работа,   творческие   работы,   доклады,   сообщения, тестирование, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения. Чтобы   добиться   эффективности   от   использования   методов   обучения, нужно  составить  психологический  портрет  группы  и  выяснить   какие  методы можно   применять,   а   какие   нельзя.   Исходя   из   этого   условно   методы   можно разбить на группы:    методы,   не   требующие   особой   предшествующей   подготовки (проблемное обучение, выполнение действий по алгоритму);   методы, требующие особой предшествующей подготовки (проведение самостоятельной работы, самостоятельного исследования на занятии). Известно,   что   в   группах   с   преобладанием   неподготовленных   к самостоятельной   работе   студентов   нельзя   сразу   же   давать   материал   для самостоятельного   изучения   (если   этого   избежать   нет   возможности) преподаватель   должен   тщательно   разработать   задание,   с   учетом   группы, уровнем   их   подготовки,   четко   сформулировать   вопросы,   составить методические рекомендации, указать литературу. И здесь нельзя пренебрегать двумя   принципами   дидактики:   посильности   и   обучения   на   высоком   уровне, трудности. Эмоциональное   состояние   студента   в  значительной   степени   определяет умственную и физическую работоспособность. Высокий эмоциональный тонус аудитории и её включённость в учебный процесс обеспечивает реализацию на раскрытие резервов личности студента. Если нет психологического комфорта на занятии,   то   парализуются   и   другие   стимулы   к   учебно­познавательной деятельности главная ценность отношений между преподавателем и студентами –   их   сотрудничество,   которое   предполагает   совместный   поиск,   совместный анализ успехов и неудач. В этом случае студент превращается в инициативного партнера. Психологический подход к организации процесса обучения и выбору его методов позволяет не только повысить успеваемость, но и избежать стрессовых ситуаций.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018