Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русская литература
11 кл
16.04.2018
Цель данной разработки заключается в том, чтобы показать эффективность использования метода интеллект - карт для формирования УУД обучающихся на уроках литературы. На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.Метод интеллект - карт позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.
ментальные карты ВАЛЕЕВА.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Миасская средняя общеобразовательная школа «16»
Тема: Ментальная карта как средство формирования
читательского интереса
Автор: Валеева Фидания Рашитовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «МСОШ № 16» Миасский городской округ
Пояснительная записка
«Неграмотным в будущем будет не тот человек,
который не умеет читать.
Это будет человек, который не знает,
как научиться тому, как следует учиться».
Элвин Тоффле
В основе ФГОС второго поколения лежит системнодеятельностный подход,
целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении
направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных
способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных
действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно,
пользуясь различными источниками информации.
Цель данной разработки заключается в том, чтобы показать эффективность
использования метода интеллект карт для формирования УУД обучающихся
на уроках литературы.
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего
мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и
мировоззрения людей. И в то же время чтение – удивительный мир,
открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в
удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание
читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение,
открыть его для себя. Уже много лет я работаю в старших классах. И каждый
раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы
и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к
программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в
мучительную повинность и ребята читали с интересом? Ведь именно интерес
является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Одной из педагогических задач современно школы является внедрение в
учебный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только
овладеть определенными знаниями и умениями, но и развить творческие
способности учащихся и сформировать читающую личность. Важная роль в этом
случае отводится урокам литературы.
Опыт преподавания уроков литературы
подтверждает, что
эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать
инновационное обучение,
в основе которого лежат современные
образовательные технологии. Они
привлекательны тем, что выявляют
учащихся, содействует развитию и проявлению
особенности
личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности,
способности к творческой реализации своих возможностей.
развития
Глава 1. Ментальная карта как средство формирования читательского
интереса
На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии,
как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но
несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект карт,
который позволяет развивать креативность школьников, формировать
общеучебные умения,
переработкой
художественного текста.
связанные с восприятием и
Интеллекткарта, или ментальная карта это технология изображения
информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно
структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий
потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого
ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка
может содержать несколько более мелких ветвейподпунктов. Ко всем записям
можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном
проекте Один из известных французских специалистов по вопросам детского чтения
говорил о том, что происходит с маленьким ребенком, когда тот «читает», он
рассматривает и слушает мамино чтение альбом (так во Франции называют
детские книжкикартинки). Альбом – это первая книга ребенка, которая вводит
его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом
вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома
воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и
заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома
– художником, писателем.
«Загадочность» картинки, текст (всегда
минимальный) заставляет обращаться к взрослым – родителю, воспитателю,
вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом
рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи
между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему
опыту – своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение
с самим собой. Текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие
на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно
семантическому и эстетическому. Таким образом, общение – это первое, что
происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно
чтение решать. И только такое чтениеобщение позволит ребенку в дальнейшем
воспринимать автора и героя литературного произведения. Эту же задачу, на
мой взгляд, выполняют ментальные карты.
Когдато, работая в 5 6 классах, мы все, наверное, давали задание по
литературе нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам, стихам. Создавая
такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст,
остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с
особыми требованиями и критериями.
На первых этапах внедрения метода интеллект – карт у нас было много
сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость.
Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.
При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется
исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого
заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает»
его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику
С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться
на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею.
Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению
читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него
необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить
ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от
общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.
Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков
монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают
интеллект карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют
сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А
свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора
для развития монологической речи. Интеллект карты помогают собрать
материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на
деталях.
Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали
биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из
стихотворений. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе
над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество
Каким образом строилась такая работа? Ученики читали статью в учебнике,
определяли основные пункты, затем составляли интеллект карты. Сначала
намечалась
только структура будущей карты, на следующих уроках
завершение работы по оформлению карты и подготовка пересказа по ней. Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно
вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание
основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК
концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и
обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой
выводов, заключения.
Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого
умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого
текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста,
намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным
проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для
последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно ИК, на
мой взгляд, учит бережному отношению к художественному тексту.
Глава 2. Как создаются наши карты. (Памятка для детей)
1. Возьмите чистый лист бумаги размера А4 или больше. Чистый лист бумаги предоставляет 100º свободу для выражения всего
разнообразия ваших умственных способностей.
2. Используйте горизонтальное положение бумаги. Так будет больше места
для слов и изображений в том направлении, как мы пишем, и они не так быстро
натолкнутся на край бумаги.
3. Начните с центра. Мысли зарождаются в центре нашего интеллектуального
мира. Карта памяти отображает это.
4. Создайте центральный образ, который отображает тему, о которой вы
пишете/размышляете. При этом
Используйте минимум три цвета (синийцентр, красный, зеленый).
Размер центрального рисунка должен быть достаточно большим,
примерно 5 см в ширину и высоту (пропорционально больше для
большей бумаги).
Не используйте рамку, позвольте образу самому задать себе форму
Картинка стоит тысячи слов. Она открывает простор для
ассоциаций, фокусирует мысли.
Цвета стимулируют активность воображения в правом полушарии
головного мозга, а также захватывают и удерживают внимание
Подобный размер рисунка оставляет много места для остальной
карты памяти.
Уникальная форма делает ее более запоминающейся и приятной.
5. Главные темы вокруг центрального рисунка, как заголовки в книге.
Напишите это слово ЗАГЛАВНЫМИ буквами или нарисуйте
изображение.
Разместите их на линиях одинаковой со словом длины.
Центральные линии – толстые, изогнутые и органические, как ваша рука,
присоединяющаяся к телу, или ветка дерева – к столбу.
Присоединяйте ветви прямо к центральному изображению.
Главные темы, присоединенные к центральному образу на основных ветвях,
позволяют увидеть их относительную важность. Это Основные Организующие
Идеи, именно они будут собирать в единое целое (составлять) и фокусировать
остальную карту.
Выделение основных слов ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ позволяет мозгу
сфотографировать их изображение,
и они легче читаются и вызывают
моментальную активизацию в памяти (воспоминание).
Длина слова равна длине строки. Лишние линии разобщают мысли, длина
делает акцент на связи.
Изогнутые линии придают визуальный ритм и разнообразие, и таким образом
их легче запомнить, более приятно рисовать и менее скучно на них смотреть.
Более толстые центральные линии отображают относительную важность. Ветви присоединены к центральному образу, потому что мозг работает по
принципу ассоциаций, а не по отдельным, разобщенным линиям.
6. Начните добавлять второй уровень мыслей. Эти слова или изображения
связаны с основной веткой, которая запустила их. Помните:
Соединяющие линии более тонкие
Слова попрежнему написаны, но в меньшем размере
Ваши изначальные слова и образы стимулируют ассоциации. Прикрепите любое
слово или образ, который появился. Позвольте свободное течение ваших
мыслей. Вам не обязательно «закончить» одну ветвь перед тем, как перейти к
другой.
Соединенные линии создают отношения и структуру. Они также
отображают уровень важности, как от ветви к прутику.
Размер и стиль написания букв также предоставляют дополнительные
данные о значении и важности слова или изображения
7. Добавьте третий или четвертый уровень данных, по ходу того, как мысли
посещают вас.
Используйте как можно больше изображений, вместо того, чтобы просто
писать слова
Позвольте своим мыслям свободно приходить, «прыгайте» по карте, по
мере того, как возникают новые ассоциации
Ваш мозг как многорукий ловец мыслей. Карта памяти позволяет вам
поймать и зафиксировать любую мысль, которая была заброшена вашим
мозгом.
8. Добавьте новое измерение в своей карте памяти, придайте глубины
слову или изображению с помощью рамок, чтобы сделать заметными
определенные важные моменты.
9. Иногда можно отделить ветви карты с помощью цветного контура.
Выделите форму ветки, плотно ее придерживаясь
Используйте разные стили и цвета
10. Делайте каждую карту все более
Красивой
Артистичной
Красочной
Оригинальной и
Пространственной
Ваша карта будет привлекать ваши глаза и мозг Ее будет проще запомнить
Она будет более привлекательна для вас (и для других тоже)
11. Творите!
Чем индивидуальнее ваша ментальная карта, тем лучше. Ведь именно
ваше личное мышление его осмысляет.
Глава 3. Ментальные карты на уроках литературы.
Ментальные карты на уроках литературы можно использовать при
работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении
терминов, контроле. Использование картинок и образов облегчает понимание
и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий
конспект, отметив ключевые моменты и сохранив заинтересовавшие цитаты. На
уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут
включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из
стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей. Например,
при изучении и анализе творчества писателя ментальная карта
составляется по следующему плану: в центре – имя писателя, даты жизни,
ветви – основные этапы творчества, литературное направление, ключевые
темы творчества, образы, критика;
художественного произведения: в центре – автор и название произведения,
год создания, ветви – жанр, герои, сюжет, смысл (идея и тема
произведения);
литературоведческих понятий: в центре – термин, ветви – определение,
история возникновения;
литературных течений: в центре – название, ветви – определение, время и
место зарождения, характерные черты, представители.
Одним из важнейших навыков, способствующих успешности ребенка, на мой
взгляд, является навык осознанного чтения. Сегодняшний школьник в силу
определенных причин не хочет читать произведения школьной программы, хотя
при подготовке к декабрьскому сочинению с удовлетворением отметила, как
много читают мои одиннадцатиклассники, но, к сожалению, все больше
зарубежную литературу. Поэтому мне как учителю литературы было важно
заинтересовать ребенка, показать ему, что классическая русская литература не
менее интересна. На мой взгляд, особенно тяжело даются ребятам для чтения и
анализа объемные произведения. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого
«Война и мир» за месяц давалось задание составить ИК, включая в нее основные
этапы жизни главных героев романа. Я считаю, что необходимо научить детей
видеть за художественным словом литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И тогда он станет «живым», понятным, интересным. «Скучная»
классика оживает в ментальной карте. (Приложение)
С чего мы начинали работу? Давались предварительные задания:
1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например,
2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы,
«Наташа Ростова»
например,
«Чувство» Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой
«Семья» родители, Николай, Петя, Соня, Вера.
«Черты характера» и т.д.
3. Разбираем словаассоциации, группируем по смыслу.
4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые
предложения к словамассоциациям.
5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры.
Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.
6. Заполняем структуру словамиассоциациями, размещая их на
ответвлениях соответствующих ключевых веток.
7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами,
словосочетаниями.
В течение месяца велась консультация, давались рекомендации. Итог
превзошел все ожидания. Я твердо уверена, не прочитав роман, таких
интересных карт мои дети составить не смогли бы. После того, как интеллект
карты были готовы, каждая группа должна была представить свою работу и
проанализировать работы других групп, дать оценку. Так учащиеся незаметно для себя обучались анализировать,
классифицировать, систематизировать, структурировать информацию,
переводить из текстового формата в графический, связывать ее между собой.
Кроме этого дети учились сотрудничать: слушать, поддерживать, оценивать и
корректировать друг друга. А самое главное, детей заинтересовал роман, читали
даже те, кто говорил, что произведение скучное и сложное для восприятия. С
удовлетворением отметила, что в этом году на итоговом сочинении многие мои
ученики привлекали для примера «Войну и мир». Значит, такую работу можно и
нужно продолжать. Умение читать – это способность понять, воспроизвести, истолковать и
оценить художественное произведение в целом и каждое слово. Описанный
метод ИК развивает читательский интерес у учащихся, позволяет более
детально рассмотреть художественный текст. Данный метод гибко вписывается
в рамки устоявшихся методик. Практическая реализация ментальных карт
показывает значительный рост интереса учащихся к литературным
произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий
рост эстетического и интеллектуального образования.
Результаты применения ментальной карты:
экономия времени на конспект;
концентрация внимания на важных моментах;
визуально четкие ассоциации;
повышение мотивации, качества знаний;
развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих
способностей;
активизация деятельности;
корректировка знаний учащихся;
Заключение С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка
информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по
возможности нужно использовать интеллект карты при повторении
пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е.
практически на всех этапах урока. Чем хороши ментальные карты на уроке
литературы? Всё произведение с многочисленными персонажами и проблемами
можно окинуть одним взглядом, наглядно разложить «по полочкам», показать
взаимосвязь между героями, событиями. Хорошая интеллекткарта имеет свою
эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Технология обучения на уроках литературы через создание ментальных
карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать
её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а
на это нужно время.
Ментальные карты это интересно и современно. Метод ментальных карт
созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его
использование в системе обязательно даст результаты.
Использованная литература:
1. Бершадский М.Е. Метод интеллекткарт http://bershadskiy.ru
2. «Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т.П. «Применение метода
интеллекткарт на уроках русского языка» Методический портал
учителя
3. «Методсовет» http://metodsovet.su
4. BiblioFond.ru›view.aspx?id=465408
5. http://www.mindmap.ru/
6. http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm
7. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
8. http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?
current_book_page=1
9. http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap
10.detmobib.ru›upload/information_system_40/5/2/4/…
Приложение
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Инновационные технологии в рамках ФГОС на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.