Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).
Оценка 4.8

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
03.04.2018
Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).
Классицизм (определение, основные черты), писатели классицисты, сентиментализм (определение, основные черты), различие двух направлений в литературе конца XVIII века, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литературе конца XVIII века. Знакомство с произведением, выделение черт сентиментализма в произведении.
Технологическая карта урока. Акаева Т.В..docx
Предмет: литература. Класс: 9 Тема урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Тип урока: изучение нового материала (1 урок) Подготовила: Акаева Т.В. Педагогические цели урока: ­знакомство с новым направлением в литературе 18 века на примере произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; ­содействовать формированию устойчивых знаний теории литературы; ­содействовать   формированию   навыков   осмысленного   чтения   и   анализа   произведений   нового   для   учащихся направления. Планируемые результаты: Личностные: ­выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать; ­формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции в отношении различных литературных произведений; ­умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Предметные: ­способность   применять   понятийный   аппарат   и   приемы   литературного   анализа   для   определения   особенностей развитии литературного процесса; ­умение анализировать художественное творчество писателя в контексте развития литературного направления; ­расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления личности героев и их поступков в контексте человеческого развития Метапредметные: ­способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности; ­владение   умением   работать   с   учебной   информацией   различного   типа   (анализировать   и   обобщать   факты, формулировать тезисы, обосновывать выводы); ­в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень   успешности   своей   работы   в соответствии с этими критериями Основное содержание темы урока:  Классицизм,  писатели  классицисты,  сентиментализм,  основные  черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литературе конца XVIII века. Межпредметные и внутрикурсовые связи: «География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».  Образовательные ресурсы и оборудование: ­Н.М.Карамзин. Избранные сочинения. Т.1. – М. – Л.: «Художественная литература», 1964. ­Е.И.Осетров Три жизни Н.М.Карамзина. – М., 1985. ­И.И.Аркин Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя. ­ .М.: «Просвещение», 1998. ­А.Н.Архангельский. Беседы о русской литературе. Конец 18века – первая половина 19 века. – М.,1990. ­Н.А.Миронова Литература: 9­й класс.: метод. пособие для учителя по литературе: к учебнику хрестоматии « ­мультимедийное оборудование Организационная структура урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационное  начало Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.  характеристика  основных видов деятельности Приветствие учителя.  Организация рабочего  места. Актуализация знаний     фронтальной Организация беседы.  ­ Мы с Вами изучили литературное направление классицизм, являющееся основным в литературе века.   Назовите   основные XVIII  признаки классицизма как литературного направления. ­  Назовите   писателей   классицистов XVIII века.           и признаки   деление   Основные классицизма: ­воспитание человека в духе верности государству, культ разума ­гражданская общественная тематика ­строгое положительных отрицательных. ­роль вспомогательная ­основные   жанры   трагедия, ода, эпопея, басня, комедия, сатира….(называют) К   классицизму   относились произведения М.Ю.Ломоносов,   на и пейзажа формируемые УУД Регулятивные: планирование сотрудничества с учителем.   учебного Коммуникативные:  высказывают и обосновывают  свое мнение Регулятивные:  определяют правильность   и   качество ответов одноклассников; определяют   качество   и уровень усвоенного материала Г.Р.Державина. (рассказывают   о   героях   и тематике их произведений)   Введение в проблему   урока; постановка учебной задачи ­   Мы   еще   раз   вспомнили   с   вами основные   особенности   классицизма, поговорили   о   стихотворениях   М.В. Ломоносова,   Державина.   Вы   верно отметили, что в своих произведениях они   прославляли   деяния   монархов, закон,   высшую   справедливость,   а ведущим   жанром   в   их   творчестве назвали оду.  А   сейчас   я   познакомлю   Вас   со стихотворением Н.М. Карамзина «К соловью». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Это пример произведения классицизма   или   нет?   Обоснуйте свой ответ. Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи! Глас твой мил душе моей. Но почто ж рекой катятся Слезы из моих очей?!(читаю) Что   же   нового   Вы   увидели   в тематике   этого   стихотворения? Главное   на   что   обращает внимание   автор   ­   чувства Можно   ли   его   отнести   к классицизму? Все   верно.   Это   стихотворение действительно было не  традиционно для   классицизма  XVIII  века.  Все современники   и   литературные потомки   видели   в   Карамзине первооткрывателя   и   реформатора, совершившего   переворот   в   русской литературе. Как   вы   считаете,   что   предстоит нам сегодня выяснить на уроке? Постановка проблемы урока.   лирического   героя.   Перед нами романтическая картина: ночь. луна, поющий соловей. Это   никак   не   отвечает классицизма. канонам о (размышление принадлежности в литературному направлению)           Познавательные: навыками овладевают смыслового чтения, осуществляют   анализ,   строят логическую цепь рассуждения Коммуникативные:  высказывают и обосновывают  свое мнение Регулятивные:  определяют правильность   и   качество ответов одноклассников   Нам необходимо  выяснить   творчество «Почему   Карамзина   не Н.М. вписывалось в   классицистическую традицию? » Регулятивные: формулируют учебную задачу на   основе   того,   что   уже известно   и   усвоено   и осознания   того,   что   еще неизвестно Познавательные:  строят   логическую   цепь Карамзин   пришел   в   русскую   жизнь одновременно   с   проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу.  Действительно, творчество Н.М.Карамзина неразрывно   связано   с   понятием нового   для   вас   направления   – русским сентиментализмом.    Тема   нашего   урока: душу, Н.М.Карамзин. Лиза». Почему же именно эти слова стали темой урока?  «Он   имел   он   имел   сердце!».  Повесть   «Бедная Верно.   Слова   Е.   Осетрова   очень точно   отражают   глубинный   смысл повести   писателя:   «Бедная   Лиза»   ­ …образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».   рассуждений Коммуникативные:  высказывают и обосновывают  свое мнение Отвечают   на   вопрос: писатель   обращался   к живому, человеку   чувствующему,   как   в прочитанном стихотворении,   так   и   в повести   «Бедная   Лиза»(на дом   было   задано   чтение повести) Физкультминутка Организация физкультминутки. ­ Нам предстоит сейчас напряженная Выполнение   упражнений   в соответствии   с   текстом Регулятивные:  быстро переключаются   от   умствен­ стиха.   ной деятельности физической и обратно   к и   серьезная   интеллектуальная работа,   давайте   поможем   нашему организму справиться с ней. Все ребята дружно ВСТАЛИ И на месте ЗАГАШАЛИ На носочках  ПОТЯНУЛИСЬ И вперед слегка НАГНУЛИСЬ Как пружинки мы ПРИСЕЛИ И тихонько разом СЕЛИ. Организация   исследовательской работы   в   процессе   изучения нового учебного материала Усвоение   новых знаний и способов действий   ­ Напоминаю проблему нашего урока «Почему произведение Н.М.Карамзина   не   вписывалось   в традиционные каноны классицизма, а было   ярким   представителем   нового сентиментального   направления   в литературе XVIII века?».  Чтобы   ответить   на   волнующий   нас вопрос,   мы   должны   рассмотреть само понятие «сентиментализм» Название «сентиментализм» (от англ. ­ чувствительный)   указывает   на sentimental     Запись   материала. теоретического Регулятивные: понимают  важность подаваемых знаний,  фиксирование их для  дальнейшего изучения интересом то,   что   чувство   становится центральной эстетической категорией   этого   направления. Сентиментализм   ­   литературное отмеченное направление, повышенным к чувству, человеческому восприятию эмоциональному окружающего мира. Сентименталисты по­новому оценивали человека: способен ли он на   большие,   искренние   и   глубокие переживания. Особенности   сентиментализма   как литературного направления: ­природа ­ средство психологической характеристики героев ­отказ от прямолинейности в оценке характеров,   внимание   к   простым людям ­основная тематика любовная представить ­стремление человеческую   личность   в   движении души  ­основные   жанры: элегия,     Ученики безошибочно определяют,   что   портрет, выполненный   Ф.Рокотовым, а классицистический, произведение В. Боровиковского принадлежит сентиментализму, и       Познавательные: осуществляют   сопоставление различной информации, анализ,   строят   логическую психологическая   драма, повесть, дневник, путешествие   роман,     наглядно   Более показать отличительные признаки сентиментализма   нам   помогут произведения   живописи,   ведь сентиментализм,   как   и   классицизм, проявлялся не только в литературе, но   и   в   других   видах   искусства. Посмотрите   на   два   портрета Екатерины II. Автор одного из них ­ художник­классицист, автор другого ­   сентименталист.   Определите,   к какому   направлению   принадлежит каждый   портрет,   и   попытайтесь обосновать свою точку зрения (показ слайдов).  Повесть   Карамзина   «Бедная   Лиза», написанная в 1792 году, стала самым ярким   произведением   русского сентиментализма.   Она   отразила   в себе все черты нового литературного направления, стала потрясением для доказывают   своё   мнение, сравнивая   фон,   колорит, композицию   картин,   позу, одежду,   выражение   лица Екатерины   на   каждом портрете.   цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные:  высказывают и обосновывают  свое мнение Регулятивные:  определяют правильность   и   качество ответов одноклассников Запись информации о  произведении в  читательский дневник.     Познавательные: осуществляют   сопоставление различной информации, анализ,   строят   логическую цепь рассуждения, формулируют предположения Коммуникативные:  высказывают и обосновывают  свое мнение Регулятивные: правильность информативность записей  определяют и своих в читателей  XVIII  века, привыкших к высокому слогу, строгости формы и однозначности понимании   поступков героев. Это   произведение   принесло   автору известность   и   популярность.   За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения,   каким   явилась   его повесть для русской художественной прозы,   стала   волна   подражаний, захлестнувшая   русскую   литературу на   рубеже  XVIII  ­  XIXвв.   Одна   за другой   появляются   повести, варьирующие   карамзинский   сюжет: «Бедная   Маша»   А.   Измайлова, «Обольщенная   Генриетта»   И. Свечинского,   «Даша,   деревенская девушка»   П.   Львова,   «Несчастная Маргарита»   неизвестного   автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова и др.   Почему   же   повесть,   написанная   в 1792,   имела   небывалый   успех?   Что нашла   в   ней   публика?   В   чем смелость, новизна позиции автора? ­ на все эти вопросы мы постараемся Вопросы С.Р.: 1.Город, в котором  происходят описываемые  события? (Москва) 2.Главные герои повести.  (Лиза, Эраст, мать Лизы) 3.Какие цветы и по какой  цене продавала Лиза весной  в Москве? (ландыши, 5  копеек) 4.Стакан какого напитка  выпил Эраст из рук Лизиной Регулятивные:воспринимаю т   задание,   выполняют   его, следуя определенным задачам ответить,   проанализировав   текст произведения, но уже на следующем уроке. А   сейчас   проверим,   насколько   вы внимательно   читали   текст. На листочках ­ СР на знание текста. матери? (молоко) 5.О чем договаривается  Эраст с Лизиной матерью,  чтобы оберечь девушку от  походов в город? (о продаже ее работ Эрасту) 6.Прошло несколько недель. Причина покрасневших от  слез глаз Лизы? (сватовство  сына богатого крестьянина  из соседней деревни) 7.Сколько дней подряд  Эраст не приходил к Лизе? (5) 8.Что поведал Эраст Лизе,  придя к ней после долгого   отсутствия? (он идет на  войну, отправляется в  поход) 9.Прошло два месяца. Лиза  отправилась в Москву за  розовой водой. Что  произошло в этот день?  (Лиза встретила Эраста) 10.Почему Эраст должен  был жениться на «пожилой  богатой вдове»? (поправить  свое материальное  положение) 11.Как поступила Лиза со  злополучными 100 рублями,  которыми хотел откупиться  Эраст? (отправила их  матери вместе с известием о своей смерти) 12.Как сложилась жизнь  Эраста? (он до конца дней  своих был несчастлив) Рефлексия беседа, Фронтальная   направленная   на   проверку качества   усвоения   изученного материала,   выявления   проблем усвоения   и   определения   новой учебной задачи, предлагаемой для самостоятельного   решений   в процессе   выполнения   домашнего задания.   новом   ­   Получили   ли   вы   на   уроке представление   о   сентиментализме как литературном направлении,   зарождавшемся   в конце  XVIII  века   в   русской литературе?   Каковы   основные черты сентиментализма?  ­  С   вашей   точки   зрения   успешна ли   была   наша   работа?   В   чем успешна или нет и почему вы так считаете?   С   какими   трудностями вы столкнулись? Оценивание работы всего класса и Дают   обобщенный   ответ, полученный   в   результате исследования представленных   на   уроке материалов.  Анализируют   способы   и средства, используемые для решения   учебной   задачи (рассказ учителя, иллюстрации, презентации).        качество Анализируют проведенной учебной работы. С помощью учителя формулируют новую   Познавательные: воспроизводят,   анализируют, систематизируют и обобщают по   памяти   информацию, полученную   в   процессе работы;   с   помощью   учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно   и   усвоено   и осознания   того,   что   еще неизвестно Коммуникативные:  высказывают и обосновывают  свое мнение Регулятивные:  в сотрудничестве   с   учителем определяют   решение   учебной задачи   и   принимают   новую учебную задачу задачу ­ учебную    почему «определение «Бедная   Лиза»   является произведением, относящимся сентиментализму? » к       домашнее Записывают задание в дневник, уточняют непонятное. Регулятивные:воспринимаю т задание Воспринимают   слова   учи­ теля,   осмысливают   инфор­ мацию Личностный результат:осмысление социально­нравственного значения   осуществившихся изменений   сознании русского  человека  на рубеже веков в   Информация   о домашнем задании Заключение отдельных   учащихся   в   процессе решения учебной задачи. ­   Какой   вопрос   необходимо   еще рассмотреть   в   рамках   изучения нашей темы? Постановка   учебной   задачи   для самостоятельного решения. Ответьте на вопрос, аргументируйте текстом   повести:     ­   Как   вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? В.Г. Белинский выдающийся  литературный критик говорит, что  Карамзин создал русскую публику,  которой до него не было, создал  читателей ­ а так как без читателей  литература немыслима, то смело  можно сказать, что литература, в  современном значении этого слова,  началась у нас с эпохи Карамзина и  началась именно благодаря его  знаниям, энергии, тонкому вкусу и  незаурядному таланту: «Карамзин  первый на Руси начал писать  повести, которые заинтересовали  общество... повести, в которых  действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди  обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале,  верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того  времени».  Вот в чём видел секрет  литературного творчества Карамзин:  «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный  разум, живое воображение и прочее.  Справедливо, но сего не довольно.  Ему надобно иметь и доброе, нежное  сердце, если он хочет быть другом и  любимцем души нашей…»

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (11 класс, литература).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018