Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
09.03.2018
Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"
Для исследовательской работы я выбрала тему «Крым в русской литературе», так как этот материал представляет актуальную проблему истории Крыма, а также представляет важную и интересную информацию для людей, которые интересуются творчеством русских писателей и поэтов. В моей работе собраны и исследованы различные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов 19-начала 20 веков, представлявших в своих произведениях многострадальную историю полуострова.Исследовательская работа
Исследовательская работа на тему Крым в русской литературе.docx
Научно­практическая конференция «Старт в науку». МБОУ Брасовского района  Локотская средняя общеобразовательная  школа №1 имени П.А. Маркова Исследовательская работа  Тема: «Крым в русской литературе» Выполнила: Зюкова Арина, ученица 10 класса                              Руководитель: Кулицкая А.А.,                                          учитель русского языка и литературы Локоть­2016 г. 1 Содержание        I.Введение…………………………………………………………………………………………... ….3 II.Основная часть. Крым в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов 19­20  веков……………………..…………………………………………………………………………….. 5 1. А.С. Пушкин «Погасло дневное светило»……………………………………………..…..6 2. Крымская война.  «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого………………………….7 3. Крым в творчестве русских писателей и поэтов 20 века…………………………..……...8 4. Вывод………………………………………………………………...………………...…....17 III.Заключение…………………………………………………………………………………..…….18 Список литературы………………………………………………………………..……………19 2 Введение       Для исследовательской работы я выбрала тему «Крым в русской литературе», так как  этот материал представляет актуальную проблему истории Крыма,   а также представляет  важную и интересную информацию для людей, которые интересуются творчеством русских писателей и поэтов. В моей работе собраны и  исследованы различные сведения о жизни и  творчестве писателей и поэтов 19­начала 20 веков, представлявших в своих произведениях  многострадальную историю полуострова.       18 марта 2014 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан  межгосударственный Договор  о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской  Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта ­  республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с  21 марта 2014 года. Это событие имеет важное  значение в новейшей российской истории.   У Крыма очень богатая, насыщенная в политике, истории, литературе судьба. Это факт заинтересовал меня, и я решила исследовать, какую роль играет Крым в русской  литературе.  Цель:  Проследить, какое место занимал Крым в творчестве, жизни и судьбе русских писателей и  поэтов, познакомиться с произведениями художественной литературы, раскрывающими  историческое прошлое страны, выявить особенности стиля авторов. Задачи: 1. Изучить источники информации по теме исследовательской работы. 2. Расширить знания о творчестве русских писателей и поэтов. 3. Ознакомиться с историей Крымского полуострова. 4.  Воспитывать  интерес к истории ,  литературе, культуре России, гордость за свою Родину и народ. 5. Подобрать музыкальное сопровождение к презентации исследовательской работы. 6. Получить наиболее полное представление о значимости Крыма в жизни, творчестве и  судьбе писателей и поэтов 19­ начала 20 веков. 7. Проанализировать содержание  поэтических сборников и собраний сочинений писателей  того времени, а также выявить ряд произведений, раскрывающих тему Крыма.                       3 Методы исследования:  ­отбор материала по теме; ­обработка, анализ информационных источников; ­изучение материалов литературы, учебников по исследуемой проблеме; ­работа с  информационными Интернет­ресурсами. Гипотеза: Литературное наследие, оставленное русскими поэтами и писателями, позволяет  современным читателям быть сопричастными  к судьбе Крыма и России, формирует  способность воспринимать и оценивать события сегодняшних дней  в историко­ литературном контексте. 4 Основная часть Крым в жизни, творчестве и судьбе русских писателей и поэтов 19­20 веков         Древняя Таврида, хранящая дух греко­римской античности, помнящая Крещение  Руси и дела древнерусских князей, манящая теплым морем и навевающей романтический  пафос природой – издавна служила местом притяжения для русских литераторов. Сюда  приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением. Для некоторых прозаиков и поэтов Крым стал постоянным местом  жительства, другие сражались здесь на земле и на море в страшные годы войн за Отечество, есть и те, кто окончил в Крыму свой земной путь. Для многих представителей  предреволюционной российской интеллигенции Крым оказался местом прощания с  Родиной, где они вступили на палубу парохода, уходившего в неизвестность.  Но Крым – это не только адреса писателей, Крым прочно вошел в нашу русскую  литературу, и образы полуострова на страницах произведений классиков порой чаруют не  меньше, чем крымские пейзажи воочию.  5 Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) «Первый поэт России» провел в Крыму почти целый месяц в 1820 г., прибыв туда во время путешествия по Новоросии вместе со своим другом героем Отечественной войны генералом Николаем Раевским. Путешественники проделали путь из Керчи через Феодосию – морем в Гурзуф, а затем посетили Ялту, Алупку, Бахчисарай, Симферополь. На борту брига по пути в Гурзуф рождается знаменитое стихотворение «Погасло дневное светило...». «Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман...» Это первая южная элегия поэта. С ней связанно рождение зрелого элегического стиля Пушкина.   Интересно,   что   в   стихотворении   впервые   возникает   лирический   характер современника,   данный   посредством   самонаблюдения.   Именно   в  Крымский   период   поэт стремится раскрыть внутренние стимулы поведения в связи с мотивом свободы. Стиль Пушкина не оставался неизменным. Он постоянно совершенствовался и прошел путь   от   романтизма   до   реализма,   основываясь   на   традиции   Байрона,   Державина, Жуковского. Особенностью романтического стиля является то, что он основывается на одном  образе,   а   остальные   помогают   раскрывать   чувства   и   мысли   личности.  Не  менее известна   и   поэма   Пушкина   «Бахчисарайский   фонтан»,   в   которой   слышится   прямой авторский голос, возвращающий читателя к личным переживаниям поэта:                «Покинув север наконец,                                                                                                      Пиры надолго забывая,      Я посетил Бахчисарая                                                                                                В забвенье дремлющий дворец». В этом стихотворении раскрывается восточный колорит, украшенная метафоричность.  Этот стиль  помогает ощутить таинственное влияние прошлого. Язык поэмы богат  старославянизмами, риторическими вопросами и восклицаниями. Изучая творчество поэта, 6 я заметила, что к половине 20 годов ярко обнаружился процесс преобразования  романтической системы экспрессивных форм в систему реалистическую. Лев Николаевич Толстой (1828–1910)     Молодой   офицер   русской   армии   Лев   Толстой,   только   что   произведенный   в   прапорщики   из   юнкеров,   становится   участником кровавых событий Крымской войны, которая по существу и сделала его   писателем.   Он   сражается   на   4­м   бастионе,   защищая   город русской славы вплоть до вынужденного оставления его 27 августа 1855   года.   Толстой   пишет   брату   о   защитниках   города:   «Дух   в войсках   свыше   всякого   описания.   Во   времена   Древней   Греции   не было   столько   геройства». Увидевший   войну   изнутри   молодой   писатель   вскоре   станет известен как автор «Севастопольских рассказов». Создавая «Севастопольские рассказы» Толстой   нашел   своего   героя,   сформулировал   свою   задачу   писателя.   Он   тяготел   к социальному   познанию   человека,   к   принципиально   новому   изображению   человеческого характера   познанию   тайн   его   души,   к   обнажению   общественных   пружин   его   духовной жизни. Герой части «Севастополь в мае», «которого я люблю всеми силами души…, есть и будет ­ правда»­говорил писатель. Важно, на мой взгляд, что Л.Н. Толстому характерен народный взгляд на историю отчизны. Второй раз Толстой побывал в Крыму в 1885 г., почти через 30 лет, путешествуя с князем С.С.   Урусовым,   своим   другом,   также   участником   Севастопольской   обороны.   Толстой тогда с интересом осматривал возрожденный Севастополь, а затем поехал к Урусовым в Симеиз. И наконец, последний приезд – в сентябре 1901 г. –  в местечко Гаспра, куда пригласила серьезно заболевшего писателя его почитательница княгиня Софья Панина. Во дворце   Паниных   Толстой   гостит   и   оправляется   от   болезни   до   июля   1902   г.   Здесь   он работает над завершением повести «Хаджи­Мурат». Здесь его посещают Чехов и Горький. Суммируя три пребывания Толстого в Крыму, увидим, что он в общей сложности прожил на полуострове почти два года. А.П. Чехов в письме М. Горькому писал о Толстом: «Ему Крым нравится ужасно, возбуждает в нем радость, чисто детскую».   7 Крым в творчестве русских писателей и поэтов 20 века Антон Павлович Чехов (1860–1904) Крым оказался неотделим от биографии Антона Павловича Чехова.  Уроженец соседнего региона Приазовья, он впервые приезжает сюда  в 1888 г. и, как многие, оказывается, навсегда очарован природой  Крыма. В 1889 г. он ненадолго приезжает в Ялту и работает над повестью «Скучная  история». А в 1898 г. усиливающаяся болезнь легких заставляет Чехова подумать о том,  чтобы перебраться в Крым на постоянное место жительства. Он покупает здесь участок  земли с садом и строит дом. Так начался ялтинский период биографии Антона Павловича.  С тех пор реалии ялтинской жизни рубежа веков входят в творчество писателя. Здесь  создаются едва ли не самые знаменитые произведения Чехова – пьесы «Три сестры»,  «Вишневый сад», рассказ «Дама собачкой». Колорит курортной жизни охватывает  читателя этого рассказа прямо с первых строк: «Говорили, что на набережной появилось  новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он  видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за  нею бежал белый шпиц...». Вскоре после кончины писателя усилиями его сестры Марии  Павловны в доме был открыт мемориальный музей, с тех пор считающийся одной из  главных достопримечательностей Ялты. Александр Иванович Куприн (1870–1938) По­видимому, первый приезд Куприна в Крым связан с его репортерской деятельностью   в   последнее   десятилетие  XIX  в.   А   в   1900   г.   Куприн приезжает в Ялту по приглашению А.П. Чехова, который и вводит его в круг отдыхающих в Крыму литераторов. В этом смысле можно сказать, что Крым дал путевку в жизнь Куприну как беллетристу, ввел его в литературную жизнь России того времени. Многие из наиболее известных произведений писателя связаны 8 с Крымом: «Белый пудель», «Гранатовый браслет»... В дальнейшем, объездивший многие крымские   места   Куприн   оказался   наиболее   тесно   связан   с   Балаклавой,   где   он   даже собирался купить домик. Это период 1904–06 гг., период создания рассказов, от которых веет морем и рыбацким промыслом. Куприн дружит с черноморскими рыбаками, выходит с ними   на   промысел,   «сдает   экзамен»   рыбацкой   науки   известному   предводителю балаклавских   рыбаков   Коле   Костанди.   По   мотивам   этого   периода   пишутся   очерки «Листригоны»,   рассказ   «Светлана»   с   посвящением   друзьям­рыбакам.   Крым   оказал значительное влияние на искусство Бунина. Интересно, что  в этот период формируются базовые   принципы   творческой   манеры   классика,   складывается   его   философия   жизни, природы,   человека,   обогащается   арсенал   художественных   средств.   Произведения крымского периода являются пейзажными зарисовками и относятся к раннему творчеству писателя.   Читая   произведения   Бунина,   я   заметила,   что   крымская   природа   имеет вертикальную направленность: от тайных глубин моря до таинственных высот неба. Бунин вводит новую хронологическую единицу – миг, длящийся вечность. Он стремится хотя бы в малой доле запечатлеть свою жизнь, чтобы продлить себя на земле.   Иван Алексеевич Бунин (1870 –1953) Иван   Алексеевич   Бунин   приехал   впервые   в   Крым   девятнадцатилетним юношей в 1889 г. и навсегда полюбил эти места. Кстати, его отец, Алексей Николаевич, был участником Севастопольской обороны, так что о Крыме будущий   писатель   был   наслышан   с   детства.   В  первые   годы  XX  в.  Бунин неоднократно приезжает в Ялту, где останавливается у Чехова.   Крымские страницы   биографии   писателя   нашли   отражение   в   романе   «Жизнь   Арсеньева».   Крымом навеяны стихотворения «Учан­Су», «На морском берегу», «Чатырдаг». Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936)   Первое и достаточно серьезное знакомство с Крымом у Горького, тогда еще   Алексея   Пешкова,   происходит   во   время   его   знаменитых странствований по Руси, начатых в 1888 г. Горький знакомится с жизнью Крыма изнутри, нанимаясь то грузчиком, то строителем, то разнорабочим, общаясь   по   разному   поводу   с   простым   людом.   «Два   босяка»,   «Херсонес   Таврический», «Крымские эскизы» создавались по этим впечатлениям. Ставшая хрестоматийно известной «Песнь   о   Соколе»   родилась   из   местной   легенды,   услышанной   от   чабана   под   Алуштой. Впоследствии, уже писателем, чья слава быстро растет, Горький живет в Крыму в 1901, 1902, 1905 гг. Здесь он встречается с Чеховым, Буниным, Л. Толстым, Короленко, Шаляпиным, Гариным­Михайловским, Ермоловой. В 1917 г. Горький живет в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Последний приезд пролетарского писателя в Крым состоялся уже при советской власти,   в   1935   году.   Крымский   период   творчества   Горького   связан   с   романтическим направлением   в   литературе.   Но   в   целом   Горький   считается   основоположником   русского реализма. Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) 9 Владимир Маяковский впервые приезжает в Крым в 1913 г. в  ходе творческого турне по городам южной России, где он, Игорь  Северянин и другие футуристы выступают с лекциями о литературе  и с чтением стихов. Последующие визиты поэта в Крым носили  такой же характер: литературная работа, выступления. Начиная с  1925 года, Маяковский регулярно посещает Крым, особенно Ялту.  Увлекшись кинематографом, он сотрудничал со старейшей в России Ялтинской киностудией, здесь же при виде парохода «Теодор Нетте» у Маяковского  рождается замысел известного стихотворения «Товарищу Нетте – пароходу и человеку».  Здесь были написаны и многие другие стихотворения, некоторые с характерными  названиями: «Крым», «Севастополь – Ялта», «Евпатория», «Ялта – Новороссийск».  Творчеству Маяковского характерен своеобразный стиль, размер, построение  стихотворений, отражение реальных событий тех лет  Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)    Страшным предстал Крым в трагически знаменитом произведении Ивана Шмелёва «Солнце мертвых». Эта документальная проза навеки осталась памятником   обличения   практического   большевизма,   памятником   так называемого   «красного   террора»,   расстрела   многих   невинных   жертв революции,   среди   которых   оказался   сын   Шмелева,   памятником революционной   жестокости   новой   власти   и   надругательства   над святынями. Иван Шмелёв пережил в Крыму страшные 1921­22 годы и отсюда навсегда отбыл в эмиграцию.   Сергей Николаевич Сергеев­Ценский (1875–1958)       Сергеев­Ценский стал едва ли не самым большим   долгожителем Крыма среди крупных русских писателей. Он  прожил в Алуште, на Южном берегу Крыма, с небольшими  перерывами более 60­ти лет, пережив там две революции,  Гражданскую и Великую Отечественную войну и множество событий советской истории.  Там же скончался и похоронен. В конце 1930­х гг. Сергеев­Ценский работает над большим  романом «Севастопольская страда», посвященном первой обороне Севастополя в  Крымскую войну. Пройдет совсем немного времени и грянет Великая Отечественная и  опять крымчанам, российским морякам придется встать на героическую защиту города  русской славы. Дом Сергеева­Ценского был разрушен фашистской бомбой, но  10 восстановлен хозяином в 1946 г. Теперь в этом доме, на склоне Орлиной горы, устроен  мемориальный музей Сергеева­Ценского. Алушта, курортный городок на берегу моря,  привлекала многих писателей. Здесь  в 1927­28 гг. выступал Владимир Маяковский, у  Сергеева­Ценского бывали А.И. Куприн, Иван Шмелев, Максим Горький, К.И. Чуковский,  А.С. Новиков­Прибой.     Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)   Максимилиан   Волошин,   поэт   и   художник,   –   наверное,   может   быть назван   одним   из   самых   «крымских»   деятелей   русской   культуры. Умирая,   он   завещал   передать   собственный   дом   под   Дом   творчества литераторов Литфонда, однако фактически еще при жизни Волошина его «Дом Поэта» в Коктебеле, на восточном берегу Крыма неподалеку от Феодосии, стал приютом для множества замечательных писателей и художников России. Сегодня Коктебель не мыслим без памяти о Волошине. Детство поэта прошло в Москве, а в 1893 г. он с матерью Еленой Оттобальдовной переезжает в Феодосию, где поступает в гимназию. Впоследствии он много путешествовал по России и за границей, а в 1903 г. – по возвращении   из   Франции   мать   и   сын   начинают   строительство   собственного   дома   в Коктебеле. Здесь Волошин поселяется в годы революции и Гражданской войны, пряча у себя жертв и «красного», и «белого» террора. В 1920­е гг. Коктебель и окрестности стали столь же притягательны для служителей муз из материковой России, как прежде Южный берег Крыма. С одобрения Наркомпроса усадьба Волошина превратилась в бесплатный Дом творчества деятелей теперь уже советской культуры. Скончавшийся 11 августа 1932 г. у себя дома Максимилиан Волошин был похоронен неподалеку – на горе Кучук­Янышар, на каменистом склоне его могила отмечена плоской гранитной плитой. В 1984 г. открыт мемориальный Дом­музей Волошина в Коктебеле, а в 2000 г. на базе музея создан эколого­ историко­культурный   заповедник   «Киммерия   М.А.   Волошина»   (Киммерия   –   любимое Волошиным   древнее   греческое   название   Крыма   и   Северного   Причерноморья). Волошинская Киммерия запечатлена во многих стихотворениях поэта­художника и на его полотнах: 11 «Как в раковине малой – океана Великое дыхание гудит, Как плоть ее мерцает и горит Отливами и серебром тумана, А выгибы ее повторены В движении и завитке волны,–                                                                                      Так вся душа моя в твоих заливах,                                                                            О, Киммерии темная страна,                                                                             Заключена и преображена...» Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) От   творческой   судьбы   Максимилиана   Волошина   неотделима   судьба Марины   Цветаевой.   Вскоре   после   их   знакомства   Марина   в   1911   г. впервые   приезжает   в   Коктебель,   начинается   ее   дружба   с   Максом   и увлечение Крымом. После кончины отца Цветаевой Марина с мужем Сергеем   Эфроном   и     маленькой   дочкой   Ариадной   решают   сменить обстановку   и   провести   зиму   1913   года   в   Крыму.   Они   приезжают   в Феодосию,   где   снимают   жилье   на   Анненской   улице.   Неподалеку,   на   Бульварной, поселяется   сестра   Марины   Анастасия   с   сыном   Андреем.   Как   она   впоследствии вспоминала, именно здесь прошел едва ли не самый счастливый период в многострадальной судьбе  ее  сестры­поэтессы.  Сюда  приходил  к сестрам  Волошин, а  они  навещали  его  в Коктебеле.   После   кончины   земной   жизни   Волошина   Марина   пишет   целую   книгу­ воспоминание «Живое о живом», утверждая бессмертие своего друга­поэта. «Меж трех пустынь: морской, земной, небесной — твое последнее перед нами, за нас предстояние, с посохом странника в  одной,  с уловом  радужной игры в другой, с посохом,  чтобы нас миновать, с радугой, чтобы нас одарить...» – пишет Марина Цветаева, мысленно стоя у места погребения Волошина на склоне горы Кучук­Янышар. В 2001 г. в Феодосии был открыт Дом­музей Марины и Анастасии Цветаевых. Александр Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880–1932) В один год с Волошиным оставил этот мир его сосед по Киммерии, житель городка Старый Крым писатель­романтик Александр Грин, создатель   фантастической   страны   «Гринландии»,   прославившийся среди юношества нескольких поколений книгами «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Александр еще в юности совершил дальнее плаванье матросом, и с тех пор Черное море вошло в его жизнь и творчество. Уже будучи писателем, автором «Алых парусов», он переезжает на постоянное жительство в Феодосию, где они с женою приобрели   маленький   домик   на   Галерейной   улице.   Здесь   написан   роман   «Бегущая   по волнам». В 1930 г. супруги переезжают в городок Старый Крым. Оттуда в Коктебель ведет через горы дорога, которой Грин ходил к Волошину, теперь ее называют тропой Грина. В 1960 г. был открыт музей в доме Грина в Старом Крыму, а в 1970 г. музеефицирован дом Грина в Феодосии. Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968)  Немного не застал Александра Грина в Старом Крыму впервые  приехавший сюда  в 1934 г. К. Г. Паустовский. Писатель начал  «пробивать стену молчания» вокруг имени Грина. Второй приезд  был летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести  «Чёрное море». Более продолжительным было пребывание Паустовского в Старом Крыму  12 в 1938 году. Здесь он провёл май­июль вместе с женой Валерией Валишевской и приёмным  сыном Сергеем. Это было время работы над книгой «Повести и рассказы», изданной в 1939 году. Паустовский называл Крым землёй «покоя, размышлений и поэзии». Не случайно  именно на крымской земле написана половина его произведений. Крымскими мотивами  пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное  море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце»,  «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день»,  «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече».  Повесть «Чёрное море» написана в 1935 году в Севастополе, а некоторые главы – «Горная  роса», «Сказочник» – созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава  «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта в Старом  Крыму. О многом говорит и то, что для свадебного путешествия в 1949 г с Татьяной  Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни,  он выбрал Старый Крым. Татьяна Алексеевна, кстати, стала прототипом героини известной пьесы Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза». Крым для  Паустовского был «землёй покоя, размышлений и поэзии». Константин Георгиевич писал в  статье «Воспоминание о Крыме»: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что  каждое посещение их вызывает ощущение счастья» и уже незадолго до смерти, весной 1968 года: «Летучая гряда облаков стояла над Крымом, и непонятно почему этот вечер  показался мне значительным. Теплоход гремел на рейде... В каждой малости была  заключена великая глубина». В доме в Старом Крыму, где в 1950­х гг. жил Паустовский, с  2006 г. открыт его мемориальный музей. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на  доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950­ х годов жил К. Г. Паустовский.                  Владимир Владимирович Набоков (1899–1977) Не миновать было Крыма и Владимиру Владимировичу Набокову,  оказавшемуся на полуострове в последний период своей жизни на  Родине. Семья Набоковых спасалась от наступавших в ходе  Гражданской войны красных войск, оставалась некоторая надежда,  что белый Крым устоит, и отец писателя – известный политический деятель Владимир  Дмитриевич Набоков – в 1918 г. даже стал министром юстиции в Крымском Краевом  правительстве. Одно время Набоковы находят приют во дворце той самой княгини С. В.  Паниной в Гаспре, которая в 1901­1902 гг. принимала у себя Льва Толстого. Набоков­ младший посещает Ялту, Бахчисарай, недолго живет в Севастополе, навещает М.  Волошина в Коктебеле. Из Севастополя весной 1919 г. на корабле с символическим  названием «Надежда» Набоковы отплывают в эмиграцию. О Крыме напоминают  стихотворения В.В. Набокова «Бахчисарайский фонтан» и «Ялтинский мол».  В 1921 г. в Англии Набоков пишет стихотворение­воспоминание «Крым», начинающееся  такими строчками: «Назло неистовым тревогам 13 ты, дикий и душистый край, как роза, данная мне Богом, во храме памяти сверкай. Тебя покинул я во мраке: качаясь, огненные знаки в туманном небе спор вели над гулом берегов коварных. Кругом на столбиках янтарных стояли в бухте корабли...» Аркадий Петрович Гайдар (Голиков, 1904–1941)  Впервые посетив Крым (Алупку) в 1924 г., Гайдар затем  неоднократно отдыхает и работает на полуострове. Среди  прочего, тому есть особенная причина. Ведь Аркадий Петрович  один из самых популярных детских писателей, причем не просто  человек, пишущий о детях, но друг детей, постоянно находившийся среди них. А в Крыму  в 1925 г. был открыт самый главный пионерский лагерь в СССР – Артек. Туда в 1931 г.  приезжает Гайдар с сыном Тимуром, поселяется в лагере и проводит целые дни среди  пионеров. Здесь он работает над повестью «Дальние страны». Сам Артек стал местом  действия повести «Военная тайна». Главная героиня повести – Натка Шегалова –  приезжает в Артек в качестве пионервожатой. Вот как описывает Гайдар первое ее  знакомство с детской здравницей. «В синих шароварах и майке, с полотенцем в руках,  извилистыми тропками спускалась Натка Шегалова к пляжу. Когда она вышла на  платановую аллею, то встретила поднимающихся в гору ребят­новичков. Они шли с  14 узелками, баульчиками и корзинками, веселые, запыленные и усталые. Они держали наспех  подобранные круглые камешки и хрупкие раковины. Многие из них уже успели набить рты  кислым придорожным виноградом. – Здорово, ребята! Откуда? – спросила Натка,  поравнявшись с этой шумной ватагой. – Ленинградцы!.. Мурманцы!.. – охотно закричали ей в ответ...»  В 1934 г. писатель вновь посещает эти места, а в 1937 г. живет в Ялтинском  Доме творчества писателей. В 1972 г. в Артеке была открыта мемориальная доска  Аркадию Гайдару, впрочем, демонтированная уже в постсоветский период, когда образ  Гайдара стал все чаще подвергаться очернению на современной Украине.   Василий Павлович Аксёнов (1932 – 2009)     Особенную, в какой­то мере пророческую, роль в истории взаимоотношений материковой России и Крыма сыграл своим всемирно известным романом «Остров Крым» Василий  Аксенов. Роман писался в 1977 ­ 1979 гг. отчасти прямо на крымской земле, в Коктебеле.  Однако он мог быть опубликован в то время только за границей (в американском  издательстве «Ардис»), поскольку, хотя и был написан в жанре фантастики, которой все  дозволено, но поверг в шок тогдашних советских литературных начальников. В романе,  вопреки географической и исторической истине, Крым описан как остров, который не был  сдан белыми во время Гражданской войны и оказался независимым и отделенным от  государства Советов «островом свободы».Крым развивается, идя своим собственным  путем – и развивается вполне гармонично. С момента опубликования романа он, образно  говоря, «выстрелил» трижды: в первый раз самим фактом публикации (за границей), во  второй раз – став доступным отечественным читателям в 1990 г., будучи легально  напечатан в СССР в журнале «Юность» и сразу став «романом года». И наконец, в  третий раз, уже после кончины автора – в марте 2014 года, когда Крым на  референдуме проголосовал за независимость, выход из состава Украины в пользу  Россиии и действительно оказался своего рода российским «островом».  Примечательно, что премьером Автономной Республики Крым и активным борцом за независимость полуострова от «майданной» Украины стал премьер­министр  Крыма Сергей Аксенов – однофамилец Василия Павловича Аксенова.  Писатели­маринисты.  С   Крымом   связаны   творческие   судьбы   целого   ряда   писателей­ маринистов,  тех  кто  сделал   морскую  тематику   одной   из   главных   в своем творчестве. Большинство из них были моряками, служившими в военном или торговом флоте. Одним из основателей этого жанра в русской   литературе   был  Константин   Михайлович   Станюкович (1843–1903), родившийся в городе русской славы Севастополе в семье адмирала   Михаила   Николаевича   Станюковича,   коменданта   Севастопольского   порта. Одиннадцатилетний   Костя   –   свидетель   героической   обороны   Севастополя   во   время Крымской   войны.   Вскоре   он   начинает   учебу   в   морском   кадетском   корпусе,   затем совершает   кругосветное   плавание   на   винтовом   корвете   «Калевала».   Позднее,   выйдя   в отставку, Станюкович становится профессиональным писателем. Наибольшую известность у   массового   читателя   ему   принес   сборник   «Морские   рассказы»,   регулярно переиздающийся с 1888 года.   Советскому читателю и кинозрителю старшего поколения были хорошо известны роман «Севастополь» и снятый по нему одноименный кинофильм. 15 Автором   романа   был  Александр   Георгиевич   Малышкин   (1892–1938),  служивший   в бригаде   тральщиков   Черноморского   флота   в   годы   революции,   а   затем   ставший профессиональным   литератором.   Крыму   в   годы   Гражданской   войны   посвящен   и   его рассказ «Поезд на юг». Леонид Сергеевич Соболев (1898 – 1971) начал свой путь военно­ морского офицера на Балтике, но позднее уже в качестве писателя­мариниста оказался прочно связан с Крымом как главной базой  Черноморского флота. В 1936 г. он совершил дальний поход из Севастополя на одной из подводных лодок. В звании капитана I ранга Соболев   служит   военным   корреспондентом   и   командируется   в   Севастополь   в   дни героической обороны города в 1941 г., а затем участвует в освобождении города в 1944­м. Рассказы и очерки Соболева о моряках­черноморцах, о жителях Севастополя и защитниках города вошли в широко известный сборник рассказов и очерков «Морская душа».   Аркадий Алексеевич Первенцев (1905–1981)   капитан   первого   ранга,   автор   романа   «Матросы»   о черноморцах­севастопольцах,   так   же,   как   и   Соболев, участвовавший в обороне Севастополя и в освобождении города русской   славы   –   в   качестве   военного   корреспондента   газеты «Красная звезда». Завершим наш (конечно, не полный) обзор еще   одним   образцом   поэтического   искусства,   связанного   с драматической   историей   Крыма.   Летом   1920   года   на   Республику   Советов   началось наступление из Крыма врангелевских войск. 16 Композитор  Самуил   Яковлевич   Покрасс   (1897­1939)  и   поэт  Павел   Григорьевич Горинштейн   (1895­1961)  создали   песню   (известную   в   России   и   других   странах   под разными названиями и с разными вариантами текста). Изначально её текст был следующий:  Белая армия, черный Барон  Снова готовят нам царский трон,  Но от тайги до британских морей  Красная Армия всех сильней.   ПРИПЕВ:  Так пусть же Красная  Сжимает властно  Свой штык мозолистой рукой,  С отрядом флотских  Товарищ Троцкий  Нас поведёт на смертный бой!  ПРИПЕВ.  Красная Армия, марш, марш вперёд!  Реввоенсовет нас в бой зовёт.  Ведь от тайги до британских морей  Красная Армия всех сильней!   ПРИПЕВ. Мы раздуваем пожар мировой,  Церкви и тюрьмы сравняем с землёй.  Ведь от тайги до британских морей  Красная Армия всех сильней!  Вывод: Произведения художественной литературы, созданные русскими поэтами и писателями 19­ начала 20 веков развивают чувство патриотизма и гордости за свою страну, формируют  российскую гражданственность. На основе исторических событий, связанных с судьбой  Крыма. Что же такое Крым для России? 17 Это, своего рода, лента истории, специальная книга. А произведения литературы помогают  их пролистать и дают богатейший материал для читателей разных поколений.   Крым  ­ это край, с его неповторимой природой.  Крым – это целая семья народов и народностей, его населяющих. Крым ­ это героико­патриотические страницы военной истории. Крым   –   это   Севастополь,   ныне   город   Федерального   значения,   а   в   годы   Великой Отечественной войны – город­герой. Крым – это судьбы многих лучших представителей русской интеллигенции, в том  числе представителей эмиграции. Крым – это место паломничества русской богемы: поэтов, художников, композиторов. Крым – это часть России.  Мы  ­ вместе!      Заключение В результате исследования темы я поняла,   что Крым занимает огромное место в жизни, творчестве и судьбе русских писателей. Здесь были созданы замечательные прозаические и поэтические произведения русских писателей, многие из которых определенные периоды жили   в   Крыму,   а   некоторые   из   них   и   похоронены   на   этой   земле.   Чарующая   природа Крымского полуострова вдохновляла писателей и поэтов на творчество, помогала каждому из них искать свой путь в литературном творчестве. 18 Знакомясь с творчеством писателей и поэтов крымского периода, я убедилась в том, что все они искали свои пути в литературе, стремились открыть новые грани литературного процесса, опираясь на русские классические традиции, показать свое лицо, своеобразный взгляд на жизненные и общественно­социальные проблемы. Полезно   было   узнать,   что   история   Крыма   уникальна.   Тысячелетиями   по   его   земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, римляне… Эта история   нашла   больше   отражение   в   жизни,   творчестве   и   судьбе   русских   писателей   и поэтов.  Без   этого   удивительно   края   и   его   истории,   мы   бы   никогда   не   узнали   о «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого, о повести «Поединок» А. И. Бунина, не смогли   бы   насладиться   чудесными   стихотворениями   М.   А.   Волошина,   о   крымских пейзажах.   Благословенная  Таврида   навсегда   оставила  глубокий  и   неизгладимый   след   в истории и  литературе.                   Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности выяснена роль Крыма в судьбе и творчестве русских писателей и поэтов. Эффективно использовалась проектная технология   для   повышения   мотивации   в   изучении   предмета,   развивалась   и совершенствовалась   исследовательская   деятельность.   Обобщались   и   анализировались материалы, четко и последовательно излагались мысли.  Я считаю, что материал данной  исследовательской работы может быть использован на  уроках литературы, истории, во внеклассных мероприятиях, при подготовке к ЕГЭ.  Так у нас в школе мы провели литературный вечер на тему: «Крым в русской литературе»,  в форме литературно­музыкальной композиции Список литературы:   1. http:// 2. http  3. http   infourok      ://   velib  .  com     ://   biblioteki  .  ru   /  vneurochnoe  /  book    .  blogs    ­  meropriyatie    /  kollektivnye  _  sborniki    .  imc   .  edu       ­  krim   /  krym   ­  v  ­  russkoy  _  v  _  russkojj      ­  literature  ­913696.      _  literature    /  html  .  ru   /2014/12/08/литературный­крым/ 19 4. Кунцевская   Г.Н.   Неповторимый   Крым.   Крым   в   судьбе   и   творчестве   русских писателей  2011  5. Кунцевская Г.Н. Благословенна Таврида. Крым глазами великих русских писателей 2008 6. А.П.Чехов Повести и рассказы Москва  « Художественная литература» 1983 7. В.В.Маяковский Стихотворения. Поэмы Москва «Художественная литература» 1987 8. М.Горький Рассказы Москва «Художественная литература» 1983 9. А.И.Куприн Повести « Московский рабочий» 1983 10. А.С.Пушкин Стихотворения Москва издательство «Правда» 1978 11. М.Цветаева Стихотворения. Поэмы Москва «Советская Россия»1985                                                                                        20

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"

Исследовательская работа "Крым в Русской литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018