Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
11 кл
30.03.2018
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи: помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
11 класс, Практикум по литературе (Антамошкина).docx
Пояснительная записка.
Цель элективного курса:
подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить
уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и
умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким
образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и
умения обращаться к литературному материалу,
выбрать наиболее
соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для
раскрытия темы.
Задачи:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому
сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинениярассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса целесообразно
осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинению по
литературе» без домашнего задания. Формы проведения занятий: уроклекция,
урокпрактикум. Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю, что соответствует учебному
плану ОУ на 20162017 учебный год.
Содержание рабочей программы.
Тема 1.
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по
литературе».
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного
сочинения. Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению:
понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Тема 2.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое,
сравнительное, обществоведческое. Основная часть. Заключение – вывод и
заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями
сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения
материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между
предложениями.
Тема 3.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературнокритическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие,
эпистолярный жанр.
Тема 4.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности
создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности
написания сочинения с использованием текстаповествования. Особенности
написания сочинения с использованием текстаописания. Особенности написания
сочинения с использованием текстарассуждения. Тема 5.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Подбор материалов по следующим направлениям: «Разум и чувства», «Честь и
бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и
вражда».
Учебнотематический план.
№
1 Введение в элективный курс «Техника написания сочинения
Наименование раздела, темы
по литературе».
2 Композиция и структура классического сочинения.
3 Жанровые разновидности сочинения.
4 Стили речи и типы речи. Требования к стилистической
цельности создаваемого текста.
5 Обзор основных направлений тем экзаменационного
сочинения.
6 Классификация ошибок. Критерии оценок.
7 Подготовка к сочинению по тематическому направлению
«Разум и чувства».
8 Подготовка к сочинению по тематическому направлению
«Честь и бесчестие».
9 Подготовка к сочинению по тематическому направлению
«Победа и поражение».
10 Подготовка к сочинению по тематическому направлению
«Опыт и ошибки».
11 Подготовка к сочинению по тематическому направлению
«Дружба и вражда»
12 Итого:
Колво часов
1
3
3
3
1
1
1
1
1
1
1
17
уметь:
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны
знать и
самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно анализировать литературное произведение;
подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
составить конспекты критической или литературоведческой работы;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую
заметку, очерк и т.д.; понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко
литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие
эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным
направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в
литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое
значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и
литературнокритические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное
богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их
создания, композицию и сюжет, конфликт, внесюжетные элементы, роль заглавия,
эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения,
особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора,
гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретиколитературными
понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма),
их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм,
символизм, акмеизм, футуризм и др.);
стихотворные размеры.
Литература и средства обучения.
Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособиететрадь по литературному
моделированию. М., 2004.
Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2005.
Антонова Л .Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) / /
Русский язык в школе. 2009.
Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 2006.
Карнаух Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2003.
Карнаух Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская словесность.
2002.
Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М.,
2004.
Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 911 классы.
М., 2002.
Котеленикова С. А. Аннотация отзыв рецензия эссе 1/ Русский язык в школе.
2008.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания:
учебное пособие для студентов и учителейсловесников. М., 2001. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 2000.
Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др.
Экзамен по литературе.М., 2005.
Электронные ресурсы.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 910 класс.
ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.
Календарнотематический план элективного курса по литературе для 11
класса.
Тема урока
Содержание учебного материала
Дата
план
Дата
факт
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».
Введение. Концептуальные
основы сочинения.
Общие требования к
сочинению.
Понятие о сочинении, тексте.
Особенности сочинения как текста.
Основные признаки теста.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления к
сочинению.
Основная часть сочинения.
Заключение. Порядок работы
над композиционными
частями сочинения.
Умение писать вступление к
сочинению. Выбор темы сочинения,
обоснование ее. Отбор и
систематизация материала при
планировании будущего текста.
План сочинения, подбор
фактического материала.
Анализ прозаические и лирические
произведения.
Умение писать заключение к
сочинению. Составление текста,
соединение частей в единое целое,
соответствие составленного текста
тому или иному стилю.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературнокритическая
статья как жанр сочинения.
Особенности жанра эссе.
Жанровое своеобразие очерка.
Путешествие и дневник как
Классификация сочинений по
разным критериям.
Понятие о жанрах сочинения.
Классификация сочинений по
разным критериям.
Понятие о жанрах сочинения.
Типы сочинений по видам анализа
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. жанры сочинения.
Эпистолярный жанр.
художественного произведения.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
8.
9.
Стилистическая цельность
создаваемого текста.
Особенности написания
сочинения с использованием
текстаповествования и
текстаописания.
Общий анализ литературного
произведения, анализ нескольких
литературных произведений.
Основные теоретиколитературные
понятия, их роль.
10. Особенности написания
Работа над ошибками.
сочинения с использованием
Текстарассуждения.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
11. Анализ экзаменационных
тематических направлений на
20162017 учебный год.
12. Классификация ошибок.
Критерии оценок.
Анализ экзаменационных
тематических направлений на 2016
2017 учебный год. Подбор
материалов по направлениям.
Классификация ошибок. Критерии
оценок.
Подготовка к сочинению по тематическому направлению.
13. Подготовка к сочинению по
тематическому направлению
«Верность и измена».
14. Подготовка к сочинению по
тематическому направлению
«Равнодушие и
отзывчивость».
15. Подготовка к сочинению по
тематическому направлению
«Смелость и трусость».
16. Подготовка к сочинению по
тематическому направлению
«Цели и средства».
17. Подготовка к сочинению по
тематическому направлению
«Человек и общество».
Подготовка к сочинению по
тематическому направлению.
Подготовка к сочинению по
тематическому направлению.
Подготовка к сочинению по
тематическому направлению.
Подготовка к сочинению по
тематическому направлению.
Подготовка к сочинению по
тематическому направлению.
Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Рабочая программа элективного курса"Подготовка к написанию сочинения по литературе»."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.