Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дивинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
ФИО педагога: Панова Татьяна Александровна,
старший воспитатель
Инновационный проект
по работе с семьёй «Мы вместе» в старшей группе
на тему «Дорожная грамота»
2021 год
п. Дивинка
Пояснительная записка
Проблема:
Незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, а также незнание световых сигналов светофора.
Обоснование проблемы:
Выделим основные причины несчастных случаев и аварий с детьми:
- переход улицы в неположенном месте;
- езда на велосипедах, роликах и на самокатах по проезжей части дороги;
- несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков;
- хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Таким образом, придем к выводу, что родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения». У ребенка отсутствуют знания о правилах дорожного движения пешеходов, о системе сигналов светофора, их смысл.
Актуальность:
Проект посвящен актуальной проблеме на сегодняшний день – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
Зачастую, виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неверно входят в транспортные средства (автобусы, маршрутки) и выходят из них. Элементарное незнание основ правил дорожного движения у детей и безучастное отношение взрослых к поведению ребенка на проезжей части дороги является первостепенной причиной совершения аварий на автомобильных дорогах.
У детей, как правило, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому, с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах,дорогах, в транспорте. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Тип проекта: познавательно–игровой.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Концептуальная часть
Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются дети. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров, то есть детей.
Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвященная теме «Правила дорожного движения».
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.
Задачи проекта:
1. Обучить детей необходимому минимуму правил дорожного движения и дорожных знаков.
2. Научить ребенка грамотно использовать полученные знания.
3. Повысить компетентность родителей по вопросам касающихся правил дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересованность детей и родителей темой;
2. Участие родителей в совместной деятельности;
3. У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыки безопасного поведения на дороге и на улице;
4. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, создают иллюстрации;
5. Продукт проектной деятельности: оформление группы и приемной; выставка детских работ «Дорога и светофор»
Программные мероприятия
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1 этап – Подготовительный
1. Постановка цели и задач
2. Определение методов исследования
3. Привлечение родителей
4. Составление календарно - тематического плана по ПДД
5. Подбор наглядно - иллюстративного материала
Таблица 1 – Программа деятельности по изучению правил дорожного движения на период две недели
Период |
Совместная деятельность взрослого и детей |
Работа с родителями |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Понедельник – 1 неделя |
|||
Утро |
Беседа «Знакомство с улицей» Цель: дать представление об улице, дороге, тротуаре, автомобилях. Рассматривание сюжетных картинок по теме «На дороге» Цель: закрепить навыки организованного поведения на дороге. |
По дороге в детский сад родители знакомят детей с улицей, дорогой широкой и узкой |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе
|
|
Замок-Конструктор Цель: побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению воспитателя, рассматривая образец |
||
Вечер |
Рассматривание машин, автобуса, трамвая (игрушки)
|
||
Вторник-1 неделя |
|||
Утро |
Беседы по теме:» Как правильно вести себя на дороге» Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения. Развивающий набор по методике Ф.Фрёбеля. Карточки-картинки «Машинка» Цель: Развивать мелкую моторику, воображение, учить различать цвета и формы |
Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД
По дороге из детского сада родителям знакомят детей с правилами поведения на улице |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – подбор специальных машин для макета «Улица»
|
|
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Цель: приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. |
||
Вечер |
Просмотр мультфильма «Грузовичок Лева»Цель: вызвать интерес к теме изучения ПДД, развивать инициативу и творческое начало в играх по теме, обогащать словарный запас, расширять кругозор. |
||
Среда-1 неделя |
|||
Утро |
Знакомство со спец. машинами «Скорая помощь», «Пожарная машина», Цель: познакомить детей со специальными машинами. Настольно-печатная игра «Транспорт» Цель: закрепить знания о видах транспорта |
Консультация «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
|
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – подбор атрибутов к сюжетно-ролевым играм по ПДД
|
|
Рисование «Разноцветные колёса» |
||
Вечер |
Дидактическая игра «Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Книжка малышка «Изучаем ПДД» |
||
Четверг-1 неделя |
|||
Утро |
Мозаика-пазлы «Собери светофор» Логические блоки Дьенеша «Найди все блоки, как по цвету, так и по форме»
|
Беседа «Начните с себя!» Памятка для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить» |
|
|
Лего «Город мастеров» Раскраски по ПДД |
||
Вечер |
Настольно-печатная игра «Дорожные знаки» Цель: ознакомить детей с основными правилами дорожного движения, учить правильно вести себя на дороге |
||
Пятница-1 неделя |
|||
Утро |
Беседа по иллюстрациям «Азбука маленького пешехода» Цель: дать детям элементарные представления о ПДД Аппликация «Светофор» |
Раздача детьми буклетов для родителей «Безопасность на дороге»
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице. |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – подбор худ. литературы по ПДД
|
|
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры» Цель: познакомить с профессией – шофер. |
||
Вечер |
Игра ситуация (на полосе) «Улицы нашего города» Цель: расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» |
||
Понедельник-2 неделя |
|||
Утро |
Палочки Кюизенера, волшебные дорожки для самых маленьких, альбом-игра «По красной дорожке друзья идут к Антошке».
|
Папка -передвижка |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – подбор раскрасок и иллюстраций по ПДД
|
|
Развивающая презентация по правилам дорожного движения для малышей |
||
Вечер |
Подвижная игра «Птички и автомобиль» Цель: развивать ловкость, скорость Ц Цель: развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание ель: развивать ловкость, скорость, ортве, внимание |
||
Вторник – 2 неделя |
|||
Утро |
Рассматривание иллюстраций ПДД от Смешариков, |
Оформление родительского уголка по теме: «Формирование у детей навыков поведения на улице» |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – изготовление дорожных знаков для макета «Улица»
|
|
Использование игрового набора «Дары Фребеля», Игра «собери грузовую машину», «Знаки дорожного движения» Лото «Азбука безопасности» |
||
Вечер |
Дидактическая игра «Собери светофор» Цель: Научить составлять целое из частей. Развитие восприятия формы, цвета, мыслительных операций. Согласование существительных с прилагательными |
||
Среда – 2 неделя |
|||
Утро |
Рассматривание книжка–малышка «Знаки всякие нужны, знаки всякие важны» Лего « Город мастеров», |
Рекомендации «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле» |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – внесение соответствующих атрибутов для обыгрывания дорожных ситуаций
|
|
Подвижная музыкальная игра «Поезд» Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; |
||
Вечер |
Изучаем знаки дорожного движения с Таней и Ваней (бумажными куклами) |
||
Четверг – 2 неделя |
|||
Утро |
Просмотр мультфильма «Безопасность на дороге. Кто главнее?» Цель: вызвать интерес к теме изучения ПДД |
Консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
Анкетирование «Осторожно, дорога!» |
Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе – организация выставка рисунков по теме ПДД
|
|
Развлечение « Мой друг светофор» Чтение стихотворений «светофор» |
||
Вечер |
Дидактическая игра «Домик для светофора» Цель: знакомство детей с цветами светофора, учить узнавать и называть знакомые геометрические фигуры |
Предметно-развивающая среда по обучению детей ПДД:
ü Игрушки и игровое оборудование: легковые и грузовые машины, бумажные куклы, коляски, конструктор, светофор, шапочки или нагрудные знаки: «Светофор». Перекресток с зеброй (из бумаги), руль. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города (на полосе). К макету необходимо, чтобы были приложены маленькие машины и люди.
ü Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, трамвай, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход».
ü Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Мы пешеходы», «Светофорик», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».
ü Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
2 этап – Основной
Работа с детьми включает в себя:
ü образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
ü совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
ü самостоятельную деятельность детей.
Познавательная деятельность по обучению детей ПДД
Рассматривание иллюстраций «Как вести себя на дороге»
Знакомство с книжкой–малышкой
Изучаем ПДД: Книжка-малышка по ПДД от Смешариков
Создание собственной проблемной ситуации с помощью моделей
Изучение дорожных знаков
Использование игрового набора «Дары Фребеля», Игра на тему «Собери машину»
Игровая деятельность
Игра «Собери светофор» Собери светофор по частям
Настольная игра «Дорожные знаки» Игра «Воробушки и автомобиль»
Продуктивная деятельность по обучению детей ПДД
Конструирование, Рисование, Аппликация на темы: «Улица», «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор»
Работа с родителями:
Анкетирование, проведение консультаций, оформление уголка по ПДД, оформление папок-передвижек, памятки, беседы
3 этап – Заключительный (обобщающий)
1. Закрепление знаний детей и навыков по теме ПДД (совместно с родителями)
2. Обобщение результатов работы
3. Презентация опыта работы на педагогическом совете
Подведение итогов:
К окончанию проекта сформированы у детей знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге. Они знают:
- Назначение светофора и каждого его цвета;
- Правила поведения на проезжей части, в транспорте;
- Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!»;
- Как правильно переходить дорогу;
- Какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части);
- Кто такие пешеходы.
Вывод:
В ходе анкетирования было выявлено, что самыми продуктивными формами работы в ДОУ родители хотят видеть – совместные мероприятия, встречи с инспектором, индивидуальные беседы, информацию в родительских уголках, организации выставок. Уровень проведения мероприятий в ДОУ родители оценили на высоком и среднем уровнях.
Таким образом, из результатов анкетирования видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. В этом вопросе родители остаются не равнодушными, внимательными, так как большая роль в воспитании детей принадлежит им.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.