Инновационный процесс как феномен современного общего образования.
Н.М. Почтаренко
Учитель географии первой квалификационной категории,
учитель обществознания второй квалификационной категории
МОУ «Тираспольская средняя школа №9 им. С.А.Крупко»
Г. Тирасполь
«Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»
В.Ф.Шаталов
Аннотация: В данной статье были рассмотрены потенциальные возможности педагогического процесса, а также основные инновационные технологии, которые активно влияют на процесс формирования личности ученика.
Ключевые слова: образовательный процесс, нововведение, инновации, педагогический опыт, инновационные процессы, профессиональная деятельность.
В современное время в государстве происходят главные изменения в структуре образования. Это связано с переходом на личностно-ориентированную педагогику. Главной задачей современных образовательных учреждений является раскрытие потенциальных возможностей всех участников педагогического процесса, предоставить им возможность проявлять свои уникальные способности.
Сегодня понятие инновация в процессе обучения рассматривается как нововведение в образовании. И тут же возникает вопрос в чём суть этого процесса? Бесспорно, внедрения нового в систему образования, используется непосредственно для роста результативности в процессе обучения. Отсюда следует, что действующие стандарты образовательных учреждений исчерпали себя и требуют внедрения современных подходов в обучении подрастающего поколения.
И основанием для введения инноваций в образовательный процесс является осталось всей системы образования. Сегодня мы понимаем это так: «инновация — это формирование чего – то нового». Таким образом, всё образование на сегодняшний день является инновацией.
Происходящие реформы в нынешней образовательной системе, задают значительный уровень требований к личностной зрелости педагога и его профессиональной компетенции, добиться которых можно в режиме постоянного процесса профессионального саморазвития.
Основной особенностью нынешнего общества является переход в новое состояние, которое определяется как цивилизационный прорыв. Особое место в этом переходе отводится информации, ее новым технологическим системам, формам, характеру и объему влияния, на все сферы жизнедеятельности человека.
Сами по себе современные педагогические технологии не формируются, они являются результатом научных трудов, прогрессивного педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Инновационные технологии образования является основной подготовкой человека к взрослой жизни в неизменно изменяющемся мире. Суть такого обучения заключается в направлении учебного процесса на потенциальные способности человека и их применения в реальной жизни. В образовании необходимо вырабатывать механизмы инновационной деятельности, находить разнообразные способы решения жизненно значимых проблем, содействовать преобразованию творчества в форму существования человека.
Целью инноваций в системе образования является модификация личности ученика в сравнении с традиционным образованием. Это становится допустимым благодаря только внедрению в профессиональную деятельность не известных практике воспитательных и дидактических программ.
В инновационном процессе образования существуют несколько этапов развития:
• определить есть ли необходимость в изменениях образования;
• Произвести анализ ситуации и сбор необходимой информации;
• предварительный выбор или индивидуальная разработка нововведения;
• принятие решения о введении нового;
• институализация или продолжительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом обыденной практики.
Объединение всех этих этапов формирует единый инновационный цикл.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а сотрудниками и учреждениями системы науки и образования.
Данный процесс предполагает результативное усовершенствование концепции и стимулирует его участников к модифицированию точки зрения в поставленном вопросе. Инновационные образовательные процессы содержат в себе два главных педагогических вопроса:
1. Анализ педагогического опыта.
2. Воплощения в реальность педагогических достижений.
А также инновационные технологии в образовательной системе предусматривают дополнения в основные цели самого образования, а именно:
• Организацию новейшего содержания.
• Развитие действенных методов и форм организации образовательно-воспитательного процесса.
• Распространение педагогического умения.
• Внедрение новых разработок в сфере правления школой как экспериментальной площадкой.
Если личное обновленное образовательное направление подразумевает трансформацию процессов обучения и воспитания, которые являются последовательными и систематическими, охватывают задачи, содержание, способы, приемы и другие аспекты преподавательской работы, то выделяют следующие инновационные процессы в образовании:
Объективные. Это развитие условий для внедрения инноваций и их дальнейшее применение.
Субъективные. Готовность субъекта процесса инновационного развития к реализации этой деятельности.
В качестве субъектов инновационных процессов принято считать ученых-педагогов, учителей и других сотрудников образовательной сферы, чья трудовая деятельность, напрямую, связана с инновационным процессом.
Данная программа рассматривает гуманитаризацию содержания образования, а именно:
• Развитие новейших образовательных дисциплин.
• Внесение изменений в содержание предмета.
• Переосмысление педагогических взглядов на изучение нового образовательного процесса.
• Проявление исследовательского интереса к внедрению инноваций.
• Стремление применять педагогические новшества в практике.
Рассматривая новые технологии с практической стороны, можно рассмотреть и использовать несколько путей их введения в образовательные учреждения:
• Необходимо развивать личный опыта.
• Использовать опыт других.
• Изучать научные разработки.
• Применять методы проб и ошибок.
• Внедрять и экспериментировать.
Преподавательская деятельности на этом этапе не завершается. Новые технологии в образовании систематически формируются, до тех пор, пока не установлен предельно простой и действенный метод решения проблемы. Для стабильного использования новейших форм и методов работы требуется профессиональная подготовка всего педагогического состава в реализации деятельности в новых условиях, а также необходимо методическое и технологическое обеспечение.
Применение новых технологий в тех или иных условиях непосредственно зависит от уровня педагогической работы в школе. Для этого надлежит использовать новшество в определенных условиях. Больших стараний вызывает внедрение инноваций, которые касаются межличностных отношений, в системе руководства наукой и образованием. Успех внедрения инноваций также зависит от многолетнего опыта работников системы образования.
Список литературы
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78. 2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83
2. Рапацевич Е.В. Инновации и проблемы развития современного образования // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 88-89;
3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
4. Щербакова, Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4379/ (дата обращения: 18.02.2021).
5. Щербакова, Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 18-21
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.