Инновационный процесс как феномен современного общего образования.

  • docx
  • 12.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья на конференцию 01.03.2021_1614270175.docx

Инновационный процесс как феномен современного общего образования.

Н.М. Почтаренко

Учитель географии первой квалификационной категории,

 учитель обществознания второй квалификационной категории

МОУ «Тираспольская средняя школа №9 им. С.А.Крупко»

Г. Тирасполь

«Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»

В.Ф.Шаталов

Аннотация: В данной статье были рассмотрены потенциальные возможности педагогического процесса, а также основные инновационные технологии, которые активно влияют на процесс формирования личности ученика.

Ключевые слова: образовательный процесс, нововведение, инновации, педагогический опыт, инновационные процессы, профессиональная деятельность.

В современное время в государстве происходят главные изменения в структуре образования. Это связано с переходом на личностно-ориентированную педагогику. Главной задачей современных образовательных учреждений является раскрытие потенциальных возможностей всех участников педагогического процесса, предоставить им возможность проявлять свои уникальные способности.

Сегодня понятие инновация в процессе обучения рассматривается как нововведение в образовании. И тут же возникает вопрос в чём суть этого процесса? Бесспорно, внедрения нового в систему образования, используется непосредственно для роста результативности в процессе обучения. Отсюда следует, что действующие стандарты образовательных учреждений исчерпали себя и требуют внедрения современных подходов в обучении подрастающего поколения.

И основанием для введения инноваций в образовательный процесс является осталось всей системы образования.  Сегодня мы понимаем это так: «инновация — это формирование чего – то нового». Таким образом, всё образование на сегодняшний день является инновацией.

Происходящие реформы в нынешней образовательной системе, задают значительный уровень требований к личностной зрелости педагога и его профессиональной компетенции, добиться которых можно в режиме постоянного процесса профессионального саморазвития.

Основной особенностью нынешнего общества является переход в новое состояние, которое определяется как цивилизационный прорыв. Особое место в этом переходе отводится информации, ее новым технологическим системам, формам, характеру и объему влияния, на все сферы жизнедеятельности человека.

Сами по себе современные педагогические технологии не формируются, они являются результатом научных трудов, прогрессивного педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

Инновационные технологии образования является основной подготовкой человека к взрослой жизни в неизменно изменяющемся мире. Суть такого обучения заключается в направлении учебного процесса на потенциальные способности человека и их применения в реальной жизни.  В образовании необходимо вырабатывать механизмы инновационной деятельности, находить разнообразные способы решения жизненно значимых проблем, содействовать преобразованию творчества в форму существования человека.

Целью инноваций в системе образования является модификация личности ученика в сравнении с традиционным образованием. Это становится допустимым благодаря только внедрению в профессиональную деятельность не известных практике воспитательных и дидактических программ.

В инновационном процессе образования существуют несколько этапов развития:

• определить есть ли необходимость в изменениях образования;

•  Произвести анализ ситуации и сбор необходимой информации;

• предварительный выбор или индивидуальная разработка нововведения;

• принятие решения о введении нового;

• институализация или продолжительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом обыденной практики.

Объединение всех этих этапов формирует единый инновационный цикл.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а сотрудниками и учреждениями системы науки и образования.

Данный процесс предполагает результативное усовершенствование концепции и стимулирует его участников к модифицированию точки зрения в поставленном вопросе. Инновационные образовательные процессы содержат в себе два главных педагогических вопроса:

1.  Анализ педагогического опыта.

2. Воплощения в реальность педагогических достижений.

А также инновационные технологии в образовательной системе предусматривают дополнения в основные цели самого образования, а именно:

• Организацию новейшего содержания.

• Развитие действенных методов и форм организации образовательно-воспитательного процесса.

• Распространение педагогического умения.

• Внедрение новых разработок в сфере правления школой как экспериментальной площадкой.

Если личное обновленное образовательное направление подразумевает трансформацию процессов обучения и воспитания, которые являются последовательными и систематическими, охватывают задачи, содержание, способы, приемы и другие аспекты преподавательской работы, то выделяют следующие инновационные процессы в образовании:

Объективные. Это развитие условий для внедрения инноваций и их дальнейшее применение.

Субъективные. Готовность субъекта процесса инновационного развития к реализации этой деятельности.

В качестве субъектов инновационных процессов принято считать ученых-педагогов, учителей и других сотрудников образовательной сферы, чья трудовая деятельность, напрямую, связана с инновационным процессом.

Данная программа рассматривает гуманитаризацию содержания образования, а именно:

• Развитие новейших образовательных дисциплин.

• Внесение изменений в содержание предмета.

• Переосмысление педагогических взглядов на изучение нового образовательного процесса.

• Проявление исследовательского интереса к внедрению инноваций.

• Стремление применять педагогические новшества в практике.

Рассматривая новые технологии с практической стороны, можно рассмотреть и использовать несколько путей их введения в образовательные учреждения:

• Необходимо развивать личный опыта.

• Использовать опыт других.

• Изучать научные разработки.

•  Применять методы проб и ошибок.

• Внедрять и экспериментировать.

Преподавательская деятельности на этом этапе не завершается. Новые технологии в образовании систематически формируются, до тех пор, пока не установлен предельно простой и действенный метод решения проблемы. Для стабильного использования новейших форм и методов работы требуется профессиональная подготовка всего педагогического состава в реализации деятельности в новых условиях, а также необходимо методическое и технологическое обеспечение.

Применение новых технологий в тех или иных условиях непосредственно зависит от уровня педагогической работы в школе. Для этого надлежит использовать новшество в определенных условиях. Больших стараний вызывает внедрение инноваций, которые касаются межличностных отношений, в системе руководства наукой и образованием. Успех внедрения инноваций также зависит от многолетнего опыта работников системы образования.

 

 

Список литературы

1.     Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78. 2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83

2.     Рапацевич Е.В. Инновации и проблемы развития современного образования // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 88-89;

3.     Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.

4.     Щербакова, Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4379/ (дата обращения: 18.02.2021).

5.     Щербакова, Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 18-21


 

6.