Инструктивная карточка для проведения практической работы на тему "Свойства белков"

  • Карточки-задания
  • docx
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инструктивная карточка для проведения практической работы "Свойства белков" позволяет существенно сэкономить время для опытной деятельности. В ней даны некоторые пояснения, определения, а также поэтапные действия, которым должны следовать учащиеся при выполнении практической работы. Карточку можно использовать при проведении не только химии в 10 классе, но и по общей биологии.
Иконка файла материала инструктивная карточка для практической работы Свойства белков.docx
ТЕМА:  Подтверхдение физико­химических свойств белка опытным путём. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Инструктивная карточка для учителя Девиз урока: “Единственный путь, ведущий  к знанию – это деятельность” (Б.Шоу.) Тип урока: практикум Задачи:  1. образовательные: – знать свойства белков и их значение; – знать цветные реакции на белки, на обнаружение каких видов связи; – уметь доказывать амфотерные свойства белков; – уметь устанавливать причинно– следственные связи при изучении свойств и строения; 2. воспитательные – формирование научного мировоззрения; – воспитание трудолюбия, настойчивости, сознательной дисциплины; 3. развивающие – способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать, выделять главное) Оборудование и реактивы: таблицы, раствор белка, раствор спирта, HNO3. CuSO4. NaOH. (CH3 COO)2 Pb, HCl , спиртовка, держатель, пробирки, спички. Оборудование и реактивы: шерстяные нити, раствор белка, раствор спирта, HNO3. CuSO4. NaOH,  CH3COOH,  NaCl , спиртовка, держатель, пробирки, спички. Ход урока: Дайте определение : Белки  ­ это   ____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Опыт № 1. 2. Содержание опыта Наблюдение Вывод Растворение белка: В двух пробирках два типа  Белка зальём их водой: Белок яйца куриного Белок  шерсти овцы Гидратация: Замочить горох. Через   несколько  часов сравнить  объём. Объяснение: Процесс гидратации означает связывание белками воды, при этом они проявляют  гидрофильные свойства: набухают, их масса и объем увеличивается. Набухание белка  сопровождается его частичным растворением 3. Пенообразование. Взять белок и взбить его.  Пояснение: Процесс пенообразования–это способность белков образовывать высококонцент­  рированные системы «жидкость–газ» , называемые пенами.4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. Денатурация белков: 1) К раствору белка добавьте  хлорид натрия;  2) Добавьте воды такое же  количество Денатурация белков: 1) К раствору белка добавьте  С2Н6 ОН;  2) Добавьте воды такое же  количество Денатурация белков: 1) К раствору белка добавьте CH3COOH;   2)   Добавьте   воды   такое   же количество Денатурация белков: 1)Доведите  раствор белка до кипения.  2)Охладите Денатурация белков:  1) к раствору белка добавьте  концентрированный раствор  сульфата меди (II)  2) добавьте воды. Биуретовая реакция  1) к 2 мл раствора белка  добавьте такой же объем  10%­го раствора гидроксида  натрия;  2) к смеси прилейте 2­3 капли раствора сульфата меди (II);  3) пробирку встряхните  Ксантопротеиновая реакция 1) Налейте в пробирку 2 мл  раствора белка;  2) добавьте по каплям 0,5 мл  концентрированного раствора  азотной кислоты;  3) нагрейте пробирку Установите, натуральная  шерсть или искусственная.  1) нити шерсти разложить на  предметном стекле  2) пипеткой нанесите на  1  каплю концентрированного  раствора азотной кислоты Докажите, что в муке есть белок. Ход опыта:13. Горение белка Пояснение: Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других  веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев, иногда этот запах называют  «запах горелого рога» Общий вывод: ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Инструктивная карточка для учащихся ХИМИЯ 10 кл.   Дата: __________________   Фамилия, имя ________________________________ ТЕМА:  Подтверхдение физико­химических свойств белка опытным путём. Девиз урока: “Единственный путь, ведущий  к знанию – это деятельность” (Б.Шоу.) Задачи:  По окончанию работы мы должны: – знать свойства белков и их значение; – знать цветные реакции на белки, на обнаружение каких видов связи; – уметь доказывать амфотерные свойства белков; – уметь устанавливать причинно– следственные связи при изучении свойств и строения Оборудование и реактивы: шерстяные нити, раствор белка, раствор спирта, HNO3. CuSO4. NaOH,  CH3COOH,  NaCl , спиртовка, держатель, пробирки, спички. Ход урока: Дайте определение : Белки  ­ это   ____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Опыт № 1. 2. Содержание опыта Наблюдение Вывод Растворение белка: В двух пробирках два типа  Белка зальём их водой: Белок яйца куриного Белок  шерсти овцы Гидратация: Замочить горох. Через   несколько  часов сравнить  объём. Объяснение: Процесс гидратации означает связывание белками воды, при этом они проявляют  гидрофильные свойства: набухают, их масса и объем увеличивается. Набухание белка  сопровождается его частичным растворением 3. Пенообразование.Взять белок и взбить его.  Пояснение: Процесс пенообразования–это способность белков образовывать высококонцент­  рированные системы «жидкость–газ» , называемые пенами. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. Денатурация белков: 1) К раствору белка добавьте  хлорид натрия;  2) Добавьте воды такое же  количество Денатурация белков: 1) К раствору белка добавьте  С2Н6 ОН;  2) Добавьте воды такое же  количество Денатурация белков: 1) К раствору белка добавьте CH3COOH;   2)   Добавьте   воды   такое   же количество Денатурация белков: 1)Доведите  раствор белка до кипения.  2)Охладите Денатурация белков:  1) к раствору белка добавьте  концентрированный раствор  сульфата меди (II)  2) добавьте воды. Биуретовая реакция  1) к 2 мл раствора белка  добавьте такой же объем  10%­го раствора гидроксида  натрия;  2) к смеси прилейте 2­3 капли раствора сульфата меди (II);  3) пробирку встряхните  Ксантопротеиновая реакция 1) Налейте в пробирку 2 мл  раствора белка;  2) добавьте по каплям 0,5 мл  концентрированного раствора  азотной кислоты;  3) нагрейте пробирку Установите, натуральная  шерсть или искусственная.  1) нити шерсти разложить на  предметном стекле  2) пипеткой нанесите на  1  каплю концентрированного  раствора азотной кислоты12. Докажите, что в муке есть белок. Ход опыта: 13. Горение белка Пояснение: Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других  веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев, иногда этот запах называют  «запах горелого рога» Общий вывод: Вопросы для закрепления I. Назовите химические свойства белков. Какими опытами  можно эти свойства белков доказать? 1. 2. 3. II. Что  такое   цветные реакции   белков? 1. 2. III. Тест: 1. Мономерами белков является а) аминокислоты     б) глицерин     в) моносахариды    г) нуклеотиды Ответ ________ 2. Общая формула аминокислот,  образующих белки: а)R­СН­СООН           б)R­СН­СН2­СООН         в)R­СН  ­ СН­СООН         │                                  │ │ │                                                      NH2                             NH2                                     NH2    OH Ответ ________ З.Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы называется а) денатурация     б) коагуляция     в) гидролиз     г) ренатурация Ответ ________ 4. Какие связи участвуют в образовании первичной структуры белковой молекулы? а) ковалентные     б) водородные     в) ионные     г) металлические Ответ ________ 5. Вторичная структура белка поддерживается:а) дисульфидными связями   б) пептидными  в) водородными связями  г) всеми перечисленными Ответ ________ 6.Каталитическую (ферментативную) функцию в организме выполняют: а) углеводы   б) нуклеиновые кислоты   в)  аминокислоты г) белки Ответ ________ 7.Каким способом можно повысить скорость ферментативных реакций в желудке? а)    понизив температуру среды б)   увеличив концентрацию реагирующих веществ  в)   понизив кислотность желудочного сока  г)понизив концентрацию реагирующих веществ Ответ ________ 8.Белки можно распознать при помощи раствора: а) индикатора   б) щелочи   в) сульфита меди и щелочи    г) хлорида железа (III) Ответ ________