Инструктивная карточка для проведения практической работы "Свойства белков" позволяет существенно сэкономить время для опытной деятельности. В ней даны некоторые пояснения, определения, а также поэтапные действия, которым должны следовать учащиеся при выполнении практической работы. Карточку можно использовать при проведении не только химии в 10 классе, но и по общей биологии.
ТЕМА: Подтверхдение физикохимических свойств белка опытным путём.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Инструктивная карточка для учителя
Девиз урока: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” (Б.Шоу.)
Тип урока: практикум
Задачи:
1. образовательные:
– знать свойства белков и их значение;
– знать цветные реакции на белки, на обнаружение каких видов связи;
– уметь доказывать амфотерные свойства белков;
– уметь устанавливать причинно– следственные связи при изучении свойств и строения;
2. воспитательные
– формирование научного мировоззрения;
– воспитание трудолюбия, настойчивости, сознательной дисциплины;
3. развивающие
– способствовать развитию логического мышления (умению сравнивать, выделять главное)
Оборудование и реактивы: таблицы, раствор белка, раствор спирта, HNO3. CuSO4. NaOH. (CH3 COO)2
Pb, HCl , спиртовка, держатель, пробирки, спички.
Оборудование и реактивы: шерстяные нити, раствор белка, раствор спирта, HNO3. CuSO4. NaOH,
CH3COOH, NaCl , спиртовка, держатель, пробирки, спички.
Ход урока:
Дайте определение :
Белки это
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Опыт
№
1.
2.
Содержание опыта
Наблюдение
Вывод
Растворение белка:
В двух пробирках два типа
Белка зальём их водой:
Белок яйца куриного
Белок шерсти овцы
Гидратация:
Замочить горох. Через
несколько часов сравнить
объём.
Объяснение: Процесс гидратации означает связывание белками воды, при этом они проявляют
гидрофильные свойства: набухают, их масса и объем увеличивается. Набухание белка
сопровождается его частичным растворением
3.
Пенообразование.
Взять белок и взбить его.
Пояснение: Процесс пенообразования–это способность белков образовывать высококонцент
рированные системы «жидкость–газ» , называемые пенами.4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
Денатурация белков:
1) К раствору белка добавьте
хлорид натрия;
2) Добавьте воды такое же
количество
Денатурация белков:
1) К раствору белка добавьте
С2Н6 ОН;
2) Добавьте воды такое же
количество
Денатурация белков:
1) К раствору белка добавьте
CH3COOH;
2) Добавьте воды такое же
количество
Денатурация белков:
1)Доведите раствор белка до
кипения.
2)Охладите
Денатурация белков:
1) к раствору белка добавьте
концентрированный раствор
сульфата меди (II)
2) добавьте воды.
Биуретовая реакция
1) к 2 мл раствора белка
добавьте такой же объем
10%го раствора гидроксида
натрия;
2) к смеси прилейте 23 капли
раствора сульфата меди (II);
3) пробирку встряхните
Ксантопротеиновая реакция
1) Налейте в пробирку 2 мл
раствора белка;
2) добавьте по каплям 0,5 мл
концентрированного раствора
азотной кислоты;
3) нагрейте пробирку
Установите, натуральная
шерсть или искусственная.
1) нити шерсти разложить на
предметном стекле
2) пипеткой нанесите на 1
каплю концентрированного
раствора азотной кислоты
Докажите, что в муке есть белок.
Ход опыта:13.
Горение белка
Пояснение: Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других
веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев, иногда этот запах называют
«запах горелого рога»
Общий вывод:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Инструктивная карточка для учащихся
ХИМИЯ 10 кл. Дата: __________________ Фамилия, имя ________________________________
ТЕМА: Подтверхдение физикохимических свойств белка опытным путём.
Девиз урока: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”
(Б.Шоу.)
Задачи:
По окончанию работы мы должны:
– знать свойства белков и их значение;
– знать цветные реакции на белки, на обнаружение каких видов связи;
– уметь доказывать амфотерные свойства белков;
– уметь устанавливать причинно– следственные связи при изучении свойств и строения
Оборудование и реактивы: шерстяные нити, раствор белка, раствор спирта, HNO3. CuSO4. NaOH,
CH3COOH, NaCl , спиртовка, держатель, пробирки, спички.
Ход урока:
Дайте определение :
Белки это
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Опыт
№
1.
2.
Содержание опыта
Наблюдение
Вывод
Растворение белка:
В двух пробирках два типа
Белка зальём их водой:
Белок яйца куриного
Белок шерсти овцы
Гидратация:
Замочить горох. Через
несколько часов сравнить
объём.
Объяснение: Процесс гидратации означает связывание белками воды, при этом они проявляют
гидрофильные свойства: набухают, их масса и объем увеличивается. Набухание белка
сопровождается его частичным растворением
3.
Пенообразование.Взять белок и взбить его.
Пояснение: Процесс пенообразования–это способность белков образовывать высококонцент
рированные системы «жидкость–газ» , называемые пенами.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
Денатурация белков:
1) К раствору белка добавьте
хлорид натрия;
2) Добавьте воды такое же
количество
Денатурация белков:
1) К раствору белка добавьте
С2Н6 ОН;
2) Добавьте воды такое же
количество
Денатурация белков:
1) К раствору белка добавьте
CH3COOH;
2) Добавьте воды такое же
количество
Денатурация белков:
1)Доведите раствор белка до
кипения.
2)Охладите
Денатурация белков:
1) к раствору белка добавьте
концентрированный раствор
сульфата меди (II)
2) добавьте воды.
Биуретовая реакция
1) к 2 мл раствора белка
добавьте такой же объем
10%го раствора гидроксида
натрия;
2) к смеси прилейте 23 капли
раствора сульфата меди (II);
3) пробирку встряхните
Ксантопротеиновая реакция
1) Налейте в пробирку 2 мл
раствора белка;
2) добавьте по каплям 0,5 мл
концентрированного раствора
азотной кислоты;
3) нагрейте пробирку
Установите, натуральная
шерсть или искусственная.
1) нити шерсти разложить на
предметном стекле
2) пипеткой нанесите на 1
каплю концентрированного
раствора азотной кислоты12.
Докажите, что в муке есть белок.
Ход опыта:
13.
Горение белка
Пояснение: Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других
веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев, иногда этот запах называют
«запах горелого рога»
Общий вывод:
Вопросы для закрепления
I. Назовите химические свойства белков. Какими опытами можно эти свойства белков доказать?
1.
2.
3.
II. Что такое цветные реакции белков?
1.
2.
III. Тест:
1. Мономерами белков является
а) аминокислоты б) глицерин в) моносахариды г) нуклеотиды
Ответ ________
2. Общая формула аминокислот, образующих белки:
а)RСНСООН б)RСНСН2СООН в)RСН СНСООН
│ │
│
│
NH2 NH2 NH2 OH
Ответ ________
З.Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы называется
а) денатурация б) коагуляция в) гидролиз г) ренатурация
Ответ ________
4. Какие связи участвуют в образовании первичной структуры белковой молекулы?
а) ковалентные б) водородные в) ионные г) металлические
Ответ ________
5. Вторичная структура белка поддерживается:а) дисульфидными связями б) пептидными в) водородными связями г) всеми перечисленными
Ответ ________
6.Каталитическую (ферментативную) функцию в организме выполняют:
а) углеводы б) нуклеиновые кислоты в) аминокислоты г) белки
Ответ ________
7.Каким способом можно повысить скорость ферментативных реакций в желудке?
а) понизив температуру среды
б) увеличив концентрацию реагирующих веществ
в) понизив кислотность желудочного сока
г)понизив концентрацию реагирующих веществ
Ответ ________
8.Белки можно распознать при помощи раствора:
а) индикатора б) щелочи в) сульфита меди и щелочи г) хлорида железа (III)
Ответ ________