Инструктивная карточка «Опыты с глицерином».
Цели работы:
• Закрепить теоретические знания о свойствах одноатомных спиртов.
Задачи урока:
• Способствовать развитию мобильности мышления через применение в конкретных ситуациях знаний из различных курсов органической химии.
• Развивать умение использовать теоретические знания при проведении опытов.
• Содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Реактивы: вода, глицерин, перманганат калия, железная проволока, растворы медного купроса, гидроксида натрия.
Оборудование: модели молекул спиртов, пробирки, спиртовка.
|
ТЕОРИЯ |
|
|
Какие вещества называются спиртами? (Спиртами называются производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами.) |
|
|
Существуют ещё и другие спирты – многоатомные. Есть спирты, которые имеют две, три, шесть гидроксогрупп. Задание: найдите модели спиртов, молекулы которых содержат две гидроксильные группы (учащиеся находят модель этиленгликоля). Это двухатомные спирты – диолы. Трехатомные спирты имеют три гидроксогруппы – триолы. Известные спирты и большей атомности, например сорбит содержит шесть гидроксогрупп: |
|
|
Глицерин –это трёхатомный спирт . Рассмотреть. Бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде. |
|
|
Особенностью многоатомных спиртов является большая подвижность атомов водорода в гидроксогруппе и легкая окислительность радикала. Причина: влияние этих групп друг на друга и на углеводородный радикал. |
|
|
На примере многоатомных спиртов мы убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными. |
|
|
ОПЫТЫ |
|
1 |
Растворы глицерина в воде замерзают при низких температурах. Налейте в четыре пенициллиновые скляночки по 0,5 мл глицерина, в первую – добавьте столько же воды, во вторую – 1 мл воды, в третью – 1,5 мл воды, а в четвертую – 2 мл воды. Выставите растворы на холод или в морозильную камеру, отметьте температуру |
Какие растворы при этом не замерзли, почему? |
2 |
Смочите конец железной проволоки или стеклянной палочки в глицерине и внесите в пламя. Глицерин загорается. Обратите внимание на характер пламени и дайте объяснение. |
Запишите уравнение реакции. |
3 |
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, 2-3 капли раствора медного купороса. По каплям добавляйте глицерин до растворения осадка. |
Запишите уравнения проведенных реакций и ваши наблюдения. |
4 |
1-2 мл глицерина, нагрейте (осторожно!) в ложке для удаления из него воды. После охлаждения прибавьте к глицерину щепотку перманганата калия. Через 1-2 мин глицерин вспыхивает и сгорает ярким пламенем. Если в вашем распоряжении будет безводный глицерин, то предварительно греть не надо |
Опишите ваши наблюдения |
|
ОБЩИЙ ВЫВОД:
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.