Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления
Оценка 4.6

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
естествознание
Взрослым
24.02.2018
Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления
В данной статье собраны инструкции и приемы технологии развития критического мышления: "Представление информации в кластерах", "Прием "Знаем/Хотим узнать/Узнали", "Фишбон", "Синквейн", "Толстые и тонкие вопросы", " Эссе", "Верные и неверные утверждения", "Таблица ПИМ", "Перепутанные логические цепочки", "Верите ли, вы ...", "Стратегия IDEAL".
приемы технологии развития критического мышления.doc
Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления 1. Прием «Представление информации в кластерах» Кластеры   (блоки   идей)   или   «грозди»   ­   это   графический   способ   организации   учебного материала.   Делая   какие   –   то   записи,   зарисовки   для   памяти,   мы,   часто   интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди   –   графический   прием   в   систематизации   материала.   Наши   мысли   уже   не громоздятся,  а   «гроздятся»,  т.е.  расположены   в  определенном   порядке.  Правила  очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: Это наша тема. Вокруг нее – планеты, т. е крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры   помогают   учащимся,   если   во   время   письменной   работы   запас   мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, или на стадии рефлексии. 2. Прием «знаем /хотим узнать/ узнали» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?)  применим для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока.  Применяется   для   работы   с  текстами,   можно   использовать   как   отдельный   метод,   позволяющий актуализировать   знания   учащихся,   пробудить   познавательный   интерес,   определить   основные направления по изучаемой теме. Он   также   хорошо   направляет   исследовательскую   деятельность   учащихся,   которая   длится   не­ сколько дней. Знаю (что мы знаем) Хочу   узнать  (что   мы   хотим узнать) Узнал  (что   мы   узнали   и   что нам осталось узнать) Категории информации (категории информации, которыми мы намерены пользоваться) Источники   информации  (источники,   из которых мы намерены получить информацию) 3. Применение схем «Фишбон» (Fish bon) Данная   графическая   техника   помогает   структурировать   процесс,   идентифицировать   возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные  (причинно­следственные) диаграммы (причинные   карты)).   Такой   вид   диаграмм   позволяет   проанализировать   причины   событий   более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. На такой Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная» схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.  В   случае   планирования   учебного   проекта   в   голове   скелета   находится   проблема,   которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних   косточках   отмечаются   причины   возникновения   проблемы,   на   нижних   выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.  на широком листе бумаги провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать  название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;  от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них  посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;  идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в  голове рыбы. 5. Синквейн Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).  2. Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка ­ это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка ­ это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.  Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________ Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________ 6. "Тонкие и толстые вопросы" Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова   ­   это   вопросы   до   изучения   темы,   на   стадии   осмысления   ­   способ   активной   фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении ­ демонстрация понимания пройденного.  Таблица " толстых " и " тонких " вопросов Толстые ? Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...?  Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...?  Предположите, что будет, если... ?  то, если ... ? Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная» Кто ?               Что ?                   Когда ? Может ..?        Будет ...?            Мог ли ... ? Как звать ...?                               Было ли ...? Согласны ли Вы ...?                    Верно ли ...? 7. Прием «Эссе» (пятичастное), семь предложений Введение (это актуальность) 2. Тезисы (главная идея) 3. Три аргумента, доказательства тезиса 4. Перефразировка тезиса 5. Вывод (перспектива).   Этот   вид   письменного   задания   применяется   в   конце   урока,   чтобы   помочь   учащимся подытожить спои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока. 8. «Верные и неверные утверждения» Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь  на собственный опыт или  просто угадывая. В любом случае   они   настраиваются   на   изучение   темы,   выделяют   ключевые   моменты,   а   элемент соревнования   позволяет   удерживать   внимание   до   конца   урока.   На   стадии   рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Утверждения До чтения  (слушания) После изучения материала 1.   В   ротовой   полости   начинают   перевариваться белки, жиры и углеводы. 2.Барьерная   роль   печени   заключается   в обезвреживании ядовитых веществ и уничтожении вредных микроорганизмов. 3. В желудке всасываются вода, алкоголь, витамин В12, некоторые лекарства. И т.д. 9. Верите ли, вы … Например.   Урок   по   теме   «Инфекционные   болезни   дыхательных   органов,   их профилактика». 1 ­ Верите ли вы, что в воздухе есть бактерии и вирусы? 2 ­ Верите ли вы, что вирусы и бактерии оседают на пылинки и,  как на парашютах, оседают  на  различные объекты. 3 ­ Верите ли вы, что слово «инфекция» в переводе с латин. означает «заражать, поражать».  4 ­ Верите ли вы, что инфекции локализуются в определенных органах и тканях. 5 ­ Верите ли вы, что дифтерия инфекционное заболевание. 6­ Верите ли вы, что  возбудителем туберкулеза является палочка Коха. 7 ­ Верите ли вы, что  коклюш поражает органы пищеварения.  8 ­ Верите ли вы, что  бронхит бывает только хроническим. 9 ­ Верите ли вы, что  дифтерия может привести к  миокардиту. Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная» По опыту знаю 50% и более ответов – не верю. В конце урока или по ходу – дети корректируют свои знания. 10. Таблица ПИМ Автор Эдуард Боно для чтения не эмоционально окрашенных текстов. 1. Прежде, чем учащиеся начнут читать текст, предложить им нарисовать таблицу из трех граф: «+» «­» «?» 2. «Плюс» ­ сюда записываются те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего»? (для ученика, для взрослых, для человечества, для государства) 3. «Минус» ­ в нее записываются те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» (для кого бы то ни было) 4.   «Интересно»   обозначается   «?»­   предназначена   для   записи   различных   интересных   фактов, мыслей, предположений. Даже если будет одна запись это прекрасно. По моим наблюдениям, такой вид таблицы подходит для сложных, неинтересных текстов. 11. Стратегия IDEAL I — Выделите в тексте проблему. D — Опишите ее (выявите ее суть). Е — Определите варианты подходов к решению проблемы. А — Действуйте (решайте). L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.  1. Я зачитываю отрывок текста, в котором описана проблема, требующая решения. 2. После того, как ученики прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Для работы в данном режиме предлагается следующая таблица: Лист для решения проблем 1.   Какую   главную   проблему   должны   решить герои? 2.   Какой   важной   информацией   снабдил   Вас автор? 3.   Что   еще   Вы   знаете,   что   помогло   бы   решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4.   Каковы   три   главных   способа   решения проблемы? 5. Какой из выбранных Вами способов наилучший? Почему? Ученики работают в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. 3. После окончания данной работы преподаватель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет   сводную   таблицу   на   доске.   Далее,   классу   необходимо   выбрать   два   способа   из   всего разнообразия   возможных   решений   проблемы   в   процессе   дискуссии  «Совместный   поиск», отмечая при этом все плюсы и минусы этих способов. 4.   В   заключительной   части   модельного   урока   можно   сравнить   выбранные   учениками   способы решения проблемы с тем, который предложил сам автор текста. Преподаватель читает текст до конца. 12. «Перепутанные логические цепочки» Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная» Обучающимся предлагаются перепутанные логические цепочки процессов и явлений, они должны расставить в правильной последовательности. Например, в теме «Движение крови» я   предлагаю   такое   задание:   составить   схему   движения   крови   по   большому   кругу кровообращения.  «Верхняя и нижняя полые вены, капилляры, аорта, левый желудочек, вены, ткани и органы, правое предсердие, артерии». Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления

Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018