Инструкция сочинения 9.1

  • pdf
  • 19.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала инструкция сочинения 15.1.pdf

  Инструкция по написанию  сочинения-рассуждения 15.1.

Шаг 1. 

1.      Знакомимся с высказыванием.

2.      Внимательно прочитайте высказывание о языке. 

3.      Задание. Осмыслите его. Шаг 2.  

1.      Определяем основную мысль высказывания.

2.      Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

      о богатстве, выразительности, точности русской речи;

      о средствах выражения мыслей;

      о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

      о взаимосвязи лексики и грамматики;

      о роли синтаксиса в человеческом общении;

      о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания; о роли фразеологизмов в речи и т.д.

Шаг 3. 

Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо:

1.      сформулировать позицию автора высказывания; 

2.      выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор 

      анализирует         разбирает

      характеризует     останавливается на ...

      рассуждает          раскрывает содержание

      отмечает отмечает важность

      доказывает          формулирует

      сравнивает           касается

      называет утверждает

      описывает            считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

      действительно     вынужден согласиться с ...

      на самом деле     я разделяю точку зрения автора высказывания

      не могу не согласиться с автором        я поддерживаю мнение автора высказывания бесспорно мнение автора о том, что ...

      я полностью согласен с ...

Варианты вступлений

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.

 

Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.

 

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

 

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

 

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

 

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

 

Высказывание К.В.Паустовского  я понимаю так: нет предмета во вселенной,  для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Шаг 4. 

Пишем основную часть

      Основную часть можно начать следующими фразами:

      Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста...

      Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

 

Ø  примеров должно быть 2;

Ø  примеры должны быть из указанного текста;

Ø  приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

 

Аргумент 1. 

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

 

Аргумент 2. 

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Аргумент 1. 

Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?

Аргумент 2.

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему  мальчик именно такой видит Зеленую гриву.

P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. 

Пишем заключение

 

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

 

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

 

Ø  Таким образом, ...           Ø В заключение можно сказать, что ...

Ø  Итак, ...    Ø Мы убеждаемся в том, что ...

Ø  Следовательно, ...           Ø Обобщая сказанное, ...

Ø  В итоге можно прийти к такому выводу: ...   Ø Из этого следует, что ...

Примеры заключений:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

 

Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

 

Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

 

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Схема 1

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1.   Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2.   Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3.   Вывод.

Ø  Каждую часть начинаем с красной строки.  

Ø  То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

Ø  А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументовпримеров.

Схема 2

1.                  Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2.                  Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).

3.                  Пример лексического явления в тексте, его роль.

4.                  Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).

5.                  Пример грамматического явления в тексте, его роль.

6.                  Вывод.

Схема 3

1.      Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.

2.      Пример лексического явления в тексте, его роль.

3.      Пример грамматического  явления в тексте, его роль.

4.      Вывод (авторское высказывание).