Инструкция по написанию сочинения-рассуждения 15.1.
Шаг 1.
1. Знакомимся с высказыванием.
2. Внимательно прочитайте высказывание о языке.
3. Задание. Осмыслите его. Шаг 2.
1. Определяем основную мысль высказывания.
2. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
• о богатстве, выразительности, точности русской речи;
• о средствах выражения мыслей;
• о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
• о взаимосвязи лексики и грамматики;
• о роли синтаксиса в человеческом общении;
• о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания; о роли фразеологизмов в речи и т.д.
Шаг 3.
Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо:
1. сформулировать позицию автора высказывания;
2. выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор
• анализирует разбирает
• характеризует останавливается на ...
• рассуждает раскрывает содержание
• отмечает отмечает важность
• доказывает формулирует
• сравнивает касается
• называет утверждает
• описывает считает, что ...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
• действительно вынужден согласиться с ...
• на самом деле я разделяю точку зрения автора высказывания
• не могу не согласиться с автором я поддерживаю мнение автора высказывания бесспорно мнение автора о том, что ...
• я полностью согласен с ...
Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.
Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Высказывание К.В.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
Шаг 4.
• Основную часть можно начать следующими фразами:
• Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста...
• Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Ø примеров должно быть 2;
Ø примеры должны быть из указанного текста;
Ø приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Аргумент 1.
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Аргумент 1.
Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?
Аргумент 2.
Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву.
P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Ø Таким образом, ... Ø В заключение можно сказать, что ...
Ø Итак, ... Ø Мы убеждаемся в том, что ...
Ø Следовательно, ... Ø Обобщая сказанное, ...
Ø В итоге можно прийти к такому выводу: ... Ø Из этого следует, что ...
Примеры заключений:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.
Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Ø Каждую часть начинаем с красной строки.
Ø То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
Ø А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументовпримеров.
1. Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).
3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
4. Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).
5. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
6. Вывод.
1. Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
2. Пример лексического явления в тексте, его роль.
3. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
4. Вывод (авторское высказывание).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.