Инструментарий обратной связи с использованием интернет-ресурсов
Автор:
Чиркова Лариса Владимировна
Подпись___________
пгт. Федоровский
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.. 6
2.1 Нормативно-правовые и теоретические аспекты.. 6
2.2 Описание продукта проектирования. 8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Глоссарий.. 25
Инструментарий обратной связи играет очень важную роль в дополнительном образовании, так как он помогает педагогу оценивать свою работу и взаимодействовать с учениками. В настоящее время существует множество инструментов обратной связи, которые можно использовать в дополнительном образовании.
В современном мире возросшая конкуренция в сфере образования, как никогда ранее, требует от учреждений дополнительного образования обеспечения наивысшего качества предоставляемых услуг. В этом контексте, одним из ключевых инструментов улучшения качества услуг является обратная связь. Она позволяет получать отзывы о качестве услуги и выявлять необходимые улучшения.
Сегодня педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с современными семьями, уходя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Цель: Разработать инструментарий обратной связи для оценки качества получаемых услуг.
Задачи:
· Изучить сервисы сети Интернет, используемые для организации обратной связи
· Проанализировать способы обратной связи в других учреждениях дополнительного образования
· Подобрать и разработать вопросы для эффективной оценки качества получаемых услуг
· Разработать инструментарий обратной связи
Участники проекта: Дети их родители
Срок реализации: февраль - май 2024 года.
Основные мероприятия проекта:
№ |
Задачи |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Изучить сервисы сети Интернет, используемые для организации обратной связи |
Февраль-март |
Чиркова Л.В. |
2. |
Проанализировать способы обратной связи в других ДОУ |
март |
Чиркова Л.В. |
3. |
Подобрать и разработать вопросы для эффективной оценки качества получаемых услуг |
март |
Чиркова Л.В. |
4. |
Разработать инструментарий обратной связи |
Апрель-май 2024 |
Чиркова Л.В. |
Ожидаемые результаты проекта по сбору обратной связи могут быть следующими:
1. Улучшение качества образования за счет учета и реализации их потребностей и предложений.
2. Повышение удовлетворенности родителей услугами учреждения.
3. Предотвращение негативных отзывов родителей об услугах учреждения.
4. Улучшение производительности педагогов и работы учреждения в целом за счет более эффективной обратной связи и ее использования для усовершенствования.
6. Получение ценной информации для улучшения и развития услуг учреждения.
При работе над проектом также могут возникать риски и проблемы, в том числе:
· Неправильный выбор инструментов. Если инструменты обратной связи не соответствуют задачам и целям проекта, то результаты могут быть неточными или недостаточными.
· Недостаточная подготовка участников. Если участники не знакомы с инструментами обратной связи, то они могут неэффективно ее использовать.
Для уменьшения рисков при работе над проектом инструментария обратной связи важно:
· Выбирать инструменты, которые точно соответствуют задачам и целям проекта.
· Предоставлять участникам необходимые инструкции или провести обучение, чтобы они были готовы к работе с инструментами обратной связи.
Ресурсы проекта:
1. Материально – техническое оборудование: компьютер с выходом интернет, принтер, флеш – носитель, бумага формата А4.
2. Информационно – методические: нормативно-правовые документы, методическая литература (см. Список информационных источников).
3. Кадровые: методист Чиркова Лариса Владимировна
Основываясь на Положении о внутренней системе оценки качества образования, устанавливаются единые требования к реализации внутренней системы оценки качества образования. Система оценки качества образования строится в соответствии с Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред.17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации»; нормативными актами Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерство образование Архангельской области, Указ президента РФ от 9 мая 2017 года о стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы.
Положение представляет собой локальный нормативный документ, разработанный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Уставом учреждения.
В Российской Федерации регулирование обмена информацией между пользователями осуществляется на основе законодательства, включающего в себя ряд нормативных документов, регулирующих основные права и обязанности в этой области. На сегодняшний день, в современном обществе происходит быстрое развитие информационных технологий, происходит распространение их во всех сферах деятельности человека, включая образовательный процесс. Это, несомненно, сказывается на взаимодействии дополнительного образования с семьей. В частности, инструментарий обратной связи в сети Интернет регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ в ред. от 06.07.2016 "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", а также другими правовыми актами. Важно иметь в виду, что использование инструментов обратной связи в сети Интернет должно соответствовать не только законодательству, но и этическим и профессиональным нормам.
Оценка
качества образовательных услуг в дополнительном образовании имеет целью
обеспечение высокого уровня образовательной деятельности, стимулирующей личностно-профессиональное
развитие обучающихся.
Эта оценка проводится по множеству критериев, которые охватывают качество
образования в целом, а также отдельные аспекты его достижений.
Основными критериями оценки являются:
· Структура и содержание образовательной программы дополнительного образования;
· Квалификация и компетентность педагогов, работающих в дополнительном образовании;
· Материально-техническое обеспечение, а также условия, предоставляемые обучающимся;
· Методика и эффективность организации и проведения занятий дополнительного образования;
· Уровень и достижения обучающихся в рамках дополнительного образования.
Для этого используются различные методы и подходы, которые могут включать в себя как количественные, так и качественные показатели. Качественные методы оценки качества образовательной деятельности могут включать в себя оценку уровня компетенций, навыков и знаний учащихся, а также анализ содержания образовательной программы, квалификации и опыта преподавателей.
Количественные методы оценки качества образовательной деятельности могут включать в себя анализ статистических данных посещаемости занятий, успеваемости учащихся, а также отзывов и оценок родителей и учащихся.[9]
Существует множество сервисов, которые могут использоваться для организации обратной связи в сети интернет. Каждый из перечисленных сервисов предоставляет возможность создания онлайн-опросов и форм для сбора данных. Рассмотрим некоторые из них:
1. Google Forms - бесплатный инструмент для создания анкет и опросов, который может использоваться для сбора обратной связи от посетителей сайта.
2. Webanketa.ru - это еще один онлайн-сервис для создания опросов и анкет. Он предоставляет широкие возможности для создания опросников любой сложности с помощью готовых шаблонов и опций настройки.
3. Яндекс.Формы - это онлайн-сервис от организации Яндекс, который позволяет создавать формы, анкеты и опросники для получения информации от пользователей. С помощью этого инструмента можно создавать опросы и формы любой сложности без необходимости программировать.
4. Анкеты сервиса Опросникум - это также онлайн-инструмент для проведения опросов и анализа данных.
5. GetFeedback - онлайн-платформа для создания опросов и анкет на удовлетворенность клиентов и получения обратной связи. [12]
Эти сервисы предоставляют широкий спектр возможностей для организации обратной связи от учащихся и родителей, и могут быть использованы в зависимости от потребностей и целей организаций. При выборе сервиса необходимо убедиться в его соответствии нормативно-правовым требованиям в отношении защиты персональных данных респондентов.
С целью выявления эффективных способов использования интернет-ресурсов для сбора обратной связи и оценки качества деятельности учреждений дополнительного образования, был проведён анализ различных сервисов и средств для организации обратной связи, выявлены их преимущества и недостатки, а также проанализированы способы организации обратной связи в других учреждениях дополнительного образования.
Важно отметить, что для достижения наилучших результатов, необходимо использовать комплексный подход к оценке качества образовательной деятельности в дополнительном образовании, который будет учитывать как количественные, так и качественные показатели. Можно использовать такие как наблюдение за занятиями, тестирование учеников на знания и умения, экспертные оценки и методы и инструменты, анкетирование учеников и их родителей способом обратной связи и другие.[13]
Среди наиболее распространенных и эффективных способов получения обратной связи, применяемых в учреждениях дополнительного образования можно выделить:
· Социальные сети: учреждения дополнительного образования могут использовать социальные сети, чтобы получать обратную связь от студентов или родителей. Это может быть вопрос в комментариях, прямое сообщение или опрос в группе или странице.
· Электронная почта: учреждения могут предоставить адрес электронной почты, на который участник или родители могут отправлять сообщения или вопросы.
· Онлайн-опросы: учреждения могут проводить онлайн-опросы, чтобы получить обратную связь от участников или родителей. Опрос может быть встроенным на сайте учреждения или размещенным на сторонних платформах.
· Вебинары и онлайн-конференции: учреждения могут проводить онлайн-вебинары и конференции, где студенты и родители могут задавать вопросы или высказывать свои соображения в режиме реального времени.
· Чат-боты: Чат-боты становятся все более популярным способом обработки запросов клиентов и обеспечения обратной связи в реальном времени.[11]
Использование Интернет-ресурсов позволяет разнообразить способы общения с родителями и повысить их эффективность к компетенции образовательной организации данному взаимодействию, расширяется круг интересов родителей, происходит согласование педагогических установок семей и педагогов ансамбля.
В целом, интернет предоставляет учреждениям дополнительного образования множество возможностей для получения обратной связи от участников и родителей. Однако каждое учреждение может определить, какие способы лучше всего подходят для его аудитории и выбирать наиболее подходящие способы коммуникации. [7]
Проанализируем сервисы и средства для организации обратной связи, выявим их преимущества:
1. Google-формы: это бесплатный и простой в использовании сервис, который позволяет создавать анкеты и опросы. Google-формы имеют широкие возможности настройки, такие как добавление логотипа организации, выбор цветовой гаммы, определение обязательных полей и т.д. Кроме того, Google-формы позволяют добавлять ответы с помощью различных форматов, например, текст, мультимедиа, выбор из списка, чекбоксы и т.д.
2. Одним из главных преимуществ Webanketa.ru является наличие множества инструментов для анализа результатов опросов в режиме реального времени. Сервис также позволяет автоматически интегрировать ответы в базу данных.
3. Основным преимуществом Яндекс-форм является простота использования и возможность быстрой настройки. Сервис предлагает несколько типов ответов, таких как радио-кнопки, флажки, поля для ввода текста и т.д. Кроме того, пользователи могут получать уведомления по электронной почте о новых ответах на форму.
4. Анкеты сервиса Опросникум: это бесплатный российский сервис Академии Минпросвещения России для создания онлайн-опросов и анкет. Основными преимуществами сервиса являются простота использования и большое количество доступных типов ответов, включая открытый текст, чекбоксы, радио-кнопки и т.д. Кроме того, Опросникум предоставляет возможность настройки перехода между вопросами с помощью условий, а также возможность добавления логотипа компании и стилей оформления.
5. GetFeedback: сервис имеет интуитивно понятный интерфейс и предлагает простые инструменты для создания опросов и анкет. GetFeedback позволяет автоматически обрабатывать ответы на опросы и анкеты, что значительно экономит время и упрощает процесс анализа результатов. Сервис предоставляет возможность настраивать внешний вид опросов и анкет в соответствии с брендом компании, что повышает узнаваемость бренда. Предоставляет широкие возможности по анализу данных, позволяя получать ценную информацию о потребительской активности, затратах и многом другом.
Недостатки:
1. Google Forms
- Ограниченность функционала: у Google Forms есть ограничения в том, что можно сделать с формами, такие как ограниченный выбор типов вопросов или настроек.
- Ограниченные возможности аналитики: Google Forms могут ограничивать типы отчетов и аналитической информации, которые можно получить из ответов на опрос.
2. Webanketa.ru
- Ограничения в бесплатной версии: многие функции могут быть доступны только при использовании платной версии.
- Ограниченность в настройке: сервис не дает много гибкости в настройке опросов, таких как настройка вопросов, форматирование текста и выбор дизайна.
- Ограниченность в функционале аналитики: многие инструменты анализа веб-анкет ограничены и доступны только в платной версии.
- Ограниченность в количестве ответов.
- По одной анкете можно опросить только 200 респондентов, что не подойдёт для опроса большой аудитории, более только в платной версии.
- Ограниченность в сроках хранения данных: сервис хранит данные в течение года. Пользоваться данными можно только в течение этого периода.
- Нет возможности зарегистрироваться с помощью социальных сетей, только через e-mail.
3. Яндекс формы
- Ограниченность функционала: у Яндекс.Форм есть ограничения в том, что можно сделать с формами, такие как ограниченный выбор типов вопросов или настроек.
- Ограниченные возможности аналитики: Яндекс.Формы могут ограничивать типы отчетов и аналитической информации, которые можно получить из ответов на опрос.
- Недостаток безопасности: Возможно, Яндекс.Формы не обеспечивают достаточной степени безопасности данных, поэтому нужно быть внимательным при использовании их для сбора чувствительных личных данных.
4. Анкеты сервиса Опросникум
- Ограничения в функционале: "Опросникум" не имеет множественного выбора ответов, отображение результатов в режиме реального времени и многочисленных других функций, которые могут потребоваться для реализации необходимых задач.
- Ограниченность в функционале аналитики: сервис предоставляет базовый набор инструментов для анализа результатов опросов, однако в некоторых случаях этого может быть недостаточно.
- Не всегда устойчивость работы: бывают случаи, когда сервис может не работать или закрываться по техническим причинам.
- Общедоступность данных: сервис "Опросникум" используется публично, поэтому ваши опросы и данные могут быть доступны другим пользователям. Это может показаться неприемлемым в некоторых случаях, например, если вы работаете с конфиденциальной информацией.
6. GetFeedback - относительно новый инструмент, который может быть менее известен для клиентов.
- Ограничения в бесплатной версии: сервис ограничивает количество опросов и количество вопросов в бесплатной версии.
- Ограничения в настройке опроса: некоторые функции могут быть ограничены, такие как возможность изменения шаблона вопросов, настройка дизайна и добавление пользовательских элементов.
- Сложности в использовании: начинающим пользователям может быть трудно использовать сервис из-за сложностей в навигации и настройке.
- Ограничения в функционале аналитики: бесплатная версия ограничивает доступ к отчетам и аналитике, в то время как платная версия предоставляет больше возможностей.
- Нет возможности добавления видео ответов: в сервисе нет возможности добавлять видео ответы на вопросы.
- Ограниченность в сроках хранения данных: сервис хранит данные в течение года. Пользоваться данными можно только в течение этого периода.
- Высокая стоимость: плата за использование сервиса может быть довольно высокой для некоторых пользователей в зависимости от их потребностей. [5] [6]
В целом, все перечисленные сервисы предоставляют достаточно широкие возможности для создания онлайн-опросов и анкет, и выбор конкретного сервиса зависит от индивидуальных потребностей и бюджета.
Среди бесплатных и простых в использовании инструментов можно выделить Google-формы, Яндекс формы и Анкеты сервиса Опросникум. Некоторые модули сервиса Опросникум находятся в режиме β-версии и могут работать не стабильно. Сравнивая Google-формы и Яндекс формы, в целом, оба сервиса имеют свои преимущества и недостатки, которые зависят от конкретной ситуации. У Google Forms более простой и интуитивно понятный интерфейс, не содержит лишние типы вопросов. Google Forms обладают большим разнообразием шаблонов оформления опросов, анкет и опросников. Также, в сервисе Google Forms проще управлять сложными формами и результатами опроса, более удобное получение аналитической информации в форме диаграмм. Кроме того, Google Forms более удобны в использовании на мобильных устройствах. В форме обратной связи не предполагается сбор персональных личных данных.
Таким образом, при разработке инструментария обратной связи в ГБУ АО Ансамбль «Сиверко» был выбран сервис Google Forms.
Разрабатываемой анкете обратной связи было дано название «Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов».
Целью системы обратной связи «Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов» заключается в сборе информации от родителей учащихся о том, насколько они удовлетворены качеством образовательных услуг, которые предоставляются ансамблем.
Задачи системы обратной связи:
· Оценка общего уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.
· Сбор конкретных замечаний и предложений родителей по улучшению качества образовательных услуг.
· Определение основных проблем и недостатков в работе учреждения, которые мешают достижению высоких результатов обучения.
· Определение уровня коммуникации и взаимодействия родителей с педагогическим коллективом учреждения.
Предоставление возможности родителям высказаться о своем отношении к качеству образовательных услуг и сделать свой вклад в улучшение работы учреждения.
Родители являются ключевыми участниками в образовании своих детей и их мнение имеет большую важность. Результаты анкетирования могут помочь в решении проблем обучения и планировании разнообразных программ и корректируя обучение, чтобы дать всем студентам лучшую возможность для процветания и развития.[8]
Полученные анкеты, могут быть использованы для определения лучших практик и для улучшения качества образования в целом. Например, результаты анкетирования могут помочь учреждению выявить необходимость изменения учебных планов и программ, повышения квалификации преподавателей, а также обновления образовательных материалов и ресурсов.
Кроме того, ответы на анкетирование также могут помочь родителям сделать более обоснованный выбор образовательной организации для своих детей, основываясь на опыте других родителей и общей удовлетворенности результатами обучения.
Разработка вопросов для обратной связи является важной составляющей процесса образования и дополнительного развития детей и может помочь улучшить качество образования и удовлетворенность родителей.
Вопросы анкеты должны быть понятными и четкими, и, в то же время, содержать достаточно информации, чтобы родители могли оценить эффективность образовательной программы и методов преподавания. [10][6]
В результате работы над проектом для анкеты были разработаны следующие вопросы:
1. В какой группе занимается Ваш ребенок?
2. Удовлетворены ли Вы тем, что Ваш ребенок посещает Ансамбль "Сиверко"
3. Чем обосновывается ваше решение отдать ребенка в ансамбль?
4. Как, по Вашему мнению, организована образовательная деятельность?
5. Если Вы даете низкую (недостаточно высокую) оценку организации образовательной деятельности, то это относится:
6. Удовлетворены ли Вы результатами обучения Вашего ребенка на сегодняшний день?
7. Если Вы не довольны результатами, то поясните, пожалуйста, причины Вашей неудовлетворенности.
8. С удовольствием ли ваш ребёнок идёт на занятия в ансамбль?
9. Что Вас не удовлетворяет в работе ансамбля?
10. Что Вам больше всего нравится в нашем ансамбле?
11. Готовы ли вы прийти заниматься в Центр на следующий год. Оцените это по десятибалльной шкале.
Некоторые вопросы предлагают выбрать вариант ответа, другие высказать свое мнение.
После того, как вопросы были разработаны, была создана веб-анкета с помощью сервиса Google Forms. Ссылка на анкетирование была отправлена педагогам детских групп для дальнейшего распространения в родительских чатах в социальных сетях.
Результаты анкетирования могут использоваться для подготовки отчетов и планирования стратегии развития программ и методов преподавания. Также результаты могут помочь улучшить коммуникацию между родителями и педагогами и повысить уровень удовлетворенности родителей от дополнительного образования.
Данный проект был посвящен разработке инструментария обратной связи с использованием сети интернет для оценки качества услуг.
Для достижения этой цели был и проанализированы сервисы сети Интернет для сбора данных и определен наиболее подходящий сервис - Google Формы, что позволило быстро и легко собирать данные от родителей. Разработаны вопросы для сбора мнений и отзывов родителей ансамбля, создана форма обратной связи, и выслана в беседы в социальных сетях родителям. Благодаря использованию сети Интернет удалось обеспечить простой доступ к форме обратной связи для родителей ансамбля и своевременный сбор информации о качестве услуг.
В дальнейшем будет разработан план мероприятий по улучшению качества услуг на основе полученных отзывов и предложений. Разработан инструментарий обратной связи для участников ансамбля.
Таким образом, разработанный инструментарий обратной связи является эффективным способом для оценки качества услуг. Этот инструмент позволит организации получать отзывы о своих услугах и сразу же принимать необходимые меры для их улучшения. Так же будет способствовать улучшению репутации и увеличению доверия участников и их родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
3. Указ президента РФ от 9 мая 2017 года о стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы.
4. Албегова И.Ф. Изменение функций и статуса преподавателя вуза в цифровом обществе: причины, факторы и последствия // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. статей и материалов межд. конф., 11–13 фев. 2016 г. Коломна: ГСГУ, 2016. С. 24–27.
5. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+.М.: Альпина Паблишер, 2013. — 357 с.
6. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.
7. Кораблѐв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А.А.Кораблѐв //Школа. - 2006. - №2 -С.37-39.
8. Кореньков В. В. Достижения информационных технологий и их влияние на человека/ В. В. Кореньков // Наука. Философия. Религия. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2018. - С. 53-60.14. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества/Отв.ред.Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко, В.И. Тищенко. — М: ИНИОН РАН, 2013. — 360
9. Румянцева, М. В. Инновационные формы работы с родителями в ДОО / М. В. Румянцева, О. В. Алафьева, М. Н. Лазуткина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург
10. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067
11. Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html свободный.
12. Социальные сети и сетевые сообщества как
показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании /
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4719
Обратная связь — в самом широком понимании ответная реакция человека или группы людей на получаемую информацию или совершаемое действие. Обратная связь как инструмент для изменения поведения (его улучшения) других людей широко используемый в социальном взаимодействии (например, при оценке персонала) и в обучении
Анкетирование
- метод диагностики, который используется работниками ДОО, с целью выяснения
образовательных потребностей родителей, а так же установления контакта с ними
Определение по ЮНЕСКО: информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда, занятых обработкой и хранением информации, методы взаимодействия людей с вычислительной техникой и производственным оборудованием, на практике, а так же социальные, экономические и культурные аспекты проблемы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.