УСПЕХИ СОВРЕМЕННОЙ
НАУКИ
Том 1, №4, 2017 год
Редакционная коллегия по основным направлениям работы журнала: Авдеенко Алексей Петрович (РФ, Ростовская обл.) – доктор сельскохозяйственных наук, доцент Агабекян Раиса Левоновна (РФ, г. Краснодар) – доктор экономических наук, профессор Алоев Владимир Закиевич (РФ, г. Нальчик) – доктор химических наук, профессор Ахмедов Шикар Габуллаевич (Азербайджан, г. Баку) – доктор философии по аграрным наукам, старший научный сотрудник Ata El Karim Shoiab Soliman (Египет, г. Алекандрия) – доктор философии (Ph. D.), профессор Баймишев Хамидулла Балтуханович (РФ, г. Самара) – доктор биологических наук, профессор Баранов Юрий Николаевич (РФ, г. Орел) – доктор технических наук, профессор Бахтин Виктор Викторович (РФ, г. Воронеж) – кандидат исторических наук, доцент Гарькина Ирина Александровна (РФ, г. Пенза) – доктор технических наук, профессор Домброван Татьяна Ивановна (Украина, г. Одесса) – доктор филологических наук, доцент Дулов Михаил Иванович (РФ, г. Самара) – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Елисеева Наталия Волеславовна (РФ, г. Краснодар) – доктор географических наук, профессор Eleyan Issa Jamal Issa (Иерусалим, г. Иордания) – доктор философии (Ph. D.), доцент Julia Shehovcova (ЮАР, г. Претория) – доктор философии (Ph. D.) Жолдошев Сапарбай Тезекбаевич (Кыргызская Республика, Г. Ош) – доктор медицинских наук, доцент Исайчев Виталий Александрович (РФ, г. Ульяновск) – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Кокоулин Владислав Геннадьевич (РФ, г. Новосибирск) – доктор исторических наук, профессор Концевая Светлана Юрьевна (РФ, г. Москва) – доктор ветеринарных наук, профессор Коцарева Надежда Викторовна (РФ, г. Белгород) – доктор сельскохозяйственных наук, профессор Липатов Вячеслав Александрович (РФ, г. Курск) – доктор медицинских наук, профессор Лурье Светлана Владимировна (РФ, г. Санкт-Петербург) – доктор культурологии, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Макарова Татьяна Львовна (РФ, г. Москва) – доктор искусствоведения, профессор, кандидат технических наук Mahmoud Shakarnah (Иерусалим, г. Вифлеем) – доктор философии (Ph. D.) Maxim Kovtun (ЮАР, г. Претория) – доктор философии (Ph. D.) Махина Светлана Николаевна (РФ, г. Воронеж) – доктор юридических наук, профессор Метревели Медея Гивиевна (Грузия, г. Телави) – доктор педагогических наук, профессор Носков Антон Валерьевич (РФ, г. Белгород) – доктор физико-математических наук, профессор Пантюхин Андрей Валерьевич (РФ, г. Саратов) – доктор фармацевтических наук, доцент Старикова Мария Сергеевна (РФ, г. Белгород) – доктор экономических наук, доцент Сорокопуд Юнна Валерьевна (РФ, г. Москва) – доктор педагогических наук, профессор Yamb Emmanuel (Камерун, г. Дуала) – доктор философии (Ph. D.), профессор Ферзаули Али Нахчоевич (РФ, г. Грозный) – доктор медицинских наук, профессор Хамитов Назип Виленович (Украина, г. Киев) – доктор философских наук, профессор Хамраева Елизавета Александровна (РФ, г. Москва) – доктор педагогических наук, профессор Чумакова Татьяна Витаутасовна (РФ, г. Санкт-Петербург) – доктор философских наук, профессор Ярычев Насруди Увайсович (РФ, Р. Чечня) – доктор педагогических наук, профессор |
Главный редактор журнала:
кандидат технических наук, доцент
Клюев Сергей Васильевич
Зам. главного редактора: кандидат технических наук
Клюев Александр
Васильевич
Международный научноисследовательский журнал «Успехи современной науки» включен в список ВАК, Elibrary.ru и в Международную базу данных Agris.
Адрес редакции, издателя:
308031,
г. Белгород, ул. Садовая, 28 - 4. 8-951-139-63-27 E-mail: zhurnalnauka2015@yandex.ru
Сайт: modernsciencejournal.org
Адрес типографии «Эпицентр»:
308008, г. Белгород, пр-кт
Б. Хмельницкого, д. 135, офис 40 +7 (4722) 35-89-01
Способ распространения: авторам публикаций; по подписке.
Цена свободная.
Тираж 400 экз. Подписано в печать 15.04.2017 г.
Статьи публикуются в авторской редакции.
© Успехи современной науки, 2017
Булганина С.В., Иванова Д.С., Шутова Ю.Г.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ |
|
|
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ВУЗЕ
Донскова Е.В. |
|
7 |
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Зайцева И.Н., Фортунова Н.А. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ |
|
11 |
ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ (РАДИОТЕХНИКА)
Казак Е.Г. СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ |
|
14 |
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ
Булганина С.В., Максина О.А., Робилко Т.В. |
|
18 |
ОПРОС ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Морозова И.М., Кулагина Ю.А., Чапаева Е.В. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ |
|
21 |
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
Нугманова И.К. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА |
|
25 |
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Пак Ын Cук |
|
30 |
ИЗУЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОПЫТА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ |
||
СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ
Рачина Б.С. |
34 |
|
УРОК МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Федоров П.А. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКИХ ВОЕННЫХ |
38 |
|
КОРПУСАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Черкесов Т.Ю., Ингушев Ч.Х., Тхагазитов А.М., Биттиров Р.М. АНАЛИЗ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ |
43 |
|
САМБИСТАМИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО СИЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Курашинова А.Х. |
48 |
|
ПРАГМАТИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Воскобойникова Г.А., Овчинникова А.Ж. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СФЕРА РАЗВИТИЯ |
52 |
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Губайдуллина Р.Н., Ильясова А.М., Хакимзянова А.С. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ И ПРАКТИКУЮЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ |
56 |
|
МЕТОДА «CASE STUDY» ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дьячков В.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ |
61 |
|
КОМПЛЕКСЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОГРАММЫ MICROSOFT OFFICE WORD 2013 |
67 |
Красильникова Л.В., Лунина Е.Е.
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Хорохорина Г.А., Глухова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ИНОЯЗЫЧНОЙ |
70 |
||
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ)
Шеенко Е.И. |
74 |
||
К ПРОБЛЕМЕ НОРМЫ И НОРМАТИВОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Дряхлова Т.Е. КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ |
78 |
||
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
81 |
||
Рыбачук Н.А. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО |
|
|
|
НАПРАВЛЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Ермилова Л.П., Лавриненко Н.Р., Лидов М.А., Сахнова И.В., Устинов Л.Ю. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ |
|
|
85 |
В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нальгиева Л.А. |
|
|
88 |
НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Шеенко Е.И. |
|
|
94 |
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Яндиева А.И. |
|
|
97 |
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Попова Т.С. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ |
|
100 |
|
КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Сорокина В.М. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ |
|
103 |
|
ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА ОЦЕНОЧНОМ ЭТАПЕ
Frolova N.A., Aleshchanova I.V. COMICEINSATZ ALS FÖRDERUNGSMITTEL DES KREATIVEN SCHREIBENS IM DAF-UNTERRICHT COMICS AS A METHOD OF CREATIVE WRITING |
|
107 |
|
DEVELOPMENT IN THE GERMAN TEACHING
Кулеша А.А. РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ, КАК ПРИМЕР |
|
111 |
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Ермакова Е.В., Слизкова Е.В., Кунгурова И.М. |
|
118 |
|
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Житкова Ю.С., Гараева Л.Х., Зыбина А.В. |
121 |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА 127
Мишенева Ю.И.
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ НА МОТИВАЦИЮ
СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 131 Муриева М.В.
ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ ПЕРЕВОДА НА ИНОЯЗЫЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Широбакина Е.А., Абдрахманова И.В., Йосипенко К.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО |
|
134 |
ПРАВИЛАМ ИГРЫ И ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ СУДЕЙСТВА В БАСКЕТБОЛЕ
Покотилова А.В. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ |
|
137 |
ГОТОВНОСТИ ПРОТИВОСТОЯТЬ СОЦИАЛЬНЫМ ОПАСНОСТЯМ
Чурикова И.Э., Малышев А.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОК, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ |
|
141 |
В ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Абдрахманова И.В., Сандирова М.Н., Лущик И.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ |
|
144 |
ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Бороздина О.С. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН |
|
148 |
ПРОСОЦИАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ
Буданцева Е.А. |
|
152 |
ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ ПЕДАГОГА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО |
|
155 |
Гогинава С.Е., Богоева М.Д., Горобий А.Ю.
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА 158
Шиманский О.В., Козлов А.В., Кутьин И.В.
ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ 163
Мельников Ю.Б., Синцова С.Г., Кандоба О.И.
АЛГЕБРАИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ГЕНЕРИРОВАНИЯ
ФОРМАЛИЗОВАННОЙ РЕЧИ ПРИ ЗАДАННЫХ СТИЛЕ, ОБЪЕМЕ
И ДРУГИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ РЕЧИ 167
Недоруб Е.Ю., Демьянков Е.Н., Павлов А.А.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 175
Полякова Л.О.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 178
Шахмаева К.Е., Савва Л.И., Павлова Л.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ 183
Лопуха Т.Л., Каштанов А.Ю.
ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ 187
Ларин С.Н., Лазарева Л.Ю., Юрятина Н.Н.
ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ 194 Братухина Е.В.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
|
ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Литвинов С.А. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН, |
199 |
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Таланцева В.К., Пестряева Л.Ш., Пешкумов О.А., Глинкин Б.Н. О ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ |
204 |
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ильина Л.М. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСПИТАННОСТИ |
209 |
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗОВСКОМ МУЗЕЕ
Тимощук Н.А., Плеханова Т.М. |
216 |
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
Валуева А.В. «КОМПОЗИЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА |
219 |
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Волкова Ю.С., Морозова И.М. ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ СПО КАК УСЛОВИЕ |
225 |
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Каменских Д.В. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ |
228 |
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Кузнецов В.В., Тихомирова А.Н. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ |
233 |
В ВУЗАХ
Цытулина Н.В., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Мишаткина М.В. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ |
241 |
ТРАЕКТОРИЮ СТУДЕНТОВ
Брюханов Д.А. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЮСШ ПО ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ |
244 |
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Паринова Г.К., Ребенок М.Н. ПОДГОТОВКА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАЩИХСЯ |
250 |
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Гайкова Т.П., Клюкина П.И. |
253 |
РОЛЬ СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 257
Факов А.М.
ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ ГОРНЫХ ПОХОДОВ 262
Атаманова Г.И.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКЕ
«ПРОЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 265
Атаманова Г.И., кандидат педагогических наук, доцент,
Тувинский государственный университет,
Кызылский педагогический институт
Аннотация: в статье дано объяснение актуальности введения материала экологического образования на уроке «Проектная деятельность». Показаны некоторые пути интеграции введения этого материала через обучение проектной деятельности, разработку проектов школьниками в экологическом аспекте.
Ключевые слова: проектная, деятельность, исследование, экологический, императив, экологическое,
образование
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития человечества большое значение приобретает экологическое образование. Важность данного вопроса подтверждается указом Президента России ВВ. Путина, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Так как цель этого решения заключается в привлечении внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере и улучшении состояния экологической безопасности, то предмет «Проектная деятельность» дает педагогические предпосылки интеграции экологического образования для привлечения такого внимания.
В переводе с латинского «интеграция» значит слияние, соединение отдельных частей в целое, общее, единое. Общее определение термина можно сформулировать как объединение, сближение или слияние частей, образующее общее, единое целое, но при этом сохраняя свою идентичность. Интеграция также включает в свое определение процессы и явления в разных сферах жизни общества и государства: политической, культурной, экономической и других [2]. Школьное экологическое образование позволит привлечь внимание к проблемам и улучшить состояние экологической безопасности подрастающего поколения.
Однако, по мнению Е.Н. Дзятсковской, школьное экологическое образование реализуется в весьма усеченном виде. Как правило, оно ограничивается биоэкологией, без вопросов экологии и здоровья человека, тем самым упускается важный гуманитарный компонент экологического мировоззрения. А разобщенность между экологическим и здоровьесберегающим образованием, между образованием в области безопасности человека и образованием в области безопасности окружающей его среды лишает образование устойчивого развития фундамента интегрированного рассмотрения экологических и социально-гуманитарных проблем общества [1].
Восполнить эти пробелы позволяет предмет «Проектная деятельность», который, согласно ФГОС был введен в курсе основной школы. Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования [4]. А так как, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, то реализовать интеграцию экологического образования позволяет проектная деятельность, системнодеятельностный подход. Системнодеятельностный подход обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [3].
Таким образом, через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте второго поколения.
Чтобы учиться жить в соответствии с экологической необходимостью, нужно отказываться от антропоцентрических ценностей, которые господствовали в умах людей тысячелетиями, и переходить к экоцентрическим убеждениям, что очень и очень непросто. То есть, необходима перестройка сознания человека, суть которой – в признании абсолютной, безусловной ценности природных саморегулирующихся систем, в раскрытии глубинного смысла известного принципа «не навреди» – «действуй в согласии с законами природы» [1].
В большей степени, чем на других занятиях предмет «Проектная деятельность» является той ступенькой, на основе которой возможен переход к более глубокому изучению данных вопросов. Это подготовительный шаг к стиранию обезличенности знаний и выделению социальной важности учебного материла в аспекте изучения экологического императива. Любые интеграционные процессы приводят к качественно новым образовательным результатам.
Как предмет «Проектная деятельность» может быть подготовительным шагом интеграции к рассмотрению экологических и социальногуманитарных проблем общества? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к занятиям по предмету «Проектная деятельность», которые были разработаны совместно с учителем Н.И. Мотоловой и реализуются ею в республике Тыва в МБОУ СОШ №3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла. Этот курс начал вводиться с 2016-2017 у.г. в 7 – 8 классах. Но, несмотря на короткий срок реализации, влияние предмета «Проектная деятельность» на формирования системного мышления школьников, без которого невозможна его безопасная жизнедеятельность в обществе рисков – неоспоримо. В частности, учащиеся осваивают универсальные учебные действия, которые обеспечивают межпредметные взаимодействия. А межпредметный подход обеспечивает единую систему взглядов, целостность знаний, возможность переноса этих знаний в новые ситуации и применения на практике. Общий алгоритм при организации учебной деятельности по предмету направляет школьников на отработку определенных действий, которые в дальнейшем им помогут разработать проект по выбранной теме по любому предмету, будут способствовать формированию навыков, имеющих жизненно важное значение.
Все занятия школьников по реализации предмета «Проектная деятельность» разделены на отдельные модули.
Первый модуль: введение в проектную деятельность и первый этап подготовки разработки проектов – «Организационный», которому отводится сентябрь-октябрь.
Второй модуль: «Разработка проектов по выбранным темам» (ноябрь-февраль). На этом этапе создается педагогическая ситуация для изучения понятия экологический императив, как объективность пределов ресурсов саморегуляции живого, как условие для дальнейшего развития человечества и формирование системного прогностического экологического мышления через отбор содержания материала при подготовке и разработке своего проекта.
Третий модуль – «Реализация и защита проектов» (апрель-май). На этих занятиях создаются условия для обсуждения, защиты проектов, анализа выбранных тем с точки зрения смысловым наполнением выбранных направлений исследования. На этом этапе каждый школьник не просто представляет свой исследовательский проект по выбранному направлению, а поясняет новый смысл, который нужно вложить в обычные понятия. Одно из направлений на занятиях и посвящено экологическому императиву, как условию для дальнейшего развития человечества под общим названием «Наше будущее зависит от нас».
Четвертый модуль – обобщающий, который помогает понять школьникам педагогические и этические проблемы формирования у молодого поколения нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы. Учащиеся начинают понимать, что все процессы на планете Земля взаимосвязаны, начиная от рождения и заканчивая конечным этапом.
Все занятия строятся на событиях, которые близки для понимания школьникам, на примерах, с которыми учащиеся встречаются в своей жизни, социуме.
Учащимся дается возможность высказать свою точку зрения, связать прошлое, настоящее и будущее, оценить происходящее, проанализировать и сделать выводы. Для большего смыслового понимания и осознания для школьников на уроке проводится игра «Закончи предложение»: «Я думаю, что людей больше...», «По сравнению с другими семьями, мои родные...», «Я был бы счастлив, если бы на земле...», «Люди ценят...», «Меня беспокоит...» и т.п. Результаты этой игры обсуждаются, анализируются и приходят к определенному выводу.
Для учащихся, выше изложенные модули можно назвать шаги для реализации проекта или алгоритм написания проекта.
Шаг 1. «Выбор темы проекта». Ученики обосновывают свой выбор: «Я выбрал(а) эту тему, так как......».
Выбору темы проекта предшествует большая работа учителя по выявлению наиболее значимых для школьника вопросов, по объединению вопросов в определенную группу, по обсуждению названия группы, в которую будет входить сформулированный вопрос. Наиболее значимые вопросы ученики формулируют самостоятельно и соотносят с общей группой, затем окончательно дорабатывают тему, которая будет положена в начало разработки проекта. На этом этапе учитель проводит обсуждение вопросов, которые выбрали ученики для разработки проекта, помогает определить направление, к которому можно отнести изучаемый вопрос и более корректно формулируется тема. Дается рекомендация к оформлению проекта. Можно приложить фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с родителями текст для письменного описания проекта).
После обсуждения со школьниками были сформулированы следующие направления:
1) «Наше будущее зависит от нас».
2) «Здоровье ХХI века».
3) «Как распределить время, чтобы стать успешным».
4) «Профессии моей мечты».
Учащиеся определили, к какому направлению относится их вопрос, над которым им предстоит работать и сформулировали рабочее название своей темы.
Шаг 2. «Сбор информации». Ученики дают пояснение об информационных источниках: «Для работы над проектом я пользовался (ась) такими источниками ...».
Шаг 3. «Обдумывание плана работы над проектом». Эта часть совместной работы учителя и ученика активизирует мыслительную, познавательную, творческую деятельность школьника. Результатом на этом этапе должны быть сформулированы тема, цель, задачи, план реализации и литература.
Шаг 4. «Реализация проекта». На этом этапе школьник в процессе самостоятельной и совместной с учителем деятельности составляет текст, согласно поставленной цели и плана реализации, выделяет главное в тексте, чтобы отметить, что будет использовано для подготовки презентации, макета, плаката и т.п.
Шаг 5. «Подготовка к защите проекта». Эта часть деятельности предполагает домашнюю подготовку учащегося к защите проекта.
Так как защита проектов это не один урок, а несколько, то составляется групповая последовательность, график, регламент выступлений и ответов на вопросы. За один урок планируется заслушать и обсудить от 5 до 7 проектов.
Шаг 6. «Защита проекта». Ученик представляет отчет о проделанной работе. Для этого защищается представленный проект, в виде презентации, плаката, брошюры, и т.п. Защита проекта происходит по заранее обговоренному алгоритму оформления, выступления, обсуждения, ответов на вопросы, рефлексии, анализа проделанной работы. Оценка за выступление выставляется коллегиально, то есть каждый ученик может быть в роли эксперта, который способен аргументированно высказаться «за» или «против» того, что было сказано и дать объективную оценку.
По каждому направлению были сформулированы темы, в частности по первому направлению: «Наше будущее зависит от нас», были представлены проекты по темам:
1) «Енисей – наше природное и культурное наследие: спасти и сохранить».
2) «Путешествие без экологического следа. Превратим ненужное – в нужное».
3) «Традиции моей семьи, как часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями».
4) «Глобальные проблемы. Влияние социальных сетей на мировоззрение и поступки современной молодежи».
5) «Животные рядом с нами, во взаимосвязи с окружающей их средой. Мы в ответе за тех, кого приручили!».
Не зависимо, сколько лет ведется предмет первый год или последующий, шаги, которые можно назвать «алгоритмом» будут оставаться такими же. Допустимо изменить объем, содержание и название выбранных тем для проведения исследования. С каждым годом изучения предмета «Проектная деятельность» у педагога увеличивается возможность ввода в исследовательскую деятельность школьников в аспекте экологического образования устойчивого развития. А для реализации ЭО УР, как говорил Н.Н. Моисеев: «необходимо коренное изменение философии и методологии образования». Быстрого изменения направления мировоззрения не произойдет, поэтому проектная деятельность это первый шаг к дальнейшему исследованию выбранной предметной темы. И только более объемное изучение проблемных вопросов может заложить эти изменения.
В целом, интеграционные процессы, которые можно осуществить на занятиях по предмету «Проектная деятельность» в перспективе могут позволить достичь положительных результатов экологического образования для устойчивого развивтия в:
формировании целостных представлений о взаимодействии человека с миром природы, к которому он и сам относится;
осознании себя частью целого (биосферы);
мотивации к снижению своего
«экологического следа» в окружающей среде;
способности переносить моральные, психологические и физические нагрузки, сохраняя психологическую устойчивость;
в целом – в готовности к деятельности в соответствии с экологическим императивом [1].
Обобщая выше изложенное можно заключить, что предлагаемые уроки представляют собой попытку показать, как с помощью предмета «Проектная деятельность» можно вызвать интерес учеников к формированию знаний о закономерностях взаимоотношений природы и человека, природы и общества и последствиях такого взаимодействия, как, в зависимости от контекста, объединять части в единое целое. Совсем иное смысловое наполнение приобретают понятия «человеческий капитал», «природный капитал», «качество жизни». Именно интегрированное содержание может служить основой для концептуализации представлений человека о мире и ценностно-смысловой рефлексии своей деятельности в нем.
1. Дзятковская Е. Н. Интеграция экологического и здоровьесберегающего образования // Биология в школе: научно-теоретический методический журнал. 2012. № 6. С. 47 – 51.
2. Интеграционные процессы. FB.ru. [электронный ресурс]. http: //fb.ru /article /53637/integratsionnyieprotsessyi. Дата обращения 18.04.2017 г.
3. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с. (Стандарты второго поколения).
1. Dzjatkovskaja E. N. Integracija jekologicheskogo i zdorov'esberegajushhego obrazovanija // Biologija v shkole: nauchno-teoreticheskij metodicheskij zhurnal. 2012. № 6. S. 47 – 51.
2. Integracionnye processy. FB.ru. [jelektronnyj resurs]. http: //fb.ru /article /53637/integratsionnyieprotsessyi. Data obrashhenija 18.04.2017 g.
3. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 N 1644
4. Fundamental'noe jadro soderzhanija obshhego obrazovanija // Ros. akad. nauk, Ros. akad. obrazovanija; pod red.V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd., dorab. M.: Prosveshhenie, 2011. 79 s. (Standarty vtorogo pokolenija).
Atamanova G.I., Candidate of Pedagogical Sciences (Ph.D.), Associate Professor,
Tuvan State University, Kyzyl Pedagogical Institute
Abstract: the article provides an explanation of the relevance of introducing a material of environmental education in the classroom «project activity». Shows some ways of integrating the introduction of the material through project management training, project development students in the environmental aspect.
Keywords: project, activity, study, environmental, imperative, environmental, education
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.