Комитет по образованию
государственное бюджетное ОБЩЕобразовательное учреждение
«Инженерно-технологическая школа № 777» санкт-петербурга
197345, г. Санкт-Петербург, Лыжный переулок, дом 4, корпус 2, строение 1, +7 (812) 246-35-80
ИНН 7814712962, КПП 781401001, ОГРН 1177847375639, E-mail: info.itsh777@obr.gov.spb.ru
_______________________________________________________________________________________________________________________________
МАСТЕР-КЛАСС
«Интеграционная модель урока как одно из необходимых условий качества современного географического образования или «Формула успеха для всех»»
№ п/п |
Этап мастер-класса |
Деятельность конкурсанта и фокус-группы |
1 |
Приветствие
|
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Я Дорожков Андрей Анатольевич, учитель географии ГБОУ «ИТШ №777» Санкт-Петербурга. Я представляю мастер-класс в рамках Всероссийского конкурса «Педагогический дебют - 2024» на тему «Интеграционная модель урока как одно из необходимых условий качества современного географического образования или «Формула успеха для всех»» . |
2 |
Индукция. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта. Индуктор соотносит участников мастер-класса с чувствами, мыслями, эмоциями
|
Любите ли вы географию, так как люблю ее я? Со всеми силами души, всем энтузиазмом, с проявлением всей энергии, любознательности! Но такой ли ответ я получу от учеников? Ответы будут самыми различными, в том числе и такие…
Видео (Андрей Анатольевич, вы замечательный человек, интересно рассказываете на своих уроках материал, но мне кажется, что я в пустую трачу свое время. Я ведь собираюсь стать инженером. Мне для поступления предмет не нужен будет…)
Ссылка на видео с презентацией: |
3 |
Панель – этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости.
|
Наверняка каждый из коллег когда-то сталкивался с такой проблемой. И отрадно, когда таких ответов вы не слушали. Конечно, становится обидно. Когда ребенок может сказать тебе такие слова, но стараюсь эту ситуацию решить. Несмотря на то, что сегодня немногие выпускники выбирают мой предмет для сдачи ЕГЭ (данные вы видите на слайде), я стараюсь сделать уроки географии значимыми для каждого школьника. Как же заинтересовать учеников? Хочется, чтобы ученик приходили ко мне на урок с интересом, чтобы горели глаза, чтобы те маршруты, которые проложили на карте, стали отправной точкой большого путешествия во взрослую жизнь. Что же им поможет на этом нелегком пути? Есть ли формула успеха? Безусловно! Предлагаю сейчас всем вместе ее вывести.
|
4 |
Задачи
|
Сегодня мы с вами 1. Определим слагаемы интеграционной модели 2. Создадим формулу педагогического успеха для каждого из вас 3. Применим (вспомним) известные элементы современных технологий и приемов |
5 |
Новое знание
|
И первым слагаемым формулы «Взаимная согласованность – межпредметная интеграция» Что может дать такая интеграция? География – это такая наука, которая удивительным образом находит свое отражение во всех образовательных областях, что позволяет осуществлять интеграцию с любым учебным предметом. Одним из общих предметов изучения литературы и географии становится место жизни популярного писателя, его героя или ландшафта, запечатленного в произведении. Так можно изучить адрес писателя, оценить обстановку или характерные элементы декора. Составить маршрут и нанести на карту важные объекты посещения. Аналогично можно разобрать описание литературного города или его прототипа, посмотреть место «разыгрывания» сюжета. А как раскрывается образ природы в стихах… Чтение отрывка стихотворения. ( В светлом инее березы. Злы в Сибири холода! Речка скрылась от мороза Под тяжелый панцирь льда. Кедры в белых рукавицах Молчаливо-высоки… Жадно нюхает лисица Деревенские дымки… Э.Асадов) - Как Вы думаете, о какой природной зоне идет речь? По каким признакам вы это определили?
(Коллегам предлагается поработать с отрывками стихотворений и постараться применить их к своим предметам.) Ответы. Спасибо. «Если вы входите в класс от которого сложно добиться слова, начните показывать картинки и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Д. Ушинский А теперь рассмотрите репродукции картин известных художников. Можете назвать, чьи это произведения? (Дубовский, Шишкин , Васнецов, Левитан) - Что объединяет эти картины? - Сформулируйте тему урока. Ответ. Да. Совершенно верно. Времена года. Тема урока в 8 классе. По иллюстрациям можно не только определить тему. На Ваш взгляд, что можно еще определить? Ответ.
(Коллегам в группах необходимо предложить свои репродукции)
Приведу пример задания, которое было дано на интегрированном дистанционном уроке географии и математики, проведенного в форме телемоста. Шестиклассникам из Мариуполя и Санкт-Петербурга было предложено задание определить географические координаты, а затем рассчитать расстояние между Мориуполем и Санкт-Петербургом двумя способами: с помощью масштаба и с помощью градусной сети. Математика и география – это две науки, которые не могут существовать друг без друга. Они неразрывно связаны между собой, и продолжают работать вместе на благо всего человечества. Проведенный анализ литературы и числовых данных, полученных в результате наблюдения за температурой воздуха, состоянием неба и осадками показал, что математические приемы помогают более глубоко анализировать географические явления. Обратимся к истории. Это тот предмет, который рука об руку идет с географией. Исторические личности, события неразрывно связаны с географическими точками (геолокациями). Все это имеет место быть в географии. Уважаемые коллеги, я думаю, что Вы без труда сможете назвать Великого человека. Который изображен у меня на экране. Ответ. Да, это Петр 1. А какими профессиями он обладал? Инженер, судостроитель, политик, реформатор, человек давший импульс к развитию географии в России. Рассуждая с детьми о вкладе Петра 1 в развите географии, можно затронуть и воспитательную компоненту. Какие качества Петра 1 помогли ему состояться как государственному деятелю? Ответ. Конечно, это разговор о его качествах: целеустремленности, умении принимать решения, брать ответственность на себя и др. Таким образом, мы видим, что межпредметная интеграция позволяет школьникам не только получать новые знания в виде фактов, понятий, закономерностей, но и видеть целостную картину мира. Посмотрите, вот и появилось первое неизвестное в нашей формуле – И1. Сегодня в школе особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности и второе слагаемое моей формулы будет. «Связи внутреннего и внешнего в человеке – интеграция теории и практики» Уважаемые коллеги! В каких жизненных ситуациях ученики смогут применить знания, полученные на Вашем предмете? Ответ. Ключевая особенность моих уроков – их практико-ориентированность. Я учу школьников решать реальные жизненные задачи на основе географических знаний. В этом мне помогает такой прием, как «Письмо с места». Задание составляется на основе реальных событий, имеющих или имевших место быть. При таком приеме очень хорошо реализуется региональный компонент. Посмотрите на экран. Вы видите фрагмент письма. Прочтите и назовите проблему, которая обозначена в данном письме? Ответ. Совершенно верно, обозначена проблема подтопления. А вот дополненное письмо. Какие дополнения вы увидели? (Фокус-группа знакомится с письмом жителей и документацией строителей, компании Русгидро, экологов. Предлагают свои ответы) Ответ.
Теперь обратите внимание на следующий слайд. Как можно связать перечисленные документы – документация экологов, строителей, инженеров по безопасности на гидротехнических сооружениях, с проблемами, которые Вы определили из письма? Ответ. Можем ли мы сказать, что специалисты, которые должны ответить на письмо должны обладать знаниями по географии? Ответы. На какую мысль это может наталкивать учащихся? Что они должны знать? Ответ. Конечно, многим специалистам: инженеру-строителю, инженеру по безопасности, экологу – необходимы знания в области географии для решения этой, и не только, практической ситуации. Школьники используют знания из различных областей, изучают настоящие документы, готовят свой ответ на поступившее письмо. А теперь взгляните на следующий слайд. Доклад ООН о запасах пресной воды. Реальный документ, который рассматривается на международном уровне и позволяет понять ситуацию о состоянии водных ресурсов в мире. Детям предлагается задание: изучая доклад, найти эффективные пути решения сохранения водных ресурсов мира. Как в практике могут помочь знания, полученные при изучении этого источника? Ответ. О чем может рассказать следующая иллюстрация? Какие мы видим изменения с высотой? Ответ. В обычных жизненных ситуациях знания географии бывают необходимы. На этой иллюстрации мы видим, как меняются климатические условия, с повышением высоты понижается температура воздуха и атмосферное давление. Поднимите руку, кто любит путешествовать? А кто был в горах? Чем Вам могут быть полезны знания об изменениях климатических условий с высотой? Ответ.
Вот еще пример практического задания: предлагается разобрать маршрут путешествия по России с обоснованием мест, которые они рекомендуют посетить. И форма продукта может быть разной: рисунок, стихотворение, презентация, буклет. Таким образом, объединяя теорию и практику, я предлагаю ребенку найти решение жизненных ситуаций, приводящее его к успеху. Таким образом, мы объединяем теоретические знания с практическими, что в свою очередь определяет практическую направленность предмета. И в нашей формуле появился еще один компонент. Учебный план – это рамочный документ, который регламентирует количество часов на изучение того или иного предмета. - Всегда ли Вы согласны с тем количеством часов которое отводится на изучение вашего предмета? Ответ. Было ли желание увеличить количество часов? Предлагаю третье слагаемое формулы «Потребность в познании – интеграция основного и дополнительного образования» На ваш взгляд, какова роль дополнительного образования в той или иной предметной области? Ответ. Я считаю, что дополнительное образование расширяет границы предмета, позволяет изучить его на более углубленном уровне. Я получаю возможность уделить больше времени тем, кто увлечен моим предметом, а это в свою очередь, становится инструментом привлечения новых учеников в систему дополнительного образования. На занятиях кружка появляется возможность больше времени уделить работе на современном оборудовании, увеличить количество практических, исследовательских работ, более качественно организовывать проектирование. У учащихся формируются навыки для профессионального самоопределения. Коллеги! Будет ли такая деятельность формировать личный интерес? Ответ.
Для меня оптимальным способом стала интеграция основного и дополнительного образования. Как Вы считаете, что мы можем восполнить дополнительным образование по предмету? Ответ. Я в свою очередь расширяю границы предмета. Имею возможность уделить больше времени тем, кто увлечен предметом, а это в свою очередь становится инструментом привлечения новых учеников в систему дополнительного образования. Работа на современном оборудовании, проведение практических, исследовательских работ, проектирование. Использование полученных материалов на уроках.
У учащихся формируются навыки для профессионального самоопределения. Коллеги! Будет ли такая деятельность формировать личный интерес?
|
6 |
Социоконструкция. Поисковый уровень. Примени на своем предмете
|
Коллеги! Сейчас я предлагаю рассмотреть все слагающие в формуле успеха в рамках вашего предмета. Какие примеры Вы могли бы привести? Ответы (Фокус-группа знакомит зал элементами, которые они будут или могут использовать в своей работе) |
7 |
«Инсайт», «понимание»
|
Уважаемые коллеги, предлагаю посмотреть, что у нас получилось: сумма трех слагаемых Интеграция предметов, интеграция теории и практики, интеграция основного и дополнительного образования приводит к значимому результату, но если формулу изменить, добавляя компоненты, то все слагаемые успеха с учетом рисков и трудностей приумножатся благодаря личности учителя. Видеосюжет. Ученик вновь разговаривает с учителем. Андрей Анатольевич, большое спасибо за то, что дали мне понять насколько важен преподаваемый Вами предмет. И пусть он мне не нужен при поступлении в ВУЗ, но он мне нужен для жизни. В ходе нашего мастер-класса мы, уважаемые коллеги мы увидели, как интеграционная модель интегрирует в себе различные технологи, элементы технологий: кейс-технология, ИКТ, проблемное обучение и др. Различные приемы, которые использовать может каждый учитель предметник: «Толстые и тонкие вопросы», «Верю» «не верю», игра и др. |
9 |
Рефлексия
|
А завтра опять в путь, в свет тридцати двойных прожекторов детских глаз, лучи которых пронизывают насквозь. И от этого становится тепло. Тепло тебя сразу побуждает к новым совместным свершениям и открытиям после которых нас точно ждет успех!
Прежде чем мы с Вами расстанемся. Пройдите по кюар-коду и ответьте на один вопрос, а результаты мы увидим на экране! Ответы. |
Аннотация к мастер-классу
Тема: ««Интеграционная модель урока как форма повышения качества образования или «Формула успеха»»
Цель: создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности у педагогов по повышению качества образования
Задачи:
1. Показать, как можно использовать простые, но эффективные приемы на уроках любых предметных областей;
2. Раскрыть особенности выстраивания учебных занятий;
3. Сформировать у участников мастер - класса мотивацию на использование в образовательном процессе «простые» но эффективные приемы (элементы технологий), для развития познавательного интереса и повышения качества образования.
Актуальность:
Профессиональная деятельность специалиста предполагает комплексное и вариативное использование теоретических знаний и практических умений. Каждая профессиональная задача, по своей сути, является междисциплинарной, интегральной и требует системного анализа, построения целостной модели ее решения. Очевидно, что подготовка специалистов, необходимых государству и нацеленных на успешную трудовую деятельность, невозможна без полноценного общего образования, получаемого в школе. Однако в течение многих лет в нашей стране школьное образование использовало только традиционный подход к обучению, заключающийся в воспитании личности с заданными свойствами, а не всесторонне развитой творческой натуры.
В последние годы ученые и практики сходятся во мнении, что образовательный процесс школы должен быть целостным, позволяющим полноценно развивать способности учащихся. Смена образовательной парадигмы, личностно - ориентированный подход в обучении, гуманизация и гуманитаризация образования актуализировали разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Их основой стала интеграция содержания образования, способная сформировать у школьников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.
Сущность интегративного подхода в образовании заключается во взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленном на организацию и осуществление поисковой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в условиях внутридисциплинарного и междисциплинарного синтеза. Интеграционный подход в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и предполагает:
Системообразующими приоритетными идеями интегративного образования являются:
Реализация поставленных задач позволяет педагогу в наилучшей степени воздействовать на формирование всесторонне развитой личности обучающегося, повысить его мотивацию к получению новых знаний и навыков, следовательно, интеграционный подход является неотъемлемым компонентом современного образования, свидетельствующим о его развитии и совершенствовании.
Данный мастер класс может быть интересен учителям любой предметной области, так как предложенные элементы технологий, приемов легко применимы на любом предмете. Учитель, использующий интеграцию в своей работе, найдет для себя что-то новое, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы приемы, а также элементы технологий (Кейс-технологии, ИКТ, Проблемное обучение). Каждый участник мастер- класса должен будет преломить на свой предмет предложенные элементы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.