Интеграция образовательных областей.
Оценка 4.7

Интеграция образовательных областей.

Оценка 4.7
doc
20.01.2022
Интеграция образовательных областей.
14 Статья Интеграция образовательных областей.doc

Кошанова Ардак Дамировна

 

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТА

 

         Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, побуждают к пересмотру и переоценке многих ценностей.  Конечно же, образование, как основной общественно-социальный институт развития общества, тоже претерпевает изменения,  связанные  со  сложными  переменами  в  сознании  людей.

         Демократические  изменения в образовании требуют вдумчивого подхода. В системе дошкольного образования необходимо, сохранив все лучшее, положительное, достигнутое  за последние десятилетия, внедрять новые подходы в  воспитании  поколения.

         Великий ученый Л.С.Выготский считал, что ребенок идет в детский сад, школу учиться,  а педагог – для того, чтобы ... (нет, не научить!), а поддержать и помочь в его учении.      Дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. В остальное они воспринимают как «досадную нагрузку» -  традиционно организованные занятия интересуют лишь 20%  детей. 

         История развития дошкольного образования свидетельствует, что более 15 лет по стране распространяется философия «Step by step», ставящая в центр внимания личность ребенка, его потребности, его интересы и возможности, ориентированная на партнерские отношения детей, педагогов, родителей и общественности. У нас возникли модельные группы, работающие в режиме личностно-ориентированного компетентностного обучения. Выпускники этих групп  демонстрируют креативный ум, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде. Эта философия затронула умы многих педагогов, заставив пересмотреть многие ценности.

         Стандарт дошкольного образования Республики Казахстан отвечает пониманию, что детство – это закономерная последовательность целостных, внутренне необходимых этапов развития личности, что развитие личности ребенка происходит во всеобщей культурно-исторической форме образования и полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития. Он позволяет по-новому взглянуть на ребенка как субъекта воспитания и образования, на педагога, среду, семью ина другие вопросы, касающиеся дошкольного детства.

         Стандарт, как ориентир для участников системы дошкольного образования, выполняет следующие функции: регулирование, нормирование и определение требований. Это инструмент регулирования педагогического процесса, системы требований к отбору содержания образования, его уровню и качеству, профессиональной компетентности педагогов, предметно-развивающей среды дошкольных организаций, максимальной учебной нагрузки для ребенка, сохранения единого образовательного пространства и сотрудничества с семьей.

         Стандарт предназначен не только педагогам, но и специалистам, имеющим отношение к проблемам раннего детства, родителям. По содержанию он несколько отличается от предыдущего (как нормативного документа в основном для педагогов), жестко регламентировавшего содержание дошкольного образования. Оно в большей степени понималось как узкая подготовка детей к школе. Стандарта определяет дошкольное образование как обязательный период личностного развития ребенка, формирования важнейших ключевых компетентностей и жизненных навыков, необходимых для его успешной социализации в обществе.

          Стандарт – это прежде всего определение того, что ребенок должен знать и уметь и какими ключевыми компетентностями должен овладеть. Такова цель Стандарта, итог образовательной деятельности педагога.

         В этом документе определены следующие ключевые ценности:

·        Какими мы хотим видеть наших детей, когда они вырастут?

·        Как рассматриваем детство?

·        Какие качества мы должны сформировать у детей?

     Новые цели образования «заказывают» и новое его содержание. Поскольку на «выходе» у нас предпологается выпускник, обладающий пятью основными компетентностями, то, естественно, его обучение, развитие и воспитание должно осуществляться в рамках пяти направлений (образовательные области).

         Деление содержания на пять областей достаточно условно. Все области непрерывно связаны и интегрированы. Успешность ребенка в одной из них зависит от его успешности и уровня развития в другой образовательной области. Исходя из этого в Стандарте заложены три важных принципа организации педагогического процесса: интеграция, дифференциация, индивидуализация, которые реализуются в игре, общении, труде и т.д.

         Изменение принципов организации педагогического процесса должно привести к смене роли ребенка от пассивного получателя информации, умений и навыков к активно познающему субъекту. Новые подходы к организации педагогического процесса позволят:

·        Избегать организации фронтальных занятий как несоответствующих ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте;

·        Вести фиксированное наблюдение за развитием ребенка, делать соотвествующие выводы, прогнозировать его продвижение;

·        Творчески подходить к организации педагогического процесса.

      Осуществление организованной учебной деятельности регулируется базисным учебным планом, который определяет максимальный объем учебной нагрузки дошкольников в целях защиты интересов здоровья и психики ребенка. Стандарт установил рамки учебной нагрузки для каждого возрастного периода, в которую входит содержание пяти образовательных областей. Базисный учебный план предусматривает общий объем организованной учебной деятельности, ее продолжительность. Обозначив только образовательные области, он предоставляет возможность педагогам выбирать подобласти развития, регулируя и чередуя их. Так, образовательная область «Коммуникация» в старшей группе предполагает проведение занятий в количестве трех подобластей:

·        Казахский язык;

·        Основа грамоты;

·        Развитие речи и т.д.

К организованой учебной деятельности предъявляются следующие критерии:

·        Поисковый характер;

·        Опережающий характер;

·        Интегрировано-дифференцированный характер;

·        Сотруднический характер.

     Для реализации целей и задач нового стандарта мы внедряем работу по интегрированному обучению.

         Что такое интеграция? «Процесс или действие, имеющий своим результатом, целостность; объединение, соединение, восстановление единства» (философский энциклопедический словарь, 1997 с.181); «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов» (философский энциклопедический словарь, 1983 с.210).

         Задачи развития ребенка дошкольного возраста заявленные в стандарте, решаются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. В педагогическом процессе детского сада рекомендуется максимальное использование данных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности компетентностного развития ребенка. Занятия рассматриваются в стандарте как одна из важных, но не преобладающих форм организации обучения дошкольников. Исключается школьно-урочная форма проведения занятий, стереотипное выполнение заданий по инструкции взрослого, проведение большинства занятий сидя за столами.

         Проводимая по усмотрению воспитателя организованая учебная деятельность носит преимущественно комплексный, пересекающийся с различными образовательными областями и видами деятельности характер. Они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой, продуктивной деятельностей. Воспитателю предоставляется право варьировать  в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов деятельности, в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Определение основных тем деятельности, их содержания осуществляется с учетом национальных и региональных особенностей воспитания. Игра рассматривается стандартом как важнейшая и наиболее эффективная в дошкольном детстве форма социализации, обучения и формирования ключевых компетентностей ребенка.

Наш опыт показал, использование интегрированного обучения позволяет повысить эффективность учебной деятельности и сформировать интерес детей к учебе.

         Интегрированное обучение дает возможность педагогу творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником и создателем современного дошкольного образования, направленного на формирование нового мышления воспитанников, целостного восприятия ими окружающей действительности.

         В интегрированной обучении сконцентрированы разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: обучение чтению, письму печатными буквами с 3-х лет; ознакомление с окружающим миром, различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование, трудовая деятельность, музыкальные и физические упражнения. Интеграция и игровые приемы дают возможность при меньших затратах времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации.

         Мы знаем, что Закон «Об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы и содержание дошкольного образования направлено на решение следующих задач:

·        Сохранение здоровья ребенка;

·        Развитие базовых качеств личности;

·        Построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

           Мы считаем, что в построении образовательного процесса целесообразно использовать преимущество интегрированного обучения, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Мы начали изучать проблему интегрированного обучения, которая является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их склонностей и способностей.

         Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

         Интегрированное  обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Раньше в детском саду существовала предметная система обучения и часто получалось, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированное обучение представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

       Мы увидели, что интегрированное обучение вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

         В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

·        социальные, в том числе нравственно-этические;

·        эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

·        логико-математические;

·        естественно-научные.

     Это хорошо видно на примере по теме «Сказочная птица-лебедь» (для детей 5 лет).

Здесь даются:

·        Естественно-научные знания: об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам (образовательные области «Социум», «Познание»).

·        Социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру (образовательные области «Социум», «Познание»).

·        Эмоционально-чувственные: идет разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утенок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П.Чайковского «Лебединое озеро»,  Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию (образовательные области «Коммуникация», «Творчество»).

·        Художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь» (образовательные области «Коммуникация», «Творчество»).

     Деятельность, построенная на основе тематического принципа, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

     Тематика разнообразна: «Репортаж с золотого луга» - посвящено меду, «В гостях у пряничных человечков» - изготовлению пряников, «автосервис» - транспорту. Происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так, на одной организованной деятельности могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.

         Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

         Интегрированное построение деятельности дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Наш опыт показал, что количество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности:

·        Необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала;

·        Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;

·        Свободное размещение наглядного материала;

·        Смена динамических поз;

·        Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Работая по данной теме мы сделали некоторые выводы:

1.     обучения интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2.     у детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.

3.     переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс.

4.     интегрированные обучение объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5.     такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6.     интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

 


Кошанова Ардак Дамировна

Кошанова Ардак Дамировна

Стандарт предназначен не только педагогам, но и специалистам, имеющим отношение к проблемам раннего детства, родителям

Стандарт предназначен не только педагогам, но и специалистам, имеющим отношение к проблемам раннего детства, родителям

Так, образовательная область «Коммуникация» в старшей группе предполагает проведение занятий в количестве трех подобластей: ·

Так, образовательная область «Коммуникация» в старшей группе предполагает проведение занятий в количестве трех подобластей: ·

Наш опыт показал, использование интегрированного обучения позволяет повысить эффективность учебной деятельности и сформировать интерес детей к учебе

Наш опыт показал, использование интегрированного обучения позволяет повысить эффективность учебной деятельности и сформировать интерес детей к учебе

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: · социальные, в том числе нравственно-этические;…

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: · социальные, в том числе нравственно-этические;…

Наш опыт показал, что количество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: ·

Наш опыт показал, что количество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022