«Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей»
Оценка 4.8

«Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей»

Оценка 4.8
docx
искусство
1 кл—8 кл
13.11.2023
«Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как  продуктивный метод развития музыкального мышления детей»
Методический доклад о
Доклад.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ШКОЛА ИСКУССТВ»

итог

 

 

 

 

Методический  доклад

«Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как  продуктивный метод развития музыкального мышления детей»

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнил:

                                                                           Пашкова Вера Васильевна

                                                                                 преподаватель МАУДО ДШИ                                                                                         

                                                                         г. Белогорска

 

 

 

 

г. Белогорск

2023 г.

              Современная  школа должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для формирования и развития личности, ее творческой индивидуальности, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

              Сегодня от педагогов требуется  повысить качество профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности.

При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, причем как внутренней – между предметами, преподаваемыми в музыкальной школе, так и внешней – между предметами музыкального и общеобразовательного  направлений.

Межпредметные связи делают знания глубже и прочнее, они направлены на более гармоничное и успешное развитие учащихся.

         Г. Нейгауз всегда связывал успех ученика в овладении игрой на инструменте с тем, насколько успешно развивается его слух и осуществляется знакомство с музыкальной литературой.

Интеграция на уроках в ДШИ может быть 2-х видов:

Во-первых, это внутрипредметная интеграция, когда расширяется исходная проблема и углубляется круг связанных с ней знаний.

Во-вторых, это межпредметная интеграция – объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.

Это взаимосвязь различных предметов  музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, теория музыки, музыкальная литература, слушание музыки, вокал, хор, основной инструмент, ансамбль, оркестр.

          Интегративный урок — это особый тип урока, в котором всегда выделя­ются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисципли­ны вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточ­нению материала ведущей дисциплины.

       Так, хорошо интегрируются уроки сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы, слушания музыки, уроки по специальности, литературы и изобразительного искусства.

Пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной литературой.

Оба эти предмета ведёт один педагог, что способствует удобному планированию используемого музыкального материала.

 

Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.

          На уроке музыкальной литературы, прослушивая и анализируя с учащимися произведения, обращается их внимание на необычное звучание того или иного аккорда, интервала, своеобразие ритмического рисунка, придающие музыке неповторимую характерность, включить знания по теории, и наоборот.

          Специальность, музлитература и сольфеджио.

Так, на уроке сольфеджио важнейшую форму работы – анализ музыкальных произведений - можно построить путём интеграции со специальным предметом. Репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучению и запоминанию текста.

Учащиеся используют для анализа произведение из своего репертуара. Разбирают эпоху, в которой жил композитор, историю написания произведения, музыкальную форму, строение каждой фразы, мелодическую линию, встречающиеся интервалы, аккорды, тональный план. Находят кульминацию, средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор.

Таким образом, чем больше узнает ученик о своем произведении, тем лучше может понять, полюбить, и, что самое главное, лучше исполнить данное произведение.

Исполнительские навыки учеников помогают при таких формах работы по сольфеджио,  как подбор мелодий по слуху, аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, положительно отражается на навыках чтения с листа и подбора по слуху на уроках по специальности.

Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать как каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на уроке музыкальной литературы над видами музыкальных форм, опять-таки следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности.

Одной из интересных форм подачи материала может быть урок-концерт, представляющий собой слияние сведений по теоретическим предметам с практическими навыками игры на специальном инструменте, или урок-состязание.

Интеграция сольфеджио с хором  хорошо изучена в рамках предмета «хоровое сольфеджио», предложенного известным музыкантом, педагогом, композитором  Г.А. Струве.

Основные задачи оригинальной методики  - способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей учеников через развитие  у них ладовых звуковысотных представлений, осуществляющееся  в различных видах музыкальной деятельности.

 

      Связь различных видов искусства – музыки, поэзии и прозы, живописи, архитектуры известна с древних времен и до сей поры остается самым востребованным видом интеграции.

         Связь музыки и слова проявляется в многочисленных образцах вокальной, программной инструментальной музыки, в музыкально-драматическом искусстве.

      На уроках слушания музыки и музыкальной литературы нужно анализировать литературный текст (программу, либретто) таких музыкальных произведений в разных вариантах, в зависимости от поставленной педагогической задачи.

Помимо этого, полезно подбирать к инструментальным произведениям или их частям подходящие по смыслу или структуре поэтические произведения или отдельные образы, эпитеты из них.

     Интересными формами интегрированных музыкально-литературных уроков являются урок-сказка, урок-спектакль, урок-размышление, дискуссия, проблемный урок, урок-кроссворд, урок-семинар.

       Так же неразрывна связь музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства. Не зря существует фраза: «можно «слышать» живопись и «видеть» музыку».  

Конечно, в первую очередь хочется привести в пример музыкальные произведения, созданные композиторами под впечатлением от живописных полотен – а таких примеров множество, («Картинки с выставки» М.П.Мусоргский) но и само разворачивание музыкальной ткани часто говорит нам о «картинности» произведения и предполагает сравнение с соответствующими живописными полотнами.

Важнейшая сторона интеграции предметов теоретического цикла с общеобразовательными – тесная взаимосвязь музыкального искусства с историей.

Музыкальные произведения своего времени обязательно отражают в себе  и исторический облик эпохи в целом, и мораль общества, его идеологию, устремления и надежды народа.

      На уроках слушания музыки и музыкальной литературы такая связь особенно важна при изучении так называемых «переходных» тем – тем, направленных на изучение новых этапов музыкального развития в конкретных временных рамках.

 

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов создают благоприятные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе. Задача преподавателей состоит в том, чтобы знать эти условия и полнее использовать их для успешного приобщения учащихся к основам музыкальной культуры.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ

Современная школа должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для формирования и развития личности, ее творческой индивидуальности, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса

Современная школа должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для формирования и развития личности, ее творческой индивидуальности, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса

Так, хорошо интегрируются уроки сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы, слушания музыки, уроки по специальности, литературы и изобразительного искусства

Так, хорошо интегрируются уроки сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы, слушания музыки, уроки по специальности, литературы и изобразительного искусства

Таким образом, чем больше узнает ученик о своем произведении, тем лучше может понять, полюбить, и, что самое главное, лучше исполнить данное произведение

Таким образом, чем больше узнает ученик о своем произведении, тем лучше может понять, полюбить, и, что самое главное, лучше исполнить данное произведение

Связь музыки и слова проявляется в многочисленных образцах вокальной, программной инструментальной музыки, в музыкально-драматическом искусстве

Связь музыки и слова проявляется в многочисленных образцах вокальной, программной инструментальной музыки, в музыкально-драматическом искусстве

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов создают благоприятные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе

Комплексный метод преподавания, широкое взаимопроникновение содержания учебных предметов создают благоприятные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в музыкально-воспитательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2023