Интеграция уроков ИЗО и технологии
Оценка 5

Интеграция уроков ИЗО и технологии

Оценка 5
pdf
20.03.2023
Интеграция уроков ИЗО и технологии
Интеграция предметов ИЗО и технологии...pdf

 Интеграция предметов ИЗО и технологии – средство организации учебно-познавательной

деятельности и развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности

 

Учитель технологии:

 Федорова Наталья Константиновна

 

Актуальность этой темы вытекает из Концепции современного образования и трактуется как одно

из важных условий эффективности образовательного процесса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению.

Цель: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции  школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта. Задачи:

-          обеспечивать высокий уровень знаний учеников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

вовлекать каждого  школьника в активный учебно-воспитательный процесс;

-          создавать условия для поисковой и исследовательской деятельности, развивать практическое мышление; обеспечивать возможность самопознания;

-          воспитывать культуру труда, коллективизм,  человечность и милосердие, духовность, культуру поведения и бесконфликтного общения, бережное отношение к окружающему миру;

-          сотрудничать с родителями и другими учреждениями, влияющими на интеллектуальное развитие детей и на их воспитание.

Добиться этой цели помогают интегрированные уроки.

Интегрированные уроки – объемная, многоуровневая, многомерная структура, позволяющая проектировать множественность видов искусства и использовать обширный материал из различных областей знания. Это выход учебных и педагогических проблем за рамки предметно-профессиональных, узкоизобразительных, искусствоведческих. Целенаправленная и систематическая работа интегрированного преподавания позволяет мыслить, создавать, действовать, формировать представление о мире как о целостной и гармоничной структуре.

Главным принципом интегрированных уроков  является оптимизм и гуманизм.

Деятельность школьников на  таких уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме, декоративная и конструктивная работа, обсуждение работ товарищей, результатов собственного, коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;  изучение художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам…

Благодаря интегрированному преподаванию, в сознании детей формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И мы, учителя, по-новому видим и раскрываем свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно - прикладного искусства. Для практических работ программа ИЗО предлагает: художественное проектирование различных инструментов и приспособлений, предметов быта; разработку проектов сувениров; и так далее, то есть то что, содержит раздел «Проект» программы технология.

Немало взаимодополняющих тем в разделе ИЗО: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Например, создание творческой композиции для вышивки с выбором любой техники вышивки, сочетанием различных приемов.

На уроках изобразительного искусства разрабатывается эскиз с последующим представлением на уроке технология.

На таких уроках существуют такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Для изобразительного искусства и технологии этими связующими полями можно считать в первую очередь искусство и культуру, развитие художественно - творческой деятельности детей.

Чтобы воплотить замысел интеграции, достичь поставленной цели, необходимо разработать соответствующую технологию обучения.

Основное звено всей работы - урок, который могут вести два учителя, но может и один. Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, в постановке целей и задач, в подготовке занятий, активизируя тем самым в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин.

С учетом того или иного распределения обязанности между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные; при этом используются все методы обучения - беседа, лекция, семинар, практикум, консультация. 

Такой урок всегда имеет высокую эффективность и значимость.

Контрольные уроки по курсу проходят как защита творческих работ (проектов).    Одно из обязательных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала. Поэтому мы тратим достаточно много времени для обучения школьников методике и технике выполнения творческих работ, отбора материала и так далее. «Плохой учитель преподносит истину,  хороший, учит ее находить».

 

А. Дистервег.

 

Приведем пример интегрированного урока, который мы проводили (учитель изобразительного искусства

и технологии).

 

Тема урока:

«БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ»

Орнамент - это музыка. 

Ряды его линий в чудеснейших и  весьма тонких распределениях  похожи на мелодию  

какой-то одной вечной песни.

                                                                                                                                                                                               С. Есенин 

Цели: Обучающая - ознакомить с краткой историей возникновения орнамента, изучить виды орнаментов, научиться выполнять орнаменты и переводить их на бумагу и на ткань.

       Развивающая – развивать эстетическое мышление; раскрывать творческие способности.

       Воспитывающая – способствовать воспитанию вкуса, интереса к истории, хранить традиции.  

Тип урока: Усвоение новых знаний; применение их при выполнении практической работы; экспертирование результатов.

      Методы-обучения:    Объяснительно           -           иллюстративный,       поисковый,     элементы       проблемного изложения; практическая работа. Оснащенность: 

1.  Карточки с ключевыми понятиями;

2.  Виды орнаментов;

3.  Материалы, инструменты, приспособления для показа техники перевода рисунка;

4.  Карточки - эскизы.  Интеграция: изобразительное искусство, технология, история.

 

Ключевые компетенции: 

                                  Способность выполнять несложный геометрический, растительный орнамент;

                                  Выполнять орнамент на листах в клетку для вышивки, вязания;

                                  Выполнять орнамент для лоскутной пластики, вышивки и т. д.   

Ход занятия:

1.  Организационная часть;

2.  Основная часть - исходная информация - познавательные сведения;

2.1   Учитель ИЗО: Беседа: Человек и природа;

-    Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере украшения одежды, внутреннего убранства юрты, снаряжения коня, орудия производства. 

-    Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира.

-    Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду, солнце, молнию, человека, дерево:

-    линия 

-    солярные знаки 

-    символы плодородия 

-    спираль, меандр;

-    астральные знаки, звезды.

2.2 Учитель технологии:

-    Понятие композиции;

-    Увеличение и уменьшение рисунка

-    Способы перевода рисунка  на бумагу

-    Способы перевода рисунка на ткань

-    Техника выполнения

 

3.  Практическая работа

4.  Итог урока

 

Предмет исследования: Символика бурятского орнамента

 

Объект исследования: Бурятский орнамент на предметах быта, одежде и украшениях 2. Основная часть: Учитель ИЗО: Беседа

 

Бурятия  имеет давние традиции орнаментальное декоративное искусства. Все это входило в украшение одежды, внутренние убранство юрты, снаряжения коня, орудие производства. Бурятские мастера славиться искусными мастерами художественной обработки металла, вышивки, резьба по дереву, росписи. Сочетание  узоров делает органическую связь и красоту ярких красок

Орнамент отражает гармонию окружающую природу Байкала и Забайкалья и его красочность узоров. Основные элементы узора  - солнце, луна, облако и т.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном  укладе,  о природе, и о  народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоко национален это сочетание графики и цвета .

Самыми древними элементами орнамента были геометрические формы: прямые линии, зигзаги, спирали, завитки, перекрестья, круги, ромбы. Значения, которые выражали бурятские орнаменты, зачастую были связаны с плодородием: круги обозначали солнце, луну и звёзды, волны и зигзаги – небо, воздух, облака и ветер.

   Ребята, самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские орнаменты это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного искусства. Лишь  в 1988 году  прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописи-пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.  

В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты - узоры, основанные на повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана и благопожелания, им украшают многие вещи, мебель, одежду. Любой такой узор, как сложный, так и лаконичный, содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

 

Мы с вами уже  вспомнили, что орнамент как у бурятского народа, так и на  Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

 Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих

кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

 

Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз»

  Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно  разделить на пять основных групп:

1.                                 Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"

2.                                 Растительные (листья, цветы, лотос…)

3.                                 Зооморфные ( животные, птицы..)

4.                                 Культовые

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. 

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.

 

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. 

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.

Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

 

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;

Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.

Культовый орнамент      Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.

К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.

 

 

Символика цвета в орнаменте

- Как вы считаете,  имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да). - Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение).

Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.

Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.

Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.

Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли

Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.

Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.

 

Вывод делают учащиеся: Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает свое отношение к явлениям природы. Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране.


    В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру(солярные знаки: солнечные, знали Земли, Воды, Огня и др.) С течением времени древние орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, роль оберегов от злых сил, сохраняя декоративную выразительность.

 

 Работа  на доске:  учащиеся  подбирают  карточку  с  видом орнамента и закрепляют в таблице.

2.2 Учитель технологии объясняет особенности композиции, способы перевода рисунка на бумагу, способы перевода рисунка на ткань, рассказывает о различных техниках выполнения.

 

3.  Практическая работа:

Сегодня мы - мастера, и нам  необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета Бурятского орнамента. Техника выполнения может быть разной, это работа красками (витраж, роспись), вышивка и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Подведение итогов:  мини опрос по пройденной теме.

-  С каким  орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

-  Чем он отличается от орнамента на Руси?

-  Что изображено на ваших рисунках?

-  Цвет подбирали по значению? Какие цвета что означают?

-  Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?

 

 

                                   

Интеграция предметов ИЗО и технологии – средство организации учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности

Интеграция предметов ИЗО и технологии – средство организации учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся в проектной деятельности

Чтобы воплотить замысел интеграции, достичь поставленной цели, необходимо разработать соответствующую технологию обучения

Чтобы воплотить замысел интеграции, достичь поставленной цели, необходимо разработать соответствующую технологию обучения

Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере украшения одежды, внутреннего убранства юрты, снаряжения коня, орудия производства

Знакомство с символическим выражением стихий воды, огня, земли, воздуха на примере украшения одежды, внутреннего убранства юрты, снаряжения коня, орудия производства

Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу

Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”;

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”;

В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру(солярные знаки: солнечные, знали

В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру(солярные знаки: солнечные, знали

Подведение итогов: мини опрос по пройденной теме

Подведение итогов: мини опрос по пройденной теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023