ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК*

  • Раздаточные материалы
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Интеграция знаний в области естественных наук.rtf
ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ В   ОБЛАСТИ   ЕСТЕСТВЕННЫХ   НАУКЦ е л и :  показать   значение интеграции   в   преподавании   естественных   наук   для   современных школьников;   познакомить   участников   мастер­класса   с   практической деятельностью   учащихся   в   процессе   изучения   южных   материков земного   шара:   показать   влияние   климатических   условий   на распространение   природных   зон,   растительного   и   животного   мира материков Африка, Австралия и Южная Америка. П л а н :  1. Вступление. 2. Теоретическая часть. 3. Практическая часть. 4. Подведение итогов мастер­класса. 1. Вступление. Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастер­класс на тему: «Интеграция знаний в области естественных наук». В   наши   дни   проблема   интеграции   приобрела   особенно   актуальное звучание в связи с введением профильного обучения, а также в связи с обсуждением   вопроса   о   возможности   введения   в   школе интегрированных курсов, в частности естествознания. Кроме того, все отрасли   современной   науки   тесно   связаны   между   собой,   поэтому   и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Таким образом, одним из приоритетных направлений в преподавании предметов является интегрированный подход. естественно­географического цикла       Для более близкого знакомства друг с другом, для того чтобы было интереснее работать, мы предлагаем разделиться вам на три группы в зависимости от того, в какое время года вы родились (каждое время года   обозначается   соответствующим   цветом): зима   –   белый; весна   – осень – желтый; лето – зеленый. Мы предлагаем каждой группе нарисовать творческий портрет своей группы,   который   ассоциируется   с   образом,   и   связать,   конечно,   с образовательной идеей. Свой проект надо представить. (Защита проектов.)Наши ожидания от совместной творческой работы:  – Познакомиться с опытом других учителей. – Узнать новое. – Увидеть интересные методические приемы. – Пообщаться с коллегами. – Приятно провести время. – Обменяться опытом. – Приобрести методические разработки. Правила проведения мастер­класса.  џ Не перебивать друг друга. џ Смело высказывать свои мысли. џ Говорить от своего имени. џ Активно работать. џ Уважать мнение другого. 2. Теоретическая часть. Интеграция   –   создание   целостного   единства,   образованного   из множества   элементов   и   обладающего   новым   качеством.   Интеграция означает   состояние   связанности   отдельных   дифференцированных частей и функций системы организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.   химия, География,   биология   сейчас   имеют   не   только естественнонаучный характер, они не просто дают естественнонаучные знания,   а   способствуют   воспитанию   образованного   человека.   Если обратиться к высказыванию Альберта Эйнштейна «Образование – это то,   что   остается,   если   забыть   все,   чему   учили   в   школе»,   то   можно сделать   вывод,   что   естественные   науки   действительно   дают образование, поскольку эти науки стали дисциплинами, формирующими мировоззрение,   гармонично   вписывающими   человека   в   окружающую среду,   прививающими   экологическое   мышление   и   способствующими повышению   нравственного   уровня.   Традиционные   методики преподавания   этих   дисциплин   в   современных   условиях   должны подвергнуться   обновлению,   один   из   путей   которого   интеграция преподавания   естественных   наук,   в   том   числе   с   применением современных информационных технологий.  Обычно   в   школе   преподавание   естественнонаучных   дисциплинведется  таким  образом, что  изучаемые  курсы  не  согласованы  друг  с другом, подчас по­разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки   неразрывны,   так   как   изучают   (каждая   своим   методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.  Очевидно,   для   этого   надо   научить   детей   наблюдать   и   описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих   процессов   и   учитывая   пространственные   и   временные характеристики (такие как географические условия и роль изучаемых объектов во Вселенной с позиций науки астрономии).  Следующий  этап – сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.  Реализация интеграции (что это дает).  Системность знаний. Знания   становятся   обобщенными,   умения   и   знания   способствуют комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность. Более   эффективно   формируются   и   убеждения,   и   всестороннее развитие   личности   в   области   естественных   наук,  что   является   базой гуманитарной   надстройки, способствует   оптимизации   и интенсификации учебной и педагогической деятельности.   Интегрированное   обучение   подразумевает   и   проведение   бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически   обоснованного   выбора   форм   организации   обучения, которое   обеспечивается   глубоким   и   всесторонним   анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Реализация   интеграции   между   предметами   возможна   лишь   при благополучном   здоровом   климате   в   коллективе   учителей,   их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.3. Практическая часть. Раздать группам шаблоны – очертания материков (Южная Америка, Африка,   Австралия),   рисунки   с   изображениями   представителей животного и растительного мира; атласы; учебники. Составить коллаж, используя раздаточный материал, отображая следующие моменты: 1) природные зоны материка; 2) какие климатические пояса характерны для материка; 3) распространение животных и растений на материке; 4) сделать   вывод   в   группе   «Как   влияют   климатические   условия данного материка на расположение природных зон, на распределение животного и растительного мира?»; 5) защита   каждой   группой   своего   проекта;   остальные   группы отмечают положительные моменты в работе группы; 6) что   общего   у   всех   изучаемых   южных   материков   в рассматриваемых параметрах? 4. Подведение итогов.  – Итак, оправдались ли наши ожидания?