Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ИНТЕГРАЦИЯ
ЗНАНИЙ
В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКЦ е л и : показать значение
интеграции в преподавании естественных наук для современных
школьников; познакомить участников мастеркласса с практической
деятельностью учащихся в процессе изучения южных материков
земного шара: показать влияние климатических условий на
распространение природных зон, растительного и животного мира
материков Африка, Австралия и Южная Америка.
П л а н :
1. Вступление.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Подведение итогов мастеркласса.
1. Вступление.
Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастеркласс на
тему: «Интеграция знаний в области естественных наук».
В наши дни проблема интеграции приобрела особенно актуальное
звучание в связи с введением профильного обучения, а также в связи с
обсуждением вопроса о возможности введения в школе
интегрированных курсов, в частности естествознания. Кроме того, все
отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и
школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.
Таким образом, одним из приоритетных направлений в преподавании
предметов
является
интегрированный подход.
естественногеографического
цикла
Для более близкого знакомства друг с другом, для того чтобы было
интереснее работать, мы предлагаем разделиться вам на три группы в
зависимости от того, в какое время года вы родились (каждое время
года обозначается соответствующим цветом): зима – белый; весна –
осень – желтый; лето – зеленый.
Мы предлагаем каждой группе нарисовать творческий портрет своей
группы, который ассоциируется с образом, и связать, конечно, с
образовательной идеей. Свой проект надо представить.
(Защита проектов.)Наши ожидания от совместной творческой работы:
– Познакомиться с опытом других учителей.
– Узнать новое.
– Увидеть интересные методические приемы.
– Пообщаться с коллегами.
– Приятно провести время.
– Обменяться опытом.
– Приобрести методические разработки.
Правила проведения мастеркласса.
џ Не перебивать друг друга.
џ Смело высказывать свои мысли.
џ Говорить от своего имени.
џ Активно работать.
џ Уважать мнение другого.
2. Теоретическая часть.
Интеграция – создание целостного единства, образованного из
множества элементов и обладающего новым качеством. Интеграция
означает состояние связанности отдельных дифференцированных
частей и функций системы организма в целое, а также процесс, ведущий
к такому состоянию.
химия,
География,
биология сейчас имеют не только
естественнонаучный характер, они не просто дают естественнонаучные
знания, а способствуют воспитанию образованного человека. Если
обратиться к высказыванию Альберта Эйнштейна «Образование – это
то, что остается, если забыть все, чему учили в школе», то можно
сделать вывод, что естественные науки действительно дают
образование, поскольку эти науки стали дисциплинами, формирующими
мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую
среду, прививающими экологическое мышление и способствующими
повышению нравственного уровня.
Традиционные методики
преподавания этих дисциплин в современных условиях должны
подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция
преподавания естественных наук, в том числе с применением
современных информационных технологий.
Обычно в школе преподавание естественнонаучных дисциплинведется таким образом, что изучаемые курсы не согласованы друг с
другом, подчас поразному трактуют одни и те же явления природы, не
формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти
науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом)
практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит
сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о
взаимной связи природных процессов и явлений.
Очевидно, для этого надо научить детей наблюдать и описывать
предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и
химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль
протекающих процессов и учитывая пространственные и временные
характеристики (такие как географические условия и роль изучаемых
объектов во Вселенной с позиций науки астрономии).
Следующий этап – сформировать умение делать выводы из своих
наблюдений и обобщать полученные данные.
Реализация интеграции (что это дает).
Системность знаний.
Знания становятся обобщенными, умения и знания способствуют
комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной
науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной,
художественной деятельности человека в современных условиях.
Усиливается мировоззренческая направленность.
Более эффективно формируются и убеждения, и всестороннее
развитие личности в области естественных наук, что является базой
гуманитарной надстройки,
способствует оптимизации и
интенсификации учебной и педагогической деятельности.
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных
уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного,
педагогически обоснованного выбора форм организации обучения,
которое обеспечивается глубоким и всесторонним анализом
образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой
из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при
благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их
плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.3. Практическая часть.
Раздать группам шаблоны – очертания материков (Южная Америка,
Африка, Австралия), рисунки с изображениями представителей
животного и растительного мира; атласы; учебники. Составить коллаж,
используя раздаточный материал, отображая следующие моменты:
1) природные зоны материка;
2) какие климатические пояса характерны для материка;
3) распространение животных и растений на материке;
4) сделать вывод в группе «Как влияют климатические условия
данного материка на расположение природных зон, на распределение
животного и растительного мира?»;
5) защита каждой группой своего проекта; остальные группы
отмечают положительные моменты в работе группы;
6) что общего у всех изучаемых южных материков в
рассматриваемых параметрах?
4. Подведение итогов.
– Итак, оправдались ли наши ожидания?