Интегрированное факультативное занятие по математике и обществознанию
МИФ И ЗОЖ
9 класс
Учитель: Лычагина Л.Н., Соломатина Л.А.
Цель урока: привитие интереса учащихся к здоровому образу жизни посредством решения математических задач о здоровье и обществоведческих знаний.
Задачи:
· Образовательные: повторить решение текстовых задач на дроби, проценты, задач, решаемых с помощью уравнений, в рамках подготовки к ОГЭ.
· Развивающие: развивать познавательный интерес к математике за счет решения задач, содержащих жизненно необходимые знания.
· Воспитательные: воспитывать учащихся умение ценить, уважать и беречь свое здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (задачи для классной работы)
На доске:
Пирамида
·
“Здоровье
- это состояние полного физического,
психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и повреждений”.
(Всемирная организация здравоохранения)
Ход урока.
Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке (Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых).
АНКЕТА
№ |
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ |
|
1 |
ДЕНЬГИ |
|
2 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
|
3 |
ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ |
|
4 |
СЕМЬЯ |
|
5 |
КАРЬЕРА |
|
6 |
ЗДОРОВЬЕ |
|
7 |
НЕДВИЖИМОСТЬ |
|
8 |
ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
|
9 |
ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА |
|
10 |
СЧАСТЬЕ |
Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащимися.
Вступительное слово.
В давние времена на Востоке жил богатый и счастливый человек. У него было любимое дело, он знал тайну нахождения воды в пустыне. Он был ещё счастлив потому, что жена была красавицей, и Бог дал ему сына.
Однажды бродящий мудрец предсказал ему, что за то, что он сегодня не ценит, завтра он будет готов отдать всё, но будет поздно. Богач рассмеялся и прогнал мудреца.
Шли годы. Он трудился днём и ночью, чтобы быть богаче. Когда болезнь подступила к нему, никакие богатства не смогли ему помочь.
“За то, что мы сегодня не ценим, мы платим дорогую цену”,- вдруг вспомнились богачу простые слова мудреца. Здоровье не купишь ни за какие деньги.
-На какие размышления наводит эта легенда? (ответы учащихся)
В течение всей жизни человек всегда к чему-то стремится. Кто-то гонится за знанием, другой –за богатством, третий – за властью.
Но не один из них, не делает ничего для того, чтобы прожить дольше, да и вряд ли какой-либо из приобретенных навыков поможет им в этом.
И когда человек теряет здоровье, все обесценивается.
Это большая ошибка, потому что то, что мы делаем в нашей жизни, это целый ряд неправильно совершенных действий, которые вредят нашему здоровью.
Задумайтесь-80% что мы делаем в своей жизни, мы делаем неправильно.
Как вы думаете, о чем пойдет речь далее? (о здоровье, здоровом образе жизни)
Говорить о здоровье, сегодня, мы будем в необычной форме, перед вами минное поле, но мы должны найти правильную дорогу для себя, обойти все мины (вредные привычки), вспомнить составляющие здорового образа жизни, но и это у нас будет необычно, а в форме решения математических задач.
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
Х |
|
|
|
Нам нужен один человек, который будет передвигаться по минному полю, поведет за собой всю команду – «сапер», подумайте, этот человек должен обладать хорошей памятью, полезными привычками, внимательностью.
Определились, тогда первое задание для команды и для «сапера», вам дается 10 секунд на то, чтобы запомнить расположение «здоровых» не заминированных клеток. Время пошло.
«Сапер» проходит на минное поле и встает на первую клетку.
Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим
из миллиардов «кирпичиков» - клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы.
Слаженная работа всех органов – счастье для человека. Мы желаем вам работать слаженно, как единый организм, прислушиваться друг к другу и делать все сообща.
1. Обратите внимание на первый эпиграф, здоровье- это психическое благополучие. Что мы понимаем под психическим благополучием?
- настроение, устойчивость стрессам, а также наша память
Одна из основных функций человеческого мозга – обучение. Чтобы обучиться чему-нибудь, надо для начала запомнить какую – то информацию. Для успешного пользования своей памятью, необходимо информацию усвоить, сохранить и при необходимости воспроизвести.
В Японии происходят соревнования среди тех, кто смог выучить наибольшее количество знаков числа «пи». Житель Японии в 1987 году назвал по памяти 40 000 знаков числа «пи», на это у него ушло 17 ч 21 мин.
Хорошая память – одно из обязательных условий полноценной жизни. При неправильном питании, различных заболеваниях и старении человека она может ухудшаться. В таких случаях нужно делать все необходимое, чтобы не только поддерживать ее на должном уровне, но и развивать.
Поэтому важно знать, что улучшает память и помогает ее тренировать?? - Правильный образ жизни (питание, сон), чтение литературы, решение задач.
ЗАДАЧА 1: Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного
Решение задачи. Пусть х слов запомнил тренированный человек, тогда 0,4х-запомнил обычный человек.
Х-0,4х=12
0,6х=12
Х=12:0,6
Х=20
20+8=28 ответ
Сапер двигается еще на 1 клетку.
2. Пища – топливо, без которого организм не может функционировать. Но питание должно быть рациональным, включать в себя все необходимые пищевые вещества.
Например, девятиклассник должен ежедневно получать около 2500кк. Если в организм поступает больше, то организм складывает излишки в виде жира.
Дефицит какого-либо пищевого вещества в организме может привести к серьезным заболеваниям. Например, дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От наличия меди зависит прочность связок и сухожилий.
В чем содержатся витамины? В каких продуктах?
Задача 2.
Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
1 число - х 0,7х
2 число –(х+5) 0,6(х+5)
0,6(х+5)- 0,7х=2,7
0,6х+3-0,7х=2,7
-0,1х=-0,3
Х=3
1 число – 3
2 число - 3+5=8
Двигается еще на 1 клетку
3. Отсутствие двигательной активности или ее ограничение отрицательно влияют на организм. Физиолог Сеченов доказал, что утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом.
Назовите примеры активного отдыха?
Время физминутки, пантомимы, участники получают карточку с каким-либо видом активного отдыха и вместе изображают.
ПАНТОМИМЫ
4. Полноценный сон играет наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил. Если человек крепко и глубоко спит, то он может днем решать сложные задачи, напряженно работать, а если он не выспится он чувствует себя вялым, мозг плохо работает.
ЗАДАЧА 3: Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? Пусть х-средняя продолжительность жизни.
Составим уравнение
1/3х+50=х
-2/3х =-50
Х=-50:(-2/3)
Х=75
Ответ:75 лет
Решение. Сапер двигается на клетку вперед
5. Ребята, мы знаем, что вы все очень стараетесь хорошо учиться, посещать секции и быть прилежным учениками. Что нужно чтобы все успевать?
– нужно правильно распределить свое время.
Значит, вы, должны соблюдать свой режим дня. Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите.
Давайте решим задачу, и узнаем, как правильно распределить свое время.
Задача 4.
Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток.
Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе,
1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/12 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет
около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Сколько времени остается на времяпровождение около телевизора и компьютера?
Решение: 24 * 0,25 = 6 часов – уроки в школе;
6 * 1,5 = 9 часов – ночной сон;
1/16 * 24 = 1,5 часа – активный отдых;
6 * 5/12 = 2,5 часа – подготовка уроков;
1,8 * 2,5 = 4,5 часа – занятие по интересам;
24 – 6 – 9 – 1,5 – 2,5 – 4,5 = 0,5 часа – телевизор и компьютер; Ответ: 0,5 часа.
Подведение итогов.
- О каких основах здорового образа жизни мы узнали?
- Вернемся к началу нашего урока, правильно ли мы распределили жизненные ценности (нет, почему; да, почему)?
- Спасибо за урок. Пожелание ученикам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.