Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Удивительные знакомые кристаллы»
Оценка 4.9

Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Удивительные знакомые кристаллы»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
естествознание
Детсад
29.02.2020
Интегрированное открытое занятие                                                                      по экспериментальной деятельности в старшей группе  Тема: «Удивительные знакомые кристаллы»
НОД по экспериментированию сахар, соль.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 “Золотой ключик”   Муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО 140000 г.Люберцы, МО, пр-т  Гагарина, д.25

 

 

Интегрированное открытое занятие                                                                      по экспериментальной деятельности в старшей группе

 

Тема:

«Удивительные знакомые кристаллы»

 

 

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Нельсон К.Э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Люберцы

2017г.

 

 

Цельзнакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).                                                                                                                         

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работакристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:                                                                                                                            

1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.                                                                                   

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Дидактическая игра «Свойства предметов»                                                                                       

4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.                                                                                                                         

5. Беседы по технике безопасности.                                                                                                             

6. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемыНаглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Игрушка Незнайка; мешочки с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, клей ПВА, краски, трафареты цветов – все по количеству детей; емкости под сахар, соль, воду; соль (крупного и мелкого помолов, морская соль, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра; чупа-чупсы.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу:

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!

- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение. А вот наш друг Незнайка печальный. У него случилась неприятность. Он купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые мешочки и теперь не знает, что где лежит. Просит вас ему помочь.

Поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Для начала мы расскажем и покажем, откуда берутся соль и сахар.

Ребенок: Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).

Ребенок: Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды соли вы знаете? Покажите, пожалуйста.

Дети: Каменная соль, Йодированная соль, морская соль. (показ образцов).

Воспитатель: А теперь мы расскажем, как добывают сахар.

Ребенок: Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).

Ребенок: В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?

Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра. (показ образцов).

Физкультминутка:

Ты друзей не обижай,                                                                                                                                                                                                                                            Не дерись и не толкай.                                                                                                                                  Мы сейчас пойдём направо,                                                                                                                                     А потом пойдём налево.                                                                                                                                     В центре круга соберёмся,                                                                                                                                И на место все вернёмся.                                                                                                                                Мы тихонечко присядем,                                                                                                                                   И немножечко приляжем.                                                                                                                                   Мы поднимемся тихонько                                                                                                                                          И попрыгаем легонько.                                                                                                                                  Пусть попляшут наши ноги                                                                                                                                   И похлопают ладони.                                                                                                                                      Повернёмся мы направо,                                                                                                                                    Не начать ли всё сначала?

Воспитатель: Теперь приступим к исследованию. Предлагаю сесть за столы. Перед вами два мешочка Незнайки. Попробуем на ощупь определить, где находится сахар, а где соль.                                                                                                                                                              Дети пробуют определить.

Опыт 1.

Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости. Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 2.

Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.

Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 3.

Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?

Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.

Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 4.

Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?

Дети: Лупа.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?

Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 5.

Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю налить воды и перемешать ложечкой вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.

Дети: Вещества исчезли. Они растворились.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 6.

Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.

Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?

Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.

Проводится игра «Полезные кристаллы». На мольберте прикреплены картинки изображением вниз. Дети их переворачивают и рассказывают, где используется то или иное вещество.

Воспитатель: Чудесные кристаллы соли мы можем использовать не только в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве, с помощью их мы можем создавать красивые картины. Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству. Для начала мы разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)                                                                                   Все покажут без подсказки.                                                                                                                    Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)                                                              Два здоровых бодрячка.                                                                                                                                                                  Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)                                                                    Молчуны, всегда упрямы.                                                                                                                             Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Воспитатель: Ребята, в городе с каким названием живет Незнайка?

Дети: Цветочный.

Воспитатель: Я предлагаю для Незнайки и его друзей выполнить рисунок солью «Цветы».

После нанесения соли на клей воспитатель загадывает загадки:

Что же это за песочек,                                                                                                                          Сладок с ним у нас чаёк,                                                                                                                               В каждой кухне проживает,                                                                                                                          Всем хозяйкам угождает (сахар).

В воде она родится,                                                                                                                                               Но странная судьба:                                                                                                                                            Воды она боится                                                                                                                                                          И гибнет в ней всегда (соль)

Чай мне мама наливает:                                                                                                                                           — Ты вприкуску, или как?                                                                                                                               — Мне совсем не надо чая,                                                                                                                            Лучше съем его я так.(Сахар)

Этот камень можно есть,                                                                                                                                                   Он в слезах и поте есть.                                                                                                                                     Не вкусна в борще фасоль                                                                                                                               Если пожалели (соль)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.

Незнайка: Ребята, большое вам спасибо за рассказ. Пока вы рисовали солью, сахар превратился в сладкий сюрприз – чупа-чупсы.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 “Золотой ключик”

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 “Золотой ключик”

Цель : знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами

Цель : знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами

Ребенок : Один из способов добычи соли – соляные шахты

Ребенок : Один из способов добычи соли – соляные шахты

Опыт 2. Воспитатель : Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет

Опыт 2. Воспитатель : Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет

Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству

Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020