Интегрированное познавательное занятие в
старшей группе на тему: «Мой Дом Южный Урал»
Разработала воспитатель высшей категории Морозова И. В. МДОУ «Д/С №179 о. в.»
Интегрированное познавательное занятие в старшей группе на тему:
«Мой дом Южный Урал».
Задачи:
закрепить с детьми название страны в которой мы живем познакомить с историей родного края (Южный Урал)
совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение; способствовать развитию у детей логического мышления, воображения,
внимания, памяти, развивать наблюдательность
развивать патриотическое воспитание, умственное: формируется познавательный интерес к окружающему миру. познакомить, кратко, с историей и некоторыми достопримечательностями города
Магнитогорска познакомить с уральским писателем Павлом Бажовым.
вызвать желание работать с нетрадиционным материалом соленым тестом
Цель: прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину. Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы.
Предварительная работа: беседы о стране в которой мы живем, о родном крае, о городе в котором проживаем. Слушание музыкальных произведений: гимн России; группа Непоседы «Моя Россия, моя страна»; «Росиночка Россия». Чтение произведений П. Бажова «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Уральский мастер».
Материалы: презентация, мини музей «Уральских камней», Гимн России, муз. Произведение гр. Непоседы «Моя Россия, моя страна», соленое тесто зеленого цвета, доски для лепки, стеки, влажные салфетки.
Ход занятия.
Дети входят в зал, звучит песня в исполнении группы Непоседы: «Моя Россия, Моя страна». На слайде изображение столицы нашей Родины г. Москва.
В: ребята о чем эта песня? О. д: о России.
В: а что такое «Россия»?
О. д: страна в которой мы живем и т.д.
В: совершенно верно мы с вами живем в самой великой и могучей стране «России».
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той. Но мы на ней всегда найдем Свою страну — наш общий дом.
(Смотрим слайд с изображением карты России). Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть и леса (каким цветом они обозначены на карте, и моря (а они какого цвета, и реки).Наша страна является по площади крупнейшей страной мира она занимает 60933 км. В России находятся самое глубокое озеро мира (Байкал), длиннейшая река Европы (Волга) и наибольшее озеро Европы (Ладожское). У нашей страны есть свои символы какие? О. д. флаг, герб и гимн.
В: Гимн страны- это особая музыка и слова. Они ассоциируются с родиной, родным домом и внушают гордость за свою страну. В каком бы уголке Земли мы не находились, гимн родной страны вызывает трепет в сердцах. Под гимн России наши спортсмены получают первые награды, он звучит на всех значимых мероприятиях для страны.
Ребята, где у нас в городе вы могли слышать гимн? На каком мероприятии? О. д.: на хоккее.
В: попрошу всех встать и прослушать гимн России стоя.
Смотрим слайд с изображением герба России. Государственный герб (золотой двуглавый орёл на красном геральдическом щите ) – это очень важный символ государства. Он обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, например, государственный герб украшает все указы Президента России. Также государственный герб вы увидите на паспорте российских граждан. Есть герб и на всех государственных печатях. Еще герб помещается на пограничных знаках, на денежных знаках, а также на государственных орденах и медалях.
В: ребята, а сейчас я вам покажу флаг (беру лист на котором лежат три цветные полоски, роняю его) и говорю: - Какая же я неловкая уронила флаг, может вы мне поможете его восстановить? О. д: да.
Дети собирают полоски и наклеивают на лист бумаги. Воспитатель благодарит за помощь. В: ребята, взгляните на экран и покажите флаг нашей страны.( изображены флаги Франции, Нидерландов и России). Как же узнать какой из них наш?
О. д: стихотворение: Белый цвет- березка
Синий- неба цвет
Красная полоска- солнечный рассвет.
В: молодцы все верно. А еще В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
В: ребята а теперь давайте снова вернемся к нашей карте, как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом?(ответы детей) .Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: севера на юг. От Северного Ледовитого океана, до границы с Казахстаном. Так образовался Уральский хребет.
Послушайте как о них говорит поэт Лев Сорокин.
МОЙ УРАЛ
Найдешь ли прекрасней Уральского края!
Здесь горные речки
В ущельях играют;
Здесь горы
В зеленых лохматых уборах;
Высокие волны гремят на озерах;
Здесь людям в привычку
С природой роднится;
Здесь верные души
И честные лица.
Могуч и прекрасен
Любимый Урал-
Недаром он гордостью Родины стал.
В: кто из вас знает как называется край в котором мы живем? О. д: ю. у.
В: какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? О. д: везде: в реке, на дороге.
В: но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (слайды с видами Уральских гор: Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми.( демонстрирует образцы полезных ископаемых: уголь, гранит, мрамор, известняк, железная руда).
В: простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей, железная руда – изготовлении железа. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными. (демонстрирует их на иллюстрациях Платина, Александрит Изумруд, Аметист, Топаз, Демантоид, Малахит, Яшма).
Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).
В: кто знает, как называется область, в которой мы живем?
О. д: Челябинская
В: как называется город, в котором мы живем? О. д: Магнитогорск.
В: ребята, чем славится наш город, что вы о нем знаете?
О. д: у нас есть металлургический завод, который производит металл.
В: официально днем рождения Магнитки стала дата: 30июня 1929 года. В этот день из города Карталы на станцию «Магнитостроя» пришел первый поезд со строителями. Также именно в этот день город получил свое название “Магнитогорск”. В период Великой Отечественной войны Магнитка внесла огромный и неоценимый вклад в победу нашего народа. Во время Великой Отечественной Войны в Магнитогорском Металлургическом Комбинате отливали башни для танков ИС-2 и Т-34(85), а также производили бронелист и другую продукцию военного назначения. Каждый третий снаряд, обрушившийся на врага, был изготовлен из магнитогорской стали. Магнитогорск является одним из двенадцати уникальных населённых пунктов в мире, расположенных в двух частях света. Река Урал протекает через
Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый Берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке Урал, соответственно левый берег находится в Азии, а правый — в Европе. Магнитогорск в быту часто называют «Магниткой». Под этим же названием в просторечии фигурируют: Магнитогорский металлургический комбинат, хоккейная команда «Металлург» и городская газета «Магнитогорский рабочий»- лауреат многих конкурсов. В неформальном списке российских столиц Магнитогорск фигурирует как «металлургическая столица России» или “Стальное сердце России”.
В: ребята, а сейчас я приглашаю вас в путешествие. Повторяйте за мной:
Мы идем цветущими лугами (ходьба на месте)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носках)
Если встретятся овраги, мы овраги обойдем (ходьба шаг назад)
Если встретятся коряги, над корягой мы пройдем (ходьба с высоко поднятыми коленями)
Шаг за шагом потихоньку (ходьба на носках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте).
Послушайте загадку:
Небольшого росту девка,
И сама вся статная, И коса её чернява, Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные, Глаза словно изумруды, Волшебные, ясные.
О. д :(Медной горы хозяйка)
В: Молодцы, узнали, скажите пожалуйста кто автор этой сказки? О. д: Павел Бажов.
В: совершенно верно, (слайд с портретом писателя),
Я предлагаю вам стать мастерами горного дела, а я буду хозяйкой медной горы, согласны? Но знаете ли вы, что хозяйка в ученики к себе берет не всякого? Только смелые, да умелые попадают к ней в гору. Вот хочу посмотреть какие вы мастера умельцы, и приглашаю вас в мастерскую. Раз, два, три в мастерской окажись. Предлагаю вам сделать каменный цветок, но не из камня а из солёного теста. Возьмите тесто в руки, вы видите, как оно легко поддается вашим рукам, как же мы будем делать украшение, смотрим внимательно на мои руки, лепим 2 колбаски не сильно тонкие, средней величины, затем переплетаем их между собой, получается плетеная косичка, которую мы соединяем. Конец нашего соединения мы закроем цветком, цветок лепим из лепестков и серединки, каждый лепесток прикрепляем к серединке, вот какой красивый цветок у нас получился. Положим его на нашу косичку, закроем шов соединения.
В: дети, покажите, что у вас получилось, посмотрите, вы стали настоящими мастерами.
Итог:
Вот и закончилось наше путешествие по нашей стране и родному краю. Вы хорошо потрудились, и за это я награжу вас своими самоцветами(конфеты монпасье или морские камешки).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.