ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения», а результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников и о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которой зависит умственная работоспособность.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Цель моей работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
• развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм на уроках литературного чтения и во внеклассной деятельности;
• развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации; стимулирование творчества детей.
В ведущих документах по модернизации отечественной школы существенное внимание уделяется достижению учащимися в образовательном процессе ключевых компетентностей, которые и являются ведущими показателями в оценке качества образовательного процесса. Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса рассматривают:
• активную познавательную направленность ребенка на чтение детской литературы; положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
• творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
• положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
• заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);
• увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
• стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).
С. Соловейчик говорил: «Нет наслаждения книгой, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, - вот чтение».
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом. В системе развивающего обучения Л. В. Занкова, по которой я работаю, авторы учебников по литературному чтению Н. А. Чуракова и В. Ю. Свиридова, затрагивают основные направления по формированию вдумчивого читателя.
А так как в данной системе нет традиционных уроков внеклассного чтения, то в своей работе я использую такие виды работы с дополнительной литературой как:
-презентация любимой книги;
-ведение читательских дневников (1-2 класс);
-написание аннотации на прочитанную книгу (3-4 класс);
-конкурс на лучшего читателя месяца, года
-изготовление книжки своими руками и защита ее перед ребятами класса и др. Внеклассную работу я использую как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Я считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм:
• внеклассных занятий, работы с родителями,
• работы с учреждениями культуры.
Педагог для ребенка - прежде всего читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.
Организация разнообразных форм внеклассных занятий В своей работе я практикую такие формы внеклассных занятий:
• беседа;
• состязание чтецов;
• реклама книги;
• литературный праздник, игра; библиотечный час; час «тихого чтения».
• коллективное чтение;
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных праздников и литературных игр. Игры могут быть следующих видов:
• игры и упражнения по развитию речи;
• литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); викторины;
• «стилизованные» игры («Умники и умницы», «Счастливый случай», «Брейнринг», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Пойми меня», и т. д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В их основе лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды) и т. д.
В определенный срок предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное произведение, а затем проводим литературные игры. Моим ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.). В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные качества играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Каждый ученик моего класса имеет свою «страничку достижений», где отражены его успехи за четыре года обучения. «Страничка достижений» растет вместе с ребенком от класса к классу, и я не сравниваю результаты учащихся друг с другом, а лишь с самим собой. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года. Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются грамоты, благодарности. Уже традицией стало проведение «Праздника Букваря», инсценирование сказок, моими пятиклассниками для первоклассников.
В своей практике я использую такие формы работы с учреждениями культуры:
• библиотечные часы, проводимые на базе ЦДБ «Читай-город»;
• экскурсии в музеи, посещение выставок; городской конкурс чтецов; посещение театров.
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения ЦДБ «Читай-город». Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. С этой целью мы со своими учениками посещаем различные внеклассные мероприятия. Четыре моих ученика получили дипломы «Самого активного читателя» в ЦДБ, а их фотографии висят на доске почета.
Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еже хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не будешь играть» и т. д. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело.
Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения родители сближаются с детьми, открываются с другой стороны. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтвердил.
Я использую следующие формы работы с родителями:
• коллективную (родительские собрания, беседы, дискуссии, лекции, круглые столы, литературные праздники);
• групповую (тематические консультации); индивидуальную (консультации).
Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы. Проведя диагностические исследования, я заметила, что читательский интерес у моих учеников возрос, помимо этого улучшились навык и техника чтения. Дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения. Все ученики посещают центральную городскую и школьную библиотеки. Данные формы оказались весьма эффективными, что подтверждается результатами диагностики.
Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Мои учащиеся являются участниками творческих школьных и городских конкурсов.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть - задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.