Психофизическое развитие детей раннего и дошкольного возраста.
1 . Возрастная периодизация дошкольного возраста.
2.Нормативы нейромоторного развития детей раннего возраста. 3.Методики для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка раннего возраста.
4.Показатели психофизического развития детей дошкольного возраста.
5.Диагностика психофизического развития детей дошкольного возраста. 6.Виды и методы контроля за состоянием здоровья и физического развития детей в ДОУ.
1.Возрастная периодизация детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника.
Дошкольный возраст - важный период физического развития, формирования
двигательной функции и становления личности человека.
Он отличается, С одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (пр., 38 первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 50%, а к
7 годам почти в трое), с другой стороны - незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям окружающей среды). На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.
Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе.
По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды. С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).
С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов. Следует отметить что в педагогической науке существует много периодизаций возрастного развития. В частности проблеме периодизации уделяли внимание Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин предлагавшие свои варианты.
В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды дошкольного возраста:
I - новорожденный: 1-10 дней;
II - грудной возраст: 10 дней - 1 год;
III - раннее детство: 1-3 года;
IV - первое детство: 4-7 лет;
Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения:
I - преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;
II - дошкольный возраст: 3-6(7) лет;
В свою очередь дошкольный возраст делится на младший дошкольный
возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Данная периодизация отражает существующее в настоящее время разделение дошкольных учреждений на ясли и детский сад.
2.Нормативы нейромоторного развития детей раннего возраста.
Ранний возраст синоним: преддошкольный возраст) — стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет.
Специалисты выделяют различные но взаимообусловленные формы нейромоторной функции. Необходимые для полноценного развития ребенка.
12 месяцев (1 год)
Двигательные навыки
Довольно уверенно ходит без поддержки.
Встает ненадолго. Делает несколько шагов и падает.
Некоторые дети начинают бегать. Из лежачего положения умеет при помощи рук встать на ноги и, наоборот, из стоячего положения умеет переходить в сидячее.
Ходит самостоятельно. Приседает, наклоняется, выпрямляется без опоры.
Начинает более уверенно ходить, слегка придерживаясь за опору или без нее. : Как правило, делает первые шаги.
Ходит самостоятельно.
Быстро ползает, путешествует. Удивительно проворно ползает. Переходит от ползания к сидению. Старается вскарабкаться на мебель. Заползает по ступенькам вверх. Ползает вокруг мебели. Встает без поддержки. Без посторонней помощи делает первые самостоятельные шаги: на негнущихся ногах, покачиваясь, широко расставляя ноги и часто падая. Ходит самостоятельно, без опоры.
Движения рук и помощь самому себе
Непроизвольно рисует каракули. Показывает указательным пальцем.
Пытается просунуть руки в рукава при помощи взрослого.
Самостоятельно пьет из чашки. Просится на горшок и начинает учиться не мочиться в штанишки.
Не обливаясь пьет, при этом самостоятельно берет чашку двумя руками и ставит ее обратно на стол.
Может поднимать мельчайшие крошки с помощью пинцетного хвата.
Может держать карандаш.
Разнообразные манипуляции с игрушками. Хорошо нанизывает несколько колечек на стержень, строит башенку из двух-пяти кубиков. Может перелистывать страницы у картонной книжки.
Хорошо развитое хватательное движение. Показывает на предмет указательным пальцем. Пытается руками показать (объяснить) форму предмета. Складывает и роняет кубики. Показывает, что он может делать руками.
Самостоятельно пьет из чашки.
Подолгу занимается с игрушками самостоятельно, опускает мелкие предметы в узкое отверстие и т.п.
Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и пр.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (всех кормит, водит, баюкает и пр.).
13 месяцев (1 год 1 месяц)
Двигательные навыки
Встает на середину пола и немного идет без поддержки. Движения рук и помощь самому себе
Берет мелкие предметы пальцами, как пинцетом. Собирает изюм в бутылочку, если покажут как. После показа пытается положить одну маленькую игрушку на другую, потом отбрасывает ее. После показа кладет игрушку в чашечку или коробочку. Если поможете, просунет руки в рукава.
Держит ложку, но еще не может ее использовать без посторонней помощи. После показа пытается рисовать цветным карандашом.
14 месяцев (1год 2 месяца)
Двигательные навыки
Ходит самостоятельно. Ползает мало.
Движения рук и помощь самому себе
Строит башню из 2 кубиков. Толкает маленькие машинки. Пытается бросить мяч на ходу, бросает мяч по направлению к вам. Стягивает носки, расстегивает туфли. «Рисует» мелком или карандашом.
Вставляет круг в доску с круглыми, треугольными и квадратными отверстиями. По вашей просьбе кладет игрушку в чашечку или коробочку. Открывает две коробки. Достает игрушку за перегородкой из стекла.
15 месяцев (1 год 3 месяца)
Двигательные навыки
В течение длительного промежутка времени ходит самостоятельно (часто падает). Может хорошо крутиться вокруг себя, когда стоит на месте. Когда ходит, присаживается. Поднимается на 1-2 ступени детской горки, боком, держась за перила двумя руками. Умеет поднимать руки вверх, разводить их в стороны, прятать за спину. Может неуверенно бегать, ноги «заплетаются». Может покатить, бросить мяч («толкает»).
Бежит на заплетающихся ногах.
Может пройти 5-8 метров.
Может достаточно продолжительное время ходить, менять положения – приседать, наклоняться, пятиться, поворачиваться.
Ходит без поддержки – стал прямоходящим существом. Пробует различные варианты походки. Заползает по ступенькам вверх и спускается назад. Старается слезть с высокого стула. Выполняет движения: встал – пошел – пополз – встал – пошел.
Ходит не присаживаясь, длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.)
Движения руки и помощь самому себе (самообслуживание)
Строит башню из 3-4 кубиков.
Во время мытья рук шевелит пальцами в воде. «Вытирает» руки, лицо при умывании (имитирует движение всей ладонью). Удерживает в кулачке карандаш, хаотически чиркая по бумаге. «Рисует» мелком. Ест ложкой, держа ее в кулачке. При желании помогает переворачивать взрослому страницы в книге. «Пинцетный хват» мелких предметов (между большим и указательным пальцами). Строит башню из 2-3 кубиков. Снимает со стержня и начинает нанизывать на него большие и маленькие кольца. Проталкивает фигурки в отверстия. Пьет из чашки. Удерживает ложку в кулачке. Ставит одни кубик на другой, если покажите как. Помогает переворачивать страницы в книге. Поднимает чашку, пьет и ставит ее. Хорошо жует. Ест сам без чьей-либо помощи. В игре катит мяч взрослому.
Самостоятельно ест пищу ложкой.
Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Использует разные предметы: посуду, зубную щетку, расческу, телефон. Открывает шкафы, достает их содержимое. Бросает мяч руками. Помогает при одевании. Ест сам, держит бутылочку.
Самостоятельно ест густую пищу.
Ориентируется в двух контрастных величинах с разницей в 3 см – мячики, кубики, палочки.
Вкладывает круг в соответствующую прорезь. Путем многократных хаотических действий проталкивает другие объемные фигурки в прорези ящика без учета их формы. Раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по одному признаку (по цвету, форме или величине) на две группы. Самостоятельно разбирает двухместную матрешку. Выполняет простые поручения.
Кладет 5-6 (из 10) кубиков в чашку или коробочку, но не все. В игре часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами, например, нанизывает кольца на пирамидку, кормит кукол, катает машинки и пр. Общая продолжительность сна 13-14 ч., периодов бодрствования до 3,5 ч.
18 месяцев (1 год 6 месяцев)
Двигательные навыки
Ходит с хорошей координацией движений. Перешагивает через препятствия приставным шагом. С помощью взрослого: поднимается по детской лестнице чередующимся шагом, спускается приставным, залезает на стул. Может самостоятельно сидеть за любым низким столом на маленьком стульчике. Бросает мяч движением от себя двумя руками. Наклоняется за игрушкой, лежащей на полу.
Забирается на стул с помощью взрослых. Взбирается на лестницу и кровать.
Преодолевает препятствия (дверь, палку, стул).
Много ходит, не утомляясь, перешагивает препятствие высотой 20-25 см приставным шагом.
Уверенно бежит к выбранной цели (а не просто бегает от радости, что научился новому движению). Усовершенствовался механизм равновесия, хождения, бега. По лестнице не ползает, а ходит, обычно держась за перила одной рукой.
Ходит по кругу, возвращается назад, кружится на месте. Бегает, бродит, скачет, подпрыгивая. Поднимается по ступенькам с поддержкой.
Останавливается, чтобы поднять игрушку. Карабкается на мебель, пытается вылезти из манежа. Катается на четырехколесном велосипеде. Старается пнуть мяч, часто промахивается. Устраивается поудобнее на стуле. Перешагивает через препятствия.
Движения руки и помощь самому себе
Строит башню из 3-4 кубиков. Делает две линии или больше при рисунке креста.
«Лепит» снежки, куличики, сжимая снег или влажный песок в ладони. Пальцем «тыкает» куклам в глаза, рот, пытается залезть в розетку. Рисует на бумаге штрихи и зигзаги. Переворачивает страницы книг (сразу несколько), имитируя чтение. Быстро ест ложкой полугустую пищу, может собрать остатки любимой еды с края тарелки. Разворачивает фантик. Может отвернуть пробку у бутылки, флакона. Хорошо пьет из чашки, не проливая. Ест полужидкую пищу ложкой, держа ее в кулачке. Пытается принимать участие в процессе мытья и одевания (натирает себя губкой, дотягивает колготки с колен на бедра).
Открывает ящики. Строит башню из 3-4 кубиков. Закрывает круглую коробку. Разворачивает конфетку. Переворачивает страницы книги. Наклоняется, поднимает игрушку с пола. Хорошо выпивает наполненную до половины чашку. Подает пустую тарелку. Снимает туфли, носки, шапочку.
Тянет игрушку за веревку.
Быстрым движением хватает все, что ему понравится. Бросает вещи и копается у них внутри.
Царапает прямые линии и полукруги. Открывает ящики. Разбирается в одежде. Бросает мяч всей рукой. Макает в жидкость кусочки твердой пищи. Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки…). Ориентируется в 3-4 геометрических формах – шар, куб, кирпич, призмапирамида.
Собирает пирамидку без учета размера колец. Выполняет трехступенчатую инструкцию.
Ориентируется в двух разных формах (куб-шар), величинах (большоймаленький). Используя помощь взрослого, играет с двухместной матрешкой, которая открывается и закрывается без усилий. После показа собирает пирамидку, отбирая и нанизывая сначала 2 больших кольца, а затем два маленьких (различение размера в игре)
Вставляет круги, треугольники и квадраты в доску с отверстиями этих форм. Когда спрашивают, показывает на картинке предметы (6-9 из 10). Тянет скатерть, чтобы достать игрушку. Понимает запрет и выполняет его.
Приносит игрушки по требованию и выполняет простые поручения:
«Положи мишку на стол». Показывает несколько частей тела.
Сортирует предметы по форме, составляет пирамиду, учитывая размеры колец. Заглядывает во все уголки дома. Находит знакомые картинки в книжке («Найди кошечку»). Вставляет округлые колышки в дырочки.
21 месяц (1 год 9 месяцев)
Двигательные навыки
Хорошо бегает, меняя направления. Ловко лазает по домашней мебели.
Проходит по ограниченной поверхности (шириной до 20 см), не оступаясь.
После показа ходит по доске и гимнастической скамейке, высотой до 20 см от пола, держась за руку взрослого. Хорошо перешагивает через брусочки и другие невысокие препятствия на полу. Начинает спускаться по лестнице чередующимся шагом. Учится бросать мяч в корзину, стоящую на полу на расстоянии не более 50 см.
Идет вверх по лестнице самостоятельно. Садится на корточки. Бегает.
Вскарабкивается на стул. Прыгает двумя ногами.
Забирается на стул и слезает с него. Хорошо ходит. Может, не падая, пройти по бруску шириной 15-20 см и высотой 15-20 см.
Движения руки и помощь самому себе
Строит мостик из 3-х кубиков после показа.
Хорошо использует ложку для еды густой пищи, может наколоть кусочки нарезанного взрослым мяса на вилку (держит столовые приборы в кулачке). Листая книгу, переворачивает по 2-3 страницы одновременно, или по 1 странице, если страницы книги сделаны из толстого картона.
Совершенствует несложные двигательные навыки: любит разворачивать фантики, делает это с удовольствием, даже когда не хочется есть конфеты, стремится открыть любой флакон, который находится в доступном для ребенка месте, начинает «рисовать», если вложить в руку карандаш. Строит башню из 3-4 кубиков. Всегда своевременно просится на горшок. Снимает шапку, носки, варежки, ботинки, но не надевает их
Строит башню из 5-6 кубиков. Пытается надевать ботинки. Поднимает, пьет, ставит на место чашку.
Может выполнять несложные сюжетные постройки из кубиков – ворота, скамья, домик и др.
Часто раздевается и помогает взрослому одевать его.
Убирает предметы на свои места. Сортирует предметы (груша-яблоко, юлакубики и т.п.).
Чертит линию на бумаге после того, как вы проведете вертикальную линию. Кладет по заданию (без помощи жестов) кубик в чашку и в тарелку. Достает игрушку с помощью палочки. Показывает 6-9 предметов из10 на картинке. Подвигает стул, чтобы достать предмет.
24 месяца (2 года)
Двигательные навыки
Меняет темп движения: бег-ходьба. Поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого. Подпрыгивает на месте на обеих ногах.
Учится ловить мяч, брошенный несильно с близкого расстояния. Учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную по высоте в пределах его роста. Ударяет ногой по мячу. Скатывает мяч с детской горки. Самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь.
Перебрасывает мяч в руку экспериментатора. Подпрыгивает на одном месте. Хорошо ходит, может перешагивать через палку, приподнятую на небольшую высоту.
Много и без устали двигается, перешагивает препятствие высотой 15-20 см чередующимся шагом.
Бегает, старается убежать от родителей. Смотрит под ноги на возможные препятствия. Прыгает на месте и вперед. Катается на трехколесном велосипеде. Бьет по мячу, не спотыкаясь. Может выбраться из манежа. Ходит по ступенькам без посторонней помощи, вставая двумя ногами на каждую ступеньку; при спуске вниз может понадобиться помощь. Открывает двери. Поднимается и спускается самостоятельно по лестнице, пытается стоять на одной ноге.
Движения руки и помощь самому себе
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы. Ест аккуратно, без помощи взрослого любую пищу. Намыливает ладони при умывании. Досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями.
Захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку). С небольшой помощью взрослого натягивает ботики, сапожки. Отщипывает маленькие кусочки пластилина. Разворачивает завернутые в бумагу свертки с разными по величине предметами. Знает место своего стульчика, полотенца, тапочек, куклы. Совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или пакет. Помогает взрослым в быту:
накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), дает сумку. Проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран, поплескаться. Поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, пульта телевизора, открывает створки мебели, справляясь с защелками. Рисует вертикальную линию, потом круговые каракули (после показа). Строит башню из 6-7 кубиков. После показа складывает листок бумаги вдвое, посередине поперек. Может перелистывать книгу по странице. Бросает мяч в большую корзину. Одевается с помощью взрослого. Снимает одежду с посторонней помощью. Убирает за собой игрушки. Может сам сесть за стол. Моет и вытирает руки.
Рисует на бумаге штрихи и закругленные линии. Просится на горшок, контролирует свои физиологические отправления. Может частично одеваться сам.
Не только самостоятельно раздевается, но может сам частично одевать кофточку без застежек, ботиночки без шнуровки, шапку.
Разворачивает обертки. Снимает одежду, моет руки. Складывает предметы в большие (обувные) коробки. Строит башню из 6 кубиков. Складывает лист бумаги и играет с ней. Бросает мяч вверх над головой. Самостоятельно сидит за столом.
Складывает разрезную картинку из 2 частей. Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку, изображающую человека, на целой картинке-образце. Вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов. Копирует круг, повторяет по показу рисунок креста, рисует человека-«головонога» без туловища.
Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, вставляет 3 вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия. Учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей. С помощью взрослого собирает пирамидку из 3-4 частей, учитывая величину элементов. Раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг-овал, квадрат-прямоугольник). Складывает разрезанную картинку из двух половинок (части не перевернуты). Кладет по заданию кубик в чашку, тарелку, коробку.
2 года 6 месяцев
Двигательные навыки
Хорошо бегает. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно. Спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги. Поднимается и спускается по лестнице. Перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом. Хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель. Толкает неподвижный мяч ногой. Ловит мяч с близкого расстояния. Играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках. Катается на 3-х колесном велосипеде, перебирая по полу ногами. Балансирует на одной ноге 3-5 секунд.
Весь период бодрствования находится в движении, самостоятельно перешагивает препятствия высотой 20-30 см неприставным шагом. Ходит по лестнице переменным шагом.
Движения руки и помощь самому себе
Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд, добавляет трубу.
Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями). Рисует «пальчиковой гуашью». Удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию. Может попытаться скопировать «крест». Играет мелкими предметами: нанизывает бусинки, складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим указательным и средним пальцами. Хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи.
Намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями. Строит башню из 6-8 кубиков. Ест, аккуратно, не обливаясь. Частично надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнуровки). Может снять расстегнутую одежду.
Воспроизводит круг, горизонтальную линию. Строит мост из 3 кубиков (после показа). Складывает бумагу вчетверо (после показа). Ест аккуратно ложкой и может использовать вилку.
Совершенствуется точность движений рук за счет укрепления мышц кистей.
Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки, называет их. Может полностью самостоятельно одеваться, кроме застегивания пуговиц и шнуровки, аккуратно ест.
С помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Одевается самостоятельно.
Ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца пирамидки), соотнося их по размерам «больше-меньше». Соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением.
По образцу может подбирать предметы различных геометрических форм, хорошо знает четыре основных цвета.
Раскладывает предметы по величине (большой-маленький) в две разные коробочки. Складывает разрезанную картинку из 4-х частей. Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. Хорошо вкладывает друг в друга цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одну в другую. Часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»).
Кладет по заданию 1 кубик в чашку. Складывает разрезную картинку из 2 половинок (части перевернуты).
С помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки. Появляются элементы ролевой игры.
3 года
Двигательные навыки
Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать).
Самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске.
Может пройти несколько шагов на цыпочках. Подпрыгивает на двух ногах.
Может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге.
Перепрыгивает и/или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см). Хорошо бросает и «футболит» мяч.
Е.И.Исенина: Перепрыгивает через линию, начерченную на полу. Балансирует на одной ноге 7-10 секунд. Катается на трехколесном велосипеде.
О.Н.Козак: Может производить больше разнообразных движений. Может по сигналу приостанавливать движение, переходить от одного движения к другому, изменять темп.
Движения становятся более ловкими, целенаправленными и точными, ребенок хорошо сохраняет равновесие при ходьбе по бруску, перешагивает препятствия высотой 30-35 см неприставным шагом.
Продолжается развитие общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание). Это развитие идет главным образом в направлении улучшения их качества – все большей согласованности и умения управлять своими движениями в соответствии с окружающими условиями. Умеет прыгать с высоты 15 см, подпрыгивать на месте с небольшим отрывом от пола, прыгать в длину с места через палку или шнур. Но еще отсутствует взмах рук при прыжке.
Движения руки и помощь самому себе
Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд.
Рисует карандашом, держа его, как взрослый. Изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии. Срисовывая, начинает копировать более сложные формы (круг, крест), к трем годам рисует человека («головоног»). Самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу. Ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков и бутылочек. Собирает 46 формочек, вкладывая меньшую в большую. Пользуется детскими ножницами. Строит башню из большого количества кубиков. Вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п. Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек). Знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого. Складывает свою одежду на стульчике. По просьбе убирает за собой игрушки и мусор.
Копирует крест. Строит башню из 10 кубиков. По просьбе рисует человека. Режет ножницами. Застегивает пуговицу. Чистит зубы. Одевается самостоятельно. Помогает накрывать на стол. Надевает пальто или платье без посторонней помощи.
Рисует, занимается лепкой из пластилина.
Начинает овладевать карандашом, пластилином. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого ребенок одевается, включая застегивание и шнуровку, пользуется салфеткой и носовым платком без напоминания.
Рисует примитивные фигуры. Может развинчивать игрушки.
Раскрашивает ограниченные поверхности. Завязывает шнурки на ботинках.
Ходит самостоятельно в туалет.
Совершенствуются движения рук – при правильном воспитании ребенок может почти самостоятельно одеться, раздеться, умыться, овладевает некоторыми тонкими движениями кисти рук и пальцев: начинает владеть карандашом, застегивать пуговицу, пускать волчок и т.д.
Выбирает цвета (с ошибками). Подбирает одинаковые по форме предметы: крест, круг, звезда, квадрат. После показа строит крест или три ступеньки. Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер. Пытается строить вертикальные модели, запоминает задание, понимает ошибки. При помощи взрослого может вложить четыре матрешки в одну, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом различных колец.
Строит более сложные, чем раньше конструкции по собственному замыслу. Собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер. Имеет представление о числе (показывает и говорит 1,2,3, «много, мало»). Использует обиходные предметы по назначению.
Выбирает самую длинную линию из трех в ответ на вопрос «Какая линия длиннее?». Кладет по заданию два кубика в чашку.
Появляются новые виды деятельности. Манипулирование карандашом, глиной переходит в изобразительную деятельность. Постепенно развивается конструктивная деятельность: играя кубиками, ребенок не только воспроизводит показанные ему взрослыми постройки, но пытается сам строить знакомые ему предметы.
Расстройство нейромоторных функций у ребенка может привести к нарушениям взаимоотношений в коллективе, отчужденности и ощущению собственной неадекватности.
3.Методики для наблюдения и определения качества физического и психического развития ребенка раннего возраста.
Наблюдение.
Достоинства:
Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.
Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.
В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.
Условия эффективности применения метода:
1. выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, необходимое профессиональное качество педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.
2. соотнесение наблюдений со знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.
3. организация наблюдения. Понятно, что, например, у врача-педиатра
возможности для детального и обширного наблюдения за поведением ребенка невелики. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств.
Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью можно установить, что ребенок уже умеет делать, а следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т. д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются игры с взрослыми и со сверстниками; как ребенок играет, его интересы и т. д.);
— самостоятельность и независимость, т. е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т. п;
— поведение ребенка.
Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка.
Беседа.
Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которую обычно рекомендуют при работе с детьми в возрасте от 6 длет. По мнению Н. А. Русиной и В. А. Урываева, темами для беседы могут быть:
— семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность— экстенсивность и активность—пассивность отношений,
ревность, зависть, конфликт и т. д.;
— родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
— участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
— свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола; интересы, увлечения;
— самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на отношения ребенка к другим людям, сверстникам, взрослым, к делу, к самому себе.
Эксперимент.
Наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
— возможность определения нормы развития;
— возможность проведения повторных, т. е. сравнительных испытаний;
— возможность одномоментного сбора большого объема материала; — отсутствие длительной специальной подготовки.
В то же время у тестов есть свои недостатки, ограничивающие их применение. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако чаще всего практически применимыми могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.
Общие подходы к диагностике психического развития детей
При проведении диагностики важно помнить о том, что психическое развитие детей – это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение всех сторон психики детей, сопоставляя полученные данные так, чтобы можно было получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от работы.
Анализируя полученные данные, важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики обследуемого ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, которые были выявлены в процессе обследования. Ведь в реальной жизни все стороны психики влияют друг на друга, и, например, неспешность в учебной деятельности может быть связана как с отставанием познавательного развития, так и с высокой тревожностью или замедленным темпом ориентировки детей. В свою очередь особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность ребенка, особенности его общения.
Правильная диагностика – первый шаг в организации коррекции психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы. Таким образом, на основании психотической характеристики составляется план коррекции – от помощи ребенку в исправлении простых недостатков до компенсации сложных дефектов. Составление такой характеристики является не простой задачей даже для практического психолога; для успешной работы нужна некоторая практика и, главное, соблюдение основных правил работы с тестами, потому что непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.
Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (другими воспитателями, учителями, родителями) в том случае, если они обратились к Вам с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы Вам необходимо четко определить характер претензий к ребенку и причин недовольства им.
Собственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, стоящие в ней) или он расторможен, т.е. крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках или просто болтает руками или ногами. Фиксируется и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, стремление сесть или встать в уголок, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.
Все эти факты связаны как с психодинамическими (врожденными) особенностями ребенка (например, с импульсивностью или ригидностью), так и с качествами его личности (например, с тревожностью или демонстративностью). Полученные при наблюдении данные в дальнейшем сопоставляются с данными тестов и помогают понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.
При обследовании важно чередовать методики таким образом, чтобы методы, направленные на изучение памяти, следовали за методиками, направленными на анализ мышления, а изучение восприятия следовало за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и на заданную тему), давая ребенку время войти в ситуацию обследования. Вначале даются и задания на исследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для исследования отсроченного воспроизведения. В то же время личностные методики предлагаются детям в конце работы, после того, как новизна ситуации для него сгладится и наладится контакт между взрослым, проводящим диагностику, и ребенком. Эта последовательность сохраняется и в том случае, если обследование проводится не единовременно, но в течение нескольких занятий.
Правила проведения диагностики развития ребенка:
1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества – какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых можно сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов. Поэтому для составления психологической характеристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.
2. Обязательно обратить внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Неправильная инструкция может полностью изменить содержание задания и, следовательно, полученный результат.
3. Каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы возраст исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которого составлена данная методика. Существуют методы, которые можно использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.
4. Результаты, также не могут быть одинаковыми для разного возраста. Нужно быть внимательным при интерпретации результатов, обязательно сверять их с нормативностью, т.e. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста. Нужно помнить и о том, что только по данным одной методики, уже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
4.Показатели психофизического развития детей дошкольного возраста.
В процессе жизни человек все время развивается, то есть изменяется в количественном и качественном отношении. При этом можно особо говорить о развитии организма человека: физическом, умственном, психическом,
1. личностном; а также о развитии многих других его качеств и особенностей Развитие человека можно рассматривать в трех планах:
1) в типологическом (возрастном), когда абстрагируются от индивидуальных и личностных особенностей детей и рассматривают лишь закономерности возрастного развития ребенка, особенности, присущие каждому из этапов онтогенеза;
2) в индивидуальном плане, когда рассматриваются особенности развития ребенка. Ведь у каждого ребенка свой, присущий только ему, путь развития и особый темп. Путь развития уникален, но все же существуют и общие закономерности, которые необходимо учитывать, изучая
индивидуальные особенности того или иного ребенка;
3) наконец, в личностном плане рассматривается процесс развития человека как индивидуальности, процесс возникновения и особенности развития личностных качеств на разных ступенях и этапах онтогенеза.
Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими).
Возрастные психологические особенности определяются конкретноисторическими условиями, в которых развивается человек,
1 Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Владос, 2005. –С. 122.
наследственностью и в некоторой степени характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, оказывающими влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.
К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение называется социальной ситуацией развития в
2 данном возрасте . Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому.
Ребенок - часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные изменения развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми.
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими представлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой - достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или иному этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тенденция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию особых прав ребенка.
2 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2000. – С. 68.
Основные показатели психофизического развития детей раннего возраста представлены в следующей таблице
Таблица психофизического развития ребенка
Возра ст |
Физическое развитие |
Психическое развитие |
1-2 м. |
В положении на животе удерживает голову, поворачивает ее в стороны. |
Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. |
3-5 м. |
Хорошо держит голову, поворачивается на бок, сидит с поддержкой, приподнимает верхнюю часто туловища. |
Захватывает предметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произносит гласные звуки. |
6-8 м. |
Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. |
Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма»,»ба», выражает удивление и интерес в отношении новых предметов. |
9-10 м. |
Ползает, стоит и ходит с поддержкой |
Реагирует на свое имя, понимает зaпреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. |
11-12 м. |
Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой. |
Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. |
2 года |
Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице. |
Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл,в предложении по 3-4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. |
3 года |
Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки |
Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда ?», имеет понятие о количестве предметов. |
Опережение или отставание до 2 пунктов является нормой.
5.Диагностика психофизического развития детей дошкольного возраста.
Диагностикой психофизического развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.
Задачи диагностики:
• определение реального уровня психофизического развития ребенка. При определении реального уровня развития фисируются плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Становятся известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.
• определение зоны ближайшего развития. Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.
ПРИМЕР. С целью диагностики интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.
Если при этом мы хотим установить зону ближайшего развития ребенка, то должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу, и поскольку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. При определении зоны ближайшего развития, установлено, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве со взрослым лишь до 9летнего стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.
Показатели психического развития ребенка:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции,
потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.
Предмет психологического изучения - психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — по мнению К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».
Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т. п.
Психологические факты:
Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.
Для оценки общего уровня развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его:
- соматотипа (астенический, пикнический, атлетический),
- половой зрелости (маскулинность—феминность),
- позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная),
- лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое— неправильное),
- мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная).
- следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.).
Во-вторых, это речь ребенка, т. к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо, сама речь может использоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи:
- голос (монотонный—красочный),
- темп (быстрый—замедленный),
- разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый),
- дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.).
- воспроизведение мысли: легко, затрудненно, связно, замедленно. В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
— характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);
— характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
— уровень социальной активности (адекватная—неадекватная
ситуации);
— проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
Диагностика физических качеств детей дошкольного возраста.
Развитие физических качеств детей так же будет успешнее, если педагог владеет диагностическими средствами.
Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков.
Существует два уровня развития: «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития. Под «зоной актуального развития» он понимает тот уровень развития психической функции ребенка, которые складываются в результате определенных уже завершавших циклов его развития. На этом уровне ребенок выполняет задание самостоятельно.
1.«Зона ближайшего развития» - это уровень, на который ребенок должен перейти. На этом уровне все процессы находятся в состоянии становления, созревания, развития. Ребенок не может справиться с заданием и разрешает проблемы с помощью взрослого».
Для того чтобы диагностировать у детей уровень развития физических качеств, нужно выявить зону актуального развития. Выявления зоны актуального развития требует разработки специальных диагностических средств, введения критериев и их показателей.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сенситивные периоды развития психофизических качеств. Для детей старшего дошкольного возраста - это скоростно-силовые качества, выносливость и быстрота.
М.А. Рунова и Г.Н. Сердюковская предлагают следующие
диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста
1. Тест на определение скоростных качеств (быстроты). Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
В забеге участвует не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных способностей (челночный бег). Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3-10 м.
1. Прищепа, С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 37-45. С.38
В забеге принимают участие два ребенка. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение выносливости. Цель: определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчетов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя:
продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребенок.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств. Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму.
2. «При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат» .
Результаты диагностики могут быть по следующим уровням: высокий; средний; низкий.
2.Развитие движений ребенка-дошкольника / под ред. М.И. Фонарева. - М.: Физкультура и спорт, 2009. с.137
Дети, имеющие высокие показатели физической подготовленности, выполняют все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно ведут себя при выполнении упражнений, умеют слушать воспитателя, понимают инструкции и выполняют задания без ошибок. Они отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Дети, имеющие средние показатели физической подготовленности, выполняют задания без признаков переутомления, но допускают ошибки при усвоении инструкции воспитателя. Их характеризует неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения.
Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.).
Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев имеющие низкий уровень развития физических и волевых качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели движений) в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать.
Они проявляют медлительность, недостаточную уверенность, неспособность преодолеть чувство страха. 3. «Им свойственно состояние угнетенности в связи с неудачами, неумение подавлять в себе отдельные желания. Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность».
3.Развитие движений ребенка-дошкольника / под ред. М.И. Фонарева. - М.: Физкультура и спорт, 2009. с. 139
Для диагностики уровня развития физических качеств можно использовать также наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Основополагающими условиями педагогического наблюдения является выборка критерий развития тех или иных показателей двигательной активности ребенка.
Педагогический эксперимент – организованная деятельность педагога и детей с заранее поставленными целями. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определять цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
Педагогический эксперимент состоит из констатирующего, формирующего и контрольного. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.В констатирующем эксперименте проводятся анализ состояния работы по исследуемой проблеме. В формирующим эксперименте разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проводят на практике. В заключительной или контрольной части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы, до и после проведения эксперимента. Важным моментом в организации процесса развития физических качеств является оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста в начале и в конце года, так же и промежуточная оценка.
При обследовании уровня физической подготовленности фиксируются количественные показатели (время, количество бросков), а также качество выполнения (соблюдение исходного положения сохранения равновесия, высота броска).
4.«Если обнаруживаются недостатки в развитии детей, то выявляются причины их возникновения и формулируются конкретные предложения к усовершенствованию содержания и методики проведения разных форм работы по физическому воспитанию». Таким образом, для того, чтобы диагностировать у детей уровень развития физических качеств, нужно выявить зону актуального развития, которая требует разработки специальных диагностических средств, введение критериев и их показателей.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сенситивные периоды развития психофизических
качеств. Для детей старшего дошкольного возраста - это скоростносиловые качества, выносливость и быстрота.
Методы диагностики физических качеств детей старшего дошкольного возраста предлагают М.А. Рунова и Г.Н. Сердюковская. Используются также наблюдение и эксперимент.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2010. с.75
6.Виды и методы контроля за состоянием здоровья и физического развития детей в ДОУ.
Важное место в работе ДОУ занимает санитарно-гигиеническое состояние мест пребывания детей, физическая подготовленность воспитанников детсада, уровень их физического, интеллектуального, эмоционально-нравственного развития.
Для этого в дошкольном учреждении организован ежедневный и периодический медико-педагогический контроль. Он проводится врачом или медсестрой совместно с заведующей или старшим воспитателем. Форма проведения зависит от темы контроля.
Ежедневный контроль обязательно проводится в любом дошкольном учреждении. Ответственными могут быть старшая медицинская сестра, старший воспитатель или воспитатель группы. Самое главное следует определить, как подготовлены педагоги, все помещения, где будут находиться дети, в каком состоянии здоровья пришел каждый ребенок в детский сад. При неблагоприятных условиях воспитатели проводят осмотр детей.
Одновременно ответственные за организацию контроля проверяют воздушный, температурный режим группы, ее санитарное состояние, а по окончании приема детей в тетради контроля делается запись готовности группы к работе.
Таблица 3.
№ п\п |
Фамилия ребенка |
Группа |
Признаки недомогания |
Подпись |
|
|
|
|
|
Контроль за состоянием здоровья детей необходимо осуществлять как при организованных формах работы, так и в повседневной жизни. В течение дня эффективность этой работы зависит от условий, в которых проводятся занятия и находятся дети, соответствия содержания занятий и методов организации возрастным возможностям детей.
При проведении мероприятий по двигательной деятельности дошкольников педагоги обязаны подумать об одежде детей в соответствии с сезоном, погодой, местом проведения занятий и сообщить об этом родителям. Кроме того, нужно учесть воздушный и температурный режим. В физкультурном зале влажную уборку проводит помощник воспитателя группы перед каждым занятием.
При проведении медико-педагогических наблюдений важно отметить, на какой минуте от начала занятия у детей появились признаки рассеянного внимания (на занятиях познавательной деятельности) или они не наблюдались, а также признаки утомления (на занятиях двигательной деятельности). Одновременно фиксируется роль педагога, заметил ли он эти признаки у детей, какие действия предпринял или продолжал вести занятия.
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает:
1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.
При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, его физической подготовленности, функциональных возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях на занятиях физических упражнений и различных видов закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность воздействия средств физического воспитания.
2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организаций занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.
3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.
4. Санитарно-просветителъную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.
В обязанности врача входят комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медикопедагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.
Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.
В годовом плане работы дошкольного учреждения предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведующей, педагогом, медицинской сестрой с целью проведения контроля за общим двигательным режимом и организацией различных форм физического воспитания.
Для конкретного решения вопросов индивидуального подхода в физическом воспитании детей необходимо включать при сборе анамнеза ответы на дополнительные вопросы: наличие в доме спортивного уголка, спортивного инвентаря (санки, лыжи, коньки и т.д.), участие ребенка в спортивных секциях или занятиях совместно с родителями.
Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические показатели, но и данные физической подготовленности и физической работоспособности ребенка:
− измерение мышечной силы рук; − измерение силы мышц туловища; − жизненная емкость легких.
Физическая подготовленность характеризуется развитием у детей двигательных навыков и качеств (быстрота, скоростно-силовые навыки и качества, выносливость). Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения: при беге, прыжках, метании.
На основании данных профилактических осмотров и результатов обследований врачом проводится комплексная оценка состояния здоровья детей, которая базируется на четырех важнейших критериях:
− наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии);
− функциональное состояние основных систем организма;
− резистентность и реактивность организма (степень
сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям);
− уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.
Комплексная оценка состояния здоровья проводится врачамипедиатрами во время профилактических осмотров детей. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующей, старшим воспитателем. Главное внимание уделяется двигательному, оздоровительному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
− времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;
− объема двигательной деятельности с использованием метода шаго-метрии для количественной оценки двигательной активности;
− интенсивности двигательной деятельности, определяемой методом пульсометрии: подсчетом частоты сердечных сокращений (удары/ мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности. Возрастные потребности детей в движении в отведенное режимом время могут быть удовлетворены только при очень четкой организации двигательной деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений. При этом необходимо учитывать временные показатели.
Общий временной объем организованной двигательной деятельности за неделю:
3—4 года — не менее 6—8 ч;
4 года — 8—10 ч; 5 лет— 10— 12 ч;
6 лет — 12—15 ч.
Таблица 4.
Объем двигательной деятельности (по шагомеру количество движений)
Возраст детей |
Теплое время, тыс. |
Холодное время, тыс. |
З года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет |
От11до12 12,5-13,5 14-15 15,5-17,5 18-20 |
9-9,5 10-10,5 11—12 12,5-14,5 14,5-17,5 |
2.5. Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый подход.
Задание 1. Изучение особенностей использования детьми мимики (М) и пантомимики (П) при демонстрации заданной эмоции проводится индивидуально в двух сериях.
Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое последующее эмоциональное состояние называют по мере выполнения предыдущего (табл. 5).
Выразительное исполнение ребенком того или иного эмоционального состояния обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Таблица 5
Фамилия, ребенка |
имя |
Веселый |
Печальный |
Испуганный |
Сердитый |
Удивленный |
|||||
|
|
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
П |
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Каждое эмоциональное состояние героя ребенком также демонстрируется поочередно.
В табл. 6 записывают, какого персонажа (Пр) выбрал ребенок. В соответствующей графе знаком « + » отмечают, если ребенок достаточно выразительно передал образ героя.
Таблица 6
|
Фамилия, имя ребенка |
Веселый |
Печальный |
Испуганный |
Сердитый |
Удивленный |
|||||
|
Пр |
М |
Пр |
М |
Пр |
М |
Пр |
М |
Пр |
М |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии заданий.
Задание 2. Изучение выразительности речи проводится индивидуально. Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком « + » в соответствующей графе табл. 7.
Таблица 7
Фамилия, имя ребенка |
Весе |
лый |
Печаль |
ный |
Испуган |
ный |
Серди |
тый |
Удивленный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передаче разных эмоциональных состояний.
Задание 3. Изучение восприятия Детьми графического изображения эмоций. Проводится индивидуально. Ребенку показывают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления и предлагают ответить на вопрос: «Какое это лицо?» Ответы детей записывают в табл. 8.
Таблица 8
Фамилия, ребенка |
имя |
Радость |
|
Грусть |
|
Страх |
|
Гнев |
|
Удивление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Задание 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей проводится индивидуально, в двух сериях.
Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
—Когда бывает интересно?
—Когда человек удивляется?
—Когда человек получает удовольствие?
—Когда бывает стыдно?
—Когда бывает страшно?
—Когда человек злится?
— Когда бывает радостно?
— Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа на предыдущий. Ответы заносятся в табл. 9.
Таблица 9
Фамилия, имя ребенка |
Ответы ребенка |
|
|
|
|
Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:
—Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
—Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
—Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
—Как думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
—Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
—Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?
—Что почувствует мальчик, если ему подарят что-то интересное?
— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака? Каждый следующий вопрос задают после ответа на предыдущий. Ответы заносятся в табл. 10.
Таблица 10
Фамилия, имя ребенка |
Ответы ребенка |
|
|
|
|
Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Задание 5. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
Заключение
Разнообразные медицинские, демографические, социологические и др. данные, отражающие динамику состояния здоровья российских дошкольников в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая «антропологическая катастрофа» - уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Как известно, постнатальный цикл закладки психофизиологического фундамента здоровья приходится на дошкольные годы.
Одна из возможностей решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенкадошкольника.
По оценке специалистов, человеческое здоровье на 20% определяется качеством окружающей среды, на 30% - генетически закрепленными признаками, на 50% - факторами социокультурного и психологопедагогического порядка: взаимодействиями внутри макро- и микросоциальных сред, воспитанием, образом жизни, индивидуальноличностными особенностями, включая отношение к миру, другим людям, самому себе и т.д.. Дело не только в преобладании удельного веса этих факторов, но и в их активном влиянии на характер генетической и «средовой» детерминации здоровья, которая по мере развития человека становится все более специфицированной, «избирательной».
Черты, которые характеризуют направление развития психофизической сферы ребенка в общем и целом:
а) В его центре лежат представления о развитии здоровья ребенка.
б) Здоровье рассматривается в качестве атрибута не организма, а
личности.
в) Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-
профилактических мер, а как форма развития, амплификации - расширения и обогащения психофизиологических возможностей детей.
г) Критерий основного результата оздоровительно-развивающей работы заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводиться в режиме саморазвития.
Эти позиции реализуются в программе развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет в ДОУ, которая является органичной частью общей программы развивающего дошкольного образования.
Формами организации оздоровительной работы являются: физкультурные занятия (фронтальные и индивидуальные), самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика (традиционная и нетрадиционная - дыхательная, звуковая), двигательно-оздоровительные моменты («физкультминутки»), физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, на стадион), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).
Не только психическое, но и целостное психофизиологическое развитие ребенка, включая развитие детского здоровья, рассматривается внутри процесса его приобщения к человеческой культуре.
Список использованной литературы
1. Ананьев.Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1995.-284 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: Владос, 2003. – 233 с.
3. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М.: педагогика, 1995. – 294 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:
Педагогика, 2000. – 235 с.
5. Доскин В.А. Биологические ритмы растущего организма. – М.:
Медицина, 2000. – 195 с.
6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.:
Владос, 2005. – 254 с.
7. Комплексная система закаливания. – М.: НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, 2000. – 252 с.
8. Кутафин Ю.Ф. особенности физического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Педагогика, 2003. – 294 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 467 с.
10. Минаева В.И. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. – М.:
Просвещение, 1999. – 236 с.
11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.:
Логос, 2004. – 186 с.
12. Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. Л. Фонарева. –
М.: Педагогика, 2000. – 345 с.
13. Усов И.Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра. – Минск, 1994. –
543 с.
14. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.: Академия. 2004. – 480 с.
15. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке.
– М.: Просвещение, 2000. – 221 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.