Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)
Оценка 4.7

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика +2
Взрослым
19.04.2018
Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)
Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература) Цели: 1. Расширенный поиск и сбор материала по произведению с использованием новых информационных технологий для более глубокого и точного понимания рассказа. 2. Анализ произведения. Ход урока. 1) Работа с проектом – презентацией. Презентация была подготовлена ученицей и включала обзор творчества писателя, графические изображения, интервью с, и на фоне фотографии писателя. Основополагающий вопрос предстоящего исследования: «Что это за мир такой?» 2) Учитель: «Что это за мир такой?» Риторический вопрос, боль, крик души… Ещё в XVI веке В.Шекспир также мучительно и надрывно вопрошал своих современников (чтение наизусть сонета №6). «Измучась всем, я умереть хочу…»
Основные тенденции в развитии.doc
Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература) Цели: 1. Расширенный поиск и сбор материала по произведению с использованием новых информационных  технологий для более глубокого и точного понимания рассказа. 2. Анализ произведения. Ход урока. 1) Работа с проектом – презентацией. Презентация была подготовлена ученицей и включала обзор творчества  писателя, графические изображения, интервью с, и на фоне фотографии писателя. Основополагающий вопрос  предстоящего исследования: «Что это за мир такой?»  2) Учитель: «Что это за мир такой?» Риторический вопрос, боль, крик души… Ещё в XVI веке В.Шекспир также  мучительно и надрывно вопрошал своих современников (чтение наизусть сонета №6). «Измучась всем, я умереть хочу…» Таким образом, любое произведение, настоящее, подлинное, глубокое, общечеловечно, оно всегда современно и  актуально. Согласны? ­ Да. Я впервые задумалась над тем, как уродливо мы живём. ­ Рассказ я прочитала с огромным интересом, на едином дыхании. Мне горько оттого, что люди, подобные  Пашуте, бесправны. Они унижены, «раздавлены» беззаконием, что царит в нашей стране. ­ Мне кажется, что произведение настолько жизненно, что есть прямой смысл разобраться в нём поглубже и  проанализировать как можно полнее и объективнее. Учитель: Тогда приступаем к первой части нашего занятия – расширенному поиску информации в Интернете.  Кто хочет поработать в данном направлении, посмотреть критическую литературу, отобрать нужную  информацию по творчеству В. Распутина и по рассказу «В ту же землю»? (задание поручается вызвавшемуся  ученику, хорошо владеющему навыками поиска информации в Интернете). Итогом этой работы станет диск с  информацией, который пополнит школьную медиатеку. 3) Сбор информации на бумажных носителях, использование программы МАРК­2 (работа в программе  комментируется ученицей, проецируется на экран.) Ученица: В школьной библиотеке и медиатеке есть некоторая литература по творчеству В. Распутина – это  энциклопедия, критические материалы по русской литературе ХХ века. (Лаборант выдал необходимую  литературу). Учитель: Давайте продолжим поиск материала на электронных носителях. Ученица предлагает ещё диски: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Всемирная литература» на двух дисках. Три ученика садятся за компьютеры для работы. Цель – сделать словарную работу, напечатать материал по  расширению лексики. Пока учащиеся трудятся за компьютерами, краткую информацию об их работе даёт  консультант, который подробно рассказывает о работе за компьютерами Учитель: Пока ребята за компьютерами заняты сбором информации, мы осмыслим то, что лежит «на  поверхности». На что вы обратили внимание при чтении? ­ На метафору «котлован». Она вызвала у меня ассоциацию с платоновским произведением, где «светлое  будущее» связано с темой смерти (зачитывает фрагмент). ­ А я обратила внимание на следующие горькие слова: «Что за мир такой, если решил он обойтись без добрых  людей». Мир, в котором правят деньги и власть, где жизнь человека ничтожна и где не ценится самое  сокровенное, что излучает человек – добро. ­ Пронзительное и несомненно глубокое произведение «В ту же землю» не оставит никого равнодушными. Оно  обязательно «зацепит» любого из нас и каждый осмыслит его по­своему. Анализируя этот рассказ, я обратила  особое внимание на многие вещи, подчёркивающие глубину произведения. Вот одно из них: «Ну как ты, мать? Аксинья Егоровна отвечала: ­ Сидю и плачу. Глаза её были сухи, она плакала в себя. Это там всё болело и стонало в муке, которая уже  становилась привычной.» Эта цитата является необходимой деталью, описывающей душевное состояние этих героинь, а именно Аксиньи  Егоровны. Она готовилась к смерти… Она умирала… «В восемьдесят четыре года как не готовиться». ­ Образ 15­летней девочки помогает многое понять в рассказе. Танька скрашивает одиночество Пашуты, она  нужна бабушке, именно внучка делает жизнь Пашуты осмысленнее. И думает она о девочке в момент смерти  Аксиньи Егоровны больше, чем о ком – либо. Да и Танька не остаётся в долгу: прильнёт к бабушке, и  выговорится, и приласкает, так что окатит сладкой болью, перехватывающей горло, и Пашута поймёт, что не зря жила и страдала. Многие события в рассказе (особенно связанные со смертью) даются глазами девочки. Она  воспринимает всё искренне, не умеет скрывать, как взрослые, своих чувств; смерть человека потрясла её. «В  освещённых недетским прозрением глазах её стояли слёзы». Танька оказалась чутким человеком и в горе хотела быть рядом и породниться ещё ближе. Когда я читала  рассказ, чувствовала безысходность во всём, даже в образе яблони под окном Стаса Николаевича, которая  глубокой осенью и ранней весной одинаковая: «Всё так же чёрно и коряво заглядывала в окно яблоня, всё так  же терзал её ветер». И только образ девочки дан светлыми, чистыми, добрыми красками. Он даёт веру в то, что  жизнь должна продолжаться и устраивать её взрослые должны ради детей, будущего. Учитель: Чем, по­вашему, интересна жизнь Пашуты? (сообщения учеников). Мнения ребят разделились. Одни считают, что во всём виновата Пашута, так как гордость не позволила идти с  протянутой рукой к властям. Другие защищают героиню, объясняя её поведение безысходностью. II Работа над пейзажем. III Анализ наблюдений учащихся, работающих с электронными носителями. IV Синквейн (работа 2 минуты), чтение. Примеры: 1. Писатель. 2. Глубокий, тонкий. 3. Понимает, анализирует, взывает. 4. Мне хочется жить по другому. 5. Совесть     1. Город. 2. Бесформенный и бездушный. 3. Вытягивает, подтачивает, разрушает. 4. Хочется изменить всё вокруг. 5. Цивилизация. 1. Танька 2. Светлая, понимающая. 3. Помогает, осмысливает, борется. 4. Её сила – в радости и чистоте. 5. Будущее. V Ученица 11 класса, занявшая призовое место в дистанционном конкурсе ТУСУРа, подготовила графический  проект своего ассоциативного восприятия рассказа (через проектор показаны картины, которые девочка  прокомментировала). VI Подведение итогов.

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)

Интегрированное занятие элективного курса "Основные тенденции в развитии современной русской литературы" (информатика + литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018