Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Ромаши
Афанасьевского района Кировской области
Конкурс инновационных методических материалов,
сценариев культурной практики по патриотическому воспитанию детей «Растим патриотов»
Номинация: патриотическое воспитание в основном
образовательном учреждении
Интегрированный урок - семинар на тему
"Ленинград в блокадном кольце"
Разработчик урока :
учитель истории и биологии
1 квалификационной категории
Меркучева Нелли Егоровна
Ромаши, 2019
Интегрированный урок - семинар на тему "Ленинград в блокадном кольце".
Эпиграфы к уроку:
1. «Вы живые знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли. Мы стояли насмерть у темной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы!»
2. Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать роль ученых в его обороне.
Урок предполагает большую подготовительную работу обучающихся:
1. Выбор учащимися тем для сообщений и подготовка выступлений, проверенных предварительно учителем. Темы сообщений:
- как город Ленинград оказался в блокаде?
- жизнь в блокадном городе;
- дорога Жизни и дорога Победы;
- рецепт блокадного хлеба;
- операция «Искра»;
- операция «Январский гром»;
- легендарные животные Ленинграда;
- подвиг ученых блокадного Ленинграда;
- культурная жизнь Ленинграда;
- характеристика природных условий на подступах к Ленинграду;
- как в блокадном Ленинграде спасали семенной фонд страны.
2. Подготовка коллективной презентации.
3. Составление каждым учеником одного- двух вопросов или факта по истории, географии или биологии по выше перечисленным темам, имеющих отношение к блокаде Ленинграда.
4. Поиск информации о родственниках, участниках битвы за Ленинград: посмотреть семейные архивы, Книгу памяти и проверить, нет ли среди родственников участников сражений за Ленинград, а также материалы о вкладе жителей Кировской области для снятия блокады Ленинграда.
Продолжительность урока – 2 академических часа и предполагает изучение уроков в 9 классе:
1. истории «Великая Отечественная война»;
2. географии «Географическое положение и природа Северо-Западного экономического района»;
3. общей биологии «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
Цель интегрированного урока - семинара:
формирование у обучающихся целостной картины истории блокадного Ленинграда через понимание места и роли сражений Ленинградской битвы, единства фронта и тыла, важность вклада ленинградцев и всего советского народа в общую историю страны и мировую историю, а также личностной позиции по основным этапам борьбы за Ленинград.
Задачи:
1. Овладение обучающимися знаниями об основных этапах Ленинградской битвы, формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений;
2. Воспитание гражданско-патриотческих чувств воспитанников через вовлечение их в познавательную, частично поисковую деятельность по изучению истории подвига блокадного Ленинграда.
3. Развитие у обучающихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях Блокадного Ленинграда, руководствуясь принципом историзма; развитие речи у учащихся, ораторского мастерства, взаимоответственности через подготовку докладов и выступления на уроке, формирование ответственности за общее дело.
Личностные результаты:
- познавательный интерес к прошлому своей страны, его географическим особенностям, а также к вопросам многообразия культурных растений в настоящее время;
- уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация;
- уважительное отношение к истории Ленинградской битвы через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков рядовых ленинградцев, ученых;
- следование нормам и правилам ведения диалога;
- формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в ученическом коллективе.
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность по изучению лично выбранной темы выступления;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией по истории и географии Ленинградской битвы (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, презентацию, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, ответы на вопросы викторины, презентация, реферат и др.);
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об истории битвы за Ленинград, о природно-климатических условиях фронтовой полосы, о героическом сохранении и значении в селекционной работе уникальной коллекции семян Н.И. Вавилова;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни в блокадном Ленинграде;
- готовность применять исторические знания для выявления и понимания причин сохранения исторических, научных и культурных памятников г. Ленинграда: уникальную коллекцию зерновых культур, собранную под руководством академика Н.И.Вавилова, её роль в последующем для селекционной работы;
- знать имена выдающихся полководцев, ученых, важнейшие факты их биографии;
- основные этапы и ключевые события периода Блокады Ленинграда;
- показывать на исторической карте территории военных операций битвы за Ленинград, давать им географическую характеристику;
- рассказывать о подвигах ученых – ленинградцев, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов, использовать приобретённые знания в школьной викторине, посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда, а также при составлении вопросов домашнего задания;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории блокадного Ленинграда.
Оборудование:
- ноутбук;
- колонки;
- медийный проектор и экран;
- презентиция, подготовленная коллективно и выступления по ней.
Источники информации:
1.Энциклопедия «Великая Отечественная война».
2. Ленинградская битва 1941–1944. Сборник статей (Составители Г.И. Вавилина, Т.И. Коптелова, В.И. Позднякова). Санкт-Петербург: АО “Иван Федоров”, 1995. 204 с.
3. Интернет - источники
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Проверка наличия обучающихся, их готовность к уроку.
2.Целеполагание и мотивация. Слайд №1
Постановка цели, объяснение актуальности и значимости темы. Учитель с помощью эпиграфов подводит учащихся к постановке ими целей урока: изучить основные события битвы за Ленинград, найти причины стойкости, мужества, отваги солдат, командного состава, а также самих ленинградцев, ученых Ленинграда в невыносимых условиях голода, холода их героической победы. Узнать, как географические условия способствовали (помогли или помешали) разгрому немецкой армии вокруг Ленинграда.
3. Актуальность темы. Слайд №2
2019 год имеет особое значение для Блокады Ленинграда - он юбилейный, исполнилось 75 лет снятию блокады г. Ленинграда. В связи с юбилеем хотелось еще раз коснуться этой темы и постараться рассмотреть ее в различных ракурсах, тем более, что команда учеников нашей школы примет участие в районной исторической игре «России верные сыны», посвященной этой исторической дате.
4. Обобщение и систематизация.
- Учитель напоминает тему: "Ленинград в блокадном кольце".
- Учитель задает вопросы учащимся по уже изученным темам, касающимся Великой Отечественной войны и связывает их с темой занятия: а) Когда началась Великая отечественная война?
б) Как называлась группа немецких армий, которой было поручено овладеть Ленинградом?
Обсуждают эпиграфы на слайде. Слайд №2
Звучит симфония Д. Шостаковича (отрывок). (Приложение 1).
5.Изучение нового материала.
Учитель. Предлагаю прослушать и посмотреть как складывалась обстановка вокруг Ленинграда и как город оказался в окружении врагом. Учитель свой рассказ сопровождает показом презентации и работой с картами атласа по географии за 8 класс - общегеографическая и климатическая. Дети находят называемые географические объекты: реки, озера, населенные пункты (города), прослеживают условия рельефа и климата по картам атласа, обращают внимание на заболоченность территории.
Слайд №3
30 июня 1941 года. 9-й день войны. Началось формирование народного ополчения в Ленинграде. Красная Армия оставила Броды, Винники, Городок. 9 июля 1941 год. 18-й день войны
Слайд№4. Войска Северо-западного фронта оставили Псков. 10 июля 1941 года. 19-й день войны. С рубежа реки Великая противник перешёл в наступление на Ленинград. Началась Ленинградская оборонительная операция войск Северо-западного и Северного, Ленинградского и Карельского фронтов, Северного и Балтийского флотов. Продолжалась до 30 декабря и стала началом Ленинградской битвы 1941—1944 годов. (Работа с атласом по истории России за 9 класс).
Плакат «Родина-мать зовёт». (Слайд№5)
За первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров (с темпом 30-35 км в сутки), к нашему сожалению, форсировала реки Западная Двина и Великая. 5-6 июля войска противника заняли Остров, а 9 июля Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу (показ по карте).
Выступления учащихся.
Учащиеся, используя элементы семинарского занятия, представляют тему "Ленинград в блокадном кольце".
1 ученик (Слайд№6)
Характеристика природных условий на подступах к Ленинграду (см. приложение 2);
2 ученик
Как город Ленинград оказался в блокаде? Слайд №7
3 ученик:
Жизнь в блокадном городе. Слайд №8
4 ученик
Рецепт блокадного хлеба. Слайд №9
Учитель. Вот что у меня получилось, только не из рецепта блокадного хлеба, но без применения пшеничной муки, только из ржаной муки, воды, соли, солода. Показывает ребятам, а желающие могут попробовать.
5 ученик
Культурная жизнь блокадного Ленинграда. Слайд №10
Ученик читает стихотворение, посвященное Блокаде Ленинграда.
Яков Белинский
"Седьмая Симфония"
Вновь,
как вчера,
блокадною зимой, ломающей фашистскую
подкову,
встает в раскатах яростный
Седьмой
смертельно бледный
Дмитрий Шостакович
Он слушал ночь, летящую
над ним,
шаги судьбы, гнев, гордое
страданье -
и становился городом самим,
а город - им: двух грозных сил слиянье.
Он слушал ночь, став
городом самим.
А город - им.
Сплав музыки и стали.
Сто струн и труб
сквозь орудийный дым
с бойцами рядом
шли
и побеждали.
Огонь зениток,
Медленная пыль.
Удары нараставшего отпора.
А над Невой -
Адмиралтейский штиль,
как бы зажатый в пальцах дирижера. Слайд №11
6 ученик:
Дорога Жизни и дорога Победы. Слайды № 12, 13, 14
7 ученик
Подвиг ученых блокадного Ленинграда. Слайд 15
8 ученик
Как в блокадном Ленинграде спасали семенной фонд страны. Слайды №16 – 19
9 ученик
Легендарные животные Ленинграда.
Далее Учитель кратко рассказывает о стратегических операциях «Искра» в январе 1943 года по прорыву блокады Ленинграда, слайды №20 - 21 и «Январский гром», который завершится 27 января 1944 года полным снятием блокады города. Слайды 22-25
Звучит сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Юрий Левитан. (Приложение 4).
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной.
Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадтской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится!
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”.
Учитель: Для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авиационных налетах на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой, кроме того, на улицах города появились предупреждающие надписи:
Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна.
Звук метронома и сохраненная на одном из домов предупреждающая об артобстреле надпись стали символами блокады и стойкости жителей так и непокоренного фашистами Ленинграда.
Минутой молчания, почтим память всех погибших в Великой Отечественной войне!
Звучит метроном. (Приложение 5). Минута молчания.
6. Закрепление полученных знаний. Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме проводят сами ученики. Они готовили вопросы по заданной теме. Вопросы коллективно обсуждаются, редактируются учителем и из этих вопросов составляется викторина для всех учащихся школы, в качестве домашнего задания, определяются сроки и возраст участников.
Вот вопросы, которые были составлены учащимися в качестве домашнего задания к следующему уроку:
а) Когда началась блокада Ленинграда?
б) Как называлась группа немецких армий, которой было поручено овладеть Ленинградом?
в) Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?
д) Что значила для ленинградцев "Дорога жизни"?
е) Кто написал "Седьмую симфонию", посвященную блокаде Ленинграда?
ж) Что означал быстрый стук метронома в Ленинграде?
з) Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда?
и) Почему важно было отстоять город на Неве, не сдать его?
к) Во что была превращена площадь у Исакиевского собора?
л) В ходе битвы за Ленинград Л.А. Говоров в очередной раз оправдал прозвище «Аптекарь», данное ему в ходе Московской битвы. Что же он такое сделал?
м) Почему Л.А. Говорова называли богом артиллерии?
н) Почему нельзя было сдать г. Ленинград? Назовите не менее трёх причин.
о) Почему А.Гитлер придавал большое значение взятию г. Ленинграда, а впоследствии его полному уничтожению?
п) Дайте официальное название Дороги Жизни.
р) Чем грозило уничтожение коллекции семян Н.И. Вавилова?
с) Где и зачем Н. И. Вавилов собрал эту коллекцию?
т) Какие природно-территориальные комплексы преобладают вокруг г. Ленинграда
у) «Кто изображены на слайде? Какой вклад они внесли в освобождение Ленинграда? Слайд 27.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня получили огромный объём разносторонней информации. Все замечательно подготовились к семинару и достойно и с интересом выступили с темами своих сообщений. (Учитель оценивает каждое выступление).
Мы увидели с одной стороны, нечеловеческие страдания, голод, холод, многочисленные жертвы, а с другой – героическое мужество и сильное желание победить врага во что бы то ни стало.
Дорогие ребята, что бы вы хотели сказать сейчас своим дедам и прадедам, солдатам, боевым командирам, отстоявшим город на Неве –Ленинград? Девушки и юноши пишут на листочках ответы и сдают учителю.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.