«Интегрированный урок как средство формирования метапредметных УУД»
Оценка 4.9

«Интегрированный урок как средство формирования метапредметных УУД»

Оценка 4.9
docx
02.02.2023
«Интегрированный урок как средство формирования  метапредметных УУД»
доклад.docx

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа 

Красносулинского района Ростовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

«Интегрированный урок как средство формирования

метапредметных УУД»

 

Подготовила:

учитель математики МБОУ Первомайской СОШ

Иванова Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

 

Интегрированный урок как средство формирования метапредметных УУД.

   И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой –объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на сегодняшний день главной задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечили бы обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым предметом, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации.

   Анализ сформированности метапредметных образовательных результатов за последние 2 года показывает, что при переходе из класса в класс наблюдается тенденция снижения показателей сформированности всех типов УУД, что связано с усложнением программного материала, неустойчивой учебной мотивацией среди обучающихся 7-8 классов, возможно с отсутствием единых подходов, методик для диагностики сформированности метапредметных УУД. Анализ причин низких метапредметных образовательных результатов, позволил выделить нам ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги на своих уроках:

·Обучающиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут;

·Обучающиеся испытывают трудности при самостоятельной постановке целей и учебных задач;

·Обучающиеся испытывают трудности в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач;

·Неумение обучающегося работать с постоянно возрастающим объемом информации

·Обучающиеся испытывают проблемы с выделением главного, систематизацией и представлением информации;

·У обучающихся возникает непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо.

Вследствие этого ребенок перестает выполнять задания, теряется интерес к предмету, снижается качество знаний по предмету. Все это приводит к состоянию психологического дискомфорта учащегося и снижению мотивации к изучению предмета. Полученные результаты привели нас к выводу о том, что требуется обновление существующего организационно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. Изучив большой спектр современных методов и технологий, имеющихся в арсенале учителей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной, отвечающей современным требованиям стандарта, будет внедрение в процесс обучения интегрированного урока. Поэтому, решая проблему повышения мотивации учебной деятельности, проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов, мы в структуру основной образовательной программы включили проведение интегрированных уроков в рамках предметных недель, которые носят междисциплинарный характер. Именно консолидация потенциала различных учебных дисциплин позволит формировать и развивать метапредметные качества личности учащихся.

   Интегрированный урок –достаточно сложная форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая требует длительной, тщательной подготовки, как от педагога, так и от обучаемых. В основу проектирования таких уроков положена идея объединения нескольких сфер жизнедеятельности учащегося, связанных с одной темой, проблемой, понятием. Благодаря такой форме организации учебного процесса обеспечивается не только усвоение учащимися содержания программы по данной дисциплине, но и активизируется их познавательная деятельность, обеспечивается возможность учиться самостоятельно. В результате у учителя появляются новые дидактические возможности, направленные на освоение школьниками способов познания соответствующей области действительности. У обучающихся происходит становление и развитие интереса к предмету, расширяются возможности для синтеза знаний, формирования умений перенесения знаний из одной области в другую. В таких условиях развивается потребность учащихся в системном подходе к объекту познания, формируются умение сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности. Интегрированный урок объединяет в себе использование материала из содержания нескольких учебных дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению содержания ведущей дисциплины. Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, основной целью таких уроковявляется:

1)более глубокое проникновение в суть изучаемой проблемы;

 2) повышение интереса учащихся к той или иной учебной дисциплине;

3) создание условий для целостного, системного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

4) освоение способов выполнения познавательных действий, носящих метапредметный характер;

 5) широкое использование знаний из содержания различных дисциплин, то есть осуществление межпредметных связей.

   В чём преимущества интегрированных уроков?

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Интеграция –это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребѐнка.  Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики. Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом. Принимая во внимание выше изложенное, можно утверждать, что интегрированный урок позволяет реализовать образовательную стратегию «воспитание в процессе жизни», которая позволяет уйти от школярского подхода к созданию крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью .С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

·повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

·рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

·организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

·показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

 Интегрированный урок может строиться последовательно (соблюдается очерёдность действий, когда сначала один педагог даёт знания и умения, а затем другой). Например, учитель информатики сообщает о теоретических и практических аспектах в составлении алгоритма, а учитель русского языка предлагает работу над текстом. Также интегрированный урок может строиться параллельно (при этом деятельность обучающихся осуществляется одновременно под руководством одного и другого педагога, постоянно пересекаясь в подаче знаний и умений. Проведение урока двумя или несколькими учителями с использованием различных интерактивных образовательных технологий позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы учащихся.Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала –нелёгкая задача для учителя. Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями, чтобы не был мозаикой отдельных картин. Какие предметы могут идти в паре друг с другом? Интегрированные уроки в школе обычно проводятся в начальных и средних классах. Их отличие не только в программе, но и в возможности организации. Так, учителю первых-вторых классов, в отличие от педагога-предметника, легче провести интегрированный урок. Это связано с тем, что в начальной школе большинство предметов ведет один преподаватель. Поэтому он может легко организовать процесс интегрированного урока, нежели учителя-предметники, которым надо согласовать расписание, программу, найти общую тему и совместно разработать проект занятия. Работу по проведению интегрированных уроков проводим поэтапно:

1.согласование учебных программ,

2.обсуждение и формулирование общих понятий,

 3.согласование времени изучения,

4.взаимные консультации,

5.планирование тематики,

 6.определение вида интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.

7.Целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.

     В процессе интеграции у обучающихся формируются метапредметные умения:

•аналитические (умения сопоставлять явления и факты; умения выделятьглавное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы);

•учебно-информационные(умение извлекать информацию из различных источников; умение составлять план; умение отбирать материал по заданной теме; умение составлять письменные тезисы; умение подбирать цитаты;умение составлять таблицы, схемы, графики);

•коммуникативно-речевые

(1. умение составлять связное устное высказывание;

2.умениесоблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

3.умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

4.умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; 5.умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; 6.умение использовать различные средства наглядности;

7.умение выражать свое мнение и аргументировать

8.умение оформлять научно-исследовательские работы;

9.умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

10.умение вести дискуссию)

Таким образом, интегрированные уроки способствуют развитию метапредметных умений, которые пригодятся учащимся при сдачи ОГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.


 

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок как средство формирования метапредметных

Интегрированный урок как средство формирования метапредметных

Вследствие этого ребенок перестает выполнять задания, теряется интерес к предмету, снижается качество знаний по предмету

Вследствие этого ребенок перестает выполнять задания, теряется интерес к предмету, снижается качество знаний по предмету

В чём преимущества интегрированных уроков?

В чём преимущества интегрированных уроков?

Интегрированный урок может строиться последовательно (соблюдается очерёдность действий, когда сначала один педагог даёт знания и умения, а затем другой)

Интегрированный урок может строиться последовательно (соблюдается очерёдность действий, когда сначала один педагог даёт знания и умения, а затем другой)

Целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала

Целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023