Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе «Число и числительное: в чём отличие?»
Оценка 4.7

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе «Число и числительное: в чём отличие?»

Оценка 4.7
docx
02.02.2023
Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе «Число и числительное: в чём отличие?»
урок гмо.docx

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа 

Красносулинского района Ростовской области

 

 

 

 

 

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе

«Число и числительное: в чём отличие?»

 

Подготовила:

учитель математики

 МБОУ Первомайской СОШ

Иванова Л.И.,

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе

«Число и числительное: в чём отличие?»

 

Класс: 6

 

Цель урока: повторить и обобщить пройденный в разделе «Сложение рациональных чисел чисел» (математика) и в разделе «Имя числительное»  (русский язык) материал

Тип урока: урок систематизации знаний с элементами исследования

Задачи урока: 1) развивать универсальные учебные действия обучающихся:

ü умение ставить учебную задачу, определять последовательность действий, выполнять действия согласно инструкции, осуществлять контроль своих действий и действий товарищей, проверять результаты работы по образцу, видеть и исправлять  ошибки, концентрировать волю для преодоления затруднений, понимать, что усвоено на уроке, а что требует доработки (РУУД);

ü умение обучающихся работать в группах (КУУД);

ü умения строить осознанные и произвольные высказывания в устной речи, аргументировать свою точку зрения (объяснять свой выбор), анализ объектов с целью выделения признаков (ПУУД);

ü понимать и ценить свой вклад в общее дело (ЛУУД);

2) развивать интерес обучающихся к русскому языку и математике.

 

 

Мотивация к действию: учителя читают стихотворение

Учитель математики:

Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Учитель русского языка:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

Учитель математики:

Нет! Миром числа управляют,

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Учитель русского языка:

Есть листьев шум и мир под облаками,

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.

Учитель математики:

Но математику учил ракет создатель,

И в космос полетели мы без вас.

Учитель русского языка:

Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.

Учитель математики:

А может быть, не надо ссор?

Учитель русского языка:

Решим сейчас мы этот спор.

 

Учитель математики: А давайте проверим, как связаны понятия, изучением которых мы занимались на уроках в последнее время. Слайд 2

Постановка проблемы

Учитель русского языка: Задание для всех: спишите предложение, заменив, если это возможно, число числительным и раскрыв скобки.

Обучающиеся списывают в тетради следующее предложение.

Я оказался на 3(этаж), нужно было подняться на 5 (этаж).

Учитель русского языка: Давайте проверим, что у вас получилось.

Вариант 1: Я стою на третьем этаже, нужно подняться на пятый этаж.

Вариант 2: Я стою на третьем этаже, нужно подняться на пять этажей.

Учитель математики: Так на каком же этаже должен был оказаться человек?

Слайд 3

Вариант 1: на пятом

Вариант 2: на восьмом

Учитель русского языка: Какой же ответ верный?Можем ли мы утверждать, что смысл числа и смысл числительного всегда совпадают?Сформулируйте вопрос, ответ на который мы с вами будем искать. Слайд 4

Обучающиеся формулируют проблемный вопрос:

В чем отличие числа и числительного? Слайд4

Учитель математики: Итак, тема урока: Число и числительное: в чем отличие.

Учитель русского языка: Сформулируйте предложением цель, которую мы хотим достичь в конце урока. Слайд 5

Обучающиеся формулируют цель урока

Цель урока: найти отличия числа и числительного Слайд5

Учитель математики: Чтобы достичь поставленной цели, мы должны наметить задачи, которые помогут нам в этом. Слайд 6

Обучающиеся формулируют задачи урока

Задачи урока: 1. Сравнить свойства числа и свойства числительного

2. Выявить различия Слайд6

Учитель русского языка: Цель намечена, задачи посталены, пора начинать трудиться. Работаете вы в группах, не забывайте, что от результата каждого из вас зависит итоговая оценка работы группы. Слайд 7

Работа в группах представляет собой последовательное выполнение 4 заданий, из которых 2 – по математике, 2 – по русскому языку. Работа выполняется параллельно: 2 группы сначала выполняют задание по математике, потом по русскому языку в порядке чередования предметов. Две другие группы сначала работают с заданиями по русскому языку, а потом по математике.

Задание 1 (см. приложение). Выполняется в группах.

По окончании – самопроверка (ответы на экране).

Учитель русского языка:Посмотрите на записи в своих тетрадях. Чем отличаются записи на листах с заданиями и ваши собственные? Слайд 8

Учитель математики: Так в чем же первое отличие?Числа записываются цифрами, числительные – буквами. Слайд 9

Первое отличие записывается на доске.

 

Учитель русского языка:Продолжаем нашу работу.  Сейчас мы с вами будем тренировать свое слуховое восприятие информации. Пишем диктант. Если  в высказывании/ выражении нет ошибки, поставьте букву В (верно), если ошибка есть, поставьте букву Н (неверно). Здания см. Приложение

Диктант пишется параллельно обучающимися всех четырех групп: две группы проверяют на правильность высказывания учителя русского языка, две группы – сказанное учителем математики. Непременное условие: смена предмета (те, кто первое задание выполняли по математике, занимаются русским языком, и наоборот).

 

По окончании – взаимопроверка (каждый обучающийся передает свою тетрадь соседу слева).  Ответы – на экране. Слайд 10

 

Учитель математики: О чем сейчас шла речь относительно чисел и относительно числительных?

Обучающиеся формулируют ответы:

О разрядах числа: единицы, десятки, сотни

О разрядах числительных: количественные и порядковые; дробные, собирательные и целые.

О составе числа и о составе числительного

Учитель русского языка:В чем же их различие?

Обучающиеся формулируют второе отличие числа от числительного,

ответ записывается на доске

В математике есть разряды и состав числа, в русском языке есть разряды и состав числительных, но они имеют разное значение.

Физкультминутка Слайд 11

Учитель русского языка:Обратите внимание на ребусы. Каждый из вас может сейчас заработать свой личный дополнительный балл.

Обучающиеся разгадывают ребусы (см. презентацию)

Учитель математики: Продолжаем работу по теме. Сейчас вы будете выполнять задание «третий - лишний» Слайд 12

По одному представителю каждой  команды выходит к доске и записывает «лишний» ответ. Команда получает балл при всех правильных ответах. Слайд 13

Учителя работают по очереди.

Учитель русского языка: А теперь «математики» выбирают того, кто будет проверять «знатоков русского языка», и наоборот. Кто сумеет качественно проверить, тот добавит балл своей команде.

По 1 представителю от каждой команды проверяют правильность выполнения задания другими группами  самостоятельно, аргументируя свой выбор.

 

Учитель математики: Скажите, можно ли любое из слов заменить числом, а любое число заменить числительным? Всегда ли это возможно? Почему?

Учитель русского языка:  Сформулируйте еще одно отличие числа от числительного

Обучающиеся формулируют третье отличие, которое записывается на доске.

Числа бывают положительными и отрицательными в отличие

от числительных. Слайд 14

Учитель математики: Последний бой, как известно, трудный самый, поэтому и последнее задание тоже непростое. Внимательно читайте задание. Не забывайте, что работаете в группах: не теряйте времени. Распределяйте части задания между собой. Задание на время. Как только смолкнет музыка, все должны будут положить ручки. Слайд 15

Математика

Задание 4. Если в предложении числительные записаны верно (без орфографических ошибок), то сложите числа, которые они обозначают; если допущена хоть одна ошибка в написании числительного, то  вычтите из первого числа второе. Запишите примеры и ответы. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  в тетрадь и  решил ТОЛЬКО ОДИН ПРИМЕР. 

Русский язык

Задание 4. Проверьте написание имен числительных и запишите предложение в исправленном виде, если была допущена ошибка; если в предложении ошибок в написании числительных нет, то просто его спишите. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Учитель русского языка: Время вышло. Все положили ручки. Руководители групп идут проверять то, что вы наработали.

 

Учитель математики: А все остальные отвечают на наши вопросы. Вопрос к «математикам»: какие действия вы сейчас производили?  (сложение и вычитание)

Учитель русского языка: Вопрос к тем, кто выполнял задание по русскому языку: а что делали вы? (проверяли и исправляли ошибки)

Могли ли вы производить действия, выполненные группой математиков? Почему?

Учитель математики:Давайте сформулируем последнее выявленное нами отличие числа и числительного. Какие действия возможны с числами и неприменимы по отношению к словам?

Обучающиеся формулируют последнее отличие, которое записывается на доске.

С числами можно производить такие действия, как сложение и вычитание. Со словами – нельзя.

Учитель русского языка: Вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале урока. Можем ли мы сказать, что справились с ними?

Задачи урока: 1. Сравнить свойства числа и свойства числительного

2.     выявить различия

Учитель математики:Вернемся к цели нашего урока. Достигнута ли она?

Цель урока: найти отличия числа и числительного

Учитель математики: Назовите  те отличия, которые мы с вами установили на уроке.

1)Числа записываются цифрами, числительные – буквами.

2) В математике есть разряды и состав числа, в русском языке есть разряды и состав числительных, но они имеют разное значение.

3) Числа бывают положительными и отрицательными в отличие

от числительных.

4) С числами можно производить такие действия, как сложение и вычитание. Со словами – нельзя. Слайд 16

Учитель русского языка: Пришло время оценить свою работу на уроке (рефлексия)

Проводится рефлексия

 

Учитель математики: А теперь оцените свою работу в тетрадях, а руководители оценивают работу группы. Слайд17

Руководители групп приклеивают окошки к домикам, если задания выполнены большинством участников группы верно; крепят к домикам забор, если количество справившихся и испытавших затруднения оказалось одинаковым; если же задание группой в целом оказалось невыполненным, то у домика «складывается» завалинка.

Все домики вывешиваются на доске.

Домашнее задание: Слайд 18

Выберите любое из заданий, которое вы сегодня выполняли. Составьте подобное задание дома ( 1 – по русскому языку, 1 – по математике)

 

 

 

 

Приложение

Руководитель группы ___________________________

Математика

Задание 1. Решите примеры. Полученные числа преобразуйте в числительные. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы решил ТОЛЬКО ОДИН ПРИМЕР. Руководитель группы по мере выполнения заданий перепроверяет (при необходимости) и записывает ответы на данном листе.

245+368 =  ____                   

-130 + 12 = ____                   

34+(-429) = ____          

- 16 - 344 = ____          

+3 =      ____          

        

 

Руководитель группы ___________________________

Математика

Задание 1. Решите примеры. Полученные числа преобразуйте в числительные. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы решил ТОЛЬКО ОДИН ПРИМЕР. Руководитель группы по мере выполнения заданий перепроверяет (при необходимости) и записывает ответы на данном листе.

245+368 =  ____                   

-130 + 12 = ____                   

34+(-429) = ____          

- 16 - 344 = ____          

+3 =      ____ 

Руководитель группы ___________________________

Русский язык

Задание 1.  Запишите данные примеры словами.  Выделите окончания в числительных. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Руководитель группы по мере выполнения заданий   перепроверяет (при необходимости) и записывает ответы на данном листе.

Пример: 971-300 = 671.  Ответ в тетради: От девятисот семидесяти одного вычесть триста будет шестьсот  семьдесят один .

На лист записывается: шестьсот  семьдесят один

245+368 = 613     ____________________________________________           

-130 + 12 = -118            _______________________________________

34+(-429) = -395  ____________________________________________

- 16 - 344 = -360            _______________________________________

+3 = 3 _________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель группы ___________________________

Русский язык

Задание 1.  Запишите данные примеры словами.  Выделите окончания в числительных. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Руководитель группы по мере выполнения заданий   перепроверяет (при необходимости) и записывает ответы на данном листе.

Пример: 971-300 = 671.  Ответ в тетради: От девятисот семидесяти одного вычесть триста будет шестьсот  семьдесят один .

На лист записывается: шестьсот  семьдесят один

245+368 = 613     ____________________________________________           

-130 + 12 = -118            _______________________________________

34+(-429) = -395  ____________________________________________

- 16 - 344 = -360            _______________________________________

+3 = 3 _________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

Задание 2.  Диктант. Если  в высказывании/ выражении нет ошибки, поставьте букву В (верно), если ошибка есть, поставьте букву Н (неверно).

1.     Единицы, сотни, тысячи – разряды чисел.

2.     Число двадцать три состоит из десятков и единиц.   

3.     923 состоит из девяти сотен.

4.     234 = 300+20+4

5.     В числе 79 число сотен равно нулю.

6.     -319+219 = 100   

 

 

 

Русский язык

Задание 2. Диктант. Если  в высказывании/ выражении нет ошибки, поставьте букву В (верно), если ошибка есть, поставьте букву Н (неверно).

1.     Количественные, порядковые, составные – разряды имен числительных

2.     Двое, два, оба – количественные числительные.

3.     Девятнадцатый - составное числительное

4.     Пятьдесят и  пятьдесят пять – простые числительные.

5.     Четверо – простое количественное числительное

6.     Дробные, порядковые, целые  числительные  являются количественными

 

 

Ответ (общий для всех)

1

2

3

4

5

6

в

В

Н

Н

В

Н

 

 

 

 

 

Математика

По одному представителю команды выходит к доске и записывает «лишний» ответ. Команда получает балл при всех правильных ответах.

Задание № 3. Найдите «третье-лишнее» в каждом ряду, запишите его

 

1)    – 36 ; 54 ; 85

2)    -7; 0; -19

3)    , , -42

4)    , 36, - 6

5)    215; 4/9; 380

6)    ;;

 

 

 

По одному представителю команды выходит к доске и записывает «лишний» ответ. Команда получает балл при всех правильных ответах.

Задание 3.

Найдите «третье-лишнее» в каждом ряду, запишите его

 

         1. Семеро, семь, семёрка

         2. девяносто восемь, девяносто восьмой, сорок семь

         3. Одна шестая, сто тридцать пять, семь восьмых

         4. Целое, порядковое, дробное

         5. Восемьсот, восемьдесят, восемнадцать

         6.  О ста, о восьмистах, о четырехстах

 

 

 

 

 

Руководитель группы ___________________________

Математика

Задание 4. Если в предложении числительные записаны верно (без орфографических ошибок), то сложите числа, которые они обозначают; если допущена хоть одна ошибка в написании числительного, то  вычтите из первого числа второе. Запишите примеры и ответы. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  в тетрадь и  решил ТОЛЬКО ОДИН ПРИМЕР. 

На данном листе руководитель группы записывает пример и  ответ.

1.     В сто сорок первой школе учится семсотвосемдесят семь человек.   ______________________

2.     В двадцати шести классах работают пятьдесят три педагога. _____________________

3.     В начальной школе из триста шестидесяти восьми человек двести пятнадцать посещают спортивную секцию ._______________________

4.     Обучающиеся пятых классов предпочитают музыкальный кружок, его посещают девяноста человек. ________________________

5.     В старших классах интересы меняются: сто тридцать два человека ходят на факультатив по краеведению, а еще сорок девять увлекаются художественным творчеством . _____________________

6.     Пройдет еще полтора года, и количество обучающихся, по прогнозам, увеличится до девятисот двадцати человек.  ___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель группы ___________________________

Математика

Задание 4. Если в предложении числительные записаны верно (без орфографических ошибок), то сложите числа, которые они обозначают; если допущена хоть одна ошибка в написании числительного, то  вычтите из первого числа второе. Запишите примеры и ответы. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  в тетрадь и  решил ТОЛЬКО ОДИН ПРИМЕР. 

На данном листе руководитель группы записывает пример и  ответ.

1.     В сто сорок первой школе учится семсотвосемдесят семь человек.   ______________________

2.     В двадцати шести классах работают пятьдесят три педагога. _____________________

3.     В начальной школе из триста шестидесяти восьми человек двести пятнадцать посещают спортивную секцию ._______________________

4.     Обучающиеся пятых классов предпочитают музыкальный кружок, его посещают девяноста человек. ________________________

5.     В старших классах интересы меняются: сто тридцать два человека ходят на факультатив по краеведению, а еще сорок девять увлекаются художественным творчеством . _____________________

6.     Пройдет еще полтора года, и количество обучающихся, по прогнозам, увеличится до девятисот двадцати человек.  ___________________

 

1.     Пройдет еще полтора года, и количество обучающихся, по прогнозам, увеличится до девятисот двадцати человек.  ___________________

 

 

 

 

 

Руководитель группы ___________________________

Русский  язык 4

Проверьте написание имен числительных и запишите предложение в исправленном виде, если была допущена ошибка; если в предложении ошибок в написании числительных нет, то просто его спишите. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На данном листе руководитель группы записывает только числительные в правильном виде.

1.     В сто сорок первой школе учится семсотвосемдесят семь человек.   ________________________________________________________

2.     В двадцати шести классах работают пятьдесят три педагога. ________________________________________________________

3.     В начальной школе из триста шестидесяти восьми человек двести пятнадцать посещают спортивную секцию. ___________________________________________________________________

4.     Обучающиеся пятых классов предпочитают музыкальный кружок, его посещают девяноста человек. ________________________________________________

5.     В старших классах интересы меняются: сто тридцать два человека ходят на факультатив по краеведению, а еще сорок девять увлекаются художественным творчеством . _______________________________________________________

6.     Пройдет еще полтора года, и количество обучающихся, по прогнозам, увеличится до девятисот двадцати человек.  ________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель группы ___________________________

Русский  язык 4

Проверьте написание имен числительных и запишите предложение в исправленном виде, если была допущена ошибка; если в предложении ошибок в написании числительных нет, то просто его спишите. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал  ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На данном листе руководитель группы записывает только числительные в правильном виде.

1.      В сто сорок первой школе учится семсотвосемдесят семь человек.   ________________________________________________________

2.      В двадцати шести классах работают пятьдесят три педагога. ________________________________________________________

3.      В начальной школе из триста шестидесяти восьми человек двести пятнадцать посещают спортивную секцию. ___________________________________________________________________

4.      Обучающиеся пятых классов предпочитают музыкальный кружок, его посещают девяноста человек. ________________________________________________

5.      В старших классах интересы меняются: сто тридцать два человека ходят на факультатив по краеведению, а еще сорок девять увлекаются художественным творчеством . _______________________________________________________

6.      Пройдет еще полтора года, и количество обучающихся, по прогнозам, увеличится до девятисот двадцати человек.  ________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к заданию 4.

Математика

1)      141-787=-646

2)      26+53 = 79

3)      368-215 = 153

4)      5-90 = - 85

5)      132+49= 181

6)      1,5 + 920 = 921, 5 ( 921 )

Русский язык

1)    (В) сто сорок первой, семьсот восемьдесят семь

2)    (В) двадцати шести, пятьдесят три

3)    (Из) трёхсот шестидесяти восьми, двести пятнадцать

4)    Пятых, девяносто

5)    Сто тридцать два, сорок девять

6)    Полтора, (до) девятисот двадцати


 

7)   

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Первомайская средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе «Число и числительное: в чём отличие?»

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе «Число и числительное: в чём отличие?»

Что люди математикой зовут. Что людям могут дать пустые звуки?

Что люди математикой зовут. Что людям могут дать пустые звуки?

И в космос полетели мы без вас

И в космос полетели мы без вас

Учитель русского языка: Какой же ответ верный?Можем ли мы утверждать, что смысл числа и смысл числительного всегда совпадают?Сформулируйте вопрос, ответ на который мы с вами…

Учитель русского языка: Какой же ответ верный?Можем ли мы утверждать, что смысл числа и смысл числительного всегда совпадают?Сформулируйте вопрос, ответ на который мы с вами…

Учитель математики: Так в чем же первое отличие?

Учитель математики: Так в чем же первое отличие?

Учитель русского языка: Обратите внимание на ребусы

Учитель русского языка: Обратите внимание на ребусы

Задание 4. Если в предложении числительные записаны верно (без орфографических ошибок), то сложите числа, которые они обозначают; если допущена хоть одна ошибка в написании числительного,…

Задание 4. Если в предложении числительные записаны верно (без орфографических ошибок), то сложите числа, которые они обозначают; если допущена хоть одна ошибка в написании числительного,…

Учитель математики: Вернемся к цели нашего урока

Учитель математики: Вернемся к цели нашего урока

Приложение Руководитель группы ___________________________

Приложение Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Математика Задание 2. Диктант

Математика Задание 2. Диктант

Математика По одному представителю команды выходит к доске и записывает «лишний» ответ

Математика По одному представителю команды выходит к доске и записывает «лишний» ответ

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Руководитель группы ___________________________

Ответы к заданию 4. Математика 1) 141-787=-646 2) 26+53 = 79 3) 368-215 = 153 4) 5-90 = - 85 5) 132+49= 181 6) 1,5…

Ответы к заданию 4. Математика 1) 141-787=-646 2) 26+53 = 79 3) 368-215 = 153 4) 5-90 = - 85 5) 132+49= 181 6) 1,5…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023