Интегрированный урок литературы и ОПК в 5 классе на тему: «Грех мщения» (по повести Н.В.Гоголя «Страшная месть» и Библии)
Оценка 4.7

Интегрированный урок литературы и ОПК в 5 классе на тему: «Грех мщения» (по повести Н.В.Гоголя «Страшная месть» и Библии)

Оценка 4.7
docx
01.06.2020
Интегрированный урок литературы и ОПК в 5 классе на тему: «Грех мщения» (по повести Н.В.Гоголя «Страшная месть» и Библии)
страшня месть.docx

Интегрированный урок литературы и ОПК в 5 классе на тему: «Грех мщения»

(по повести Н.В.Гоголя «Страшная месть» и Библии)

 

Ход урока.

Учитель: ВСТУПЛЕНИЕ

 

-Почти во всех произведениях Н.В. Гоголя прослеживаются христианские мотивы.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» насквозь пропитаны христианскими мотивами, народными поверьями, но наиболее глубоко это видно в повести «Страшная месть», где автор концентрирует внимание на наказание за нарушение заповедей Господних.

 

Начать хочу с конца повести, с истории, рассказанной бандуристом. ЭТО 16 ГЛАВА

-Что рассказал бандурист о двух братьях, Петре и Иване? Как они жили между собой?

- Иван да Петро. Жили они так, как брат с братом. … всё, что ни доставали казаки, всё делили пополам, угоняли ли чужой скот или коней, всё делили пополам.

-За что объявил король Степан награду?

- … Вот объявил король Степан, что если сыщется смельчак и приведёт к нему того пашу живого или мёртвого, даст ему одному столько жалованья, сколько даёт на всё войско. … И поехали казаки, один в одну сторону, другой в другую.

- Кто поймал пашу?

 - Поймал ли бы ещё или не поймал Петро, а уже Иван ведёт пашу арканом за шею к самому королю. «Бравый молодец!»- сказал.

-Что сделал Иван, получив награду?

 - Как получил Иван жалованье от короля, в тот же день разделил всё поровну между собою и Петром.

-Чем был недоволен Петро? Что задумал?

- Взял Петро половину королевского жалованья, но не мог вынесть того, что Иван получил такую честь от короля, и затаил глубоко на душе месть.

-Когда и как он осуществил задуманное?

- Ехали оба рыцаря на жалованную королём землю, за Карпат. Посадил казак Иван с собою на коня своего сына, привязав его к себе. Уже настали сумерки- они всё едут. Младенец заснул. Стал дремать и сам Иван. Не дремли, казак, по горам дороги опасные!... Есть между горами провал, в провале дна никто не видал; сколько от земли до неба, столько до дна того провала. По-над самым провалом дорога - два человека ещё могут проехать, а трое ни за что. Стал бережно ступать конь с дремавшим казаком. Рядом ехал Петро, весь дрожал и притаил дух от радости. Оглянулся и толкнул названого брата в провал. И конь с казаком и младенцем полетели в провал.

- Сразу погиб Иван с сыном?

- Ухватился, однако ж, казак за сук, и один только конь полетел на дно. Стал он карабкаться, с сыном за плечами, вверх; немного уже не добрался, поднял глаза и увидел, что Петро наставил пику, чтобы столкнуть его назад. « Боже ты мой праведный, лучше б мне не подымать глаз, чем видеть, как родной брат наставляет пику столкнуть меня назад…Брат мой милый! коли меня пикой, когда уже мне так написано на роду, но возьми сына! чем безвинный младенец виноват, чтобы ему пропасть такою лютой смертью?» Засмеялся Петро и толкнул его пикой, и казак с младенцем полетел на дно.

- Когда же встретились братья? Что и почему Бог предложил Ивану?

- Как умер Петро, призвал Бог души Петра и Ивана на суд. « Великий есть грешник сей человек!- сказал Бог.- Иване! не выберу я ему скоро казни; выбери ты сам ему казнь!» Долго думал Иван, вымышляя казнь, и, наконец, сказал: « Великую обиду нанёс мне сей человек: предал своего брата, как Иуда, и лишил меня честного моего рода и потомства». Сделай же, Боже, так, чтобы всё потомство его не имело на земле счастья! чтобы последний в роде был такой злодей, какого ещё не бывало на свете! и после каждого его злодейства чтобы деды и прадеды его не нашли бы покоя в гробах и, терпя муку, неведомую на свете, подымались бы из могил! А иуда Петро чтобы не в силах был подняться и оттого терпел бы муку ещё горшую; и ел бы, как бешеный, землю, и корчился бы под землёю! «И когда придёт час меры в злодействах тому человеку, подыми меня, Боже, из того провала на коне на самую высокую гору, и пусть придёт он ко мне, и брошу я его с той горы в самый глубокий провал, и все мертвецы, его деды и прадеды, где бы не жили при жизни, чтобы все потянулись от разных сторон земли грызть его за те муки, что он наносил им, и вечно бы его грызли, и повеселился бы я, глядя на его муки! А иуда Петро чтобы не мог подняться с земли, чтобы рвался грызть и себе, но грыз бы самого себя, а кости его росли бы,5 чем дальше, больше, чтобы через то ещё сильнее становилась его боль. Та мука для него будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить и не мочь отмстить».

 

УЧИТЕЛЬ: Повесть называется «Страшная месть». Слово «месть» в толковом словаре трактуется как «действие в оплату за причинённое зло, возмездие за что-либо». Но «Библия» призывает не платить злом за зло, потому что от этого зла становится в два раза больше. Гоголевский герой нарушил заповедь Божью, стал мстить, и не только своему обидчику, но и совсем невиноватым, его потомкам, которые должны были стать просто чудовищами и творить неисчислимое зло окружающим.

 

В житии святых есть такая история. Дружили два монаха, и произошла между ними ссора. И вот один из друзей заболел, лежит на смертном одре и просит позвать к нему бывшего друга, чтобы попросить у него прощения. -Я тебя до конца дней моих не прощу,- сказал тот… И упал замертво. Умирающий же, неожиданно для всех, поднялся жив-здоров. Он видел над собой архангела, который швырнул огненное копьё в нежелающего простить, и убил его. Оказывается, это была Божья проверка. Одного Господь помиловал за желание раскаяться, другой получил наказание. Именно неумение прощать, желание мстить поставил во главу угла Н.Гоголь.

 

-Что Бог ответил на придуманную Иваном месть?

«Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!- сказал Бог. - Пусть будет всё так, как ты сказал, но и ты сиди вечно там на коне своём, и не будет тебе царствия небесного, покамест ты будешь сидеть там на коне своём!»

 

Повесть называется «Страшная месть». СТРАШНАЯ! По заповедям Божиим нет ничего страшнее проклятия, и писатель на примере Ивана и Петра показал, что человек, не умеющий и не желающий прощать, сам будет наказан. И не меньше грешника.

 

-Как начинается повесть? - Повесть начинается со сцены свадьбы.

 

1 ГЛАВА

-Чему дивились гости? «…Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш … с молодою женою Катериною и с годовым сыном. … Дивились гости ...тому, что не приехал вместе с нею старый отец.

-Где и сколько времени пропадал старик? - Всего только год жил он на Заднепровье, а 21 пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Там всё не так: и люди не те, и церквей Христовых нет» В то время казаки воевали и против турок, и против ляхов, отстаивая веру Христианскую. Именно поэтому Данила, муж Катерины, не раз говорит о вере.

 

Истории отца Катерины можно противопоставить притчу о блудном сыне. Разница в том, что « блудный сын», вернувшись, раскаялся в содеянном. Мы все часто грешим, и, согрешив, сами знаем, что поступили нехорошо. Но чувствовать, что мы поступили нехорошо, ещё недостаточно - нужно в своём грехе покаяться, просить прощения у Бога и у тех, кого мы обидели, и стараться больше грехов не делать. Вот такую притчу о покаянии рассказал нам Иисус Христос.

 

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Было у одного богатого человека два сына. Младший из них попросил отца выдать часть имущества, которая ему осталась бы по наследству. Отец исполнил его просьбу, и сын ушёл в далёкую страну, где очень быстро растратил своё имущество на дурные, грешные удовольствия. Когда же у него ничего не осталось, в той стране настал голод и нужда, и он нанялся пасти свиней у одного из жителей. Голод был так силён, что ему приходилось, когда это удавалось, брать себе для еды корм свиней. Наконец, стал он думать: У моего отца столько слуг и они всегда сыты, а я здесь умираю от голода. Пойду к нему и скажу: Отец мой, я согрешил перед небесным Отцом и перед тобой; я недостоин называться сыном твоим: прими меня к себе в работники.

« И грешный сын пошел к отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, пожалел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын сказал: - Отец, я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим.- А отец сказал рабам своим: - Принесите лучшую одежду, оденьте его и дайте кольцо на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка. Станем есть и веселиться, потому что этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.

В это время старший сын возвращался с поля, где он работал, и услыхал звуки музыки и пения. Он спросил у слуг, что это значит, и ему рассказали о возвращении его брата и о радости отца. Вместо того, чтобы самому обрадоваться, старший сын рассердился и не хотел войти. Отец стал звать его, но сын упрекал отца в несправедливости к себе: -Я столько времени с тобой, служу тебе, всегда слушаюсь тебя, и ты никогда не давал мне и козлёнка, чтобы я повеселился с моими друзьями, а ради этого твоего сына, который растратил имущество, полученное от тебя, ты устроил пир и для него зарезал откормленного телёнка. Отец ответил старшему сыну: -Ты всегда со мной и всё моё - твоё. Надо радоваться и веселиться тому, что твой брат был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.

Притча эта называется притчей о блудном, т. е. нехорошем, своевольном сыне. Каждый из нас получает от Бога наследство, как получил блудный сын от своего отца: здоровье, способности к ученью, иногда какой-нибудь особенный талант.

Когда мы плохо употребляем данные нам Богом дары, мы поступаем, как блудный сын, растративший наследство отца. И как часто плохие наши поступки приводят нас к несчастью, к горю, к беде. Мы жалуемся, огорчаемся, чувствуем, что люди нас обижают и Бог нас забыл... А притча о блудном сыне учит нас, что недостаточно огорчаться в беде.

Блудный сын встал, пошел к отцу своему и от всего сердца, не надеясь даже быть принятым как сын, просил прощения у своего отца. Блудный сын покаялся.

 

-Что произошло, когда есаул вынес две старинные иконы? -Автор повествует дальше, что «старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея.

-Чем ценны эти иконы? - Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме.»

Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божьей Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водой: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божья проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

Святые иконы, чудотворные всегда были на Руси. Есть они и сейчас. Например, в одной из церквей Самарской области мироточат от 3 до 15 икон. Их миро излечило уже не одного человека. Такие иконы отгоняют нечистую силу,

 

-Что произошло при появлении этих икон? - и автор пишет: «все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их казака. …Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал казак- старик.»

-Что сделал есаул, увидев колдуна? Как поступил?- «Величаво и сановито выступил вперёд есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы: -Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места!

И, зашипев и щёлкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.»

 

Учитель. Святые иконы сильнее зла. Ведьмак - злой волшебник. Мог менять внешность. Обладал двумя душами, человеческой и демонической, что, в свою очередь, обусловило многофункциональность действий ведьмака; он мог быть и враждебным, и дружественным к человеку.

 

2 ГЛАВА

-Что рассказывала Катерина мужу О КОЛДУНЕ по дороге домой?

- По дороге домой Катерина рассказывала мужу, что слышала раньше о колдуне: - Говорят, что он родился таким страшным,… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним, а ему всё чудилось, что все смеются над ним.

Учитель. Детство - прекрасная пора человека, но если не было в нём радости, если над ребёнком все смеялись, не брали с собой в игры - из него мог вырасти жестокий и злобный человек. И это уже не фантастика, а реальность.

-Как описывает Н.Гоголь кладбище?- «На берегу виднелось кладбище: ветхие кресты толпились в кучку. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет, только месяц греет их с небесной вышины.

-Что увидели казаки с лодки, проплывая мимо кладбища?- …Вдруг гребцы опустили вёсла и недвижно уставили очи. Остановился и пан Данило: страх и холод прорезался в казацкие жилы. Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из неё высохший мертвец. Борода до пояса: на пальцах когти длинные, ещё длиннее самих пальцев. Тихо поднял он руки вверх. Лицо всё задрожало у него и покривилось. Страшную муку, видно, терпел он. «Душно мне! душно!»- простонал он диким, нечеловечьим голосом. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушел под землю. Замотался другой крест, и опять вышел мертвец, ещё страшнее, ещё выше прежнего; весь зарос, борода по колено и ещё длиннее костяные когти. Ещё диче закричал он: «Душно мне!»- и ушел под землю. Пошатнулся третий крест, поднялся третий мертвец. Казалось, одни только кости поднялись высоко над землею. Борода по самые пяты; пальцы с длинными когтями вонзились в землю. Страшно протянул он руки вверх, как будто кто-нибудь стал пилить его желтые кости…»

Учитель. Христианская мораль предполагает молитвы за души усопших: если искренне и настойчиво молятся за близкого родные и знакомые, то можно вымолить прощение душе или хотя бы послабление, если тот сильно грешен.

Но душа не будет знать покоя, если её не поминают добром живущих на земле. Вот об этом-то и пишет Н.Гоголь, показывая, что потомки великого грешника Петра не получали молитвенной помощи, и их душам было очень тяжело.

Церковная молитва об умершем называется панихидой (литургией). Во время её люди стоят с зажженными свечами в знак горячей молитвы об умершем. Поминовение - молитвенное упоминание имён живых и усопших за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого упоминания перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых.

 

Притча о силе молитвы за умершего.

Афонский монах поведал одну историю: «Когда-то давно я ходил редко в церковь и не соблюдал посты. Но однажды явился мне Ангел и повёл меня куда-то тёмными пещерами. Мы вышли на открытое огненное место, где стоял непрекращающийся плач и стон. Ангел вывел из огня чёрного человека, коснулся его,- и вся гарь слетела с того, как шелуха, а лицо его просияло. Ангел сказал мне: «Этот человек находился здесь заслуженно, но его православные родственники денно и нощно молились за него в храме, и по их горячим молитвам Господь послал меня освободить эту душу из ада». Проснувшись в ужасе, я твёрдо решил изменить свою жизнь».

Из писем свято горца монаха Серафима. Песня С Копыловой, «Писатель и вор».

 

3 ГЛАВА

 Учитель. -Я вижу, Данило, я знаю, ты желаешь ссоры!

-Кто скрывается, у того, верно, на уме недоброе дело. Думай себе что хочешь,- сказал Данило,- думаю и я себе. Слава богу, ни в одном ещё бесчестном деле не был; всегда стоял за веру православную и отчизну,- не так, как иные бродяги таскаются бог знает где, когда православные бьются насмерть, а после нагрянут убирать не ими засеянное жито. На униатов даже не похожи: не заглянул в божию церковь. Таких бы нужно допросить порядком, где они таскаются.»

Учитель: какой вывод можно сделать из слов Данилы?

- Русь всегда была Святая, Православная, и борьба шла за веру Христову. Если же человек не ходил в церковь, то его признавали атеистом. Атеизм (от греч. А- отрицательная частица и theos- бог)-безбожие, система взглядов, отвергающих веру в бога, в сверх естественные силы, бессмертие души, и религии в целом.

 

4 ГЛАВА

-С каким вопросом обратился Данила к жене? - « Мне кажется, пани Катерина, что он и в господа Христа не верует. А? как тебе кажется? …отец твой недобрый человек; не так он и делал всё, как православный.»

 

Учитель. Люди жили по заповедям Божиим, ходили по воскресеньям и в праздники в церковь, молились дома перед трапезой, перед большим делом или уходом на войну. Всего этого не делал отец Катерины, поэтому и ведёт себя с ним Данило настороженно.

-Что выяснил Данило, когда следил за тестем?

- И вот выясняется, что отец Катерины - тот самый колдун, что появлялся на свадьбе и что вызывал душу Катерины, требуя её согласия стать его женой.

Учитель. По канонам православной веры не разрешается кровосмешение, т.е. браки между родственниками, а здесь ОТЕЦ и ДОЧЬ! Нарушение закона православия налицо.

-Чего требует от отца дочь? -Покайся, отец! Не страшно ли, что после каждого убийства твоего мертвецы поднимаются из могил? Ты взял нечистыми чарами твоими власть вызы-вать мою душу и мучить её; но один только Бог может заставлять её делать то, что ему угодно. Нет, никогда Катерина, доколе я буду держаться в её теле, не решится на богопро-тивное дело. Отец, близок Страшный суд! Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу, потому что Бог не любит клятвопреступных и неверных душ.»

 

Учитель. Нарушение клятвы, данной перед Богом, считается грехом.И вот колдун в темнице. Катерина идёт за водой и слышит просьбу отца

- Какую?- выпустить его. «-Дочь, Христа ради! и свирепые волченята не станут рвать свою мать, дочь, хотя взгляни на преступного отца своего!- Она не слушает и идёт.- Дочь, ради несчастной матери!..- она остановилась.- Приди принять последнее моё слово!

- Зачем ты зовешь меня, богоотступник? Не называй меня дочерью! между нами нет никакого родства. Чего ты хочешь от меня ради несчастной моей матери?

-Что сказал дочери отец, что его страшит? - …Катерина! Меня не казнь страшит, Но муки на том свете…Ты невинна, Катерина, душа твоя будет летать в рае около Бога; а душа богоотступного отца твоего будет гореть в огне вечном, и никогда не угаснет тот огонь: всё сильнее и сильнее будет он разгораться: ни капли росы никто не уронит, ни ветер не пахнёт…

-Этой казни я не властна умалить.

-Катерина! постой на одно слово: ты можешь спасти мою душу. Ты не знаешь ещё, как добр и милосерд Бог. Слышала ли ты про апостола Павла, какой был он грешный человек, но после покаялся и стал святым.

- Что я могу сделать, чтобы спасти твою душу?- сказала Катерина,- мне ли, слабой женщине, об этом подумать.

-Как отец обманул Катерину? Что он ей обещал?

- Если бы мне удалось отсюда выйти, я бы всё кинул. Покаюсь: пойду в пещеры, надену на тело жесткую власяницу, день и ночь буду молиться богу. Не только скоромного, не возьму рыбы в рот! не постелю одежды, когда стану спать: и всё буду молиться, все молиться! И когда не снимет с меня милосердие божие хотя сотой доли грехов, закопаюсь по шею в землю или замуруюсь в каменную стену; не возьму ни пищи, ни питья и умру; а всё добро своё отдам чернецам, чтобы сорок дней и сорок ночей правили по мне панихиду… Я бы и стен этих не побоялся и прошёл бы сквозь них, но муж твой и не знает, какие это стены.

-Почему чары колдуна не могут осилить стен темницы?

- Их строил святой схимник, и никакая нечистая сила не может отсюда вывесть колодника, не отомкнув тем самым ключом, которым замыкал святой свою келью. Такую самую келью вырою и я себе, неслыханный грешник, когда выйду на волю.»

Учитель. Катерина понимала, КАКОЙ грешник её отец. Но православная вера тем и сильна, что даёт возможность исправления самому большому грешнику. Лишь бы человек покаялся и не повторял прошлых ошибок. И Катерина, как истинная христианка, решается спасти душу грешного отца своего. Не жизнь отца, а именно его душу. По христианской морали спасти душу другого человека - великое благо.

-Что она ответила отцу? -Слушай, я выпущу тебя; но если ты меня обманываешь,- сказала Катерина, остановившись перед дверью,- и, вместо того чтобы покаяться, станешь опять братом черту?

-В чём поклялся ей отец? -Нет, Катерина, мне не долго остаётся жить уже. Близок и без казни мой конец. Неужели ты думаешь, что я предам сам себя на вечную муку?»

 

9 ГЛАВА

«-Слушай, жена моя!- сказал Данило,- не оставляй сына, когда меня не будет. Не будет тебе от бога счастия, если ты кинешь его, ни в том, ни в этом свете. Тяжело будет гнить моим костям в сырой земле; а ещё тяжелее будет душе моей.» Наказ Данилы Катерине был его последней волей, а если последняя воля человека не исполнится, то не будет покоя его душе.

 

11 ГЛАВА

« Но кто среди ночи… едет на огромном вороном коне?... Блещут чеканенные латы; на плече пика; гремит при седле сабля; шелом надвинут; усы чернеют; очи закрыты; ресницы опущены - он спит. И, сонный, держит повода; и за ним сидит на том же коне младенец- паж и также спит и, сонный, держится за богатыря.»

-Страшную месть придумал Петро, но чем же виноват его сын? Почему и он не знает покоя, не ведает царствия небесного? Он тенью бродит по земле вместе с отцом своим.

- На этот вопрос трудно ответить. Может, мы расплачиваемся не только за свои грехи, но и грехи своих близких?

Учитель. Дальше автор говорит, что «меж дивившимся со страхом народом один вскочил на коня и, дико озираясь…, не гонится ли кто за ним, торопливо погнал коня своего.

-Кто это был и что он ещё натворил? -То был колдун…, мчался он на коне, покамест не застигнул его вечер и не показались звёзды. Тут поворотил он домой, может быть, допросить нечистую силу, что значит такое диво… Ему чудилось, что всё со всех сторон бежало ловить его… Отчаянный колдун летел в Киев к святым местам.»

Учитель. А святых мест в Киеве достаточно: и монастыри, и храмы, и Киево- Печерская лавра. Святые старцы были и в них, и отшельниками жили в лесах.

 

15 ГЛАВА

- Боясь наказания, колдун хочет заставить схимника просить у Господа Бога отпущения своих грехов. Как схимник отреагировал на просьбу колдуна?

«Одиноко сидел в своей пещере перед лампадою схимник и не сводил очей со святой книги.…Вдруг вбежал человек чудного, страшного вида.

-Отец, молись! Молись!- закричал он отчаянно,- молись о погибшей душе!- и грянул на землю. Святой схимник перекрестился, достал книгу, развернул - и в ужасе отступил назад и выронил книгу.

- Нет, неслыханный грешник! нет тебе помилования! беги отсюда! не могу молиться о тебе. Гляди: святые буквы в книге налились кровью. Ещё никогда в мире не бывало такого грешника! …И как бешеный кинулся он - и убил святого схимника!»

Так в притче о МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ говорится о том, как нужно правильно молиться, что главное не говорить праздных речей, а просто раскаяться.

 

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Однажды Христос рассказал ученикам притчу о том, как надо молиться Богу. Два человека пришли в Иерусалимский храм помолиться. Один был Фарисей, старавшийся исполнять все правила закона Моисея, другой - мытарь. Мытарями назывались люди, которым было поручено собирать налоги в пользу римлян. Они часто брали больше денег, чем нужно, обижали людей, и их все презирали. Фарисей молился так: - Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, грабящие и обижающие, или, например, как этот мытарь. Я пощусь по закону, жертвую то, что закон предписывает. А мытарь даже не смел поднять своих глаз, он стоял у порога храма и, чувствуя свои грехи, говорил: -Боже, милостив будь ко мне грешному! И Господь сказал: -Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея. Бог прощает смиренного, видящего грехи свои, а гордящегося собой и своей праведностью Он смирит. Мытарь знал, что он грешен, и каялся перед Богом. Фарисей же считал себя праведным, гордился и был доволен собой: в этом был его грех. Мы не должны осуждать друг друга. Только Бог может справедливо судить о каждом человеке. Сам Христос осудил фарисея и одобрил молитву мытаря.

 

-Что же потом сделал колдун?

«Что-то тяжко застонало, и стон перенёсся через поле и лес. Вскочивши на коня, поехал он прямо в Канев, думая оттуда направить путь к татарам прямо в Крым. Изумился колдун, видя, что он заехал совсем в другую сторону. Тучи разом очистились, и перед ним показался в страшном величии всадник. …дико ржал конь, подымая гриву, и мчался к рыцарю.

-И что показалось колдуну?

Тут чудится колдуну, что недвижный всадник шевелится и разом открыл свои очи; увидел нёсшегося к нему колдуна и засмеялся. Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи. Но уже был мертвец и глядел как мертвец. И увидел мертвецов, как две капли воды схожих лицом на него. Бледны, один другого выше, один другого костистей, стали они вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу.

Ещё раз засмеялся рыцарь и кинул её в пропасть. И все мертвецы вскочили в пропасть, подхватили мертвеца и вонзили в него свои зубы. Ещё один, всех выше, всех страшнее, хотел подняться из земли; но не мог, не в силах был этого сделать, так велик вырос он в земле.» Это был Пётр, совершивший страшное преступление против ближнего, убив не только взрослого, но и ничем не повинного ребёнка. Современные учёные доказали, что слово может материализоваться, поэтому православные священники просят сдерживаться и не позволять себе каких-то резких, тем более грубых слов, не проклинать обидчика, так как. проклятие в 10-кратном размере вернётся к тебе.

Сейчас мы можем обратиться по любому вопросу к священнику (благо, церкви есть повсюду) и получить ответ на вопросы, что можно и что нельзя делать, как надо и как не надо. Но если нет такой возможности, нужно взять текст, подобный «Страшной мести» Н.Гоголя, прочитать его внимательно и сделать соответствующие выводы. Эта повесть учит милосердию, умению прощать, поступать по христианским заповедям и любить ближнего, как самого себя.

ЛЕКСИКА

Аркан - верёвка с петлёй для ловли лошадей.

Архангел - начальствующий над ангелами.

Власяница - грубая ткань темного цвета, изготовляющаяся из козьей шерсти. Из этой ткани делали мешки, равно как и одежды, носимые мужчинами и женщинами в знак печали.

Есаул - (- начальник) - должность и чин в казачьих войсках России. Введена в 1576 в Украинском казачьем войске. До середины 19 века есаулы были генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские.

Иуда - один из 12 апостолов, предавший за 30 серебряников своего Учителя Иисуса.

Канон - корпус книг, признанных Церковью (сначала ветхозаветный, а затем, новозаветный) боговдохновенными, Словом Божьим.

Келья - отдельная комната монаха.

Мытарь - сборщик римских податей и пошлин

Монах - член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам.

Названый брат - побратим или нареченный, по дружбе, с обменом крестов.

Паж - в старину- модой дворянин на службе при дворе королей и владетельных особ.

Панихида - православное богослужение по умершему

Паша - титул высших чиновников и генералов.

Пика - холодное колющее оружие, состоит из острого металлического наконечника на древке. Скоромное - понятие, противоположное постному, - пища (молочная, мясная), употребление которой запрещено религией в пост. В зависимости от характера поста к Скоромной пище относятся различно. Смертный одр - постель, ложе больного или умирающего.

Униаты - последователи унии, придерживавшиеся греко-католического исповедания и признававшие Брестскую унию 1596г. о слиянии католической и православной церквей под главенством римского папы.

Фарисеи - вожаки народных масс, стремились к ограждению от всего чужого, не еврейского, требовали строгого исполнения всеми закона, но последний они истолковали своеобразным образом

 


 

Интегрированный урок литературы и

Интегрированный урок литературы и

Сразу погиб Иван с сыном? -

Сразу погиб Иван с сыном? -

Умирающий же, неожиданно для всех, поднялся жив-здоров

Умирающий же, неожиданно для всех, поднялся жив-здоров

У моего отца столько слуг и они всегда сыты, а я здесь умираю от голода

У моего отца столько слуг и они всегда сыты, а я здесь умираю от голода

Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая

Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая

Ещё диче закричал он: «Душно мне!»- и ушел под землю

Ещё диче закричал он: «Душно мне!»- и ушел под землю

Русь всегда была Святая, Православная, и борьба шла за веру

Русь всегда была Святая, Православная, и борьба шла за веру

Этой казни я не властна умалить

Этой казни я не властна умалить

Страшную месть придумал Петро, но чем же виноват его сын?

Страшную месть придумал Петро, но чем же виноват его сын?

Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея

Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея

Есаул - (- начальник) - должность и чин в казачьих войсках

Есаул - (- начальник) - должность и чин в казачьих войсках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020