«Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».
Цели:
- познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах;
- развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.
План урока.
I Оргмомент.
II Актуализация знаний.
III Историческая справка.
IV Чтение статьи учебника «Пушкин - драматург».
V Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре». Беседа по вопросам.
VI Рефлексия.
VII Домашнее задание.
Ход урока.
Слово учителя.
-Сегодня речь пойдет о трагедии «Борис Годунов» великого поэта А.С. Пушкина. Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина. Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.
Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».
Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», восстание Пугачева в «Капитанской дочке»
Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица?
В 1584 году умер русский царь Иван Грозный . На престол взошёл его сын Фёдор, который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев . Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.
Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.
-Чтение с остановками. Чтение на с. 111.
-Итак, кто же такой Пимен? (Это монах, который попал в опалу, то есть в немилость и вынужден творить в монашеских кельях.)
-Какой завет Бога он выполняет? (Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил читать и писать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром добрых царей и молились о жестоких деяниях жестоких.)
- Как Пимен относится к своему труду летописца? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)
- В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).
- Чтение на с.112-113.
- Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»).
- Сравните:
Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).
Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет...
- Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции. Почему эпитетам «смиренный», «тихий*, «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»? Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье... на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?
(Смирение и спокойствие — разные состояния души. Пимен делает свое дело для людей, по отношению к ним он именно спокоен, смирение он испытывает только по отношению к Богу. Спокойствие ему необходимо для того, чтобы бесстрастно рассказывать о том, что он видел на своем веку. В конечной редакции автор хочет усилить свою оценку труда Пимена: равный среди равных Пимен правдиво расскажет обо всем.
Выражение «ужасное предание» говорит о том, что Пимен дает внутреннюю оценку тому, о чем рассказывает, а его задачей было дать описание без оценки, потому что дела человека не дано оценивать человеку, их рассудит только Бог. Поэтому слово «ужасное» Пушкин заменил нейтральным «последнее».)
- Какой сон видит Григорий? Не пророческий ли он? (Москва видится Григорию с высоты, а люди в нём как муравьи в большом муравейнике).
- Чтение на с.114.
- Что мы узнаем из жизни Пимена со слов Григория? («Как весело провёл свою ты младость!...Счастлив!»)
-Чтение на с.115-116.
- Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).
-Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
(Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.)
- Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»)
- Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)
- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).
- О чём спрашивает инок, т.е. молодой монах, Пимена? (Интересуется он с глубоким интересом: «Хотелось мне тебя спросить о смерти Дмитрия царевича; в то время ты, говорят, был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?»)
-Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).
-Что же послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Безусловно, в первую очередь, честолюбивые замыслы. А уже во вторую очередь, по словам Пимена, царь убиенный был тех же лет, что и Григорий.)
-Как Григорий оправдывает свои желания стать тем самым самозванцем?
(Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдёшь ты от суда мирского, как не уйдёшь от божьего суда». В этих словах желание восстановить справедливость. Но способ, выбранный Григорием, уже изначально был неправеден.)
- Какие черты мы замечаем в Григории? (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).
-Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (А.С. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным. Его желания донести его потомкам историю государства своего. Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).
-Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца. Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене "Келья в Чудовом монастыре"?
(Пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре. Пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». Его труд останется безымянным, но цель старца - донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях». Но Пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление Бориса он считает страшным грехом.
Полной противоположностью Пимену является Григорий. Он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, Григорий завидует бурной молодости Пимена. Те сны, которые видит Григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. Личность Бориса Годунова он оценивает совершено иначе: Григорий размышляет о могуществе Бориса и записи Пимена называет «ужасным доносом».
Так проявились характеры героев в сцене «Келья в Чудовом монастыре»).
-Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру.
-В драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной нами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?
Художник С. Галактионов изобразил сцену в Чудовом монастыре.
Обратим внимание на композицию гравюры: на переднем плане фигура Григория, а на заднем - Пимена. Григорий станет участником дальнейших событий, но его фигура в тени: и мысли, и будущие дела его темны. А лицо монаха освещено лампадой, вокруг него разливается свет, икона и распятие рядом с ним, что говорит о благословлен и и его труда. Фигура монаха незначительная, лицо спокойное, мудрое лицо человека, осознавшего смысл жизни. Его позу можно назвать собранной, в отличие от мятежной позы Григория. Художник выражает свое отношение к событиям: он понимает значительность того, что происходит в келье, осознает величие того, что делает старец.
-«Борис Годунов» - не только пьеса о личной трагедии царя, но трагедия народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.
В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки
Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать повесть «Станционный смотритель».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.