Интегрированный урок "Хищные птицы"

  • Работа в классе
  • doc
  • 11.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить уч-ся с особенностями внешнего строения хищных птиц, поведением в природе, их значением в ней, хищными птицами, занесёнными в Красную книгу Мордовии. Научить отличать хищных птиц от других птиц по внешнему виду, сравнивать сходство и отличие хищныптиц между собой. Задачи: Образовательные: показать разнообразие клюва, ног и строение крыльев хищных птиц. Коррекционные: коррекция внимания, мышления. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам.Разработка урока
Иконка файла материала Интегрированныйdoc.doc
Конспект интегрированного урока биологии. Тема урока: Хищные птицы. Авторы, разработчики: Шиляева В.А. Класс: 8. Цель: Познакомить уч­ся с особенностями внешнего строения хищных птиц,  поведением в природе, их значением в ней, хищными птицами, занесёнными в  Красную книгу Мордовии. Научить отличать хищных птиц от других птиц по  внешнему виду, сравнивать сходство  и отличие хищных птиц между собой.   Задачи: Образовательные: показать разнообразие клюва, ног и строение крыльев  хищных птиц. Коррекционные: коррекция внимания, мышления. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам. Оборудование: таблица «Хищные птицы», мультимедийная установка,  презентация «Хищные птицы», Красная Книга Мордовии.                                             Ход урока I. Орг. момент.  II. Повторение. 1. «Письмо птицы» ­ Угадай, какая птица прислала письмо? Письмо №1.  Личинок из коры и древесины я достаю с помощью крепкого долотовидного  клюва и длинного языка. Клювом разбиваю шишки сосны и ели. Письмо №2. Перелетая с ветки на ветку, я склёвываю различных насекомых тонким  клювом и достаю их из самых узких трещин коры. 2. Экологическая задачка. ­ В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Через несколько лет  молодые деревца в этом лесу стали гибнуть. Почему это произошло? (Ответ: Дятлы гнездились в старых дуплистых деревьях они покинули лес,  потому что им негде было гнездиться. А насекомые вредители стали  беспрепятственно губить молодые деревца). 3. Цифровой диктант. Учитель математики 1. Стриж. 2. Кукушка. 3. Снегирь 4. Дятел. 5. Колибри 6. Пингвин 7. Страус. Вопрос.1. Какая птица появляется с первым снегом? 2. Укажите птицу, которая плавать не умеет, зато плавает не хуже рыб. 3. Какую птицу называют лесным доктором? 4. Эта птица почти бескрыла, но считается лучшим бегуном в мире, 80­100 км/ час. 5. Эта птица не знает своих детёнышей. 6. Эта птица похожа на ласточку, но значительно крупнее. 7. Эта птица считается самой мелкой среди птиц. КЛЮЧ: 3, 6, 4, 7, 2, 1, 5. III. Постановка цели урока. Учитель математики.  ­ Расставив цифры в определённом порядке ,вы узнаете тему сегодняшнего  урока.   1.     В порядке возрастания:                                                     7125  1003  327  5600  963  1264                                е          щ     Х       ы         и        н 2. В порядке убывания:  200     498    163    249     306                                            ц          п       ы       и         т Учитель биологии. ­ Сегодня на уроке мы познакомим с хищными  птицами. Познакомимся с их  многообразием и значением, с хищными птицами нашего региона. IV. Изучение нового материала. Рассказ учителя биологии с демонстрацией презентации. 1.Слышали ли вы слово «хищный» ­ хищный зверь, хищная птица? (Животные, питающиеся другими животными ).  ­ Хищники питаются другими видами животных. Хищные птицы также  питаются другими видами  птиц, мелкими грызунами, порой  могут  нападать  на более крупных животных, например зайцев и молодых оленей.  Хищные птицы – совы, орлы, соколы. Чтобы поймать добычу и удержать её.  Эти птицы должны иметь особое строение. Какое? Давайте посмотрим  таблицу, где изображены пустельга, ястреб – перепелятник, сарыч,  степной орёл.  ­ Какие особенности вы заметили?  ­ Отличительные признаки хищных птиц.  1. Мощный, загнутый клюв. 2. Сильные ноги, с острыми загнутыми когтями. 3. Хорошее зрение и слух 4. Крылья узкие для быстрого полета или широкие, позволяющие парить в  воздухе. ­ Люди издревле восхищались красотой этих птиц, существуют такие  выражения:  как ясный сокол, сова символ мудрости. Многие хищные птицыявляются символами стран и изображены на гербах, знаменах и эмблемах  многих народов. На гербе Российской Федерации изображен  трехглавый орел. Изображение хищных птиц символизирует  силу и мужество.  2. ЖАЛОБА.  Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли мой не нравится и глаза, говорят у  меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я .  пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько,  обижать или любить меня надо. ­ Какая птица прислала жалобу? ­Это сова.  Ночные хищники ­ совы. ­ Совы расселены по всему свету, от экватора до холодных северных стран, их можно найти везде: и на морском берегу, и в горах, и в пустыне, и в степи, и  даже в городах. Большая часть сов держится в лесах или в лесистых  местностях.  ­ Крупная голова, большие круглые глаза спереди головы, клюв короткий,  хищный. Охотится ночью, оперение мягкое, полёт бесшумный, когти длинные  и острые, окрас маскирующий. Учитель математики. 1.Задача. Сова съедает в день 13 мышей. Сколько мышей съест сова за неделю? Сколько за 30 дней? 2. Каждая полёвка уничтожает за лето до 1 кг зерна. Сова за год уничтожает  примерно 1000 мелких грызунов. Сколько тонн  зерна сохранит сова за год? ­ Серая сова ­ очень полезная птица.  Учитель биологии. Физминутка.  Давайте мы с вами руками помашем, И что­нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим? Учитель математики. Решив примеры, вы узнаете с какой ещё хищной птицей мы знакомимся  сегодня на уроке 1)  30 x 2  =       2)  180­80=      3)   9 x 3=    4)  600­400= 27 Ё Ответ: Орёл. 200 Л 60 О 100 РУчитель биологии. Дневные хищные птицы. ­ К дневным хищным птицам относятся: ястреб, орёл, сокол, беркут и многие  другие. ­ Степной орел обитает в степях и пустынях. Это дневной хищник. Имеет  очень хорошее зрение. Может гнездиться на склонах холмов, в стогах соломы.  Уничтожает много грызунов, принося пользу сельскому хозяйству. ­ Сапсан ­ самая быстрая птица. В стремительном пикирующем полёте она способна развивать скорость свыше 322 км/ч. Общее телосложение крепкое, характерное для активных хищных птиц ­ широкая грудь с твёрдыми и  выпуклыми мышцами, сильные пальцы с острыми и круто согнутыми когтями, и короткий, серпообразно загнутый клюв. ­Полезны ли хищные птицы для человека?  Значение хищных птиц. 1. Хищные птицы осуществляют избирательный отлов своих жертв, в их когти  попадают больные и слабые животные, таким образом, способствуют  оздоровлению популяции животных. 2. Употребляют в пищу трупы погибших животных,  уничтожают источник  заражения. 3. Уничтожая  грызунов,  защищают урожай. Учёные отмечают, что число многих птиц уменьшилось почему? ( Меньше  стало лесов, больше ядовитых веществ, попадающих с пищей, браконьерство). Многие хищные птицы занесены в Красную книгу России, республиканские  книги. Например, в республике Мордовия к редким и исчезающим видам  относятся беркут, орлан­белокрыл, орёл­могильщик, змееяд, сапсан и  др. Они же занесены в Красную книгу России. Эти птицы требуют тщательной  охраны. V. Закрепление. 1. Как по внешнему виду отличить хищных птиц от других видов птиц? 2. Какие птицы относятся к ночным хищникам, а какие к дневным? 3. О какой птице говорится в загадке: В лесу темно, все спят давно, Одна птица не спит,  На суку сидит, мышей сторожит. 4. На экране написаны названия птиц:  ласточка городская, стриж, большой пёстрый дятел, кукушка, серая сова, сокол. Разделите их на группы: Птицы леса        Птицы, кормящиеся в воздухе          Хищные птицыVI. Итог урока.  ­ Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми видами хищных  птиц, с  отличительными признаками строения птиц, со значением хищных птиц в  природе. ­ Каких хищных птиц вы встречали в Мордовии?