Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"
Оценка 4.6

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
23.04.2018
Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"
Тема: «Cумерки Cеребряного века» Форма проведения: литературное кафе «Бродячая собака». Цели урока: • на основании исторического материала, литературных и художественных произведений проанализировать и обобщить связь характера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства; • познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи данного периода; Задачи: • повторить материал, изученный на уроках истории; • ввести в тезаурус учащихся новое понятие «серебряный век»; • познакомить учащихся с произведениями поэтов-символистов, акмеистов, футуристов; • познакомить учащихся с творчеством М.Врубеля, Н.Рериха, В. Кандинского, М. Шагала, К.Петрова-Водкина; • продолжить развитие художественного и эстетического вкуса учащихся; • продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры. Эпиграф к уроку: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» (Н. Бердяев)
Сумерки Серебряного века.doc
Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9- м классе по теме: "Сумерки Серебряного века" Тема: «Cумерки  Cеребряного века» Форма проведения: литературное кафе «Бродячая собака». Цели урока:   на основании исторического  материала, литературных и художественных произведений   проанализировать и обобщить связь характера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства; познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи  данного периода; Задачи:       повторить материал, изученный на уроках истории; ввести в тезаурус учащихся новое понятие «серебряный век»; познакомить учащихся с произведениями поэтов­символистов, акмеистов, футуристов; познакомить учащихся  с творчеством  М.Врубеля, Н.Рериха, В. Кандинского, М. Шагала,  К.Петрова­ Водкина; продолжить развитие художественного и эстетического вкуса учащихся; продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры. Эпиграф  к уроку:  «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет  поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» (Н. Бердяев) ХОД УРОКА До начала урока в классе звучит музыка, например: А. Вертинский, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Ф. Шаляпин 1. Слово учителя истории. Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним  содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами… Возможные ответы учащихся: 1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904­1905 гг. – русско­японская война. 1905­1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция. Учитель истории: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены,  сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – этого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть,  то что делать, как включиться в этот поток? 2. Слово учителя литературы. На экране высвечивается коллаж с изображением портретов поэтов серебряного века. Звучит стихотворение К.Бальмонта в исполнении учителя литературы.  3. Выступление учеников с презентацией о поэтах­символистах: определение символизма, фотографии  К.  Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина.  Символизм – литературное направление (течение) конца 19­начала 20 века. С. Сложился во Франции уже в 70­ 80 годы 19 века. (Уч­ся  записывают определение в тетрадь) Чтение стихотворений поэтов­символистов учащимися 3­х классов.  М. Волошин – Бальмонту   Константин Бальмонт «Я русский»  4. Выступление учеников с презентацией о поэтах­акмеистах: определение акмеизма, фотографии  А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева.  Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века. А. выделился из символизма,  подвергнув критике туманность и зыбкость символистического языка и образа. (Уч­ся записывают определение в тетрадь)  Николай Гумилев «Мои читатели»  5. Выступление учеников с презентацией о поэтах­футуристах: определение футуризма, фотографии   И.Северянина, В Маяковского, А.Крученых.  Футуризм – возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи (которое лишь в 1913 году  приняло название футуризм). (Уч­ся записывают определение в тетрадь)  Игорь  Северянин «Двусмысленная слава»   Алексей  Крученых «Зима»  6. Слово учителя литературы На примерах тех стихотворений, которые вы услышали, мы увидели, насколько разнообразна, необычна,  интересна была литература. Такие же процессы происходили и в живописи. Прочные позиции удерживали  представители русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, С. Коровин, В.Суриков) Но не они определяли лицо русского искусства начала XX века! Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого направления объединились в творческое  общество «Мир искусств». Одним из художников этого общества был Н.Рерих.  Презентация учащегося 6­го класса о творчестве Н.Рериха (картины Н.Рериха) В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза». Представители «Голубой розы» были  тесно связаны с поэтами­символистами, но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым  направлением.  Символизм в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К. Петров­Водкин.  Презентация учащихся 6­го класса о творчестве  художников М. Врубеля , К.Петрова­Водкина . В то же время ряд крупнейших русских художников  (В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.) вошли в историю  мировой культуры как представители уникальных «авторских» стилей, синтезировавших европейские  авангардные тенденции с русскими национальными традициями духовной культуры.  Презентация учащихся 6­го класса о творчестве  художников В.Кандинского , М. Шагала  7. Слово учителя литературы В целом же русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп художественных  объединений, каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать ее практически в  творчестве. 8. Слово учителя истории. Проблемный вопрос: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу  Серебряного века? Предполагаемый ответ учащихся: В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры  «серебряного века». Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях культурные традиции будут  растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов ( К.Бальмонт, М.Шагал, Н.Рерих,  И.Северянин) Но…  Чтение  учащимся стихотворения К.Бальмонта «Дурной сон» Однако это сделали не все. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к  правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыслия (М.Волошин)  М.Волошин «Заклинание (от усобиц)»  Некоторым же казалось, что начавшаяся революция, как очистительная гроза, освежит, омолодит страну,  разбудит неведомые созидающие силы. И они шли ей навстречу (В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин) Новая власть стала осуществлять  предупредительный и репрессивный контроль за все печатные продукции,  дабы на ее страницы не просочились неугодные материалы. Цензура! 9. Слово учителя литературы. Цензура!.. Благонадежность, шпионаж, цензура, Проскрипции, доносы и террор­ Вот достижения  И гений революций!  (М.Волошин) На экране последовательно появляются  фотографии: Н.С.Гумилев – расстрелян по обвинению в шпионаже,  С.А.Есенин – предполагаемое самоубийство. А.А.Блок – умер от сердечного приступа. В.В.Маяковский –  застрелился…  Максимилиан Волошин «Потомкам»  Звучит фрагмент концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром №2. Слово учителя литературы: Кафе «Бродячая собака» на сегодня закрыто.

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018