Лагерь смерти
Оценка 4.9

Лагерь смерти

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история +2
9 кл—11 кл +1
25.02.2018
Лагерь смерти
Бухенвальд – лагерь смерти Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о политике фашизма в отношении покорённых народов, которых они относили к “низшим расам”. Задачи мероприятия: • Восстановить картину жизни и смерти узников концлагеря Бухенвальд. • Развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; воспитать неприятие насилия. Оснащение урока: • фотографии времён геноцида; • презентация “Бухенвальд – лагерь смерти”; • аудиозапись Моцарта “ Реквием”. • аудиозапись “Бухенвальдский набат”
Бухенвальд – лагерь смерти.doc
Бухенвальд – лагерь смерти Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о политике фашизма в отношении  покорённых народов, которых они относили к “низшим расам”. Задачи мероприятия:  Восстановить картину жизни и смерти узников концлагеря Бухенвальд.  Развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; воспитать неприятие  насилия. Оснащение урока:  фотографии времён геноцида;    презентация “Бухенвальд – лагерь смерти”; аудиозапись Моцарта “ Реквием”. аудиозапись “Бухенвальдский набат” Эпиграф: “Чтобы мир защитить, взявшись за руки дружно, мы о прошлой войне не должны забывать”. Ход мероприятия (Звучит “Бухенвальдский набат”). (Слайд 1, 2, 3. “Колокол Бухенвальда”.) Вступительное слово учителя: В список знаменательных дат апреля мировое сообщество занесло День памяти узников  концлагерей. С этой датой связывается понятие Холокост – так в Израиле называют Шоа или  Катастрофу. Холокост – слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца. (Слайд 4. “Вид концлагеря”.) Ведущий 1. Теоретик германского расизма профессор Г. Гюнтер обосновал превосходство немецкой  расы над другими. К низшим расам он отнёс: славян, цыган, евреев. Низшие расы подлежали полному  уничтожению. Уже к 1939 г. в Германии было построено 6 крупных концлагерей, в том числе Дахау,  Бухенвальд, Равенсбрюк. К 1942 г. в оккупированных европейских странах добавилось еще 9:  Маутхаузен, Освенцим, Майданек... В Риге, Киеве, Бобруйске выросли новые лагеря уничтожения. В  1943 г. только в Германии имелось 20 крупных и 65 мелких лагерей на 600 тысяч заключенных. А в  маленькой Эстонии – 20 небольших лагерей. Был такой лагерь и в Тихорецке, в юго­западной его  части. Ведущий 2. Что такое концлагерь? Это территория, огороженная несколькими рядами колючей  проволоки, по которой пропущен электрический ток, со смотровыми вышками, где дежурят  охранники с пулемётами. На территории располагаются бараки для заключённых и крематории. (Слайд 5. “Кровавая дорога”.) А начиналось всё с транспортировки заключённых в товарных вагонах, где они стояли в такой  тесноте, что даже люди, потерявшие сознание от жажды, голода, холода (или жары) и недостатка  воздуха, не падали – это было невозможно. Далее арестованных пересаживали в крытые грузовики. И  наконец – пеший марш: истощенных, обезумевших людей гнали пинками, пощечинами, ударами сапог  и дубинок к воротам концлагеря: отставших, упавших забивали насмерть, затаптывали, расстреливали в упор... Только наиболее выносливые, а стало быть работоспособные, переступали порог лагерного  ада. С этого и начинался “конвейер смерти”. (Слайд 6. “Чёртова дорога”.) Ведущий 3. У ворот лагеря на вновь прибывших набрасывалась свора эсесовцев. И опять направо и  налево сыпались удары, зуботычины, пинки. Кое­кто бросал в беззащитных людей камни, кое­кто  плевал. А все остальные смеялись. Длинноволосых и бородатых таскали за волосы и за бороды Без “этапа” и церемонии “встречи” нацистский концлагерь был бы невозможен, ведь с самого начала  следовало превратить узника в дрожащую, истерзанную плоть, лишить воли и способности  сопротивляться. (Слайд 7. “Ворота концлагеря”.) Ведущий 4. Утром и вечером тысячи несчастных проходили через эти ворота. На их железной  решётке издевательская надпись “Каждому – своё”. Прикованные к воротам и решёткам на окнах, без  пищи, полностью зависимые от произвола эсесовцев, узники, отбывая наказание, стояли дни и ночи, а  некоторые до своего смертного часа. После такого приёма – сортировка. Заключенных гнали к парикмахеру, где всех и мужчин, и женщин  брили наголо, потом в душ (часто душ заменяли “купанием” в грязной лохани с дезинфекционной  жидкостью). За это время узника успевали обобрать – одежду связывали в узлы, ценности – от денег  до обручального кольца, от часов до крестика или распятия – прятали якобы до “освобождении”, на  самом деле это была добыча эсэсовцев, которую они тут же делили. (Слайд 9. “Предметы украшения.) Добычей было всё: волосы, которыми набивали матрасы, человеческий жир, из которого варили мыло, татуированная кожа, из которой делали абажуры и сумочки, сувениры делались даже из высушенных  человеческих голов. (Слайд 10. “Аппель­плац”.) Ведущий 1. Лагерные будни были таковы: Сирена... Подъем... За зданием с воротами находится  широкий Апель­плац (площадь для построения). Здесь утром и вечером во время переклички часами  должны были стоять узники – молодые, старики и даже дети! Многим узникам эти изнурительные  переклички принесли смерть. Однажды они простояли 18 часов подряд на ледяном ветру, голодные,  трясясь в лихорадке, полураздетые. (Слайд 11. Уничтожение трудом”.) Работа по 10–14 часов... Работаешь в каменоломне. Камень хватай быстро и не мелкий, а килограммов 20–30. И бегом наверх. Старайся в середине быть – эсэсовец за смену убивает 7 человек из передних и задних. Снова поверка, на сей раз вечерняя, которая продолжалась, как правило, бесконечно долго...  Короткий сон... Сирена... Подъем... Ведущий 2. (Слайд 12. “Мученики концлагеря”.) Жили в бараках. Типовой барак предполагал размещение 250 узников, но в них помещалось до 1000  человек. (Слайд 13. “Бараки”.) Отопление в бараках отсутствовало. По несколько месяцев заключённые не мылись и не имели  возможности менять бельё. (Слайд 14. “В бараке”.) Организм заключённых систематически истощался из – за голода и недоброкачественной пищи. Рацион на одного человека составлял: – утором: пол литра чёрного хлебного кофе без сахара или настойки из трав; – в обед: литр супа из листовой капусты или иного сорняка, зимой из кормовой моркови или свёклы; – вечером такая же жидкость, что и утром и около 200 граммов хлеба наполовину из древесных  опилок. (Слайд 15. “Узники в нечеловеческих условиях”.) Ведущий 3. Иногда ради развлечения узников заставляли ползти с котелком в зубах, в котелок  набивался песок и есть то, что туда было налито, было невозможно (Слайд 16. “Крематорий”.) Тысячами узники умерщвлялись в газовых камерах и сжигались в печах крематориев. (Слайд  17. “Печи крематория.) Печи не затухали ни днём, ни ночью. В немецких концлагерях за годы войны побывало 18 миллионов  человек разных национальностей. 11 миллионов из них уничтожены. (Слайд 18. “Дети”.) Больше всех пострадал еврейский народ: из 9­ти миллионов было уничтожено 6 млн. человек, в том  числе 1,5 млн. детей, у которых выкачивали кровь для раненых немецких солдат. (Слайд 19. “Люди – подопытные животные”.) Ведущий 4. Бывший узник Бухенвальда Балашевский показал на Нюрнбергском процессе: “В бараке № 50 я видел фотоснимки ожогов фосфором, сделанные в бараке N9 46. Не нужно быть  специалистом, чтобы понять, что пришлось испытать этим людям, когда их тело прожигалось до костей. Через три месяца, когда был закончен этот опыт, все оставшиеся в живых были  ликвидированы...”. (Слайд 20. Погибшие в Бухенвальде.) Данные статистики: (Слайд 21. Статистика.)      в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. человек; в лагере Белжец было убито более 600 тыс. человек; в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. человек. в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. человек. в лагере Освенцим – более 4 млн человек. Шеф гестапо Гиммлер благодарил коменданта Освенцима за то, что тот сумел организовать  истребление 6 тысяч человек в день, имея всего 4 газовые камеры. Учитель: Эти цифры, эти факты не могут не ужасать! Чтобы подобное не повторилось, мы, должны помнить то, что пережили наши деды и прадеды. Ведь и в наше время создаются организации типа “Гитлерюгенд”  в Германии, Прибалтике, на Украине и даже в России. Раздаются награды палачам концлагерей в  Украине Галичина. А это угроза всем нам. (Слайд 22. “Огонь”.) (Звучит “Реквием” Моцарта.) Чтец 1. Помните! Через века, через года, – помните! о тех, кто уже не придёт никогда, помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!.. Вечно достойны! Чтец 2. Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните! Чтец 3. Песню свою отправляя в полёт, – помните! О тех, и то уже никогда не споёт, – помните! Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! Чтец 4. К мерцающим звёздам ведя корабли, о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди земли. Убейте войну, прокляните войну, люди земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придёт никогда, – заклинаю, – помните!

Лагерь смерти

Лагерь смерти

Лагерь смерти

Лагерь смерти

Лагерь смерти

Лагерь смерти

Лагерь смерти

Лагерь смерти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018