ЛЕГЕНДАРНЫЕ ШКОЛЫ И БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА
Цель: знакомство с легендарными школами и библиотеками древности, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.
Задачи:
знакомство с письменностью,школами и древними библиотеками востока и античности
привлечение детей к чтению книг
воспитание бережного отношения и любви к книге
КЛИНОПИСНЫЕ ТАБЛИЧКИ
В III тыс. до н.э. в Месопотамии была изобретена письменность. Первоначально это было рисуночное письмо, постепенно заменённое сложными
геометрическими знаками.
От сложного пиктографического
письма, не позволяющего передать
многозначный смысл того или
иного слова или понятия, вскоре
пришлось отказаться. Один и тот
же знак приобрёл несколько
совершенно различных значений,
каждое из которых надо было
подбирать в зависимости от
контекста.
КЛИНОПИСНЫЕ ТАБЛИЧКИ
Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенных от всяких примесей тростниковыми или деревянными палочками, заточенными таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина.
Затем таблички обжигали и хранили в течение длительного времени. Так пиктография превратилась в клинопись.
В клинописи несколько сот знаков, поэтому школу нужно было посещать много лет. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной
.
ДОМА ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧЕК.
Перевод текста одной из шумерских табличек (школа)
В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?». Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли.Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, много не понимал, не мог прочесть…
Судьба писца мне опостылела,
Судьбу писца я возненавидел
ДОМА ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧЕК.
ШКОЛА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА
БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНИПАЛА
Библиотека Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 635 г. до н. э.) находилась в его дворце в Ниневии. Он был очень начитанным человеком и сохранил на всю жизнь любовь к книгам.
Сохранилось около 30 000 табличек и фрагментов. Это была первая в мире систематически подобранная библиотека, где таблички были разложены в определенном порядке и имелся каталог. Когда таблички попадали
в царскую библиотеку, на них выдавливали штамп – “Дворец Ашшурбанипала, царя вселенной, царя Ассирии” – совсем так, как в наших библиотеках ставят на книгах печать библиотеки.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА
«Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя… иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, он слушает, когда бьют его».
БИБЛИОТЕКА РАМЗЕСА ВТОРОГО
«Аптека для души», « Приют мудрости», « Дом жизни».- так назывались библиотеки древнего Египта. Самой известной библиотекой была библиотека Рамзеса.
Туда вел вход, украшенный золотом. В древней библиотеке было собрано около 20 тыс. книг, написанных на папирусе.
БИБЛИОТЕКА РАМЗЕСА ВТОРОГО
Длина такой книги могла быть несколько десятков метров. Книги-папирусы хранили в ящиках, кувшинах или специальных футлярах, позже – в нишах стен. Писали на свитках религиозные тексты, магические заклинания, книги по медицине и астрономии.В библиотеке занимались даже бальзамированием. «Положи свое сердце у чтения…» (надпись на египетском папирусе из библиотеки Рамзеса II).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.