Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"
Оценка 4.9

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика
4 кл
02.04.2017
Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"
Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны" для 4 класса по программе "Школа 2100" направлен на решение обучающих и воспитательных целей на материале урока, тема которого посвящена Великой победе нашего народа в Великой Отечественной войне, в частности героическому подвигу людей в блокадном Ленинграде.Интегрированный урок по литературному чтению и математике для 4 класса
Интегрированный урок Хлеб войны.docx
Ход урока I.  Организационный момент. ­ Добрый день.   Сегодня у нас необычный урок. Я надеюсь, наша сегодняшняя  работа поможет вам сегодня многое узнать и понять. ­ Ребята! На уроке у нас присутствуют гости – ваши будущие  учителя.  II.  Подведение к теме и цели урока    ­ Ребята, скоро  наша страна будет отмечать одну очень знаменательную  дату. Какую? ­ К  какой исторической эпохе относится это событие? ­ Что вы об этом знаете? (кто развязал, годы войны и т.д) ­ Какое самое страшное испытание в годы войны было для всех людей? (голод)  ­ Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Розы Паранук Нас всех объединяет слово “хлеб”. Не знаю выше, благородней слова Он жизни смысл – всему основа. Роза Паранук ­ Какое главное слово этого эпиграфа? Как говорит об этом слове автор?Что  такое хлеб? Как связан хлеб с Вов? ­Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  ­ Да, ребята, мы будем говорить о русском хлебе ­ национальном достоянии  нашей страны, о культуре отношения к хлебу, о его цене в горькие для страны  события.                  Тема нашего урока: «Хлеб войны»     Отрывок из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества» «Кусочек хлеба» Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась  его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в  пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной  возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна  торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек  подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на  большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у  сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде.  Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других.  Их надо спасать. Хлеба стало больше. Но мать поступает иначе. Она решает  сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что  сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба  насущного. ­ О чем, как вы думаете, может напоминать этот надкусанный  кусочек  хлеба? ­ Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Хлеб  войны. Каким он был? Об этом говорится в литературном произведении   Валео Мн, нашего современника, который живет и творит на уральской земле. ­ Прочитайте его глазами. Определите жанр ­ Послушайте в исполнении Рустама Хлеб войны. Хлеб войны был с лебедой, Пополам с большой бедой, Жизнь ­ была ему цена... Помнит эти дни страна... Хлеб сражался за народ, Хлеб в тылу спасал сирот. Среди стали и свинца Грел ладони и сердца. Живы мы не им одним, Но тепло его храним. ­ Какова главная мысль? Как можно озаглавить?  ­ Какова цена хлеба?  (жизнь).  ­ Что говорится о хлебе? ­ Какой прием использует автор, чтобы показать ценность и значение хлеба  для людей? (олицетворение). Какие слова передают это значение? (глаголы).  Что делает хлеб? ­ Запишите эти глаголы (сражался, спасал, грел). В какой форме  используются данные глаголы?(пр.в.) ­ Какие еще общие признаки есть у этих глаголов?(число, лицо, род) 1. ­ Запишите эти глаголы в форме н.в. и б.в. На что в этих глаголах  обратим  внимание?(безударные окончания) ­Сделайте морфологический разбор первого глагола. (ученик на доске) ­ Второй глагол разберите по составу. ­ Глагол грел поставьте в форме 2 лица ед. числа. Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть  лежит отдельно. ­ Вот он, хлеб, который сражался, спасал и  грел ­ Ребята, как вы думаете, откуда этот кусочек хлеба? (Из блокадного Ленинграда) 2  . Матем. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба  массой в 1 кг? (125 г). Дети подсчитывают, сколько весил кусочек хлеба СЛАЙД 1 1. В дни блокады солдатам выдавали ­ 500 граммов хлеба в сутки.  Рабочим — 250  граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125  граммов. 125 граммов на весь день. Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он  неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется  через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это  пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы,  пекари продолжали печь хлеб.    СЛАЙД 2 ­ Из чего же состоял блокадный хлеб? 125­граммовый кусок хлеба: Пищевая целлюлоза – 10% Хлопковый жмых – 10% Обойная пыль – 10% Вытряски из мешков – 2% Кукурузная мука – 3% Ржаная мука – 65%. Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы  блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой  целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь. СЛАЙД 3            СЛАЙД 4 2. Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые  дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом  оказалась зима 1941­1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены  немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных  было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой  1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога,  названная Дорогой жизни. Слайд Дорога жизни  ­Приближалась зима, навигация заканчивалась. Ладога покрылась льдом и по  ней пошли санные обозы. Матем.  Работа в парах                 СЛАЙД 5 (машина) Продолжите числовой ряд и узнайте, какой день считается днем открытия  Дороги жизни. Математика.                            СЛАЙД 6 22 ноября толщина льда достигла 180 мм и первые автомашины  ГАЗ­АА вышли в  первый рейс по льду озера. 22 ноября, в Кобону за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин. Совершив  трудный рейс, колонна вернулась 23 ноября, доставив 33 т продовольствия. Лед  был настолько хрупким, что грузовик вез лишь несколько мешков  продовольствия. ­ Сколько могла перевести каждая машина? (33000:60=550 кг) СЛАЙД 7, 8 3. Основными задачами Дороги жизни были эвакуация людей из блокадного города и  доставка продуктов и военных грузов в город. На “Дороге жизни”, ведущий в блокадный Ленинград через Ладогу, был поставлен  памятник Полуторке, как главному грузовику, спасшему тысячи людских жизней.  Именно на нем, благодаря его небольшому весу, по льду озера доставлялись грузы в  осажденный город (продукты питания, медикаменты, запчасти и сырье для заводов). Математика (самостоятельная работа)             СЛАЙД 9 (озеро) Расстояние от блокадного Ленинграда до Ладоги – 43 км. Затем от станции  Осиновец до станции Кобона по льду еще 47 км. Скорость движения грузовой  машины на этой дороге– 30 км/ч. Вычислите время, необходимое для доставки  груза. Всего Дорога жизни проработала 152 дня, до апреля 1942 года. СЛАЙД 10 За это время было эвакуировано 554 463 человек Много жизней спасла Дорога  Жизни. Но за 900 дней Блокады погибло от  холода и голода около 800 000 человек  МИНУТА МОЛЧАНИЯ Сценка.    Сестра.  Как холодно! И мама не идёт! Быть может, хлебушка она нам принесёт. Ну, хоть бы крошечку, где отыскать! Голодной страшно мне идти в кровать…     Брат. А разве я есть не хочу? Хочу! Но всё равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть, А главное – фашисты далеко. Да и кому в стране сейчас легко!     Сестра.  А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздником пекла она? Сейчас я съела бы всё одна!    Брат.  Опять ты о еде заговорила! Уж лучше душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны.     Сестра.  А вот и мамины шаги.    Брат (строго).  Не вздумай хныкать перед ней! Дай отдохнуть сначала ей. Учитель  Дорогой жизни шёл к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Ещё не знают на Земле Страшней и радостней дороги. ­ Наша одноклассница Оля Левина расскажет о своей картине Математика работа (в группах)                СЛАЙД 11 Темп перевозок грузов на трассе нарастал с каждым месяцем. Так, было перевезено  продовольствия: за ноябрь ­ декабрь 1941 г. ­   16 484 т, за январь 1942 г. ­  52 924 т, за  февраль ­  86 036 т, за март ­ 118 322 т, за три недели апреля ­   87 234 т за 152 дня.  Сколько продовольствия перевозили каждый день в среднем? Работа с данными Общее количество продовольствия за ноябрь ­ декабрь 1941 г. ­     число дней  переводки Дневная норма  перевозки 16 484 т,  за январь 1942 г. ­     52 924 т,  за февраль ­      86 036 т,  за март ­ 118 322 т,  за 3 недели апреля ­   87 234 т 152 дня ? (16 484 т+52 924 т+86 036 т+118 322 т+87 234 т):152=2375 т ­ Как это мало для большого города. Хлеба по прежнему не хватало ­ Ребята! Нельзя не вспомнить маленькую ленинградку Таню Савичеву, которая  вела дневник. Невозможно без слез смотреть на эти маленькие листочки, где  перечислены все члены ее семьи. Они все умерли. Таня пишет, что она осталась  одна. Ее вывезли через Ладожское озеро. Детей привезли  в посёлок Шатки, Нижегородской области. Преподаватель истории Ирина Николаева  вспоминала: Поезд остановился, однако из двери большого вагона так никто и не вышел. Дети  не могли встать. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя.  Вид детей был страшен ­ кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах.  Из всех  прибывших тогда детей  не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла  1 июля 1944 в возрасте 14­ти с половиной лет от туберкулёза кишечника. ­ Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать  эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из  пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение людей,  которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и  которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об  этом..   111. Подведение итогов урока: ­ Ребята! Я хочу, чтобы вы всегда помнили то, о чем мы с вами говорили на  сегодняшнем уроке  и знали цену хлеба. Люди, пережившие блокаду, никогда не  выбросят крошки хлеба, они знают ­ цена ему жизнь. И если вы видите, что в  столовой кто­то бросается хлебом или пинает кусочек хлеба, случайно упавший на  пол, ногой, остановите человека, который не понимает, что хлеб­это святое.  Объясните, что когда­то такого кусочка хлеба кому­то не хватило. Это стоило  человеку жизни. 4. Относитесь  к хлебу бережно. Помнить о том, что хлеб на нашем столе  появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Тот, кто выращивает  хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других. Помните! Хлеб — это ценность, которая выдержала огромное испытание временем, и  не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Это то, что является  неотъемлемой частью нашей  русской национальной культуры. ­ Я вас попрошу попробовать черный хлеб, эти кусочки весят 125 граммов. Но  состав его, конечно, совсем другой. Я думаю, после того, что вы увидели и  услышали на уроке,  вы по ­ другому почувствуете вкус хлеба и по ­ другому будете к нему относиться. Выше облака пролетай,  Выше неба себя прославь. Но запомни одно и знай: Выше хлеба себя не ставь.                                 (В.Сухомлинский.  Письмо к сыну).  (На блюде черный хлеб, по 125 граммов. Раздается гостям и детям) ­ Возьмите кусочек хлеба в руки. Какие глаголы из начала  урока подходят к данной ситуации? (греет) ­ Пусть хлеб в вашей жизни только согревает, но не  сражается и не спасает вашу жизнь. ­ Что вы узнали на этом уроке? Какие учебные предметы  вам помогли?

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"

Интегрированный урок  (литературное чтение и математика)"Хлеб войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017