Интеллектуальная игра для дошкольников
«ЗНАТОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАММОТНОСТИ»
Форма проведения: станционная игра Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, музыкальный руководитель, возможно участие волонтеров.
Цель и задачи: Цель мероприятия – закрепление знаний по финансовой грамотности дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
§ закрепить понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет;
§ содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения
Методические рекомендации: мероприятие рассчитано на 4 команды детей старшего дошкольного возраста, по 4 человек в каждой команде.
Техническое оснащение.
Мультимедийный проектор; раздаточный материал: игровые деньги номиналом 1000, 500, 100, 50, 10 рублей, маршрутные листы для команд, карточки с профессиями, карта города Профессий, раскраски-копилки, карточки «Что помогает экономить деньги», синие и красные карточки для игры сигнальщик, карточки с этапами производства молока и хлеба, карточки с, 17 монет-кружков, большой круг, разделенный на 6 секторов, карточки с изображением школьного портфеля, карточки со школьными принадлежностями; сопутствующие материалы: презентация, плакаты для украшения зала, магнитная доска, грамоты для награждения команд.
Предварительная работа: команды должны разработать представление и девиз.
Время проведения: 55 минут
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать. Сегодня есть возможность показать свои знания и умения в интеллектуальной игре «Знатоки финансовой грамотности». Давайте для начала с вами познакомимся.
Представление команд (команды говорят название и девиз).
Ведущий: Вот мы и познакомились. Как вы уже догадались, мы сегодня с вами отправимся за покупками. Что нам для этого нужно?
Дети: Деньги В: Верно. А где же мы их можем взять? Откуда они берутся?
Дети: деньги зарабатывают.
В: Точно, какие молодцы. Все знаете. А я знаю, кто нам поможет заработать деньги. К нам в гости пришли наши друзья из страны «Финансовая грамотность».
В: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стациям. За правильные и быстрые ответы вы будите получать игровые деньги. А после отправитесь в магазин, чтобы собрать рюкзак для школы. Ребята, наши друзья будут задавать вопросы, отвечает тот, кто первый поднимет сигнальную карточку. Когда вы услышите сигнал. Это будет означать, что вам пора переходить на следующую станцию.
В: И первым отправляется в путешествие Министр финансов.
Станция № 1 «Труд и профессии». (выводится на экран название станции с названиями улиц)
М.: Здравствуйте друзья! В нашей стране есть Город Профессий. Давайте отправимся по его улочкам и выполним задания. За каждый правильный ответ будите получать по 50 игровых рублей. Задания буду задавать каждой команде по очереди. Если ответ неправильный или ответа нет, то право отгадки переходит другой команде, затем игра продолжается.
М.: Ребята, а для чего нужна профессия? Ответы детей.
М.: А зачем нужен труд? Ответы детей
М.: А чтобы хорошо зарабатывать, что нужно?
Ответы детей
М.: Сейчас мы с вами попали на улицу «Угадайка»
Задание 1. Загадки и пословицы о профессиях.
1. Отгадайте загадки о профессиях.
- Мастер он весьма хороший, Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр. Мебель делает... (столяр)
- Правила движения Знает без сомнения. Вмиг заводит он мотор, На машине мчит... (шофер) -- Темной ночью, ясным днем Он сражается с огнем. В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
- Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
- Кто плывет на корабле К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
- Наяву, а не во сне Он летает в вышине.
Водит в небе самолет. Кто же он, скажи? (Пилот)
М.: Отлично, А пословицы и поговорки о труде и профессиях, вы знаете?
Ответы детей.
(Всякий человек по делу узнается. Всякое дело мастера красит. Всякому молодцу ремесло к лицу)
М.: Молодцы ребята, а теперь мы переходим на улицу «Называйка»
Задание 2. Игра «Назови лишнее слово»
1. Повар - режет, фотографирует, варит, жарит.
М.: Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Повар - режет, варит, жарит, а фотограф - фотографирует.
2. Прачка – стирает, строит, гладит.
М.: Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Прачка – стирает, гладит, а строит - строитель.
3. Врач – лечит, перевязывает, продает, колет.
М.: Какое лишнее слово? Почему?
Ответ: Врач – лечит, перевязывает, колет, а продает – продавец.
М: Инженер-варит, чертит, варит –повар
Ответ: Повар-варит, а инженер – чертит чертежи.
С улицы «Называй - ка», мы перешли на улицу «Забота».
Задание 3. Игра «Добавь словечко»
Ход игры: перед ребятами лежат карточки с профессиями, на одно слово прилагательное они выбирают одну карточки с профессией, карточки не должны повторяться
М.: Представьте ребята, человек какой профессии может быть таким:
· Заботливый (врач)
· Строгий (учитель)
· Веселый (клоун)
· Добрая (воспитательница)
· Вежливая (продавщица)
· Трудолюбивая (портниха)
· Чистоплотная (прачка)
· Смелый (лётчик)
· Добросовестный (строитель)
М.: Замечательно ребята. На этом наше путешествие закончилось. Вам понравилось в стране Профессий? Вы хорошо справились с заданиями. А любой труд вознаграждается, поэтому вы получаете деньги. И помните, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Всего хорошего вам! До свиданья!
В: Ребята все вы молодцы! Путешествуем дальше? И следующая наша станция «Сбережения и накопления». С вами в путешествие отправляется Экономная Белочка. И вы продолжаете зарабатывать деньги.
Станция № 2. «Сбережения и накопления».(выводится на экран название станции)
Задание 1. Игра «Как приблизиться к мечте»
Белочка: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать для того чтобы исполнилась моя мечта. А у вас есть своя мечта?
Ответы детей.
Б.: Хорошо. Для того, чтобы она исполнилась, давайте вспомним как можно сэкономить деньги. Как вы думаете?
Ответы детей.
Б.: Молодцы. Давайте посмотрим на картинки. Расположите, пожалуйста, слева картинки, на которых изображено то, что нам поможет сэкономить деньги, а справа – наоборот. Ребята выкладывают картинки согласно заданию на столе.
Б.: Отлично, вы справились с заданием. А, теперь из этих картинок нужно составить схему «Как приблизиться к своей мечте».
Составление схемы из магнитных картинок на доске.
Б.: Замечательная схема у нас получилась. Правильно, сэкономленные деньги мы можем откладывать в копилку или делать вклад в банке и таким образом накопить денег на свою мечту.
Задание 2. Игра «Добавь словечко»
Б: Скажите, а что такое расчёт расходов и доходов?
Б: Правильно! Бюджет – это расчет доходов и расходов. Следующее задание «Доход-расход»
Я буду называть действие, а вы должны назвать, доход это или расход.
«Доход – расход»
Папа получил зарплату – доход
Брату купили велосипед – расход
Мама выиграла приз – доход
Сестра потеряла кошелек – расход
Заплатили за квартиру – расход
Сын получил стипендию – доход
Купили телевизор – расход
Бабушка продала пирожки – доход
Купили путевку на море – расход
Бабушка получила пенсию – доход
Родители купили продукты питания в супермаркете – расход
Маме выдали премию на работе – доход
Б.: Замечательная схема у нас получилась. Правильно, сэкономленные деньги мы можем откладывать в копилку или делать вклад в банке и таким образом накопить денег на свою мечту. Я дарю вам на память копилки, вы их обязательно раскрасьте.
И вот вам 150 игровых рублей, за то, что вы хорошо потрудились. Желаю вам удачи в ваших накоплениях!
Ведущий: Молодцы! Как вы все хорошо подготовились! Следующее путешествие по станции «Товары и услуги». С вами в путешествие отправляется Сорока-продавец.
Станция № 3 «Товары и услуги». (выводится на экран)
Сорока: Здравствуйте ребята! Вы попали на станцию «Товары и услуги». Я – Сорока-продавец. Сейчас я вам расскажу о том, что такое товары и услуги. Для того, чтобы удовлетворить все ваши и свои потребности, родители покупают разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные. Игрушки, мороженое, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар». Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.
Задание № 1. Сигнальщики.
С.: Вы должны поднять красные карточки, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – синие.
Игрушки – Т.
Парикмахерская – У (стрижка, покраска, маникюр, мытьё головы).
Одежда – Т.
Почта – У (пересылка писем, открыток, телеграмм, разноска журналов, газет).
Кукла – Т. Мастерская – У (ремонт одежды, обуви, замена каблуков, замков).
Книга – Т.
Фломастеры – Т.
С.: Молодцы, вот вам 100 игровых рублей за выполненное задание. Хотите заработать еще? Тогда слушайте следующее задание.
Задание № 2 «По-порядку».
С.: Сейчас вы получите картинки с этапами производства молока (хлеба). Вы должны расположить их по порядку. Детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны расположить картинки по порядку этапов производства хлеба (подготовка почвы к посадке пшеницы (вспашка, посев, уборка урожая, транспортировка зерна, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (телята, коровы пасутся, коровы на ферме доятся, молоко везет молоковоз на завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике).
Задание № 3 «Цена»
С.: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле и почему. кукла в зимней одежде и кукла в простом платье летняя и зимняя обувь машинка простая и на пульте управления печенье в упаковке и россыпью
С.: Все задания выполнили, молодцы, вы заработали еще 50 игровых рублей. Вам пора отправляться в путь, до свидания!
Ведущий: Ребята вы все хорошо(отлично) справились с заданиями Сороки. Следующая наша станция «Семейный бюджет». С вами в путешествие отправляется Учёный кот.
Станция № 4 «Семейный бюджет». (выводится на экран)
Ученый кот: Здравствуйте дорогие ребята» Вот вы и до меня добрались .На этой станции речь пойдет о семейном бюджете.
-Что такое бюджет?
Ответы детей.
У: Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов. Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты. Питание. В секторе – продукты питания - 5 свободных кружков для оплаты. Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе «аквапарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» - 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Игрушки. В секторах «игрушки для мальчиков» и «игрушки для девочек» по 1 свободному кружку для оплаты. Сектор «сюрприз». Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда) После выполнения задания и прослушивания ответов, детям предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую» Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты. В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» дети должны перераспределить семейный бюджет.
У: молодцы. Вы справились с заданием, получите 150 игровых рублей. До новых встреч. Ведущий: Ребята, вы прошли все станции, справились со всеми заданиями. Теперь можно отправляться в магазин. Но сначала я предлагаю вам немного потанцевать.
Музыкальная пауза. (флешмоб)
Ведущий: Поразмялись, теперь пора и в магазин за покупками. Напоминаю, что вам необходимо купить вещи для школы – собрать рюкзак. Но будьте внимательны, в магазинах нас часто подстерегают ловушки, и рядом с нужными вещами часто лежат совсем ненужные. Ваши покупки разместите, пожалуйста, на магнитной доске под названием вашей команды. Команды приобретают товары на заработанные деньги.
Ведущий: Молодцы, давайте проверим, все ли правильно. Все команды справились. Поздравляю вас. Вы показали, что вы финансово грамотные ребята. И пора вручить вам призы. Награждение команд. Слово предоставляю жюри.
В.: Спасибо за участие, до новых встреч!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.