Интеллектуальная игра «Эрудит» для старшеклассников.
Автор: Леонтьева Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вурнарская СОШ №2»
Цели и задачи:
- развитие познавательных способностей, эрудиции, скорости мышления, памяти, внимания;
-способствование развитию интереса к истории России
-формирование умения отбирать и анализировать информацию;
-воспитание уверенности в своих силах, формирование чувства ответственности, способности преодолевать трудности;
- мотивирование потребности в чтении научно-популярной литературы;
- расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся.
- способствование формированию предметных, метапредметных и личностных результатов
Оборудование: презентация на мультимедиа, раздаточный материал.
Описание игры.
1. В игре принимают участие три команды.
2. Участникам предлагаются вопросы из 5 областей: литература, музыка, живопись, история, философия.
В каждом из разделов по 6 вопросов.
3. Команды имеют право выбрать номер вопроса.
4. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если какая-либо из команд затрудняется ответить на поставленный вопрос, право ответа получает другая команда.
5. В каждом разделе имеется вопрос, на который отвечают все команды (письменно).
Ход игры:
I. Оргмомент. Мотивация участников. Знакомство с правилами игры. Слайды 1-4
II. Игра
Философия.
1. Продолжите знаменитую мудрость Сократа:» Я знаю только то, …. (что ничего не знаю)
2. В старину бытовало мнение, что небо покрывает землю. Однажды древнекитайскому философу Цзэн-Цзы, любимому ученику Конфуция, задали вопрос: «Правда ли, что небо круглое, а земля квадратная?» Что на это ответил мудрец?
Подсказка — слайд 5
Ответ: Если бы это было так, то четыре угла земли не были бы прикрыты небом.
3. Всем известен афоризм: «Не хлебом единым жив человек… . А кто автор этих слов?
Ответ: Полностью это изречение звучит так: «Не хлебом единым жив человек, но словом Божиим», - и принадлежит оно Иисусу Христу.
4. У древнегреческого философа Плутарха есть изречение: «Надежда есть и у тех, у кого ничего больше нет» Приведите более известный зквивалент этой мудрости.
Ответ: Надежда умирает последней.
5. Общий вопрос. По мнению древнегреческого философа Карнеада, дети царей всему учатся шутя и все равно слывут первыми. И только верховой езде они учатся по-настоящему. Почему? Что на тот вопрос ответил Карнеад? Слайд 6
На этом этапе отвечают все команды, которые получают раздаточный материал (письменно)
Ответ: Во всех других упражнениях им все уступают, чтобы они могли быть первыми, а конь, не будучи придворным льстецом, сбросит с себя царского сына так же просто, как сына какого-нибудь грузчика. Слайд 7.
(Балл засчитывается за ответ, наиболее приближенный к оригиналу)
6. Продолжите афоризм испанского философа Бальтасара: «Не тот глуп, кто глупость совершил, а тот… (кто её повторил)
История.
1. Огромный вклад в историю России внес царь Петр Алексеевич, более известный как Петр Первый или Петр Великий. А Какая у него была фамилия?
Ответ: Он из рода Романовых).
2.О каком событии русской истории пишет поэт Николай Старшинов?
Позади у воинов Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Ответ: 1380 г. – Куликовская битва
3. «Идите и скажите всем в чужих
краях, что Русь жива.
Пусть без страха жалуют к нам гости…
Но если кто с мечом к нам войдёт — от меча и
погибнет.
На том стоит и стоять будет русская земля».
Кому из русских полководцев приписываются эти слова?
Ответ: Александру Невскому.
4. Какому
историческому событию посвящена картина В.И.Сурикова? Слайд 8.
Ответ: На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова 1799 г. - переход через перевал Паникс.
5. О каком сражении идёт речь в отрывке из поэмы Пушкина?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Ответ: Полтавская битва.
6. Общий вопрос. На этом этапе отвечают все команды, которые получают раздаточный материал (письменно). Командам предлагается исправить ошибки в предложении. (за каждый правильный ответ 1 балл)
«Крестьянин Пётр Ковалёв нажарил картошки на подсолнечном масле и съел её с помидорами». Сколько исторических ошибок в этой фразе, если дело происходило в 9 веке? Слайд 9.
Ответ: В 9 веке на Руси не было слова "крестьянин": оно произошло от слова "христианин" только в 14 веке. Не было имени "Петр": оно появилось после крещения Руси в 10 веке. Фамилий не было - но слово "Ковалев" могло быть отчеством, от прозвища "Коваль" (кузнец). Картофель в России появился в середине 18 века. Помидоры вошли в русский обиход в конце 18 века. Жарить что-либо на сковороде в печи в 9 веке славяне также не умели: пищу пекли в углях очага, либо обжаривали на вертеле над очагом. Слайд 10.
Литература.
1. Назовите литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса? (Марк Твен, годы жизни — 1835-1910)
2. Общий вопрос. На этом этапе отвечают все команды, которые получают раздаточный материал (письменно)
Перед вами акростих известного поэта. Кому он посвящен? Слайд 11.
Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.
Алой крови
робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в
мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Ответ: Анна Ахматова. Слайд 12
3. Бывало, он еще в
постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Как зовут «проказника»?
Ответ: Евгений Онегин.
4. Назовите трех знаменитых русских писателей, у которых одинаковая фамилия.
Ответ: Алексей Константинович Толстой, Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.
5. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Какое произведение заканчивается этими словами. Кто его автор?
Ответ: Н.В.Гоголь. «Мертвые души»
6. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». Герой какого знаменитого произведения Гёте произнес эти слова? Ответ: Фауст
Музыка.
1. Кому принадлежат слова
«Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ:
Никколо Паганини
2. Отгадайте шараду:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак.
А все слово целиком — название
музыкального инструмента.
Ответ:
балалайка
3. Общий вопрос. «Танцы». Определите национальность танца. На этом этапе отвечают все команды, которые получают раздаточный материал (письменно). Баллы начисляются по количеству правильных ответов. Слайд 13
1) Вальс
2) Гопак
3) Полька
4) Чардош
5) Лезгинка
6) Мазурка
7) Сарабанда
8) Лявониха
9) Молдавеняска
10) Хоровод
а) русский
б) польский
в) чешский
г) украинский
д) австрийский
е) кавказский
ж) молдавский
з) венгерский
и) испанский
к) белорусский
Ответы: 1 – д; 2 – г; 3 – в; 4 – з; 5 – е; 6 - б; 7 – и; 8 – к; 9 – ж; 10 – а. Слайд 14
4. Гроздья какого растения воспеваются в широко известном романсе?
Ответ — озвучивается отрывок из романса «Белой акации гроздья душистые»
5. В прощальном письме княгине Вере Николаевне Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», просит вспоминать его под музыку своего любимого композитора. Назовите композитора.
Ответ: Бетховен (соната № 2 op.2 | часть 2 | Largo appassionato |)
6. Кто стал основателем первой российской консерватории?
Ответ: Выдающийся музыкант и пианист Антон Григорьевич Рубинштейн.
Дополнительный вопрос: В каком рождественском рассказе Куприна встреча с Рубинштейном стала судьбоносной в жизни главного героя?
Ответ: рассказ «Тапер»
Живопись.
1. Как называется произведение искусства из трех картин, объединенных общей идеей или темой? (Триптих)
2. Назовите фамилии трех графиков и живописцев, имевших общий псевдоним «Кукрыниксы». (Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович)
3. Перед вами известная картина, изображающая лицейский экзамен. Кто автор этой картины? Слайд 15
Ответ: И.Е. Репин
Дополнительный вопрос: какой знаменитый поэт так внимательно слушает Пушкина?
Ответ: Гавриил Романович Державин
4. Общий вопрос. Как называется художник, который пишет:
➣ Животных.
➣ Море.
➣ Сцены боев.
➣ Природу.
➣ Людей.
Слайд 16
Ответ: Анималист. Маринист. Баталист. Пейзажист. Портретист Слайд 17
5. Перед вами иллюстрации к произведениям известных писателей. Кто автор этих иллюстраций? Слайды 18-21
Ответ: Михаил Врубель.
Дополнительный вопрос: к произведениям каких писателей эти иллюстрации?
Ответ: Пушкин. Лермонтов.
6. Французские школьники говорят так : «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А как говорят русские школьники?
Ответ: Каждый охотник желает знать , где сидит фазан.
III. Подведение итогов. Слайд 22.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.