Методическая разработка
Тема: Интеллектуальная игра «Молодежь - за здоровый образ жизни»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одна из задач, которую ставит перед собой педагог, – формирование у обучающихся нравственных и духовных ценностей, приобщение к здоровому образу жизни. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов». В разработке представлена интеллектуальная игра по теме «Молодежь – за здоровый образ жизни».
Актуальность этой темы заключается в том, что обучающиеся должны стремиться избавиться от пагубных привычек и пристрастий, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Ведь недаром гласит народная пословица «В здоровом теле – здоровый дух». Без душевного благополучия невозможно здоровье человека.
В качестве формы мероприятия избрана интеллектуальная игра, так как именно игра даёт возможность обучающимся продемонстрировать приобретённые знания, умения, навыки, проявить интеллектуальные способности. Игра способствует формированию умения работать в команде, развивать коммуникативные способности. Интеллектуальная игра является одной из эффективных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу обучающихся.
Цель игры - формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у обучающихся. Методическая разработка может быть использована как внеклассное мероприятие для обучающихся колледжа.
Разработано в ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» Борисовой Людмилой Николаевной , воспитателем высшей квалификационной категории и Посайдо Натальей Валерьевной, воспитателем первой квалификационной категории.
ВВЕДЕНИЕ
Внеурочное занятие посвящено теме здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.
Цель: формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у обучающихся.
Задачи:
1. формирование мотивации к здоровому образу жизни, сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний;
2. систематизация и обобщение знаний, обучающихся о здоровом образе жизни;
3. формирование активной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты
- расширить знания о здоровом образе жизни.
- формирование навыков организаторской деятельности;
- психологический комфорт и социальная защищенность каждого обучающегося; ориентирование в различных жизненных ситуациях.
- уметь анализировать знания, полученные в ходе выдачи информации;
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
- объединить эмоциональные и рациональные виды познавательной деятельности;
-использовать знания, полученные в ходе игры, в различных жизненных ситуациях.
Количественные:
- высокая активность и заинтересованность детей при проведении групповой работы: викторины, конкурсы;
-участие обучающихся при проведении групповой работы: игр «Веселая эстафета» для снятия напряжения, «Рекламный ролик» с использованием стихов, песен, плакатов и т.д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Интеллектуальная игра «Молодежь - за здоровый образ жизни»
Ведущий: Наша сегодняшняя игра направлена на профилактику вредных привычек и на создание позитивных эмоций, способствующих поднятию духа и сплочению команд. Ещё раз поприветствуем участников игры, гостей, уважаемых членов жюри. Итак, мы начинаем креативно – интеллектуально - развлекательную программу «Молодежь - за здоровый образ жизни».
Ведущий: Чтобы начать игру вам, дорогие участники, необходимо стать командой. Для этого нужно придумать название и девиз команды, соответствующие нашей теме, выбрать капитана.
Поприветствуем участников игры и пожелаем им море энергии, азарта, смекалки и рассудительности.
Ведущий: Поприветствуем членов жюри.
Ведущий: Поприветствуем членов жюри:
Явкина Виктория Николаевна-старший воспитатель, Посайдо Наталья Валерьевна- воспитатель общежития,
Бородина Ирина Михайловна-комендант общежития.
Конкурс 1.На воздушных шарах нужно написать название своей команды и нарисовать эмблему.
Конкурс 2. «Ромашка».
Ведущий: Быть здоровым — естественное желание человека. Один мудрец сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
ЗОЖ - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, это основа профилактики заболеваний. Давайте сейчас вместе с вами определим составляющие элементы ЗОЖ.
(Команды получают по «ромашке», в серединке которой аббревиатура «ЗОЖ»)
Ведущий: На лепестках ромашки напишите составляющие, по вашему мнению, части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ.
Ведущий подводит итоги.
Итак, здоровый образ жизни составляют:
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств);
оптимальный двигательный режим;
закаливание;
рациональное питание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Конкурс 3. Интеллектуальная разминка
1 задание. Это игра в слова. Командам предлагается разгадать анаграммы (слово, образованное перестановкой букв).
Анаграммы для команд:
РЕКУЕНИ (курение)
ГОЗИЛАКОЛМ (алкоголизм)
ГАРИСЕТА(сигарета)
ИМЯНАКРОНА (наркомания)
2 задание. Собрать из предложенных букв пословицу.
Раздать буквы – выложить пословицу – «В здоровом теле – здоровый дух!
Ведущий: А сейчас мы проверим капитанов на силу духа. Ведь как мы только что определили «В здоровом теле – здоровый дух!» У кого быстрее надуется и лопнет воздушный шарик.
Конкурс4. «Закончи пословицу».
Ведущий: Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
Это конкурс пословиц о здоровье. «Хорошая пословица поднимет любого молодца». Сейчас я буду начинать пословицу, а вы должны её закончить.
Пословицы:
Двигайся больше — проживёшь (дольше).
Чисто жить — здоровым (быть).
Кто аккуратен — тот людям (приятен).
Зелень на столе — здоровье на (сто лет).
Кто рано встаёт — тому (Бог даёт).
Не пеняй на соседа, когда спишь (до обеда).
Слабеет тело без (дела).
Без дела жить — только небо (коптить).
Хлеб на ноги ставит, а вино (валит).
Кто курит табак, тот сам себе (враг).
Табак здоровье разрушает и ума (не прибавляет).
Курильщик — сам себе (могильщик).
Если хочешь долго жить — (брось курить).
Кто спортом занимается — тот силы (набирается).
Здоровье сгубишь — новое (не купишь).
Береги платье снову, а здоровье (смолоду).
Итоговая оценка в этом конкурсе осуществляется по наибольшему количеству набранных баллов за правильные ответы.
Конкурс 5. «О вредных привычках»
Что объединяет алкоголизм, наркоманию и игроманию? (Зависимость.)
С какого возраста в нашей стране разрешена продажа сигарет и алкогольных напитков? (С 18 лет.)
Из каких источников можно получить информацию о ВИЧ-инфекции? (Кино, телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры, информация медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранительных органов.)
Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД. (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.)
Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. (Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком.)
Наркомания - это вредная привычка, преступление или болезнь? (Болезнь.)
Что такое психоактивные вещества? (Это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства и др.)
Что такое алкоголь? (Это любой напиток, содержащий токсическое вещество - этанол. В умеренных и больших дозах угнетает деятельность организма. Особенно опасно употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами.)
Что такое наркотики? (Наркотики - химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния. Их применение приводит к зависимости.)
На что влияет курение? (Курение влияет: 1) на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту; 2) на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких; 3) на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.)
Почему алкогольной, наркотической зависимости наиболее подвержены подростки? (Подростковый возраст является переходным, психика подростка очень неустойчива, поэтому в наибольшей степени подвержена влиянию извне.)
В каких отечественных фильмах поднимаются проблемы наркомании, токсикомании, алкоголизма? ("Игла", "Брат", "Самогонщики", "Пес Барбос и необычный кросс", "Особенности национальной охоты", "Особенности национальной рыбалки", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Афоня", "Карнавальная ночь", "День выборов", "День радио" и другие.
Итоговая оценка в этом конкурсе осуществляется по наибольшему количеству набранных баллов за правильные ответы.
Конкурс 6. «Весёлая эстафета»
Проводятся веселые конкурсы, с целью поднятия настроения, снятия усталости, как пример проведения досуга. Одному участнику каждой команды выдается апельсин, кто быстрее очистит и съест его- тот победил.
Максимальная оценка за конкурс - 2 балла.
Конкурс7. «Рекламный ролик»
Командам за 5 минут необходимо подготовить агитационное выступление по теме: «Мы за ЗОЖ», используя стихи, песни, плакаты. Плакаты предоставляются заранее, стихи и песни вспоминаем или придумываем сами.
В завершении игры подводятся итоги. Члены команды, набравшие наибольшее количество баллов, получают сладкие призы.
Ведущий: Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. Может кто-то уже думает о будущей специальности. И, конечно, как любой современный человек, вы уделяете внимание спорту, стараетесь хорошо выглядеть - аккуратно и модно.
Вы сейчас находитесь на очень важном жизненном рубеже. Недалёк тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить её должно во всеоружии, хорошо подготовленными и физически и морально.
Так не позволяйте вредным привычкам портить вам жизнь. Позаботьтесь о себе и о других.
Давайте уже сейчас задумаемся, ведь жить здоровым, бодрым и весёлым гораздо лучше.
Выбирайте здоровый образ жизни!
Помните: ваше здоровье - в ваших руках!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данное мероприятие посвящено расширению знаний о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек обучающихся.
Сознательному отказу от вредных привычек и зависимостей, способствующих развитию различных соматических и психических заболеваний. Игра способствует формированию умения работать в команде, развивать коммуникативные способности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранов, А. А. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А. А. Баранов, В.Р. Кучма, И. В. Звездина. - М.: Литтерра, 2007. - 216 с.. (Шифр ОНМБ 613.84-053.2 Б-24)
2. Кодекс здоровья и долголетия. Молодой и средний возраст. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 47 с. - (Национальный проект «Здоровье»). (Шифр 613.97 К-57)
3. Конкурс проектов, направленных на профилактику наркомании в Кемеровской области / В. Н. Дзюба, И. А. Крым, В. В. Манагаров, О. В. Федорова; под ред. И. Н. Рондик. - Радуга, 2004. - 92 с. (Шифр 616.89-008.441.33 К-645)
4. Лозовой, В. В. Профилактика наркомании: школа, семья: учебное пособие / В. В. Лозовой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 167 с. (Шифр 616.89-008.441.33 Л-72)
5. Правильный выбор: программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / сост. С. М. Чечельницкая и др. - М., 2005. - 111 с. (Шифр 613.1/9 П-68)
6. Сборник методических материалов по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях / Е.И. Алаторцева [и др.]; под ред. Е.В. Белоноговой, О.П. Ткаченко; Обл. психолого-валеологический центр. - Радуга, 2004. - 136 с. (Шифр 616.89-088.441.33 С-232)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица оценивания результатов
1 игра
№п/п |
1 команда |
2 команда |
1 |
|
|
2 игра
№п/п |
1 команда |
2 команда |
1 |
|
|
3 игра- интеллектуальная разминка
№п/п |
1 команда |
2 команда |
1 |
|
|
2 |
|
|
4 игра
№п/п |
1 команда |
2 команда |
1 |
|
|
5 игра
№п/п |
1 команда |
2 команда |
1 |
|
|
6 игра- «Весёлая эстафета»
№п/п |
1 команда |
2 команда |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.