Интеллектуальная игра по информатике «Мир компьютерных технологий»

  • doc
  • 28.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 36. Интеллектуальная игра по информатике «Мир компьютерных технологий».doc

Название работы: Интеллектуальная игра по информатике «Мир компьютерных технологий»

 

Предмет преподавания: Информатика

 

 

Замысел интеллектуальной игры:

Интеллектуальная компьютерная игра «Мир компьютерных технологий» направлена на расширение кругозора знаний в области информатики, на выявление одарённых и талантливых детей, развитие познавательной активности учащихся, привитие навыков коллективного участия в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх.

 

Участники:

В игре принимают участие обучающиеся 7 – 8 классов образовательных учреждений города и объединений дополнительного образования, игра проводится между командами из 5 человек.

 

Оформление зала и кабинетов:

На центральной стене зала находится надпись «Мир компьютерных технологий», под надписью – плакаты с изображением основных блоков компьютера и периферийных устройств. У противоположной стены полукругом стоят стулья для участников игры. У центральной стены стоит стол, накрытый сукном, на нём лежат маршрутные листы для команд.

Игра проводится как путешествие по станциям Мира компьютерных технологий, станции находятся в отдельных кабинетах, на каждом кабинете вывеска с названием станции.

 

Суть игры:

Игра проводится в один тур, в ней принимают участие команды по 5 человек. Всех участников необходимо заранее познакомить с условиями игры.

Суть игры заключается в том, что ребята путешествуют по станциям Мира компьютерных технологий. На каждой станции выполняют определённое задание и получают баллы за его выполнение, баллы заносятся в маршрутные листы. В маршрутных листах указан порядок посещения станций, у каждой команды свой (Приложение 1). По количеству набранных баллов определяются победители игры.

Количество станций определяется количеством команд, участвующих в игре и подавших заявки за 5 дней до проведения игры. Выполнение задания на каждой станции ограничено временем – 10 минут.

 

Ход игры:

Ведущий: - Добрый вечер, дорогие друзья, наши уважаемые участники игры, зрители, гости сегодняшнего вечера. Добро пожаловать на нашу игру, где вы можете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.

 Интеллектуальная игра «Мир компьютерных технологий» проводится как этап городского конкурса компьютерных технологий. Победители игры получат грамоты комитета образования.

Внедрение компьютерных техники во все сферы жизнедеятельности человека послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины – информатики. Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Важнейшей задачей изучения информатики является развитие информационной культуры. Уровень информационной культуры молодого поколения наряду с общей культурой становится необходимой характеристикой грамотного и полноценного члена информационного общества.

Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, и уметь целенаправленно использовать его для решения стоящих перед нами задач.

Сегодня вы покажете нам как умеете на практике применять знания и умения, приобретённые на уроках информатики по освоению информационных технологий.

В игре принимают участие следующие команды … - ведущий представляет команды и их капитанов. После представления команд капитаны команд выходят к столу и берут маршрутные листы. Затем ведущий объясняет суть игры, называет номера кабинетов и название станций, представляет педагогов, которые являются консультантами на каждой станции. Объявляется временный регламент для посещения станции и выполнения предложенного задания – 10 минут.

Ведущий представляет жюри из педагогов школ, которые пришли со своими командами.

Итак, каждой команде известен порядок посещения станций, игра начинается. Команды расходятся по станциям.

 

Задания по станциям и критерии их оценки.

 

Станция «Редактор Word». Учащиеся садятся за компьютеры, им раздаются карточки с текстом, который необходимо набрать (Приложение 2). Количество баллов определяется количеством учащихся, которые полностью набрали текст и отформатировали его. Баллы, заработанные командой вносятся в маршрутный лист.

 

Станция «Редактор Paint». На Рабочем столе компьютера находится документ Дом.bmp. Задание: открыть документ через программу Paint, из частей, находящихся в документе, собрать дом (Приложение 3). Кто правильно выполнит задание – 1 балл. Если учащиеся нарисуют дополнительные элементы по оформлению дома, то получают балл за каждый сложный элемент. В маршрутный лист записывается общее количество баллов, заработанное командой.

 

Станция «Вопрос - ответ». Каждому участнику команды выдаётся карточка с таблицей, первый столбик – вопросы, второй – ответы (Приложение 4). Задание: необходимо каждому вопросу найти соответствующий ответ. Количество баллов определяется по количеству правильно заполненных карточек.

 

Станция «Буквенный лабиринт». Материал по этому заданию выдаётся один на всю команду (Приложение 5). Задание: сначала необходимо ответить на вопросы к «Буквенному лабиринту», а затем найти это слово в лабиринте. При выполнении данного задания очень важна сплочённость в группе, взаимопонимание. Количество баллов – число угаданных и найденных в лабиринте слов.

 

Станция «Тест - опросник». Каждому участнику команды выдаётся карточка с вопросами,  к вопросам предлагаются три предполагаемых ответа (Приложение 6).  Выбранные варианты правильных ответов участники игры заносят на карточку перфокарту (закрашивают кружок с номером правильного ответа). На карточке – перфокарте два столбика кружков. По окончании работы педагог показывает карточку – образец, по которой ребята определяют правильность выполнения задания. Максимальное количество баллов – 2, за каждый правильно заполненный столбик. В маршрутный лист записывается общее количество баллов, заработанное командой.

 

Станция «Кроссворд». На команду выдаётся листок с кроссвордом (Приложение 7), который необходимо разгадать. Количество баллов по количеству разгаданных слов.

 

Когда команда закончит путешествие по всем станциям, указанным в маршрутном листе, она возвращается в актовый зал. По мере поступления маршрутных листов члены жюри подсчитывают баллы каждой команды и вносят результаты в протокол проведения игры. Победители игры награждаются Грамотами, остальным участникам игры вручаются Благодарственные письма за участие. Под звуки музыки команды фотографируются и обмениваются мнениями между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Приложение 1

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ШКОЛА № _____

№ п/п

№ кабинета

Название станции

Количество баллов

1.

 

Редактор Paint

 

2.

 

Вопрос – ответ

 

3.

 

Тест – опросник

 

4.

 

Буквенный лабиринт

 

5.

 

Кроссворд

 

6.

 

Редактор Word

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Компьютерный вирус – это маленькая программа, которая умеет «прятаться» внутри других программ или на жёстком диске и дискете.

Компьютерный вирус очень хитрая программа. Сперва он работает скрытно, повсюду внедряется, заражает всё что может, а уж потом даёт о себе знать.

Вирус чаще всего заражает файлы программ или игр и запускается вместе с ними, перехватывая у них управление.

Вирус мешает работать операционной системе, уничтожает файлы и папки, а иногда полностью разрушает информацию на диске.

Самые же злобные вирусы способны даже вывести из строя аппаратуру компьютера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

ТЕСТ «ВОПРОС - ОТВЕТ»

 

Вопрос:

Ответ:

1.     В каком режиме отображения документов можно видеть вертикальную и горизонтальную линейки?

1.     Меню Файл – Параметры страницы

2.     Через какое меню можно задать расстановку переносов?

2.     Клавиша Shift + левая кнопка мыши

3.     Приведите примеры панели инструментов.

3.     Разметка страницы

4.     Возможные операции с фрагментом текста.

4.     Полосы прокрутки

5.     Особая память для хранения фрагментов при копировании.

5.     Копировать, вставить, вырезать

6.     Продвижение по тексту документа.

6.     Сервис - язык

7.     Рисование правильных фигур.

7.     Стандартная, форматирования

8.     Выбрать размер бумаги и ориентацию листа.

8.     Буфер обмена

 

Ответы: 1 – 3; 2 – 6; 3 – 7; 4 – 5;5 – 8; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1.

 

Приложение 5

Вопросы к «Буквенному лабиринту»:

 

1.     Глобальная компьютерная сеть _________________.

2.     Процесс считывания информации с диска в оперативную память компьютера ____________________.

3.     Последовательность символов, предназначенная для обозначения типа файла ______________________.

4.     Устройство, предназначенное для вывода текстовой и графической информации на бумагу ______________.

5.     Название первой модели жёсткого диска __________________.

6.     Программа, предназначенная для «сжатия» файла или группы файлов _________________.

7.     Хранитель экрана __________________.

8.     Вертикальная мигающая чёрточка на экране монитора, которая указывает место появления следующего символа на экране при вводе текста ________________.

9.     программа, которая служит для создания и редактирования текста или графического изображения _________________.

10. Программа, в которой учащиеся работают, испытывая большое удовольствие ___________.

11. Устройство, предназначенное для ввода пользователем информации в компьютер ________________.

12. Человек, который работает на компьютере _______________________.

13. Главное управляющее устройство компьютера, предназначенное для выполнения элементарных математических и логических операций ____________________.

14. Компьютерный «микроб», который заставляет компьютер болеть _______________.

15. процесс разбиения диска на сектора и дорожки ________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ

         Кккк      К

У

А

С

К

Л

А

И

О

Р

Н

Е

С

Р

И

В

А

И

В

Н

Т

Е

О

Т

О

Р

К

И

Т

У

Р

С

К

А

Н

Е

Р

П

З

Н

Ч

Е

А

Х

И

В

А

Р

И

Н

А

С

Т

С

З

Р

К

А

Т

У

П

Т

Р

В

А

Т

А

А

З

В

О

Р

Р

Е

О

К

Р

Е

Г

Р

У

И

Р

У

О

Р

С

А

Н

И

Е

Р

Ф

А

Й

С

Ц

Е

С

М

Е

Р

И

А

Р

Й

Е

Р

И

Г

А

Т

И

Р

Ш

С

О

Л

Д

П

А

Р

М

А

В

О

Т

А

Т

К

А

О

Ф

О

Р

Н

Ь

Л

Е

В

О

З

Ь

Л

П

З

У

И

Е

Д

И

С

К

Е

Т

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

ТЕСТ – ОПРОСНИК

 

1.     Как обозначается жёсткий диск (винчестер)?

1)    С:;

2)    D:;

3)    А:.

 

2.     Что такое форматирование?

1)    процесс изготовления винчестера;

2)    процесс подготовки магнитных дисков;

3)    процесс изготовления дискет.

 

3.     Сколько данных можно записать на дискету?

1)    1,44 Кб;

2)    14,4 Кб;

3)    1,44 Мб.

 

4.     Что нужно сделать перед выключением компьютера?

1)    выполнить команду Перезагрузить компьютер;

2)    выполнить команду Завершение работы;

3)    выполнить команду Завершение сеанса.

 

5.     Минимальная единица измерения информации?

1)    бит;

2)    байт;

3)    1000 байт.

 

6.     Один байт состоит из … битов.

1)    16 битов;

2)    8 битов;

3)    4 бита.

 

7.     На жёстком диске информация записывается …

1)    пером;

2)    процессом форматирования дисков;

3)    намагничиванием.

 

8.     Какое устройство не относится к компьютерам?

1)    ноутбук;

2)    магнитофон;

3)    игровая приставка.

 

9.     Какое устройство в системном блоке предназначено для обработки информации?

1)    процессор;

2)    материнская плата;

3)    дисковод.

 

10. Какое устройство служит для длительного хранения информации?

1)    оперативная память;

2)    жёсткий диск;

3)    дискета.

 

 

 

11. Что такое бит?

1)    бит – это число 1;

2)    бит – это число 0;

3)    бит – это двоичный разряд, принимающий значение 0 или 1.

 

12. Из каких частей состоит компьютер?

1)    монитор, клавиатура, принтер;

2)    монитор, клавиатура, системный блок;

3)    мышь, монитор, принтер.

 

13. Назначение монитора.

1)    отображение информации;

2)    ввод информации в компьютер;

3)    обработка информации.

 

14. Назначение клавиатуры.

1)    обработка информации;

2)    ввод информации в компьютер;

3)    вывод информации на печать.

 

15. Для чего предназначен сканер?

1)    для вывода информации на печать;

2)    для вывода информации на экран;

3)    для ввода графической информации с бумаги в компьютер.

 

16. Назначение модема.

1)    ввод информации с листа бумаги в компьютер;

2)    передача информации между компьютерами по телефонной сети;

3)    печать информации, хранящейся в компьютере.

 

17. Что такое файл?

1)    файл – это единица хранения информации;

2)    файл – это единица обработки информации;

3)    файл – это единица представления информации.

 

18. Какое расширение имеет текстовый файл?

1)    .zip;

2)    .doc;

3)    .bmp.

 

19. Что в переводе с английского означает слово Windows?

1)    оборудование Microsoft;

2)    программы Microsoft;

3)    окна Microsoft.

 

20. Какая программа из названных относится к операционной системе?

1)    Microsoft Word;

2)    Windows;

3)    Norton Commander.

 

 

 

 

Карточка для учащихся:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка – образец:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

КРОССВОРД

 

По горизонтали:

1.     Основное устройство ввода информации. (Клавиатура)

2.     «Мозг» машины. (Процессор)

3.     Устройство вывода информации. (Монитор)

4.     Устройство хранения программ и данных. (Память)

5.     Персональные компьютеры предназначены для работы одного человека. Кто он? (Пользователь)

6.     Гибкий магнитный диск, предназначенный для временного хранения информации. (Дискета).

7.     Особый тип файла, содержащий информацию, создаваемую и обрабатываемую пользователем с помощью программ (текст, рисунок и т.д.). (Документ)

8.     Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки. (Принтер)

 

По вертикали:

1.     Основной инструмент сбора, хранения и обработки информации. (Компьютер)

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8