Интеллектуальная игра « Птичий остров »
Оценка 4.6

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
экология
7 кл
24.06.2017
Интеллектуальная игра « Птичий  остров »
Интеллектуальная игра проводится по типу телевикторины «Счастливый случай»и предназначена для учащихся 7-8 классов. Это экологическое мероприятие можно провести весной, когда в школе отмечается День птиц. Игра направлена на формирование у подростков гуманного отношения к природе, птицам, как представителям фауны России.
ПолетаеваОЮ Птичий остров.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 100 Кировского района Волгограда» Интеллектуальная игра « Птичий  остров »                                                                                                  Разработана                                                                       Полетаевой О.Ю.,                                                                     учителем биологии 2017г.                                               Интеллектуальная игра « Птичий остров»                                      ( для обучающихся 7 – 8 классов).        Цель игры: Систематизировать знания о строении, особенностях  жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их  в жизни человека; воспитывать гуманное отношение к природе, продолжить  работу по формированию основ экологических знаний.      Оформление: ­ стихотворные фрагменты, пословицы, поговорки и загадки о птицах; ­ фотографии птиц, в том числе данной местности; ­ репродукции картин известных художников или рисунки учащихся; ­ плакаты «Редкие и исчезающие птицы»; ­ музыкальные произведения о птицах, записи с пением птиц.     Организация игры: Игра проводится по типу телевикторины «Счастливый случай». Это  мероприятие можно провести весной, когда в школе отмечается День птиц. В игре участвуют две команды по 5­6 человек. Каждая из команд  придумывает название, девиз и эмблему. Жюри может состоять из трёх  человек (преподавателей или старшеклассников). Перед началом второго  гейма ведущий проводит розыгрыш права первого хода и объясняет правила  интеллектуальной игры.                                           Ход игры:                 ( Звучит трель соловья в весеннем лесу) Ведущий. « В лесу всё темнее. Деревья сливаются в большие темнеющие  массы. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё  посвистывают… Вот и они умолкли. Ещё раз прозвенел над вами звонкий  голос пеночки; где­то печально прокричала иволга, соловей щёлкнул в первый раз. Сердце ваше томится ожиданием…» ( Иван Тургенев)      Какие замечательные строки! Но могли бы мы насладиться, в полной мере,  красотой леса, луга или степи без пения самых разных птиц? Какой была бы  жизнь человека и планеты без представителей этого дивного класса  животных?  Именно птицам посвящена наша интеллектуальная игра «Птичий  остров». В ходе этой игры вы продемонстрируете не только глубину своих  биологических знаний, но и смекалку и сообразительность. ( Далее ведущий представляет жюри и команды)                                       Гейм первый.  «Знакомство» ( Команды произносят своё название, девиз и защищают свою эмблему). Ведущий. Перед началом следующего гейма, мы разыграем право первого  хода с помощью следующей загадки: Ах, чистюля! Ах, кокетка! Аккуратней птицы нет! На груди всегда салфетка –                           И на завтрак, и в обед.             ( Сорока) Гейм второй.  « Круг знаний» ( Каждой команде, ведущий задаёт по 5 вопросов для выявления круга знаний о строении и особенностях жизнедеятельности птиц. За каждый правильный ответ – 1 балл.) 1. У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости, но о птицах говорят, что у них зубы в желудке. Почему? (Действительно, у птиц во рту ,зубов нет. Пища измельчается мускульным отделом желудка путём трения о его роговые стенки и камешки, которые заглатывают птицы. Такой способ измельчения пищи особенно важен для зерноядных птиц.) 2. Почему появилось выражение: вышел сухим, как гусь из воды? (Гусь выходит сухим из воды, так как его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы.) 3. Сколько кругов кровообращения у птиц? ( Два: большой и малый – лёгочный) 4. Какие мышцы особенно развиты у птиц? (Большие грудные мышцы. У летающих птиц они весят столько же, сколько все остальные мышцы тела.) 5. Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми?  (Воробьи, щеглы и др.) 6.Каким образом сибирская кедровка способствует расширению кедровых лесов? ( Кедровка прячет кедровые орешки в землю, а потом они прорастают.) 7. Существует ли птичье молоко? У каких птиц? ( Птичье «молоко» есть у голубей и пингвинов. Если самка этих птиц задержалась, а птенец требует пищу, то особые железы самца начинают перерабатывать жир в питательную массу, её­ то он и отрыгивает в открытый рот птенца.)   8. Дышит ли птенец в яйце? ( Дышит, так как поры скорлупы пропускают воздух.) 9. Каковы причины различных сроков прилёта птиц к местам обитания?  ( Сроки связаны с наличием кормовой базы.) 10. Какое значение в жизни птиц имеет пение весной? ( Привлечение самок, показать другим самцам этого же вида, что территория уже занята.) Гейм третий. « Заморочки из мешочка »     Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами вопросов. На подготовку каждого ответа команде даётся 30 с. Если команда не даёт ответа, то вопрос адресуется зрителям, которые за правильный ответ получают  небольшой приз. Один из бочонков с изображением подковы – это  «счастливый случай», он приносит команде три дополнительных балла. 1. Какие причины приводят к исчезновению видов птиц? (Прямое  истребление, уничтожение мест обитания, применение пестицидов и  инсектицидов, беспокойство птиц на гнездовьях и т. д.)     2. Назовите редких и охраняемых птиц вашей местности?     3. Каких птиц называют кричащими, а каких – певчими? (У кричащим птиц  нижняя гортань имеет простое строение, у певчих птиц голосовой аппарат  устроен более сложно.)    4. Почему стрижи улетают из средней полосы России в конце августа,  раньше других птиц? ( В конце августа на высоте, где находятся стрижи,  становится значительно меньше насекомых, хотя на земле их ещё много. Голод пробуждает у птиц инстинкт перелёта.)    5. О пользе воробья сложились противоречивые мнения. Так полезная эта  птица или вредная? ( Воробьи полезные для с/х птицы. Тот небольшой вред,  который они наносят поедая зерно, многократно компенсируется пользой от  поедания вредных насекомых и их личинок.)     6. От чего зависит количество яиц, откладываемых птицей? (От объема тела птицы – сколько яиц она может накрыть и согреть своим телом при  насиживании.)                       Гейм четвёртый. «Ты – мне, я – тебе»    Каждая команда заранее готовят по 3 интересных, каверзных вопроса для  команды противников . На обдумывание ­ 20 с. Жюри не только оценивает  правильность ответов, но и поощряют занимательные вопросы  дополнительными баллами.              Гейм пятый. «Тёмная лошадка: по страницам Красной Книги.»    Ведущий читает вопрос. Команда, которая быстрее поднимет руку –  отвечает первой. Если обе команды не ответили, то вопрос адресуется  зрителям.     1. Удивительно красиво белоснежное оперение этой птицы. Весной, с  наступлением брачного периода, на её спине вырастают и сохраняются до  начала  лета особые чудесные перья, напоминающие своеобразную кружевную накидку. Длинные пучки этих перьев, колыхающиеся при малейшем  колебании воздуха, называют эгретками. Перья этой птицы шли на украшение  женской одежды и ценились очень высоко, но это привело к почти полному её  истреблению. Сейчас охота на эту птицу запрещена. Что это за птица? (Белая  цапля)    2. Эта птица всей своей статью, мощным телосложением, формой головы и  шеи, длинными и сильными ногами  напоминает домашнюю индюшку. Она  может весить до 16 кг. Это самая тяжёлая птица, которая встречается на  территории России. Она обитала раньше на нераспаханных степях, которых  сейчас почти не осталось. Теперь им приходится селиться на полях. Эти  осторожные и недоверчивые птицы вынуждены покидать на короткое время гнездо в поисках пищи. А пока их нет, яйца успевают поклевать грачи. В  результате, этому виду птиц не удаётся простое воспроизводство  численности, популяция их продолжает уменьшаться. (Дрофа)    3. Это, пожалуй, самый экзотический и уникальный представитель птичьей  фауны. Всё в этой птице – розовый цвет оперения, длинная шея, розовые  непропорциональные ноги и красный клюв с чёрным концом, причудливо  изогнутый, ­ производит впечатление чего – то нереального, фантастического.  Охота на этих птиц в нашей стране запрещена. Теперь для сохранения их есть  два заповедника. В настоящее время в местах их гнездования необходимо  создавать заказники.   (Фламинго)     4. Эта утка, живущая в Приамурье и Приморье, по красоте и затейливости  своего наряда не имеет себе равных среди сородичей. В настоящее время  становится всё более редкой. Свои гнездовья устраивает в дуплах старых  деревьев. Теперь на берегах рек остаётся всё меньше глухих участков, старые  дуплистые деревья вырубаются, и эти птицы лишаются пригодных для  гнездования мест. Отрадным является то обстоятельство, что эта чудесная  уточка хорошо живёт в неволе, а при бережном отношении может жить с  человеком в ближайшем соседстве.     (Мандаринка)     5. Эта птица – отличный рыболов. Плавает превосходно, но нырять не  может и ловит рыбу, погружая в воду только голову и переднюю часть  туловища. Гнездится эта птица в дельтах рек Чёрного и Каспийского морей.  Более всего уязвимы эти птицы в период гнездования, так как они устраивают большие гнёзда и скрыться от человеческих глаз для них не представляется  возможным. Поэтому, в настоящее время они занесены в Красную Книгу.      (Пеликан)                           Гейм шестой. « Игра в прятки»      Каждая из команд получает листки с тремя выражениями, в которых,  ничего не изменяя, необходимо найти название цветка и птицы.      1. Мы пойдём по тропинке мимо забора, а Вы Пьер? ( Мимоза, выпь)      2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не менее сорока.       (Ромашка, сорока)      3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка  пролетит – и дома. (Ирис, пеночка)      4. Плывём к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга.            (Роза,   иволга)       5. Ты сегодня кто? – Я сегодня шпион. – Пароль? – У – два, ракушка.          ( Пион, варакушка)      6. А задачки – то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки.          (Шиповник, уточки)                            Гейм седьмой. « Дальше, дальше…»     1. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки?         ( Стрижи) 2. Назовите самую маленькую птицу нашей средней полосы. (Королёк)     3. Какие птицы не летают? ( Страус, нанду, эму, казуар, пингвин)     4. Какая птица может ползать по стволу головой вниз? (Поползень)      5. Какие птицы ночуют в снегу? ( Глухари, тетерева, рябчики)     6. Какая птица ходит под водой? ( Оляпка)      7. Какой из отрядов птиц самый многочисленный? ( Воробьиные)     8. Какие птицы не высиживают яйца?          ( Кукушка, сорные куры, шалашники)    9. Укаких промысловых птиц птенцов воспитывают и самец и самка?        ( Рябчики, белая и серая куропатка)    10. Самая быстрая птица? ( Иглохвостый стриж – 119 км/ч)    11. Какая птица переносит птенцов в лапах? ( Вальдшнеп)    12. Какая птица выводит птенцов зимой? ( Клест)   13. Какая птица самая дальнозоркая? ( Гриф)   14. Какая птица поёт хвостом? ( Бекас)   15. Какая птица носит фамилию писателя? ( Гоголь)   16. Какая птица накалывает добычу на колючки кустарника? ( Сорокопут)   17. Какая птица имеет хвост в форме музыкального инструмента?      ( Лирохвост)   18. Какая птица совершает самый дальний перелёт? ( Полярная крачка)   19. Какая птичка может летать хвостом вперёд? ( Колибри)   20. Какая птица мяукает, как кошка? ( Иволга)   21. Какая птица лает, как собака? ( Самец белой полярной куропатки)   22. Какие куры являются прародителями современных домашних?                   ( Банкивские и кустарниковые куры) Ведущий. Итак, завершена наша игра – состязание эрудитов – орнитологов.         Жюри подводит итоги.  А я , по праву ведущего, обращаюсь к вам со  следующими словами:         « Не пугайте резвых птичек!           Пусть они вокруг порхают.           Крылья их при ярком свете           Словно радуга сверкают.                                      Вы послушайте их песни,                                       Что они поют на воле                                      Ведь певуньи украшают                                      Нам леса, сады и поле.         И в работе очень важной         Нам полезны эти крошки,         Истребляя на растеньях          Червяков и вредных мошек.                                       И сады и нивы с хлебом                                       Нам они оберегают.                                       Не пугайте резвых птичек, Пусть они вокруг летают!       Жюри поздравляет победителей интеллектуальной игры.                                                       Список литературы: 1.Авилова К.А. Позвоночные животные, изучение их в школе. М.,1983.              2. Бианки В. Лесная газета. М.,1986. Бугаев А. Птицы – С.­Петербург “БКК”,  2007 г. 3. Варно Ж. Моя первая энциклопедия Животные. – М. “Омега,2008 г. 4. Детская энциклопедия, "Росмэн", 1994 г. 5. “Страна загадок”. – Ростов­на­Дону, издательство Ростовского  университета, 1993. 6. Стив Паркер Планета животных. – М. “Махаон” 2008 . 7. Шпястный К. «Певчие птицы». М., 1980 г.

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »

Интеллектуальная игра « Птичий остров »

Интеллектуальная игра « Птичий  остров »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017