Предмет преподавания: Информатика
Замысел интеллектуальной игры:
Интеллектуальная компьютерная игра «Мир компьютерных технологий» направлена на расширение кругозора знаний в области информатики, на выявление одарённых и талантливых детей, развитие познавательной активности учащихся, привитие навыков коллективного участия в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх.
Участники:
В игре принимают участие обучающиеся 7 – 8 классов образовательных учреждений города и объединений дополнительного образования, игра проводится между командами из 5 человек.
Название работы: Интеллектуальная игра по информатике «Мир
компьютерных технологий»
Предмет преподавания: Информатика
Замысел интеллектуальной игры:
Интеллектуальная компьютерная игра «Мир компьютерных технологий»
направлена на расширение кругозора знаний в области информатики, на
выявление одарённых и талантливых детей, развитие познавательной активности
учащихся, привитие навыков коллективного участия в викторинах, конкурсах,
интеллектуальных играх.
Участники:
В игре принимают участие обучающиеся 7 – 8 классов образовательных
учреждений города и объединений дополнительного образования, игра
проводится между командами из 5 человек.
Оформление зала и кабинетов:
На центральной стене зала находится надпись «Мир компьютерных
технологий», под надписью – плакаты с изображением основных блоков
компьютера и периферийных устройств. У противоположной стены полукругом
стоят стулья для участников игры. У центральной стены стоит стол, накрытый
сукном, на нём лежат маршрутные листы для команд.
Игра проводится как путешествие по станциям Мира компьютерных
технологий, станции находятся в отдельных кабинетах, на каждом кабинете
вывеска с названием станции.
Суть игры:
Игра проводится в один тур, в ней принимают участие команды по 5 человек.
Всех участников необходимо заранее познакомить с условиями игры.
Суть игры заключается в том, что ребята путешествуют по станциям Мира
компьютерных технологий. На каждой станции выполняют определённое задание
и получают баллы за его выполнение, баллы заносятся в маршрутные листы. В
маршрутных листах указан порядок посещения станций, у каждой команды свой
(Приложение 1). По количеству набранных баллов определяются победители
игры.
Количество станций определяется количеством команд, участвующих в игре и
подавших заявки за 5 дней до проведения игры. Выполнение задания на каждой
станции ограничено временем – 10 минут.
Ход игры:Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья, наши уважаемые участники игры,
зрители, гости сегодняшнего вечера. Добро пожаловать на нашу игру, где вы
можете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и
сплочённости команд.
Интеллектуальная игра «Мир компьютерных технологий» проводится как этап
городского конкурса компьютерных технологий. Победители игры получат
грамоты комитета образования.
Внедрение компьютерных техники во все сферы жизнедеятельности человека
послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины –
информатики. Информатика определяет сферу человеческой деятельности,
связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с
помощью компьютера. Важнейшей задачей изучения информатики является
развитие информационной культуры. Уровень информационной культуры
молодого поколения наряду с общей культурой становится необходимой
характеристикой грамотного и полноценного члена информационного общества.
Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми
он обладает. В процессе изучения информатики надо не только научиться
работать на компьютере, и уметь целенаправленно использовать его для решения
стоящих перед нами задач.
Сегодня вы покажете нам как умеете на практике применять знания и умения,
приобретённые на уроках информатики по освоению информационных
технологий.
В игре принимают участие следующие команды … ведущий представляет
команды и их капитанов. После представления команд капитаны команд выходят
к столу и берут маршрутные листы. Затем ведущий объясняет суть игры, называет
номера кабинетов и название станций, представляет педагогов, которые являются
консультантами на каждой станции. Объявляется временный регламент для
посещения станции и выполнения предложенного задания – 10 минут.
Ведущий представляет жюри из педагогов школ, которые пришли со своими
командами.
Итак, каждой команде известен порядок посещения станций, игра начинается.
Команды расходятся по станциям.
Задания по станциям и критерии их оценки.
Станция «Редактор Word». Учащиеся садятся за компьютеры, им раздаются
карточки с текстом, который необходимо набрать (Приложение 2). Количество
баллов определяется количеством учащихся, которые полностью набрали текст и
отформатировали его. Баллы, заработанные командой вносятся в маршрутный
лист.Станция «Редактор Paint». На Рабочем столе компьютера находится
документ Дом.bmp. Задание: открыть документ через программу Paint, из частей,
находящихся в документе, собрать дом (Приложение 3). Кто правильно
выполнит задание – 1 балл. Если учащиеся нарисуют дополнительные элементы
по оформлению дома, то получают балл за каждый сложный элемент. В
маршрутный лист записывается общее количество баллов, заработанное
командой.
Станция «Вопрос ответ». Каждому участнику команды выдаётся карточка с
таблицей, первый столбик – вопросы, второй – ответы (Приложение 4). Задание:
необходимо каждому вопросу найти соответствующий ответ. Количество баллов
определяется по количеству правильно заполненных карточек.
Станция «Буквенный лабиринт». Материал по этому заданию выдаётся один
на всю команду (Приложение 5). Задание: сначала необходимо ответить на
вопросы к «Буквенному лабиринту», а затем найти это слово в лабиринте. При
выполнении данного задания очень важна сплочённость в группе,
взаимопонимание. Количество баллов – число угаданных и найденных в
лабиринте слов.
Станция «Тест опросник». Каждому участнику команды выдаётся карточка
с вопросами, к вопросам предлагаются три предполагаемых ответа (Приложение
6). Выбранные варианты правильных ответов участники игры заносят на карточку
перфокарту (закрашивают кружок с номером правильного ответа). На карточке –
перфокарте два столбика кружков. По окончании работы педагог показывает
карточку – образец, по которой ребята определяют правильность выполнения
задания. Максимальное количество баллов – 2, за каждый правильно заполненный
столбик. В маршрутный лист записывается общее количество баллов,
заработанное командой.
Станция «Кроссворд». На команду выдаётся листок с кроссвордом
(Приложение 7), который необходимо разгадать. Количество баллов по
количеству разгаданных слов.
Когда команда закончит путешествие по всем станциям, указанным в
маршрутном листе, она возвращается в актовый зал. По мере поступления
маршрутных листов члены жюри подсчитывают баллы каждой команды и вносят
результаты в протокол проведения игры. Победители игры награждаются
Грамотами, остальным участникам игры вручаются Благодарственные письма за
участие. Под звуки музыки команды фотографируются и обмениваются
мнениями между собой.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ШКОЛА № _____
№ кабинета Название станции
Количество
баллов
Редактор Paint
Вопрос – ответ
Тест – опросник
Буквенный лабиринт
Кроссворд
Редактор Word
Всего:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Компьютерный вирус – это маленькая программа, которая умеет «прятаться»
внутри других программ или на жёстком диске и дискете.
Компьютерный вирус очень хитрая программа. Сперва он работает скрытно,
повсюду внедряется, заражает всё что может, а уж потом даёт о себе знать.
Приложение 2Вирус чаще всего заражает файлы программ или игр и запускается вместе с ними,
перехватывая у них управление.
Вирус мешает работать операционной системе, уничтожает файлы и папки,
а иногда полностью разрушает информацию на диске.
Самые же злобные вирусы способны даже вывести из строя аппаратуру
компьютера.
Приложение 3Приложение 4
ТЕСТ «ВОПРОС ОТВЕТ»
Вопрос:
Ответ:
1 В каком режиме отображения
1 Меню Файл – Параметры страницы
документов можно видеть
вертикальную и горизонтальную
линейки?
2 Через какое меню можно задать
2 Клавиша Shift + левая кнопка
расстановку переносов?
мыши3 Приведите примеры панели
3 Разметка страницы
инструментов.
4 Возможные операции с фрагментом
4 Полосы прокрутки
текста.
5 Особая память для хранения
фрагментов при копировании.
6 Продвижение по тексту документа.
7 Рисование правильных фигур.
8 Выбрать размер бумаги и
ориентацию листа.
5 Копировать, вставить, вырезать
6 Сервис язык
7 Стандартная, форматирования
8 Буфер обмена
Ответы: 1 – 3; 2 – 6; 3 – 7; 4 – 5;5 – 8; 6 – 4; 7 – 2; 8 – 1.
Вопросы к «Буквенному лабиринту»:
Приложение 5
1 Глобальная компьютерная сеть _________________.
2 Процесс считывания информации с диска в оперативную память
компьютера ____________________.
3 Последовательность символов, предназначенная для обозначения типа
файла ______________________.
4 Устройство, предназначенное для вывода текстовой и графической
информации на бумагу ______________.
5 Название первой модели жёсткого диска __________________.
6 Программа, предназначенная для «сжатия» файла или группы файлов
_________________.
7 Хранитель экрана __________________.
8 Вертикальная мигающая чёрточка на экране монитора, которая указывает
место появления следующего символа на экране при вводе текста
________________.
9 программа, которая служит для создания и редактирования текста или
графического изображения _________________.
10 Программа, в которой учащиеся работают, испытывая большое
удовольствие ___________.
11 Устройство, предназначенное для ввода пользователем информации в
компьютер ________________.
12 Человек, который работает на компьютере _______________________.
13 Главное управляющее устройство компьютера, предназначенное для
выполнения элементарных математических и логических операций
____________________.
14 Компьютерный «микроб», который заставляет компьютер болеть
_______________.15 процесс разбиения диска на сектора и дорожки
________________________________.
БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ
К У А С К Л А И О Р Н Е
С Р И В А И В Н Т Е О Т
О Р К И Т У Р С К А Н Е
Р П З Н Ч Е А Х И В А Р
И Н А С Т С З
Р К А Т У
П Т Р В А Т А А З В О Р
Р
Р У И Р У
О Р С А Н И Е Р Ф А Й С
Ц Е С М Е Р И А Р Й Е Р
И Г А Т И Р Ш С О Л Д П
А Р М А В О Т А Т К А О
Ф О Р Н Ь Л Е В О З
Ь Л
П З У И Е Д И С К Е Т А
Е О К Р Е ГТЕСТ – ОПРОСНИК
Приложение 6
1 Как обозначается жёсткий диск (винчестер)?
1 С:;
2 D:;
3 А:.
2 Что такое форматирование?
1 процесс изготовления винчестера;
2 процесс подготовки магнитных дисков;
3 процесс изготовления дискет.
3 Сколько данных можно записать на дискету?
1 1,44 Кб;
2 14,4 Кб;
3 1,44 Мб.
4 Что нужно сделать перед выключением компьютера?1 выполнить команду Перезагрузить компьютер;
2 выполнить команду Завершение работы;
3 выполнить команду Завершение сеанса.
5 Минимальная единица измерения информации?
1 бит;
2 байт;
3 1000 байт.
6 Один байт состоит из … битов.
1 16 битов;
2 8 битов;
3 4 бита.
7 На жёстком диске информация записывается …
1 пером;
2 процессом форматирования дисков;
3 намагничиванием.
8 Какое устройство не относится к компьютерам?
1 ноутбук;
2 магнитофон;
3 игровая приставка.
9 Какое устройство в системном блоке предназначено для обработки
информации?
1 процессор;
2 материнская плата;
3 дисковод.
10 Какое устройство служит для длительного хранения информации?
1 оперативная память;
2 жёсткий диск;
3 дискета.
11 Что такое бит?
1 бит – это число 1;
2 бит – это число 0;
3 бит – это двоичный разряд, принимающий значение 0 или 1.12 Из каких частей состоит компьютер?
1 монитор, клавиатура, принтер;
2 монитор, клавиатура, системный блок;
3 мышь, монитор, принтер.
13 Назначение монитора.
1 отображение информации;
2 ввод информации в компьютер;
3 обработка информации.
14 Назначение клавиатуры.
1 обработка информации;
2 ввод информации в компьютер;
3 вывод информации на печать.
15 Для чего предназначен сканер?
1 для вывода информации на печать;
2 для вывода информации на экран;
3 для ввода графической информации с бумаги в компьютер.
16 Назначение модема.
1 ввод информации с листа бумаги в компьютер;
2 передача информации между компьютерами по телефонной сети;
3 печать информации, хранящейся в компьютере.
17 Что такое файл?
1 файл – это единица хранения информации;
2 файл – это единица обработки информации;
3 файл – это единица представления информации.
18 Какое расширение имеет текстовый файл?
1 .zip;
2 .doc;
3 .bmp.
19 Что в переводе с английского означает слово Windows?
1 оборудование Microsoft;
2 программы Microsoft;
3 окна Microsoft.
20 Какая программа из названных относится к операционной системе?
1 Microsoft Word;2 Windows;
3 Norton Commander.
Карточка для учащихся:
Карточка – образец:КРОССВОРД
Приложение 7
По горизонтали:
1 Основное устройство ввода информации. (Клавиатура)
2 «Мозг» машины. (Процессор)
3 Устройство вывода информации. (Монитор)
4 Устройство хранения программ и данных. (Память)
5 Персональные компьютеры предназначены для работы одного человека.
Кто он? (Пользователь)6 Гибкий магнитный диск, предназначенный для временного хранения
информации. (Дискета).
7 Особый тип файла, содержащий информацию, создаваемую и
обрабатываемую пользователем с помощью программ (текст, рисунок и
т.д.). (Документ)
8 Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и
рисунки. (Принтер)
По вертикали:
1 Основной инструмент сбора, хранения и обработки информации.
(Компьютер)
1
3
4
2
5
6
7
8