Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Оценка 5
Конкурсы +1
docx
русский язык
5 кл—6 кл
15.04.2018
Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку
«Счастливый случай»
Цели:
– развитие интереса к изучаемому предмету;
– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.игра
для знанио.docx
Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку
«Счастливый случай»
Цели:
– развитие интереса к изучаемому предмету;
– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Оборудование: материалы, средства
заданиями.
: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с
Оформление доски:
1) Александр Сергеевич Пушкин «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный
в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» .Ему
свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
2) Лев Николаевич Толстой. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где
нужно страстный, где нужно – бойкий и живой».
3) Иван Сергеевич Тургенев : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достижение передано нам нашими предшественниками»
I. Вступительная часть
1. Учитель: 2
Сегодня у нас необычный урок русского языка
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для
30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
Язык национальной гордости и достоинства!
Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора
для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности
мышления и художественного творчества.
Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях
говорили многие.
1) Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «Русский
язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах,
переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна «величавая
плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
2) «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где
нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
3) Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достижение передано нам нашими предшественниками»
Прочитайте, объясните, как вы понимаете смысл высказываний.
Но нередко встречаются такие ситуации:
Сценка "Наши падежи"
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и готовится писать.
Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал
обещание исправиться.”
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.
Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да!
Учитель: Начинай!
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, чтото натворил. Значит, у “поведения” падеж
творительный.
Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !
Вот и всё! Учитель: Даа, разбор получился оригинальный! Несика дневник, Петров. Интересно, какую отметку
ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово “пятёрку”?
3
Ученик: В предложном
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
И сегодня мы проверим свои знания по русскому языку,
II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»
1. Представление команд. ( Название, эмблема.)
Представление жюри
2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»
Вопросы для первой команды
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю.
(Разделительный твердый знак)
Вопросы для второй команды
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).
3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
(Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)
11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).
12. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
13. Сколько согласных в слове денёк? (3)
3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».
«СОБЕРИ СЛОВА».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
1ой команде. (На карточках) 4
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ –
УЧЕНИКИ ( подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
2ой команде.
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА
(загородка)
2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
Для болельщиков:
Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Ответ: У рыб есть зубы.
Какую крупу всегда носит турист?
Ответ: рис
Какая часть линейки не тает?
Ответ: иней
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».
В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает
задание.
1.О чём идёт речь?
«Её заваривают, затевая какоенибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают,
распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников?
(Каша.)
2. О чем идёт речь?
Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от
«родственников». (Яблоко)
1. Отгадайте шараду:
Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёшь ты без труда.
(Ответ: Картина: кар+тина).
4. “Фразеологический зверинец”
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден, как … (волк)
Болтлив, как ….
(сорока)
Здоров, как… (бык)
Нем,
как … 5
(рыба)
5. Сосчитай сколько мягких звуков в предложении:
Хлеб не родится, если не трудиться.
6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.
Каков разум,
а плод сладок.
Корень учения горек,
Красна птица оперением,
а человек знанием.
таковы и речи.
5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».
(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)
1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:
1 команда Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со
своим предком.
(Яблоко от яблони недалеко падает).
2 команда По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений
сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).
2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось
дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного
существительного:
1 команда – ласка
2 команда гусеница
6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».
Вопросы первой команде.
1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)
2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).
3. Назови синоним слова актёр. (Артист)
4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)
5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер
или мягкий воск? (Мягкий характер).
6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)
7. Что означает имя Виктор? (Победитель)
8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).
9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников
истории, искусства. (Музей)
10. «Словообразовательный»
От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова.
Чьё дерево ветвистее, та команда получает 1 очко за каждое слово сад 6
(Рассада, посадки, садовник, садовод, садить , садовый , садик, палисадник , пересадить, подсадить,
высадить, отсадить, обсадить…)
Вопросы второй команде.
1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кемнибудь.
(Сверстник, одногодка)
5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или
тёмная душа? (тёмная ночь)
6. Моё начало — буква алфавита, Она всегда шипит сердито, Второго корабли боятся И обойти
его стремятся. А летом и весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова полетит.
(Ответ: Шмель: ш+мель).
7. Что означает имя Мария? (желанная)
8. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
9. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что
сделанный, изготовленный. (С иголочки)
10.«Словообразовательный»
От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова.
Чьё дерево ветвистее, та команда получает 1 очко за каждое слово сад
7. Подведение итогов. 7 8
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Интеллектуальная игра по русскому языку "Счастливый случай"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.